Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественной культуры 1 страница




Информационный (духовно-содержательный) аспект

 

Средневековье – последний относительно целостный тип художественного развития. Медленный темп развития средневековой культуры.

«Структуры повседневности» в культуре средних веков.

Средневековая мода (одежда, обувь, украшения, причёски).

Средневековая трапеза. Еда как феномен культуры. Кулинарное искусство. Повседневный рацион средневекового человека (хлеб, напитки, рыба, мясо, сыры и масла). Место вина в средневековой трапезе. Посты и праздники. Сервировка стола, посуда.

Развлечения и зрелища. Уличные шествия. Казнь как зрелище. Феномен юродства. Псовая и соколиная охота. Спортивные и военные игры. Разновидности турниров.

Демографические процессы Средневековья: продолжительность жизни, половозрастная стратификация, детская смертность. Факторы, определяющие продолжительность жизни.

Средневековое образование. Школа, её статус и разновидности. Формирование университетов. Университет как корпорация. Учебный процесс (лекции, практикумы, репетиции, диспутации). Схоластика как образовательная норма. Быт и нравы студентов.

Книга и библиотеки в системе средневековой культуры.

Болезни в средние века. Личная гигиена, недоедание, зависимость человека от изменений природно-климатической среды как факторы, способствующие распространению болезней. Эпидемии и панэпидемии. Ремесло врачевания и отношение к врачевателям. Больницы и лепрозории. Амулеты и «лекарства». Научная медицина.

Отношение к смерти. Смерть как «великий отсутствующий» (Ж. Ле Гофф). Схема Ф.Арьеса эволюции восприятия смерти («прирученная смерть», «твоя смерть», «своя смерть»). Взаимоотношение языческих и христианских моделей отношения к смерти. Смерть как фобия. Идея загробной жизни Страшного суда. Похороны и погребальные обряды. Завещания. Места и типы погребений как знаки социального статуса. «Лики смерти» в искусстве.

Четыре подтипа средневековой культуры:

фольклорный (народный);

христианско-спиритуалистический (религиозный);

рыцарский (светско-аристократический);

бюргерский (светско-городской).

Фольклорная культура.

Проблема и полисемантика термина «фольклор» в современном гуманитарном знании. Первоначальное значение термина – народная культура (В.С.Цуккерман). Традиционное понимание фольклора как сферы поэтического, музыкального, танцевального и актёрского художественного творчества. Возможность и правомерность включения в понятие фольклора пластического фольклора (М.С.Каган, А.Я.Гуревич)) – художественных ремёсел и крестьянской архитектуры. Сложность обнаружения фольклорной культуры в «чистом виде» (отсутствие письменных источников, невычленимость народной культуры из общего культурного массива, сращение народных верований, мифологических образов с элементами христианского, церковного мировоззрения, т.е. многослойность сознания любого человека средневековья): религия не только заменяет языческие верования и обряды, но и приспосабливается к мифологическим представлениям и культовым процедурам, образуя различные синтетические формы. Эти формы называют «причудливой амальгамой» (Н.М.Никольский), «синкретическим комплексом» (Г.А.Носова), «причудливым сплавом христианства с фольклорной культурой масс» (А.Я.Гуревич). О русском средневековье многие писали, что русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение.

Невыделенность художественной деятельности из материально-производственной, медицинской, культово-обрядной практики (М.С.Каган).

Стабильность образа жизни и труда крестьян.

Консервация в средневековой народной культуре принципов, на которых строилась первобытная культура:

· синкретизм материально-духовно-художественной деятельности;

· органическая связанность эстетического сознания и познавательного, ценностного, эмоционально-рационального отношения крестьян к природе;

· категориальная аморфность эстетического сознания;

· морфологическая аморфность художественной практики;

· коллективно-анонимный характер творчества;

· отсутствие письменности;

· преобладаниеобразно-эмоционального начала над интеллектуально-рациональным.

Причины многообразия фольклорных форм в пределах одной национальной культуры:

-зависимость народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций;

-ограниченность контактов между крестьянами не только разных стран, но и разных районов.

Мифологичность – основа творческого метода, характерного для средневековой культуры – «мифологического реализма» (Е.Н.Устюгова). Мифологичность идеологии крестьянских войн: например, Пугачёв в народном сознании превращается в истинного и законного «царя-батюшку» (М.С.Каган). Противопоставление в народном искусстве тяготам повседневной жизни, её драматической реальности идеального, фантастического бытия.

Искусство как реализация права народа на творческий вымысел, игру. Утверждение культа физической силы (богатыри, великаны, сапоги-скороходы, гигантские мечи).Отождествление «мудрости с силой» (В.В.Бычков), независимо от нравственной оценки её применения.

Связь фольклорной культуры с бунтарским потенциалом крестьянства.

Средневековая деревня как основной очаг народной культуры.

Соответствие художественного сознания средневекового крестьянства «варварской модели мира» (Е.Н.Устюгова). Бифункциональность фольклорного искусства (сочетание художественной и утилитарной функций).

Феномен карнавала. Карнавал (от лат. carrus navalis – потешная колесница, корабль праздничных процессий или от лат. carne, vale! – прощай, мясо!) – время уличных маскарадов и других народных развлечений в период от Рождества до обязательного окончания в «Среду пепла». В этот день – священники окунают палец в особый пепел и изображают им крест на челе молящихся или просто посыпают пепел на головы со словами «Помни, человек, яко земля еси и в землю отыдеши».

Карнавал считается остатком древнеязыческих весенних празднеств: Осириса в Египте, Диониса в Греции, Сатурналий и Луперкалий у римлян и др. Церковь боролась с такими праздниками, но они особо долго держались во Франции и Бельгии – в форме сумасбродного святочного народно-религиозного «праздника дураков», во время которого уничтожались всякие перегородки между сословиями и устанавливались равенство и устраивались шествия под предводительством временно выбранного «епископа/папы/короля дураков». Общим лозунгом было: «Мир вверх дном!». Одним из эпизодов этого праздника был «праздник ослов» (festum asinorum), в память того осла, на котором Христос въезжал в Иерусалим или того, на котором Богоматерь с младенцем бежала в Египет. В период Возрождения карнавал прочно обосновался в сфере народной культуры. Проведением карнавалов особенно славились Венеция, Рим, Париж, Кёльн.

Своеобразие народной культуры наиболее ярко появляется в смеховой культуре народа.

Феномен смеховой культуры средневековья (по работе М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средних веков и Ренессанса»). М.М.Бахтин подразделяет все многообразные формы народной смеховой культуры на три основных вида:

1. Обрядово-зрелищные формы. К ним относятся празднества карнавального типа, «праздники дураков», «праздник осла», «пасхальный смех». Кроме того, почти каждый религиозный праздник имел свою народно-площадную сторону (храмовые праздники, праздник сбора урожая и др.). Стержнем всех обрядово-зрелищных форм является смех. В этих формах создавался второй мир – неофициальный, несерьёзный, внегосударственный, внецерковный. Двумирность – характерная черта культуры, начиная с глубокой древности. Уже в мифологии существовали рядом с серьёзными культами и мифами «ритуальный смех», смеховые и бранные мифы, рядом с героями – пародийные двойники. Однако в древнейших культурах две стороны мира были одинаково священны. В средневековой культуре все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны. Эта – другой мир, а не оборотная сторона единого мифологического мира. Карнавал – это сложная система площадных и уличных действий, шествий. Он длится несколько дней. Это не чисто художественная игровая форма, это сама жизнь, но оформленная игровым образом. Карнавал не делит участников на исполнителей и зрителей. Карнавал не смотрят, в нём живут. Карнавал всенароден, в нём живут все. Живут в карнавале по законам свободы. В этом смысле предшественником карнавала являются римские сатурналии. Характерными фигурами карнавала являются шуты и дураки. Они – носители карнавального начала и находятся на границе жизни и искусства: они не просто чудаки или глупые люди, но и не комические актёры. Карнавал – это праздничная жизнь народа. Празднество – важная первичная форма человеческой культуры. Её нельзя объяснить, исходя из практических условий жизни. Празднество всегда имело в культуре существенный и глубокий – миросозерцательный смысл. Празднество всегда имеет отношение к времени, его кризисным, переломным моментам (например, смерть и рождение). Официальные праздники всегда серьёзны. Карнавал – торжество смеха, свободы. На время карнавала отменялись все иерархические отношения, и все считались равными. Между людьми устанавливались вольные, фамильярные контакты, вырабатывались особые формы площадных жестов, речи. Особое пространство и время карнавала требовало особо изменчивых (протеических), игривых форм. Формируется особая логика обратности, наоборот, наизнанку, логика непрестанных перемещений верха и низа («колесо»), лица и зада. Второй мир – это пародия на первый, но пародия не отрицающая, а возрождающая и обновляющая. Специфические черты карнавального смеха:

· праздничный (это индивидуальная реакция на то, что смешно);

· всенародный (это смех «на миру»);

· универсальный (он направлен на всех, даже на участников);

· амбивалентный (весёлый, ликующий и – насмешливый, т.е. одновременно утверждающий и отрицающий).

2. Словесно-смеховые произведения (устные, письменные, пародийные тексты); это многообразные произведения на латинском и народных языках. Писались пародии почти на все моменты церковного культа и вероучения. К «священным пародиям» относятся «Литургия пьяниц», «Литургия игроков», к пародийным завещаниям – «Завещание осла», «Завещание свиньи». На народных языках писали пародийные молитвы, проповеди, пародийные эпосы животных, рыцарские романы, «прения карнавального типа», «хвалебные слова» и др. Одна из самых ярких форм смеховой литературы – комическая пьеса Адама де ля Аля «Игра в беседке». В той или иной степени карнавализации подверглись жанры миракля и моралите. Глубоко карнавализованным жанром позднего средневековья являются сот и. Забавно, что вся эта литература «терпелась» церковью.

3. Фамильярно-площадные речения. Условие формирования площадных речений – снятие социальных перегородок между людьми. Кроме того, в этой форме карнавала проявляются некоторые элементы древнего обряда побратимства. Для фамильярно-площадной речи характерны ругательства, иногда довольно длинные и сложные. Они обычно грамматически и семантически обособлены и воспринимаются как самостоятельные, законченные, подобно поговоркам. Поэтому ругательства – особый жанр фамильярно-площадной речи. Генетически ругательства связаны с магическими, заклинательными формулами. Особый интерес представляют срамословия божества, которые были необходимым элементом древних смеховых культов. Эти ругательства были амбивалентны (снижали и возвышали, умерщвляли и возрождали), что и унаследовали карнавальные ругательства. Потеряв магический характер, карнавальные ругательства приобрели универсальность и глубину. К фамильярно-площадной речи относится клятвы и божба. Они так же, как и ругательства, характеризуются изолированностью, завершённостью и самоцельностью. Фамильярно-площадные речения – тот речевой резервуар, где скапливаются все запрещённые в официальном общении виды речи.

Религиозная культура.

Религиозное сознание и его конкретные конфессиональные формы: христианская, иудейская, мусульманская, буддийская, индуистская.Соотношение веры и разума в религиозном сознании средневековья и три основных решения этой проблемы (Августин Блаженный, Фома Аквинский, Тертуллиан). Формирование сект и ересей (протестантские разновидности в Европе, раскольничество в России и др.).

Основные проблемы изучения религиозной культуры: место религиозного сознания в культуре средневековья; закономерности вытеснения языческих верований монотеизмом; взаимоотношение монотеизма со светскими формами мышления – политической, нравственной, юридической, научной, философской, эстетической, художественной.

Высокий уровень развития абстрактного мышления как предпосылка перехода от языческого многобожия к монотеизму: священные книги иудеев, христиан, мусульман перестают быть образно-иллюстративными, притчеобразными, мифоподобными, а превращаются в обобщённое теоретическое изложение догматов веры, в «стройную, логически организованную теорию» (З.Миркина, Г.Померанц).

Научные «соблазны» христианства, формирование теологии и богословия. Параллельное формирование представлений о единобожии и представлений о единосущности бытия (М.С.Каган).

Социально-психологические факторы формирования монотеизма. Трактовка единого Бога как «абстрактного деперсонализированного Духа: для реализации его замыслов нужны конкретные существа – способная родить сына женщина, сам сын в образе человека, святые люди, пророки, апостолы, ангелы» (М.С.Каган). Абстрактность бога как причина трудности его усвоения народным сознанием и процесса сознательной религиозной контаминации «старых» и «новых» богов.

Зеркальное отражение феодальной структуры земледельческого общества в религиозном сознании.

Императорский тоталитаризм – «модель для всех монотеистических религий»: «богу в любой его интерпретации присваивалось звание Царя небесного, Господина, Пантократора, Вседержителя, Высшего Судии, а все его приближённые – пророки, апостолы, архангелы и просто ангелы – выстраивались в соответствии с иерархией придворной челяди» (М.С.Каган). Тотальная иерархичность – «проявление порядка, внесённого божественным разумом в бытие» и «гарант его совершенства и неизменности» (М.С.Каган).

Антиномичность бытия, его двухслойно-иерархическое расчленение. Бинарно-иерархическая структура бытия: небесное/земное, божественное/человеческое, вечное/смертное, идеальное/реальное, естественное/сверхъестественное и т.п.

Отождествление во всех постязыческих религиях и их философских обоснованиях понятий «дух», «духовное» со Святым Духом и закрепление за его служителями понятия «духовенство». Утверждение спиритуализма и изменение сенсорной доминанты культуры (М.С.Каган).

Смена чувственной активности воспринимающего сознания на активность мыслительной деятельности (Е.Н.Устюгова). Переход «из пространства внешнего мира во внутреннее пространство человеческого сознания» (С.С.Аверинцев).

Условия и причины возникновения христианства. Христианство как вероисповедальная связь. Христианство как новая всемирная религия. Христианская доктрина и христианская мифология. Христианство как «санкционированный обычай» и возможности «вторичной мифологизации» (С.С.Аверинцев). Этнический состав приверженцев новой веры. Христианство как исторический синтез религий Востока и традиций греко-римской античной философии. Античное наследие «рефлективного традиционализма» (С.С.Аверинцев) и формирование теологического сознания.

Язычество и христианство. Образы главных божеств. Ваал (Баал) – библейское название бога семитов-язычников Палестины, Финикии и Сирии, этимологически означающее «хозяин». У евреев это имя служило синонимом самого низменного идолопоклонства и никогда не прилагалось к своему Богу. Ваал олицетворяет мужскую производительную силу и действует через свою жену Астарту, которая представляет воспринимающую, пассивную силу природы. Культ Ваала состоял в разнузданном сладострастии. Внешним символом Ваала является колонна (фаллос) с усечённой вершиной. При капищах Ваала жили блудники и блудницы (кедешимы и кедешомы), зарабатывающие себе на жизнь блудом. Память об этой распущенности увековечена легендой о городах Содоме и Гоморре. Симптоматично и поучительно, что, несмотря на горькие уроки, культ Ваала всегда был особо манящим и соблазнительным. Вероятно, культ Яхве был слишком высок для обыденного сознания народа, в связи с чем «чувственно-осязательный» образ Ваала оставался неизменно притягательным (А.П.Лопухин).

Вельзевул – библейское название сиро-финикийского бога мух. Считался главным виновником «болезни бесноватых».

Новый тип духовности: Вера, Надежда, Любовь.

Вера – «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств… сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта…основание веры лежат глубже знания и мышления, она по отношению к ним есть акт первоначальный, а потому и сильнее их» (В.Соловьёв).

Любовь «с точки зрения нравственной философии есть сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в любви родительской; 2)благоговение (pietas), преобладающее в любви сыновней и вытекающей из неё религиозной, и 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с первыми элементами – жалостью и благоговением – образуют человеческую форму половой или супружеской любви» (В.С.Соловьёв).

Понятие греха. Грех – любое отступление от заповедей и нарушение закона Божьего.

Виды грехов (П.П.Васильев):

· грехи опущения (не исполняется то, что повелевается);

· грехи нарушения (совершается то, что не разрешено);

· грехи вольные (совершённые сознательно);

· грехи невольные (совершённые по незнанию, неосмотрительности или по слабости);

· грехи простительные (совершённые по физической немощи с нежеланием или с осуждением поступка);

· грехи тяжкие (совершённые с упорством в грехе и преданности злу);

· грехи смертные – (против св. Духа: хула на Бога, сомнение в Божьей милости, дерзкое упование на божественную благодать).

Семь смертных грехов: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень (или уныние). Список семи грехов приводится в сочинениях христианских теологов и духовных писателей; он не опирается на библейские тексты, но становится общепринятым со времён Фомы Аквинского. Данные семь грехов выделены не потому, что это самые тяжкие или самые великие из всех грехов, а потому, что они неизбежно влекут за собой другие грехи.

Геенна – новозаветное название ада (букв. – Геном), долина Еннома, расположенная на юго-востоке от Иерусалима, где древние иудеи приносили детей в жертву Молоху. Позже для «осквернения» этой долины туда свозили трупы животных и нечистоты. Для обезвреживания очага заразы там постоянно поддерживали огонь (геенна огненная).

Основные черты христианской религии (Б.М.Мелиоранский):

· спиритуалистическое единобожие, учение о троичности Лиц в едином существе Божества;

· понятие о Боге как об абсолютно совершенном Духе, об абсолютной Благости и Любви;

· учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию;

· учение о равенстве всех людей в их отношении к Богу: все равно возлюблены им, все предназначены к вечному блаженству, всем даются средства к достижению этого предназначения – свободная воля и божественная благодать;

· учение об идеальном назначении человека, которое заключается в бесконечном, всестороннем, духовном совершенствовании;

· учение о полном господстве духовного начала над материей;

· учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире;

· учение о Богочеловеке.

Таким образом, христианство – это религия «гармонии материи и духа», она облагораживает все сферы человеческой деятельности.

ИменаБога в христианстве.

Ягве (Яхве, Иегова) – «имя Божества, с которым выступал на сцену истории еврейский народ. Из бога племени Ягве постепенно превратился во вселенского бога. Местом пребывания Ягве считается гора Синай. Вариант имени Ягве Иегова этимологически объясняется как «Я есмь сущий». Имя Ягве сначала окружалось священной тайной, а позже вышло из употребления и заменилось именем Адонаи. Называть бога именем Ягве разрешалось только священникам при храмовом богослужении. Адонаи (от др.-евр. господин мой – в славянской и русской Библии переводится словом Господь).

Саваоф (от евр. цеваот, мн. число от цавасила, воинство, сонм) – в отличие от других имён подчёркивает особенное свойство божества – всемогущество, образ которого заимствован от воинства. В этом имени усматривают «идею Бога как всемогущего Владыки всех сил неба и земли, так как по библейскому представлению звёзды и другие космические явления – тоже своего рода воинства, повелитель которых есть Бог как Ягве Саваоф – Господь сил» (А.П.Лопухин).

Бог как нравственный идеал. Личностное понимание бога. Специфика христианкой троицы. Бог и его ипостаси (греч. – основание, сущность).

«Неслиянно и нераздельно» – «универсальная для христианства схема отношений божественного и человеческого, трансцендентного и имманентного» (С.С.Аверинцеев).

Образ Иисуса Христа – центр эстетического мира христианства. Иисус Христос (греч. перевод евр. машияхпомазанник) – мессия, сын человеческий, раб Ягве, Логос и т.п., в христианстве – Спаситель мира. Ихт и с – (греч. – рыба) – древняя монограмма Христа, аллегорически изображалась в виде рыбы.

Христианский образ человека (бинарность тела и духа). Культ страдания и возвышения души.

Раннее христианство. Господство аскезы и её различные проявления в монашестве, буддизме, йоге, у доминиканцев, францисканстве. Аскетизм как образ жизни и норма поведения.

Аскеты (от греч. упражнение в добродетели, в подчинении своей воли) – постники, молитвенники, которые не налагали на себя обетов, как потом монахи, но проводили свою жизнь в постах и молитвах. Аскеты могли обходиться без еды несколько дней, не употребляли мяса, носили особую одежду (коричневую или чёрную, поверх которой надевали «плащ философов» – pallium). В ранней церкви аскеты – наиболее верные её служители, многие из которых были названы св. мучениками. Аскеты – предшественники монахов.

Монашество – организационная форма, обеспечивающая аскетический образ жизни. Аскетизм и монашество – типологически общее явление средневековой культуры (аскетизм молодого Будды, аскетические практики йоги, русские монашеские скиты и др.). Возникновение монашества (Египет, конец 2 – начало 3 вв.). Региональные особенности раннесредневекового монашества.

Монашество на Востоке. Отцом монашества считается св. Антоний Великий (ок. 250 – ок. 355 гг.). Хотя не он первым ушёл в пустыню, он стал первым последовательным и ярким представителем пустынного жительства, отшельником-учителем, «освятившим» монашескую жизнь. Но отшельничество не каждому было по силам, многие в нём дичали умственно и нравственно. Поэтому возникло общежительное монашество – киновитное (основатель – Пахомий Великий,? - 348 гг.).

Возникновение монашества в форме анахоретства(отшельничества) и кинов и и(общего жития).

Анахоретство(от греч. отшельник, пустынник) – единожитие, одна из ранних форм монашества, появилась в 3-4 вв. Некоторые анахореты подвергали себя мучениям: голодали, носили на голом теле для усмирения плоти (иногда – тайно) железные кандалы, оковы, цепи (вериги).Инок – монах (букв. – одинокий).

Крайние формы аскетического самоотречения:

· затворничество – монах не выходил из кельи в течение десятков лет, не видел людей и только через окошко затвора беседовал с ними и получал необходимое;

· молчальничество – монахи давали обет непрерывного молчания;

· столпничество – известно с 4 в.; столпники (подвизавшиеся на столпах) – монахи, затворившиеся в башне («столпе»); первым столпником был Симеон Столпник (353-459 гг.), который сначала поселился в окрестностях Антиохии на горе, в заброшенной хижине, приковав себя одним концом цепи к ноге, другим – к забору; однако епископ Антиохийский приказал ему снять цепь, так как «можно владеть собой и без оков». После этого Симеон придумал тот вид подвижничества, который и стал называться столпничеством. Он огородил забором, за который никто не имел права входить, небольшое пространство, в центре которого поставил столб с площадкой наверху для стояния и сидения. На ней он проводил б о льшую часть времени, не обращая внимания на время года и погоду. Он всё время молился и «клал поклоны» (по свидетельствам очевидцев, – более 1250 поклонов в один приём), а в праздники стоял от заката до восхода, молитвенно простирая руки. Так он прожил более 40 лет.

· Множество подвижнических форм, которые «славились» своей дикостью и осуждались церковью: ходившие нагими, спавшие на земле, не моющие ног, имеющие грязь по всему телу, никогда не стригшие волос и др. (Ф.А.Смирнов).

Киновитное монашество – более «мягкая» форма отшельничества, «общее житие». Монахи жили по кельям (от одного до трёх). Определённое количество келий составляло лавру. Монахи работали: обрабатывали землю, плели циновки, корзинки из тростника. Позже развиваются ремёсла: кузнечное, лодочное, кожевенное, ткаческое и др. По уставу монахи должны были раздавать излишки бедным, но на практике это часто не соблюдалось и, в связи с этим, у монахов появлялась «частная собственность».

«Модель поведения» монаха была очень жёсткой: поддерживать родственные связи считалось грехом; монахи не должны были приближаться друг к другу «ближе, чем на локоть»; во время трапезы монахи должны были так надевать свой капюшон, чтобы не видеть соседей; спать полагалось в отдельном, очень тесном и запертом помещении; еда – предельно простая: хлеб, вода, «кушанья» из зелени или бобов (в лексике славянских уставов – вариво с зелием и сочиво), в качестве приправ допускалось оливковое (деревянное) масло и соль.

Епитими я (от греч. наказание) как «духовное врачевание».

Монашеское одеяние и его символика – одеяния монахов чаще всего чёрного цвета, напоминающие монаху о данных обетах и располагающие к смирению. Одежда была у всех одинаковая: коловий (левитон) – длинная льняная или шерстяная рубаха; аналав (параман ) – пояс из шерстяных ниток, который спускается с шеи, крестообразно покрывает плечи и, проходя под мышками, перепоясывает одежду; кожаный пояс; милоть – верхняя накидка из белой козьей или овечьей шкуры; кукуль или шапка конической формы; мафорий – покров на шапочку в виде капюшона или башлыка. Пояс и милоть не разрешалось снимать ни на время еды, ни на время сна, а только по субботам и воскресеньям во время совершения евхаристий (от греч. благодарение) – одного из главнейших церковных таинств, в котором хлеб и вино «пресуществляются» в тело и кровь Христа.

Формирование «чинов» монашества:

· общежительные иноки (киновиты) – «малый ангельский образ», они постригались в мантию;

· затворники в монастырях (бывшие анахореты) – «великий ангельский образ», они постригались в схиму (схима – от греч. вид, форма, одежда).

Принятие малой схимы отличалось простотой и краткостью, а принятие великой схимы – большой торжественностью, оно уподоблялось таинству крещения и таинству покаяния и сопровождалось величественными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями (облачением в монашеские одеяния, троекратным требованием и отвержением ножниц, целованием руки игумена и т.п.) (см.: Епископ Иннокентий. Пострижение в монашество. – Вильно, 1899).

Три степени монашества и соответствующие виды монашеского одеяния:

· Новоначальные монахи – ряса «неопоясанная» (одежда смирения, «презренная») и камилавка (от греч. – верблюд) – первоначально шапка из верблюжьего волоса, которую носили на Востоке, спасаясь от зноя; позже – головной убор священнослужителя в форме расширенного кверху цилиндра без полей и уже из более дорогих материалов; с 9 в. – одно из названий императорского венца или папской тиары; в России употребляется с сер. 17 в.; с 1798 г. – награда для священников; сейчас – постоянная принадлежность одеяния для всех, кто имеет право носить рясу монаха (чёрного цвета, для постоянного ношения), а для «белого» духовенства (только священники) – награда (обязательно из фиолетового бархата, для богослужения).

· Малосхимники – опоясывание под рясой кожаным поясом в знак умерщвления плоти; сверху рясы – мантия или паллий (безрукавная одежда, покрывающая всё тело и указывающая на то, что у монаха все члены тела мертвы для мира); сверху камилавки – клобук(от тюрк. шапка), т.е. камилавка с крепом, которая обозначала шлем спасения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.