Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что можно сделать для того, чтобы побудить клиента к поиску.




ПОБУЖДАЮШИЕ К ПОИСКУ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ПРИВОДЯЩИЕ К ЭФФЕКТАМ ПЛАЦЕБО

 

Исследуемые нами вмешательства, приводящие к эффектам плацебо, мы под­разделили на три категории:

1. Вмешательства, которые побуждают клиента к поиску.

2. Вмешательства, которые направляют способность клиента к разрешению проблем на его проблемы.

3. Вмешательства, которые увеличивают число имеющихся в распоряжении клиента стратегий «самопомощи».

 

 

Подобные вмешательства часто представляют собой помощь в выборе и постановке привлекательных целей и усиление веры в то, что метод работы терапевта поможет приблизить эти цели. Кроме того, активному запуску механизма поиска способствует помощь в обретении веры в существование решения проблемы и наличие способности к ее решению собственными силами. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда клиенту оказыва­ется помощь в его поисках подходящей стратегии разрешения проблем (стратегии «самопомощи»). При этом терапевту необходимо устранить пагубное влияние, которое отрицательные эмоции и диссоциация оказывают на сферу поиска. Ограниченная сфера поиска является причиной повторяющихся не­удач клиента при поиске подходящих ресурсов.

Чтобы устранить отрицательные эмоции, их можно сперва «затушить». Кроме того их можно вывести за пределы процесса, используя при этом визу­ально-кинестетическую диссоциацию. Одним словом, терапевт помогает сво­ему клиенту достичь такого состояния, в котором он сумеет с максимальной эффективностью осуществлять поиск в своей памяти. Таким состоянием могут быть, например, расслабленные состояния транса. Там, где сферу поиска ограничивают диссоциативные барьеры, могут быть применены техники инте­грации. Благодаря этому появляется доступ к недоступным частям памяти, из которых могут быть извлечены ресурсы для разрешения проблем.

 

 

1. Позвольте клиенту предпринять какие-нибудь действия в отношении проблемы

При этом необходимо провести четкое различие между обязательным дейст­вием и ритуальным действием. Обязательное действие — это способность принести в жертву финансовые средства и усилия. Тот, кто платит высокую цену ради решения своей проблемы, берет на себя обязательство приложить все усилия для того, чтобы терапия прошла успешно; чтобы получить за свои деньги или усилия определенный результат.

Ритуальное действие, такое как молитва, ношение специальной одежды или украшений, паломничество, приобретение специальных предметов, созда­ние символических изображений и рисунков, само по себе способно побудить клиента к поиску. Соединение обязательной и ритуальной мотивации поиска происходит при выполнении таких действий, как медитация, паломничество, заполнение длинных опросных листов и т. п.

2. Позвольте клиенту осознать, что он способен контролировать собственную ситуацию

Бессильные, беспомощные, зависимые и пассивные клиенты отказываются от поиска ресурсов в самих себе. Они сомневаются в том, способны ли они раз­решить свои проблемы собственными силами; им не хватает веры в собствен­ные силы. Если терапевт постоянно вербальными и невербальными средствами стремится убедить клиента в том, что тот способен контролировать свои проблемы, это может помочь клиенту изменить его позицию и поверить в свои силы. Помогая клиенту в достижении «небольших» успехов и объясняя их его собственными способностями, терапевт тем самым усиливает его спо­собности. Клиент должен почувствовать, что обладает самоконтролем и в со­стоянии предпринимать действия для преодоления своих проблем.

3.Уделите клиенту внимание и время

Это вынудит клиента заняться поиском ресурсов в заданное время. Чем выше авторитет и влияние целителя, тем более важно для клиента то время и вни­мание, которое он ему уделяет, и тем выше его стремление приложить все усилия для нахождения ресурсов.

4.Попросите клиента подумать о будущем, в котором нет проблемы

Постановка цели, как это происходит в НЛП, с одной стороны, позволяет клиенту определить, какие ресурсы ему необходимы (это «направления»), а, с другой стороны, усиливает его мотивацию поиска этих ресурсов. Попросите клиента пофантазировать об идеальном, на его взгляд, будущем; затем попро­сите его репрезентировать подобную фантазию в субмодальностях «осущест­вимость» и «желательность».

5.Усильте веру клиента в качество ваших терапевтических способностей

Статус терапевта и терапии оказывает непосредственное влияние на мотива­цию клиента продолжать поиск. Авторитет определяется субмодальностями, в которых клиент представляет терапевта и его метод работы (см. главу 19, «Социальная панорама»). Невербальная и вербальная коммуникация, усили­вающая данные субмодальности авторитета, активизирует клиента. Поведение, одежда, речь, обстановка могут рассматриваться в качестве факторов плацебо.

6.Вызовите у клиента положительную установку на излечение

Ваш клиент должен верить в то, что его усилия, направленные на поиск ре­сурсов, будут вознаграждены. Если терапевт дает понять клиенту, что у того есть большие шансы на излечение, это может оказывать сильное мотивирующее воздействие. Многие целители не осмеливаются на такой шаг, потому что боят­ся тем самым вызвать у пациента «напрасную надежду»; они сомневаются от­носительно того, не пострадает ли их репутация в том случае, если желаемого выздоровления не произойдет. Часто это становится большой дилеммой. Без надежды не может быть мотивации поиска: поэтому целителям стоит учиться справляться с возможными неудачами по окончании лечения, чем лишать пациентов надежды.

7.Продемонстрируйте поведение-модель в отношении созиданиям деятельности

Вы можете зажечь клиента своим активным и творческим поведением (а иногда активным и творческим поведением других клиентов при групповой терапии). Природная склонность людей перенимать игривое творческое настроение может оказаться в этом случае весьма полезной. При этом от жалоб на проблемы кли­ент переходит к работе над практическим разрешением проблем.

8.Рассматривайте эмоциональные переживания в качестве доказательства действия терапии

Эмоциональные переживания свидетельствуют о том, что «что-то происхо­дит», что терапия действует. Если клиент становится очень эмоциональным, ему еще сильнее хочется, чтобы терапия прошла успешно, и он прилагает для этого еще больше сил.

9.Рассматривайте появляющуюся в процессе терапии физическую боль в качестве доказательства действия терапии

Боль также может оказывать сильное мотивирующее влияние. Необходимо заметить, что в системе убеждений множества людей существует установка, до страдание является необходимой жертвой для улучшения жизненной ситуации. Когда человек испытывает боль, его мотивация выздороветь усиливается.

10.Работайте со своим клиентом перед публикой

Внимание известного терапевта само по себе оказывает мотивирующее воз­действие. А когда к этому добавляется внимание со стороны большого числа людей, мотивирующее воздействие становится необычайно сильным; публич­ная терапия способствует тому, что клиент начинает осуществлять поиск ре­сурсов гораздо более активно.

11. Помогайте клиенту осуществлять поиск подходящих ресурсов систематически и поэтапно

На клиента оказывает очень стимулирующее воздействие, когда при появ­лении у него каждой новой проблемы вы побуждаете его к поиску ресурсов: «Что тебя не устраивает?» и «Что тебе для этого необходимо?» Подход «шаг за шагом» позволяет клиенту значительно ускорить процесс разреше­ния проблем.

12. Акцентируйте внимание клиента на достигнутых успехах

Человеческое сознание фиксирует прежде всего негативное. Поэтому клиен­ты склонны уделять мало внимания терапевтическим достижениям и много внимания неразрешенным проблемам. Старайтесь постоянно акцентировать внимание клиента на достигнутых успехах, что позволит повысить его мо­тивацию.

13. Позаботьтесь о систематическом якорении поведения, позволяющего разрешить проблему

В данном случае речь идет о якорении созидательного состояния, находясь в котором, ваш клиент способен разрешать свои проблемы. Вы сами, ваш рабочий кабинет и любое терапевтическое оборудование должны стать якорями для подобного состояния. При этом терапевтическая ситуация становится стимулом для начала активного поиска ресурсов.

14. Используйте прикосновения, гипноз, глубокое состояние транса, купание, массаж, метафоры, описания случаев из практики, Фанатические эффекты и физическое обследование.

Все, что способно прервать привычные мысли и действия клиента и произвести на него впечатление, может оказывать мотивирующее воздействие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.