Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 1 страница




Факторы самобытности русской культуры 2/ Зарождение русского этноса. Культура древних славян

Зарождение русской культуры

Тема 18

1.

Факторы самобытности русской культуры История российской культуры органически включена в процесс развития мировой культуры. Оценка культуры любой страны, повторяя определенные типологические закономерности, в то же время, как правило, самобытна, носит неповторимый, оригиналь­ный характер. Самобытность культуры обусловливается рядом факторов материального, социального и духовного характера. Исследователи русской культуры считают, что ее оригиналь­ность и неповторимость обусловлены сочетанием совокупности следующих факторов исторического развития:

1. Специфика геополитической доминанты, связанная с об­ширностью повторно колонизуемых славянских земель, недоста­точной плодородностью последних, трудностями их возделывания.

2. Многообразием этнического материала:территорию, на которой впоследствии образовалось русское государство, населя­ло более 150 племен.

3. Ярко выраженной государственно-религиозной доминан­той. которая была связана с особенностями механизмов нацио­нально-государственной и культурной консолидации.

4. Характером власти, способом и последствиями закрепо­щения свободных ратаев.

5. Заимствованием из иных культур.

Все эти факторы на протяжении истории России действо­вали постепенно, однако особую значимость имели на начальных этапах культурно-исторического развития. Рассмотрим более по­дробно характер выделенных выше факторов.

Любая культура начинает свое становление и развитие в определенных природных географических условиях. Русская культура начала свое становление в границах Восточно-Енро- пейской (Великой Русской) равнины, которая отличается огром­ными открытыми территориями, практически полным отсутст-


вием гор, что делает ее разомкнутой вовне, большим количест­вом рек, компенсирующим выход к морям и океанам, природны- | ми богатствами. Вместе с тем, эта равнина характеризуется ярко выраженной зональностью, наличием разнообразных природ­ных регионов — от тундры на севере, лесной и лесостепной поло­сы в центральном и центрально-черноземном районе до степной и лесостепной на юге.

Разнообразие природных зон дало возможность интенсив­но развивать промыслы, что способствовало не только активиза­ции населения, но и быстрому формированию торговых связей, включению Руси в давно сложившиеся в данном регионе поли­тико-экономические отношения. Важным фактором, выполняв­шим интегративную роль, были реки. Многочисленные, глубо­кие и спокойные русские реки выполняли роль дорог, вокруг ко­торых складывались устойчивые хозяйственно-экономические связи и благодаря которым Русь обретала контакты с остальным миром. Наиболее значимыми интегративными осями были зна­менитый путь «из варяг в греки» и волжский торговый путь в Болгарское царство и Хазарский каганат.

Ярко выраженная зональность и разнообразие природных условий дополнялась четкой ритмичностью климатических пе­риодов, что задавало своеобразную окраску всему циклу русско­го образа жизни: короткое лето быстро сменялось затяжной осе­нью и суровой зимой. Если в Западной Европе сельскохозяйст­венные работы производятся с февраля по ноябрь (с 60-дневным мертвым сезоном), то в России для подобной деятельности в году пригодны только 130 дней. Низкие урожаи при больших затратах труда, большое количество неосвоенных территорий в условиях критического земледелия приводили к формированию экстен­сивного землепользования и постоянно протекающим процессам колонизации новых земель.

Русская самобытная культура формировалась на основе синтеза, переплавки в единый конгломерат многообразного эт­нического материала. Восточно-Европейская равнина была мес­том постоянного переселения народов, когда многочисленные пле­мена, выброшенные на ее пространства разнообразными истори­ко-культурными катаклизмами, образовывали недолговечные союзы и объединения, сменявшие друг друга, и оставляли после себя культурно-значимую память. В III веке здесь образовался готский союз племен, в IV — карпатский межплеменной союз, в это же время в северном Причерноморье доминировали в течение приблизительно ста лет гунны, с VI в. резко усилилась активность тюркских племен, прежде всего аваров. VIII-IX века прошли под знаком хазар, подчинивших славянские племена, на смену хаза-

рам в IX-XI веках пришли печенеги, затем огузы и в XI-XIII веках половцы. Разнообразие этнического материала и богатство куль­турных влияний рождало сложные процессы взаимодействия и взаимодетерминации различных культурных элементов, что сообщало русской культуре «пограничный» характер.

Русская народность формировалась на базе слияния мно­гих племен. Восточно-Европейскую равнину населяло множество славянских племен: тиверцы, угличи, дулебы, бужане, волыняне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, вятичи, кри­вичи и др., которые активно взаимодействовали с угро-финскими, тюркскими и иными племенами.

Разнообразие этнического субстрата было тесно связано с существованием различных верований, разнообразием прото- государственных и государственных форм. При быстром форми­ровании хозяйственно-экономических, торговых и военно-поли­тических связей и структур данные факторы требовали унифи­кации и универсализации, которые могли быть осуществлены на основе государственной централизации и религиозно-идеологи­ческой консолидации. Именно государственно-религиозная де­терминанта как потенциально объединяющий фактор стано­вится определяющей для всей культуры Руси.

Государственность фактически оформилась благодаря уча­стию норманнов. Легенда о призыве варягов излагается в «Повес­ти временных лет». Призыв Рюрика Гостомыслом для управления славянами преследовал, по-видимому, цели нормализации власти и упорядочивания отношений в обществе в условиях этнического разнообразия и постоянных межплеменных стычек. В этом случае надэтнический фактор, внеплеменной лидер выступал наиболее нейтральным, интегрирующим нача том. Следует отметить, что на русскую государственно-политическую традицию оказывали влияние не только европейская (западная) традиция (через нор­маннов), но и восточная (через хазар и половцев). И это отразилось даже в наименовании русских предводителей периода военно-де­мократических союзов и становления государственных структур: вплоть до XI в. они носили титул кагана, а не князя.

Государственно-политическое управление на Руси имело многообразные формы. В Псковско-Новгородской республике вплоть до XI в. господствовал институт «народоправства» через вече. В Ростово-Суздальской земле, которая первоначально рас­сматривалась как далекая окраина Киевской Руси, достаточно обособленной в силу йриродных причин с малопролодородными землями и довольно малочисленным населением, княжеская власть изначально имела более сильный характер, чем в других районах. Данный фактор дополнялся рано появившимся хорошо развитым институтом подданства и формированием специфиче­ского отношения к князю не только как к первому среди равных, защитнику и покровителю, но и как к «отцу и Богу». Все это, види­мо, способствовало укреплению государственно-политической модели княжеского единовластия, из которой впоследствии раз­вилась власть царя.

Существенным элементом формирования самобытной русской культуры явилась христианизация населения. Иссле­дователи отмечают два пути проникновения христианства на Русь — византийский и моравско-болгарский. Знакомство Руси с христианством осуществлялось задолго до ее официального крещения Владимиром в 988 г., и оно было связано с контактами Руси с Римом, Византией, западноевропейским миром. Русские торговцы и военная дружина подолгу жили в Византии и Болга­рии, на Крите, в Германии, Сирии, Египте, Моравии. Они были хорошо знакомы с иудаизмом, исламом, Римским, Александрий­ским, Византийским царствами. Представители этих религий постоянно жили и в самой Руси в качестве наемников, ремеслен­ников, купцов, толмачей, военнопленных. Факты свидетельст­вуют, что уже в IX веке на Руси появились первые домовые церк­ви, церковная утварь и книги. Княгиня Ольга приняла крещение в 955 г. Крещение на Днепре в 988 г. Князем Владимиром офици­ально закрепило процесс христианизации Руси. И на этом этапе особенно заметно ощущалось влияние болгаро-моравского фак­тора. Из болгарских земель на Русь пришли первые пастыри, ве­роучительные книги, первые писцы и «мужи ученые».

В отличие от Западной Европы, где становление христиан­ства шло от «низов к верхам», потребовав для обретения статуса государственной религии несколько столетий, на Руси христианст­во было объявлено государственной религией как бы в «одночасье», «одномоментно». И то, что христианство было сознательно «выбра­но» и внедрено «сверху», создало в русской культуре феномен дво­еверия — христианско-языческого синкретизма, которое постоян­но будет сказываться в особенностях русского правое тавия.

По мере оформления национальной церкви происходило становление национального государства. Изначально русские князья лично участвовали в формировании национальных осо­бенностей христианского культа. В результате сложился симбиоз веры и власти, церкви и государства, который наложил серьез­ный отпечаток на всю русскую историю.

Вместе с христианством на Русь пришли культурные цен­ности всего христианского мира, но прежде всего Византии и Рима. Основной корпус письменных источников, посредством которых Русь приобщалась к культурным традициям античного и христи­анского мира, был представлен преимущественно византийски­ми произведениями. Вместе с византийским культурным влияни­ем на Русь пришли две основных византийских культурных па­радигмы: аскетическая и гуманистическая.

Процессы взаимовлияния культур не предполагают пассив­ного усвоения культурного наследия одной страны (в данном слу­чае Византии) другой страной (Русью). Они предполагают отбор того, что та или иная культура считает для себя необходимым и ес­тественным в разнообразии предлагаемых образцов. Поэтому при­менительно к любой культуре, в том числе и русской, некорректно говорить о простом копировании, простом заимствовании уже на­работанного другими цивилизациями. Русь отбирала и адаптиро­вала то, что ей было необходимо, хорошо ассимилировалось в ее культурном организме, служило для его развития. В огромном на­следии Византии каждая из двух существующих традиций с ус­пехом могла быть усвоена Русью: для одной позиции характерна ориентация на аскетический и экклезиологический опыт, опреде­ленное равнодушие к античному интеллектуальному наследию и имперской идее, акривистское восприятие церковных установ­лений. Для другой — пристрастие к античному наследию, попыт­ки синтезировать христианский опыт и ученую традицию, уни­версалистское имперское сознание, при котором империя и все­общность церкви оказываются двумя взаимосвязанными аспектами вселенской роли христианства, икономия как принцип отношений с властью и обществом. В двух этих традициях (аске­тической и гуманистической) одни и те же изначальные элементы (христианство и античное наследие) сочетались в разной пропор­ции. Русь выбрала аскетическую парадигму, восходящую к идеа­лам первоначального христианства, с его тягой к рассмотрению общества как братской монашеской общины: данный момент ярко проявился в эпоху Ивана Грозного, который попытался реформи­ровать общество в связи с этим образцом, создав так называемую монастырскую утопию. Этот выбор был сопряжен с большим риго­ризмом (бескомпромисность), снижением роли богословской ре­флексии, господством обрядово-бытовой регламентации. Данная тенденция закреплялась не только отбором тех сочинений, кото­рые переводились для Руси, но и сформировавшейся системой образования, носившего ярко выраженный катехитический ха­рактер. Все это привело к тому, что корпус сочинений, отобранных и используемых на Руси, по своему объему соответствовал «сред­ней монастырской библиотеке». Вместе с тем их хватило, чтобы выработать на их основе национальную литературу, традиции соб­ственного летописания, сформировать представления об истинно­христианских нормах власти и отношениях ее с «миром».


Зарождение русского этноса.

Культура древних славян Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу выска­зываются различные точки зрения. Однако ученые сходятся во мнении, что реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Основным историческим источником, раскрывающим ис­токи русского этноса, является «Повесть временных лет».

Геополитическое пространство Древней Руси — Восточ­но-Европейская равнина — находилось на стыке Восточного и Западного миров. Поэтому формирование русского этноса и его самобытной культуры происходило под мощным влиянием раз­нонаправленных цивилизационных факторов. С одной стороны, мощное влияние оказывала Древнегреческая и Древнеримская культура, которая распространялась на северном побережье Черного моря и в Приазовье благодаря колонизации этих земель и созданию там городов-крепостей. С другой стороны, со стороны Востока, Великой степи на территорию, занятую славянами, пе­риодически накатывались волны кочевников: хазар, скифов, сар­матов, половцев, печенегов и т. д.

Прародителями русского этноса являются восточные сла­вяне — анты (поляне). Исторические источники говорят о том, что уже в VI ь. н. э. восточные славяне имели заметные успехи в обла­сти материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия.

В VII1-IX веках на Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытес­няет подсечное, выделяются ремесла, завязываются тесные тор­говые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торгов­ле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, ко­торые открывают славянам безопасный путь в Азию.

Развитие торговли предполагает относительно раннее су­ществование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Они были «изначала»: Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торговых путях. В скандинавских сагах IX века Древняя Русь на­зывалась страной городов — «Гардарикой».

В начале IX века идет постепенный процесс складывания государственности. Историки отмечают существование в 30-е го­ды IX века двух очагов государственности. Первый из них форми­руется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром это-


го государства был Киев. Название этого государства неизвестно. Иногда его называют Каганат русов, поскольку глава этого госу­дарства по аналогии с соседним хазарским носил титул Кагана.

Второе государство складывается далеко на Севере — Северное княжество с центром в Ладоге, затем — Новгороде. О том, что происходило в этом государстве до 60-х годов IX века известно очень мало. Первые летописные сведения связаны с по­явлением здесь в 862 году варяжского правителя Рюрика. «По­весть временных лет» сообщает, что именно в этот год граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Современные историки и лингвисты считают, что термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское «русь» — это вооруженные люди в лодках, гребцы, участники морских походов, так финское население называло варягов — ви­кингов. И это совпадает с версией «Повести временных лет», где «рус» выступает как название одного из норманнских племен, представителем которого является Рюрик.

Таким образом, в соответствии с «Повестью временных лет» — представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском госу­дарстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распро­странен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества. Однако говорить о чистых славянских истоках русского этноса было бы большой натяжкой. Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяйственно-технологичес­ких регионов — земледельческого, скотоводческого и промысло­вого, а, следовательно, и трех образов жизни — оседлого, кочево­го, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: сла­вянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского.

Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси, без со­мнения, имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов.

Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси приня­то называть язычеством. Язычество — это ранняя форма религи­озного освоения мира. Языческие религии представляют собой по­литеизм — многобожие. Как и у других народов, формирование ре­лигиозных представлений древнерусского народа прошло опреде­ленную эволюцию. На первом этапе обожествлялись силы приро­ды. Религиозные системы этого этапа носят анимистический ха­рактер. В этих представлениях обожествлялись силы природы в виде богов и различных духов. Славяне поклонялись Матёри- Земле, довольно развиты были водяные культы: русалок, водяных, морян и т. д. Почитались также леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца — Даждь-бога и Бога ветра — Стрибога.

На втором этапе значительное развитие в древнерусских ве­рованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом. Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень «род» является основой многих русских слов (народ, родина, родник, родной, родить, урожай и т. д.). Род представ­лялся в качестве космического вселенского существа. Прародитель­ницы Рода именовались Рожаницами и почитались так же, как Род. С культом Рода был связан культ богини Мокоши ■— хозяйки рога изобилия, матери-земли, имеющей финское происхождение, а так­же Леды — покровительницы весенней пробуждающейся силы. Если земледельческое начало было представлено почитанием Мо­коши и Леды, то скотоводческое — почитанием бога Велеса.

С выделением семьи в культовой системе древних русов значительное место занял семейный предок — домовой, охра­няющий дом, его жителей и хозяйство. На третьем этапе разви­тия языческой религии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главными богами этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. Так, покровитель скота бог Велес становится одновременно богом богатства и торговли.

У славян существовали довольно развитые формы язычес­кой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы маги­ческих действий, практическая цель которых в том, чтобы воздей­ствовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, кото­рые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействия на психику. Языческая обрядность включала и раз­личные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опаснос­тей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славян­ском фольклоре (образы березки, сосны, рябины), в зодчестве — на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм, скорее, был местом хранения предметов по­клонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инстру­ментах, элементами театрализованных действий.

В целом верования народа Древней Руси представляли довольно сложную мировоззренческую и ценностную систему, в которой нашли свое выражение весь накопленный опыт, зна­ния и нравственные устои становящегося русского этноса.

Таким образом, в результате синтеза различных укладов жизни, на основе экономической деятельности, складывающихся первоначальных основ государственности, ассимиляции культу­ры различных народов на значительной части Восточной Европы сформировалось своеобразное общество — Древняя Русь, поло­жившая начало формированию русского этноса и Российского государства.

3.

Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры Наследницей Древней Руси и дальнейшим этапом в становлении русского этноса является Киевская Русь. Киевская Русь — это общество с относительно высокой степенью государственности. Однако несущим элементом любой культуры является религия. Религия — не просто вера в сверхъестественное или система об­рядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представления о человеке, его месте в мире, которые обусловли­вают ценностные ориентации и практическое поведение. Поэтому ученые справедливо полагают, что важнейшей вехой на пути ста­новления русского этноса было принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владими­ром в 988 году. Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.

Православные источники связывают проникновение христи­анства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельнос­тью апостола Андрея Первозванного в первом веке н. э., который, якобы, после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа на­правился проповедовать его учение в Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до великого Новгорода». Исторических источников, под­тверждающих версию миссионерской деятельности апостола Анд­рея, не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга была христианкой. Христиа­нами были и некоторые видные дружинники князя Владимира.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси, и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деяте­лем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий по­литеизм не соответствует политическим и духовным потребнос­тям государства. В 980 году Владимир предпринял первую ре­лигиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый панте­он во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсе­местного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, кото­рым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так на­зываемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Ки­евская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господство­вал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедо­вали ислам, православной Византией и католическими государ­ствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выпол­нив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно от­дали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в при­нятии православия. Решающим фактором обращения к религи- озпо-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духов­ная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениями князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. При­нятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сес-


Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм, скорее, был местом хранения предметов по­клонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инстру­ментах, элементами театрализованных действий.

В целом верования народа Древней Руси представляли довольно сложную мировоззренческую и ценностную систему, в которой нашли свое выражение весь накопленный опыт, зна­ния и нравственные устои становящегося русского этноса.

Таким образом, в результате синтеза различных укладов жизни, на основе экономической деятельности, складывающихся первоначальных основ государственности, ассимиляции культу­ры различных народов на значительной части Восточной Европы сформировалось своеобразное общество — Древняя Русь, поло­жившая начало формированию русского этноса и Российского государства.

3.

Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры Наследницей Древней Руси и дальнейшим этапом в становлении русского этноса является Киевская Русь. Киевская Русь — это общество с относительно высокой степенью государственности. Однако несущим элементом любой культуры является религия. Религия — не просто вера в сверхъестественное или система об­рядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представления о человеке, его месте в мире, которые обусловли­вают ценностные ориентации и практическое поведение. Поэтому ученые справедливо полагают, что важнейшей вехой на пути ста­новления русского этноса было принятие христианства п форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владими­ром в 988 году. Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.

Православные источники связывают проникновение христи­анства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельнос­тью апостола Андрея Первозванного в первом веке н. э., который, якобы, после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа на­правился проповедовать его учение в Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до великого Новгорода». Исторических источников, под­тверждающих версию миссионерской деятельности апостола Анд­рея, не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга была христианкой. Христиа­нами были и некоторые видные дружинники князя Владимира.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси, и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деяте­лем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий по­литеизм не соответствует политическим и духовным потребнос­тям государства. В 980 году Владимир предпринял первую ре­лигиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый панте­он во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсе­местного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, кото­рым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так на­зываемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Ки­евская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господство­вал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедо­вали ислам, православной Византией и католическими государ­ствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выпол­нив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно от­дали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в при­нятии православия. Решающим фактором обращения к религи­озно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духов­ная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениями князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. При­нятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сес­трой византийского императора принцессой Анной — и, таким об­разом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с та­кой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере обеспечивала ослабле­ние набегов на Русь многочисленных кочевых племен, населяв­ших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.