Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 9 страница




4. Древнекитайская наука

84 тема 6 Японская культура

1. Особенное ти японской культуры и ее периодизация

2. Религиозно-мировоззренческие основы японской культуры

3. Развитие архитектуры и изобразительного искусства

4. Художественная литература и театр

тема 7

Культура античной Греции и Рима

1. Истоки античной культуры, ее периодизация и распространение

2. Культура эллинистического этапа

3. Основные доминанты древнеримской культуры

тема 8

Христианство как духовный стержень европейской культуры

1. Происхождение христианства. Основные ценности христианского мировоззрения

2. Социокультурные факторы превращения христианства в мировую религию и формирования церкви

3. Католицизм — религиозная основа культуры Западной Европы

тема 9

Византийская культура

1. Особенности византийской культуры. Ранневизантийская культура

2. «Золотой век» византийской культуры.

Иконоборчество и иконопочитание

3. Последний ^злет и закат византийской культуры

тема 10

Культура западноевропейского Средневековья

1. Периодизация и истоки средневековой культуры

2. Христианское вероучение — основа средневековой культуры

3. Средневековор образование и наука

4. Рыцарская и карнавальная культура

5. Романика и готика — великие художественные стили средневековой европейской культуры

тема 11

Арабо-мусульманская культура

1. Ислам как духовная основа арабо-мусульманской цивилизации

2. Художественная культура исламского мира

тема 12

Культура западноевропейского Возрождения

1. Границы Возрождения во времени и пространстве

2. Формирование городской культуры.

3. Гуманизм, эволюция политической морали и правосознания

4. Великая художественность Возрождения

тема 13

Культурно-историческое значение Реформации

1. Понятие и направленность Реформации. Духовная революция Мартина Лютера

2. Т. Мюнцер и Ж. Кальвин — радикальная интерпретация Реформации. Англиканский компромисс

3. «Трудовая этика» протестантизма. Протестантизм как духовная основа западной цивилизации

тема 14

Культура Европы эпохи Абсолютизма и века Просвещения

1. Социальная трансформация общества

2. Проблемы идеологии, воспитания, науки

3. Философско-эстетические особенности эпохи Просвещения: идеи Вольтера, Дидро и Руссо

4. «Буря и натиск»

5. Классицизм и сентиментализм — единые общеевропейские стили

192 тема 15 Культура США

1. Возникновение американской цивилизации

2. Верования и убеждения американцев

3. Образование и наука

4. Массовая художественная культура

тема 16

Западноевропейская культура XIX века

1. Социально-политические коллизии революционной эпохи

и их влияние на развитие общественного сознания

2. Реорганизация системы образования и науки

3. Расширение видового состава художественной культуры,

синтез искусств и его философское обоснование

4. От ампира к романтизму. Эволюция импрессионизма

тема 17

Культура Европы XX века

1. Социокультурная ситуация XX века

2. Основные тенденции функционирования общественного сознания, науки и искусства

3. Кризисные состояния XX в.: становление, развитие и преодоление тоталитаризма как социокультурного феномена; глобальные проблемы

4. Вклад модернизма в мировую художественную культуру

первой половины XX в.

5. Постмодернизм как форма существования европейской культуры второй половины XX в. и его основные черты

тема 18

Зарождение русской культуры

1. Факторы самобытности русской культуры

2. Зарождение русского этноса. Культура древних славян

3. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры

тема 19

Художественная культура Древней Руси

1. Литература Древней Руси

2. Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси

I

250 тема 20

Культура Великого Княжества Московского и Московского царства

1. Русская культура периода феодальной раздробленности и утраты национального суверенитета

2. Москва как новый центр цивилизационного развития

3. Архитектура и живопись в период Московского царства 4 Роль русской православной церкви в становлении и укреплении Российского государства в XFV-XVI вв.

тема 21

Русская культура XVIII века

1. Культурная революция Петра I

2. Век Екатерины II в русской культуре

284.

тема 22

XIX век — период формирования русской классической культуры

1. Социокультурные особенности XIX века

2. Литературоцентризм русской художественной культуры ' 3. Развитие искусства, образования и науки в XIX веке

297 тема 23

«Серебряный век» русской культуры

1. Социально-политическая ситуация рубежа веков и новое понимание творчества

2. Достижения в сфере науки, учение о ноосфере

В. И. Вернадского и философгхое наследие В. С. Соловьева

3. Русский символизм и русский авангард

4. «Мир искусства»

тема 24

Социокультурное содержание Советского общества (1917-1991)

1. В. И. Ленин о культуре социалистического государства

2. Первое послеоктябрьское десятилетие

в развитии культуры России

3. Тоталитаризм и культура (30~50-е гг.)

4. Политическая «оттепель» 60-х гг. и развитие культуры

5. Духовный кризис «перестроечной» и «постперестроечной» России


Предисловие

В наше время — время небывалого научно-технического про­гресса, социальных перемен и катаклизмов — проблемы куль­туры приобретают первостепенное значение, ибо культура вы­ступает мощным фактором социального развития и стабильно­сти общества. Культура пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений че­ловеческого духа. Она воздействует на все сферы обществен­ной и личной жизни: труд, быт, досуг, определяет образ жизни и личности.

Активное участие человека в общественных преобразова­ниях, становление его как самодеятельной творческой личности требуют обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования, освое­ние духовных сокровищ народов мира, включая и духовное на­следие нашего Отечества. Освоение этих духовных сокровищ поз­воляет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без кото­рых невозможен ни социальный прогресс, ни самосовершенство­вание личности.

Цель данного учебного пособия — познакомить студентов с фундаментальными достижениями мировой культуры, неотъ­емлемой частью которой является отечественная культура; по­казать роль и значение культуры в жизни общества. В основе учебного пособия лежит концепция об определяющей роли в культуре того или иного общества ее духовных основ, и, преж­де всего, религии и художественного творчества. Поэтому при раскрытии тех или иных типов культур делается акцент на этих важнейших компонентах социокультурного процесса.

Авторы пособия исходили из предпосылки, что данный курс читается в весьма ограниченный промежуток времени: 1-2 семе­стра. Поэтому, не отрицая значения и достоинства всех культур, мы были вынуждены сконцентрировать внимание на наиболее крупных культурах, оказавших существенное влияние на разви­тие мировой культуры.

Пособие рассчитано на студентов вузов. Однако содержа­щийся в нем материал делает возможным рекомендовать его и для более широкой аудитории: учащихся техникумов, школ, колледжей, гимназий, а также всех, кто интересуется историей развития мировой и отечественной культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.