Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рост, над которым ребенок работает. Некоторые дети работают над тем, чтобы научиться самим занимать себя




Некоторые дети работают над тем, чтобы научиться самим занимать себя.

Когда Джерри пришел в детский сад, он был слабым и беспомощным мальчиком. Плач — его преобладающее общение. Сначала его плач, кажется, говорит: «Я не могу. Захочет ли кто-нибудь мне помочь?» Потом плач меняется на: «Я тоже хочу играть, но не знаю как». Однажды утром в декабре Джерри много хнычет. Он стоит в середине комнаты, повторяя снова и снова одно и то же.

 

Джерри: «Я хочу рисовать. Я хочу рисовать.»

Мис-с С: «Ты хочешь рисовать, Джерри, и у тебя сейчас тяжелое время — как начать».

 

Понимания его желания и того, что мешало ему действовать, оказалось достаточно, чтобы его замешательство сменилось сосредоточенностью. Он сумел обрести самоконтроль, проявить инициативу в том, чтобы подойти к мольберту и начать рисовать. Если бы было только сказано: «Ты хочешь рисовать, Джерри» или «Ты чувствуешь себя слабым, Джерри», это не помогло бы. Он знал, что хочет рисовать, но это было еще не все, что он чувствовал. У него не было опыта самостоятельных действий. Его энергия не контролировалась. Раньше способом удовлетворения его нужд был плач, который обеспечивал немедленную помощь. Ранее он не распознавал свое внутреннее смятение и не мог осознать, что он может заботиться о себе сам.

Некоторые дети с выраженными отклонениями используют их собственные личные символы, работая над ростом. Улавливая сущность их ситуации существования, можно помочь ребенку мыслить социально понятными символами.

Когда четырехлетний Зак пришел в детский сад, он был очень слабым и смущенным. Однажды в феврале он рассматривает изображение корабля в книге о транспорте с воспитательницей-практиканткой. На картинке большая чайка и две маленьких.

 

Зак: «Маленькие птицы — хорошие».

Практикантка: «Маленькие — хорошие?»

Зак: «А большая — плохая.»

Пр-ка: «Большая — плохая?»

Зак: «Да, маленькие хотят стать лучше плохих.»

Пр-ка: «Маленькие хотят стать лучше плохих?»

Зак: «Это моя мама.» (Указывая на большую птицу).

Пр-ка: «Плохая похожа на твою маму?»

(Толкование практикантки слишком эмоционально).

Зак: «Нет.» (Он быстро переворачивает страницу).

 

До самого последнего вопроса воспитательница-практикантка помогала Заку работать над проблемой, но ее последний вывод был слишком пугающим. Внезапно он ясно увидел Жизненный Мир, с которым ему приходится иметь дело, и это было чересчур. Было бы интересно, если бы практикантка спросила: «Иногда ты чувствуешь, что твоя мама похожа на эту птицу?» Возможно, он смог бы продолжать, а затем она, зная его мать, могла сказать: «Когда твоя мама сильно огорчается, ты бы не хотел, чтобы это мешало тебе?» Это та ситуация существования, над которой Зак работал. Здесь важно не то, что он чувствовал, а то, как он мог управлять своей матерью, чтобы она не подавляла его. Одна из задач роста, над которой ребенок работает, это объединение Жизненного Мира.

В первый день в детском саду мы идем играть во двор. Большинство детей хотят кататься на трехколесных велосипедах. Но детей больше, чем велосипедов, и нужно ждать своей очереди. Когда очередь Робина закончилась и ему нужно было отдавать велосипед, он подошел ко мне.

 

Робин: «Вы плохая, потому что заставляете детей передавать очередь.»

Мис-с С: «Тебе нравится велосипед, и ты не хочешь отдавать его?»

Робин: «Вы не должны забирать его у меня. Я пну вас в зад.»

Мис-с С: «Тебе трудно было отдать велосипед? Ты хотел, чтобы твоя очередь длилась дольше?»

Робин: «Да».

 

Он не уходит, как бы стараясь вернуться к взаимоотношениям, поэтому через некоторое время:

 

Мис-с С: «Хотелось бы тебе играть в мяч?»

Робин: «У вас есть мяч? Я хотел бы поиграть в мяч.»

 

Робин был разгорячен нежеланием отдавать велосипед. Дома он научился выражать напряженные чувства. Когда он узнал, что я поняла, то у него исчезла необходимость пинать меня. Он был обеспокоен тем, что выразив таким образом гнев взрослому, он испортил отношения со мной. Важным был тот факт, что без всякого мщения я приняла и поняла его гнев, но он нуждался и в другом действии. Он нуждался в новом приглашении от меня для восстановления наших отношений. Если бы я сказала: «Ты сердишься на меня за то, что у тебя забрали велосипед», это не помогло бы ему. Мое понимание его глубокого желания дольше кататься на велосипеде сделало возможным для него выразить его более глубокое желание поддерживать отношения.

Воспитатель скорее должен чувствовать ситуацию ребенка — проект, который он пытается осуществить, чем просто отвечать на внешние проявления его чувств или на слова. Чувства Робина изменились в ходе беседы. Воспитательница старается быть чувствительной к изменениям и отвечать на них, — в противном случае она только огорчит ребенка и изменения будут происходить гораздо труднее.

Понимание ситуации существования достигает глубин борющегося Я ребенка. Это нелегко и может потребовать много времени. Продолжающиеся неприятности — это сигнал, что нарушено базовое доверие ребенка. Пока это так, воспитатель будет работать с внешними проявлениями.

Дети перестали играть с Майрой. Она привлекательная девочка и хочет играть с другими детьми, но то, как она действует, мешает отношениям. Она выработала очаровательные и изощренные способы контроля над матерью и младшей сестрой. Ей всегда необходимо утвердиться в доминирующей роли; ей необходимо контролировать мир. Майра не хочет, чтобы с ней обращались как с другими детьми. Она чувствует, что если вы действительно любите ее, то предоставите ей особые привилегии.

Однажды, в отведенное для туалета время скопилась очередь. Двое детей ждут, а еще один находится в туалете. Майра пытается занять место на углу, где Матильда ждет своей очереди. Когда Матильда возражает, она пытается встать впереди Рины, которая тоже протестует.

 

Мис-с С: «Майра, Матильда и Рина ждали. Тебе нужно встать в очередь.»

Майра: «Я пожалуюсь на вас моей маме.»

(Мои объяснения не помогли, поэтому я решила показать, что я понимаю ее и других).

Мис-с С: «Майра, ты торопишься побегать. Рина и Матильда, вы тоже хотите побегать. Вы не хотите, чтобы Майра прошла впереди вас, так как вы ждали раньше нее».

 

На следующее утро Джек хочет мыть куклу с длинными волосами. Я объяснила ему, что от воды волосы у куклы спутаются и понадобится много времени, чтобы расчесать их. Он охотно берет другую куклу. Майра слышит это и хочет купать куклу с длинными волосами.

 

Мис-с С: «Майра, вчера ты уже купала куклу с длинными волосами. Мы очень старались, чтобы волосы не намокли, но они намокли и перепутались. Мне понадобилось много времени сегодня утром, чтобы привести ее волосы в порядок. Играй этой куклой, пожалуйста.» (Я даю ей другую, но она бежит к своему шкафчику).

Майра: «Я пожалуюсь маме, что вы не разрешаете мне играть, с чем я хочу.»

Мис-с С: «Вчера тебе понравилось ее купать. Но от воды ее волосы спутались, Майра.»

Майра: «Моя мама разрешает мне купать моих кукол.»

Мис-с С: «Это потому, что куклы твои. А эта кукла принадлежит детскому саду, и я не могу разрешить тебе делать то, что я не разрешаю другим.» (Кажется, она поняла и больше не чувствует, что с ней обращаются несправедливо).

 

Из-за постоянных попыток Майры доминировать детям не нравится играть с ней. Мы обозначаем ее чувства словами, надеясь, что Майра будет чувствительна к ним, но отчаяние мешает ей чувствовать за других. Они для нее — вещи. В один из дней Майра отсутствует. Следующий разговор происходит во время, отведенное для туалета.

 

Мис-с С.: «Сегодня Майры нет. Я надеюсь, что она не заболела.»

Матильда: «Мне не нравится Майра.»

Рина: «Нам она не нравится.»

Мис-с С: «Майра делает что-то, что вам не нравится?»

Матильда: «Когда я пришла к ней домой, она не разрешила мне играть с ее игрушками. Она ударила меня.»

Мис-с С: «Не слишком приятно приходить к кому-нибудь домой, когда не разрешают играть с игрушками.»

Рина: «Со мной она сделала то же самое.»

Мис-с С: «Я стараюсь помочь Майре научиться играть так, чтобы это доставляло удовольствие.»

Матильда: «Потом у нее дома мы делали печенье.»

Мис-с С: «Это было удовольствие.»

Матильда: «Да, мы принесли немного в детский сад.»

Мис-с С: «Печенье было хорошим.»

 

Они выглядят удовлетворенными этим разговором. Я стараюсь помочь им отделить то, что им не нравится от нелюбви в целом. Я хочу, чтобы они смогли сказать ей, когда она обижает их.

Когда другие дети начинают вести себя в игре независимо, то Майра чувствует, что она проигрывает. Она становится слабой, если не может контролировать или доминировать. Когда у нее что-то не ладится, она убегает к своему шкафу, где переживает за себя и ждет, что кто-нибудь придет и любя вернет ее обратно в жизнь. Но это жизнь, которая не принимает Я других с их чувствами.

Майра на той точке, где ее поведение не помогает ей играть с другими детьми. Такой ребенок, как Майра, нуждается в том, чтобы проработать ее страхи быть покинутой. Она боится потерпеть неудачу, если не будет контролировать мир, так как видит в этом единственный способ получить то, что она хочет. Она требует, чтобы мы разрешали ей делать так, как она хочет.

Нам кажется важным не подтверждать и не усиливать чувство, что она может быть покинута, а также не давать ей чувствовать, что она нежеланна. Неуместное поведение не должно наказываться. Мы должны быть осторожны, чтобы обратить Майру не к надеждам только на себя, но к отношениям.

Мы пытаемся укрепить ее желание играть и строить силу ее Эго через успешный опыт. Постепенно у нее появляется желание оставаться во взаимоотношениях. Затем начинается длинный процесс помощи ей в этом.

Как-то утром я нахожусь с несколькими моющими стену детьми в ванной. Майра с плачем подбегает ко мне.

Мис-с С: «Что-то случилось, Майра?»

Майра: «Матильда ударила меня. Она не разрешает мне быть в доме.»

Мис-с С: «Ты играла с ней, и она ударила тебя?»

Майра: «Я помогала строить дом, а она не пускает меня в него.»

Мис-с С: «Ладно, пойдем лучше поговорим с Матильдой».

(Мы идем к ней).

Мис-с С: «Матильда, Майра сказала, что ты ударила ее.»

Матильда: «Она сбила моего малыша, она не должна это делать.»

Мис-с С: «О, она сбила твоего малыша, а ты сказала ей не делать этого.»

(Это заставляет Майру удалиться к выступу окна. Я подхожу к ней).

Мис-с С: «Майра, Матильда не хотела, чтобы ты обижала ее малыша.»

(Она закрывает уши руками).

«Ты не хочешь больше говорить об этом?»

(Я поворачиваюсь, чтобы уйти, полагая, что она хочет подумать над этим, но когда она начинает громко плакать, я возвращаюсь к ней).

«Ты хотела, чтобы я помогла тебе, но я не сделала этого?»

Майра: «Я не сбивала малыша Матильды. Я столкнулась с Матильдой, и она сама сделала это.»

Мис-с С: «Ты не хотела толкнуть Матильду. Если бы ты сказала об этом Матильде, то она бы поняла тебя. Может быть, если мы скажем ей об этом сейчас, она поймет.»

(Она кажется неспособной сделать это).

Мис-с С: «Если ты хочешь, чтобы я пошла с тобой, я помогу тебе.»

(Мы идем к Матильде).

Мис-с С: «Матильда, Майра говорит, что она толкнула тебя, но она не хотела.»

Матильда: «Я делаю ступеньки, и она может войти по ступенькам.»

(Майра счастлива снова войти. К сожалению, она случайно сбивает стену).

Мис-с С: «О, по этим ступенькам трудно подниматься. Нам нужно укрепить стену.» (Я помогаю Матильде снова построить стену. Она не раздражается, так как знает, что это случайность.)

 

Это был тяжелый момент для Майры. Ее ударили и выгнали из дома, который она помогала строить, причем сделала это девочка, которую она ценила больше других. Но она не смогла связать это отвержение с причиной. Матильда могла ударить только тогда, когда напали на ее малыша. Я сделала возможным для них разговор друг с другом, пока они не поняли и не смогли возобновить отношения. В этом процессе две девочки стали взаимодействующими целостностями.

Детский сад — это место, где и воспитатель, и ребенок работают над пониманием роста, который ребенок старается осуществить, и того Жизненного Мира, за который он борется. Ребенок всегда осуществляет проект мира, пригодного для жизни, который он строит с помощью окружающего мира. Цель часто довольно туманна или ошибочна; намерения и методы работы необходимо прочувствовать заново и найти лучший способ. Благодаря процессу взаимопонимания с другими, ребенок становится способным утвердить возможный мир, научается его осуществлять и понимает, что разрушает его. И ребенок может праздновать, когда добивается успеха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.