Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заполнение» структуры нынешнего состояния




Как только НЛ-программист собрал всю информацию относительно желаемо­го состояния, он приступает к изучению нынешнего состояния клиента. Ниже мы приводим только ответы без вопросов.

Внешнее поведение в нынешнем состоянии выглядит следующим образом:

«Я говорю тихо и взволнованно. Я делаю неловкие, неуверенные жесты. Я дышу часто и не глубоко. Я избегаю смотреть в глаза присутствующим. Я по­крываюсь потом, а мои руки трясутся».

Эмоциональное (внутреннее) состояние в нынешнем состоянии выглядит следующим образом:

«Я чувствую сильное напряжение. Я испытываю чувство страха. Меня охва­тывает сильное волнение, по телу пробегает дрожь. У меня такое ощущение, словно моя грудная клетка сильно перетянута. У меня неприятные ощущения в животе и желудке».

Внутренняя репрезентация в нынешнем состоянии выглядит следующим образом:

«Я думаю: «Все плохо!!! Я вижу, как на лицах слушателей появляется не­понимание и неодобрение. Я мысленно вижу, как они сочувственно качают головами. Я мысленно представляю себе каждый вопрос, который хотел за­тронуть в своем докладе, однако у меня отсутствует общая картина выступления».

Критерии, ценности и убеждения.

«Мне бы очень хотелось быть понятным и компетентным, но мне это не удается».

Возможные варианты

Что отвечает клиент на вопрос относительно препятствий? Обращаем ваше внимание на то, что ниже приводятся различные варианты ответов на вопрос относительно препятствий. Различные ответы являются показаниями для ис­пользования других техник НЛП. Вопрос остается неизменным: «Что мешает тебе делать, чувствовать и думать об этом так, как тебе хочется?» Иными словами: «Что мешает тебе достичь этой цели?» Некоторые ответы имеют отношение к настоящему (внутренние и внешние обстоятельства настоящего момента), Другие относятся к прошлому (причины нынешнего состояния). Препятствия, которые имеют отношение к будущему, уже рассматривались, когда производилось тестирование экологии (требования, предъявляемые к форме целей). Ниже мы приводим описание двенадцати различных возмож­ных ответов и техник, соответствующих структуре переживания, в котором ответы находят свое выражение.

Вариант 1: Отсутствующие поведенческие навыки

Представим себе, что на вопрос «Что тебе мешает» клиент отвечает: «Я про­сто никогда не обучался тому, чтобы выступать с докладом. Я никогда не проходил специальной подготовки. Я не знаю, как это правильно делать. Ко­нечно, я наблюдал за выступлениями других людей, но это всегда касалось совершенно иных ситуаций и совершенно иных предметов обсуждения. С че­го начать свое выступление? И как реагировать, если станут критиковать те вопросы, которые ты еще вообще не поднимал?»

Разновидность препятствия

У клиента нет навыков соответствующего поведения. Он просто никогда не обучался необходимым навыкам. Следовательно, его проблема находится на уровне способностей; это так называемая «как?»-про6лема.

Возможные действия

Речь идет о том, чтобы обучить клиента необходимым навыкам.

Рамка «как будто» (Представь себе, что ты умеешь это делать. Что ты будешь делать в этом случае?)

Перенос ресурсов: Когда тебе удавалось успешно сделать нечто подобное?

Генератор нового поведения.

Моделирование; наблюдение за специалистом в этом деле и перенима­ние его поведения.

Рекомендация клиенту прослушать курс лекций на тему «эффективное выступление перед публикой».

Вариант 2: Отсутствующая мыслительная стратегия

Представим себе, что на вопрос «Что тебе мешает» клиент отвечает: «Ма­териал, который я собираюсь излагать, достаточно сложный. При этом я дол­жен преподнести его таким образом, чтобы все присутствующие все поняли и правильно отреагировали. Все это слишком сложно. Мне трудно удержать все это в памяти. Когда я приступаю к изложению одного вопроса, я забываю обо всех остальных и наоборот».

В: «Тебе когда-нибудь удавалось успешно справиться с чем-то подобным?».

О: «Нет».

Разновидность препятствия

У клиента отсутствует хорошая, так сказать, эффективная стратегия изложе­ния материала. Это тоже пример «как?»-проблемы, проблемы на уровне спо­собностей. Только в данном случае акцент делается не на поведение, а на стратегию. При этом не смогут помочь учебные программы, ориентированные на поведение. Если бы у клиента имелась стратегия изложения материала, он бы, вероятно, сумел его правильно преподнести. Однако эта стратегия у него отсутствует. Он никогда не обучался владению подобной стратегией.

Возможные действия

Улучшение или усовершенствование имеющейся у клиента стратегии.

Перенос эффективной организационной стратегии, которой клиент об­ладает в другом контексте.

Моделирование стратегии изложения материала (в подобной сфере).

Разработка хорошей организационной стратегии, подходящей клиенту.

Вариант 3: Мешающая стратегия

В: «Как происходит так, что тебе не удаются публичные выступления с док­ладом?».

О: «Когда я начинаю, все идет еще не так плохо. Но когда в определенный момент я замечаю, что кому-то это не интересно, или кто-то зевает, или кто-то переговаривается с соседом, я думаю: «Ай! У меня не получается за­интересовать их! Я не способен это сделать!! Я не могу быть хорошим докладчиком!» Потом я мысленно представляю себе свои прошлые неудачи. Потом я начинаю заикаться и теряю суть, и мое выступление заканчивается провалом».

Разновидность препятствия

Клиент использует неблагоприятную, мешающую стратегию: Ve→Ad→Vr→K. Ve (он обращает свое внимание на поведение, которое могло бы свидетельст­вовать об отсутствии интереса)' Ad (на основании этот он делает отрица­тельные выводы относительно: (а) своего нынешнего выступления, (6) своих выступлений в целом, и (в) своей личности в роли докладчика)' Vr (это на­водит его на мысли о его прежних неудачах)' К (тем самым он еще больше погружается в негативное эмоциональное состояние, и это влияет на его по­ведение таким образом, что он делает реальностью то, чего он боялся: ему действительно не удается хорошо выступить)' Ve (при этом у слушателей, возможно, тоже начинает проявляться негативная реакция, тем самым страте­гия подпитывает саму себя, и все продолжается по кругу).

Возможные действия

Изменение «критических» субмодальностей стратегии и тем самым из­менение всей стратегии.

Изменение «критического» этапа стратегии.

Перенос более подходящей стратегии из другого контекста.

Моделирование более подходящей стратегии.

Заякорение совершенно иного продолжения в начале стратегии (Ve).

Использование якорей, например, посредством «Круга Совершенства», для вызова другого эмоционального состояния, в котором осуществле­ние мешающей стратегии становится затруднительным.

Вариант 4: Неблагоприятная личная линия времени

Представим себе, что клиент говорит: «У меня всегда были трудности с пла­нированием. Когда я занимаюсь составлением плана, я всегда сталкиваюсь с проблемами. Я просто забываю, что должно произойти дальше. Кроме того, у меня появляется ощущение, словно у меня еще масса времени в запасе. А по­том внезапно оказывается, что у меня его больше нет; Я должен выступать с докладом, но я совершенно к этому не готов, и все заканчивается провалом».

Разновидность препятствия

Неблагоприятная (для планирования и подготовки к выступлению) личная линия времени. В этом случае необходимо наличие большей диссоциации и более ясной репрезентации будущих выступлений.

Возможные действия

Изменение личных линий времени.

Представим себе, что клиент говорит: «Когда я чувствую себя так, как я чувствую себя в подобных ситуациях, у меня ничего не получается. У меня появляется такое ощущение, словно я иду на бойню. Разумеется, это вполне логично, учитывая мои отрицательные впечатления, связанные с подобными ситуациями. И прежде всего напряжение. Я чувствую такое напряжение, что не могу сосредоточиться, и все заканчивается неудачей. Попробуй-ка быть компетентным, когда стоишь перед публикой, дрожа от волнения и заикаясь от страха».

Разновидность препятствия

Мешающее внутреннее состояние. Эмоциональное состояние настолько силь­ное, что блокирует имеющиеся у клиента способности. При этом проблема час­тично связана со стратегией (стоять перед публикой, дрожа от волнения, значит быть некомпетентным), однако основной акцент приходится на эмоции.

Возможные действия

Перенос ресурса (улучшение внутреннего состояния).

«Круг Совершенства».

Коллапс якорей: объединение данного состояния с по меньшей мере та­ким же сильным положительным состоянием.

Цепочки якорей (прежде всего в том случае, если переход из нынешне­го состояния к желаемому эмоциональному состоянию не может быть осуществлен в один этап).

Вариант 6: Непонятная эмоция/поведение

«Я и сам ничего не понимаю. Во всех других ситуациях я могу спокойно и четко излагать свои мысли. Я меня это получается просто замечательно. Но когда я стою перед публикой, у меня внезапно появляется ощущение опасно­сти. И тогда я часто думаю: С чем это может быть связано?! Но я действительно это ощущаю...».

Разновидность препятствия

В данном случае — как и в предыдущем варианте — у клиента присутствует мешающее ощущение, но его причина не поддается объяснению. Клиент не может объяснить, почему он испытывает подобное ощущение. Это ощущение не соответствует его самовосприятию.

Возможные действия

Изменение Личностной Истории.

Вариант 7. Подавляющие эмоции

Представим себе, что клиент отвечает: «Как только я начинаю думать о соб­рании, меня тут же охватывает паника. Как только я встречаю где-нибудь слово «планирование», мое сердце уходит в пятки. В этом случае мне срочно требуется что-нибудь выпить, чтобы снять напряжение».

Разновидность препятствия

В этом случае речь снова идет о мешающих эмоциях, но на этот раз исключи­тельно сильных и подавляющих. Подобные сильные эмоции, вероятно, имеют психотравматическую предысторию, поэтому обращаться с ними нужно вни­мательно и осторожно. При работе над данной проблемой на поверхность может выйти целая волна эмоций, сбивающих клиента с толку и расшаты­вающих его нервную систему. Само по себе это не является проблемой, одна­ко подобная работа требует от НЛ-программиста хорошей подготовки.

Возможные действия

Тройная диссоциация.

Паттерн быстрого лечения фобий.

Возможное направление к (психо)терапевту.

Вариант 8: Несогласованность

«Как правило, я не подготовлен или слабо подготовлен к подобному выступ­лению. Каждый раз я даю себе слово основательно подготовиться к следую­щему выступлению, но этого никогда не происходит. У меня постоянно нахо­дятся другие неотложные дела. Но иногда у меня создается впечатление, что мне этого просто не хочется. Все это так странно, иногда я кладу свои бумаги у двери, чтобы взять их домой, а потом я о них просто забываю».

Разновидность препятствия

В какой-то мере клиенту этого хочется, в какой-то нет. Он несогласован: одна его часть противится подготовке, препятствует подготовке и, возможно, само­му выступлению.

Возможные действия

Коммуникация с частью.

Шестишаговый рефрейминг.

Вариант 9: Внутренний конфликт

«Я выполняю эту работу на протяжении многих лет, но мне этого никогда не хотелось. Когда я был молод, я представлял себе свою жизнь совершенно иной. Я думал: Я позанимаюсь этим некоторое время, до тех пор, пока не накоплю достаточно денег и не пойму, чего мне в действительности хочется. Но мне так и не удалось ничего изменить. И теперь я часто думаю: На что я, собственно, трачу свое время? Неужели это все?».

Разновидность препятствия

Внутренний конфликт. Одна часть хочет выполнять работу, а другая часть протестует: эта работа стала символом несбывшихся надежд. Данная ситуация похожа на предыдущий вариант (несогласованность), но в случае несогласо­ванности большая часть выступает за работу, а меньшая (но сильная) высту­пает против. В случае же внутреннего конфликта обе стороны примерно оди­наково сильны; их соотношение примерно 50/50.

Возможные действия

Переговоры между двумя частями.

Коммуникация с частями.

Вариант 10: Проблемы взаимоотношений

«Проблема заключается прежде всего в том, что я ужасно злюсь на этих людей. Я работаю, прилагая все свои усилия, а эти господа с толстыми сигарами во рту оценивают, достаточно ли хорошо то, что я сделал. Они сами-то когда-нибудь делали что-то подобное? Они получили свои должности благодаря своим свя­зям, а не потому, что на что-то способны... Если мои идеи окажутся толковыми, они станут считать их своими собственными. Если же меня постигнет неудача, им не будет до этого никакого дела, ведь это был мой проект...».

Разновидность препятствия

Речь в данном случае идет о проблемах взаимоотношений.

Возможные действия

Техника «внутри-снаружи».

Переговоры с начальством/коллегами.

Возможная постановка новой цели (другая работа?).

Нахождение обратной связи на основе позитивных намерений.

Вариант 11: Проблемы, связанные с окружением

«На моей работе мы сейчас переезжаем на другое место. Поэтому я не могу найти свои бумаги, а мой компьютер подключен к сети, которая уже три не­дели бастует. Поэтому я не знаю, о чем именно должен говорить на своем выступлении».

Разновидность препятствия

Проблемы с окружением. У клиента нет возможности подготовиться. При этом возникает вопрос, связано ли это каким-то образом с его субъективным восприятием? Хотя: почему с подобной проблемой он обращается к HJI- программисту? Почему он не идет с ней к своему начальнику? Возможно, паттерн заключается в том, что существует необходимость в изменении...

Возможные действия

Новые целевые установки: Что тебе нужно для того, чтобы осуществить необходимые изменения в своем окружении?

Стимулирование гибкости (ТОТЕ с множеством различных операций).

Вопрос: В какой степени ты склонен приписывать проблемы, связанные с окружением, своим собственным психическим затруднениям?

Вариант 12: Неблагоприятная система убеждений

«В данной ситуации никто не сможет выступить успешно. Это просто невоз­можно. А если бы это даже и было возможным, у меня бы это все равно ни­когда не получилось, потому что я не умею гладко говорить. Кроме того, я не настолько хорошо знаю этот материал, чтобы излагать его с такой уверенно­стью...».

Разновидность препятствия

Неблагоприятные убеждения как в отношении самой возможности (это вообще невозможно), так и в отношении своих собственных способностей (я этого не могу, и я никогда не смогу этому научиться, потому что у меня такая натура, я не умею гладко говорить), а кроме того в отношении вопроса о том, заслужива­ет ли он этого (я не заслуживаю успеха, так как знаю недостаточно).

Возможные действия

Ряд вербальных рефреймингов.

Техники изменения убеждений, как, например, «Рефрейминг на линии жизни» или Реипринтинг».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.