Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 3 страница




Иная художественная традиция развивается во Владими­ро-Суздальской земле. Во Владимиро-Суздальской земле строи­тельство осуществлялось из известняка, который давал возмож­ность богато декорировать архитектурные сооружения каменной резьбой. Появились вертикальные резные пилястры, резной ар- катурный пояс, рельефные арки. После перенесения столицы из Киева во Владимир Андреем Боголюбским там началось строи­тельство Успенского собора (1158-1160 гг.). Этот собор в соответ­ствии с традицией был шеетистолпный. Однако вскоре случился пожар, и храм был разрушен.

После пожара в 1185-1189 гг. собор был восстановлен и стал пятинефным и пятиглавым, что можно объяснить и стремлением противопоставить Владимир Киеву (где в конце XII в. таких зда­ний уже не строили).

Новый белокаменный собор отличается роскошным убран­ством: здание имеет цоколь, стены расчленены пилястрами слож­ного профиля, украшенными узкими колоннами с базой и резными капителями; по середине стены проходит аркатурный пояс с как бы висячими колонками. Собор был расписан фресками.

В Боголюбове к 1165 г. создан дворцовый архитектурный ансамбль, в котором дворец был соединен переходом с башней и собором Рождества Богородицы. На мощеной площади перед собором был построен киворий — навес над чашей со святой во­дой. Купол собора опирался на круглые колонны с резными ка­пителями. Западный портал был обит листами золоченой меди, пол устлан медными плитами. На нижних частях порталов об­наружена белокаменная резьба.

В 1166 г. недалеко от Боголюбовского дворца, там, где Нерль впадает в Клязьму, был построен один из шедевров рус­ской и мировой средневековой архитектуры — храм Покрова на Нерли. Храм служил как бы путевым знаком на речном поворо­те ко дворцу, да и таможней (вокруг него шел обводной канал). Поскольку ьесной, в паводок это место заливает, храм стоит на искусственном каменном холме, засыпанном землей. Сама цер­ковь и ландшафт полностью сохранились. Здание поражает, прежде всего, своими пропорциями и законченностью форм. Ук­рашения аналогичны украшениям других владимирских хра­мов, но более вынесенные тонкие колонны на углах, свободное расположение резных рельефов придают одинокому зданию трогательную утонченность. Правда, раньше нижняя часть зда­ния была прикрыта галереями. Это придавало храму торжест­венную пирамидальность.

В 1194-1197 гг. был построен княжеский Дмитриевский со­бор величественно-благородных пропорций, обильно украшен­ный кружевом белокаменной резьбы, в которой на фоне расти­тельных орнаментов, зооморфных персонажей языческой мифо­логии встречаются и античные сюжеты. Христианские же святые в основном переместились ниже—• в ряд висячих полуколонн.

Расположенный рядом с могучим Успенским собором, Дми­триевский храм производит впечатление изящного ювелирного украшения.

Для архитектуры Новгорода были характерны демократи­ческие начала, суровость и аскетизм. Даже Софийский собор (1045-1050 гг.) сооружен в упрощенном виде. Церкви массивные, приземистые, чуть расширенные книзу, без резных украшений, за исключением вырезанных на стенах больших и грубых крес­тов, кладки стен неровны и шероховаты. Примером таких соору­жений являются церковь Спаса на Нередице (1198 г.), уличная церковь Петра и Павла на Синичной улице.

В конце XII века строительством Спасской церкви, Ефро- синьевского монастыря в Полоцке была открыта качественно новая страница в формировании национального русского стиля в архитектуре — создание башнеобразных храмов, основанных на ступенчатых арках, возведение второго и третьего яруса зако­мар. введение ложных, чисто декоративных кокошников. Все это создавало динамичную, устремленную вверх композицию.

Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не затро­нуть живопись. Наиболее яркой классической формой средневе­кового искусства в православии была икона. Первые иконы по­явились в Византии в VI-VII вв. В IX в. окончательно сложился иконографический канон и в таком виде он пришел на Русь. Он включал в себя изображение Христа, Богоматери, святых, проро­ков, мучеников, архангелов, евангельские сюжеты и пр. Первую роспись осуществляли византийские и греческие мастера: на­пример, великолепную роспись церкви Спаса на Нередице в Нов­городе, уничтоженную во время Великой Отечественной войны, осуществлял византиец Олисей Гречин. Иконографическая тра­диция на Руси начиналась с фресок Софии Киевской, на которых были изображены не только христианские святые и сюжеты свя­щенной истории, но и групповой портрет семьи Ярослава Мудро­го, скоморохи и музыканты, что, безусловно, являлось нарушени­ем строгого византийского канона. От раннего периода осталось очень мало икон: от знаменитых мозаик Михайловского монас­тыря в Киеве, например, сохранилось лишь изображение Дмит­рия Солунского, из икон Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — только Устюжское Благовещенье. Постепенно об­щие каноны построения изображения, свойственные византий­ской иконографии, сменяются особенностями национальных ико­нописных школ: Новгородской, Московской, Владимиро-Суз­дальской. Первый русский иконописец Алимпий Печерский творил в XI в., национальные же иконографические школы скла­дываются только во второй половине XIII в.

Оригинальностью отличается новгородская школа живо­писи. Рисунок новгородских икон характеризует графичность форм, колорит строится на сочетании ярких контрастных цветов. В качестве примера можно привести краснофонные иконы: «Свя­тые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», «Спас на престоле». Иконотворческая живопись Феофана Грека, основанная на ин­тенсивном поиске духовных основ жизни, открывает традицию глубокого одухотворения привычных иконописных образов. Экс­прессивные поиски мистических оснований веры в тот период от­разились в росписях Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378 г.), выполненных Феофаном Греком.

XIII в. является периодом упадка в искусстве всех земель, через которые прошли монголо-татары. Северные области, Нов­городская и Псковская, куда они не дошли, сохранили русскую культурную традицию.

Особое место в русском искусстве XIV-X V вв. занимает зод­чество Пскова. Форпост русской земли на Западе, Псков в течение столетий вел упорную борьбу против завоевателей. Поэтому ка­


менные постройки Пскова прежде всего имели оборонительное значение. Из нетесаных плит распространенного на Псковщине известняка местные зодчие воздвигали мощные неприступные стены. Именно в Пскове в XV в. был возведен самый большой ка­менный кремль, стены которого протянулись на девять километ­ров. Небольшие по размерам кубические псковские храмы обычно имели несколько боковых приделов, еще более усиливавших впе­чатление массивности и приземистости. На храмовых стенах час­то сооружались звонницы, с которых велось наблюдение за про­движением врага и колокола которых не раз били тревогу (цер ковь Богоявления со звонницей на Запсковье, 1496 г.). Псковские постройки украшались темно-зелеными поливными изразцами. В XV в. Псков был единственным городом на Руси, где существо­вало производство таких изразцов.


Гьулътура Великого Княжества Московского и Московского царства

1 / Русская культура периода феодальной раздробленности и утраты национального суверенитета 2/ Москва как новый центр цивилизаиионного развития 3/ Архитектура и живопись в период Московского царства 4 / Роль русской православной церкви в становлении и укреплении Российского государства в XIV-XVI вв.

1.

Русская культура периода феодальной раздробленности и утраты национального суверенитета

Культура Киевской Руси находилась на высоком уровне разви­тия. С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизацион­ный цикл в развитии русской культуры. Второй цикл связан со становлением и формированием Московского царства. Началь­ным этапом этого цикла явился период феодальной раздроблен­ности Руси и установление монголо-татарского ига.

В середине XII века под влиянием экономических и полити­ческих факторов происходит распад Киевской Руси. На террито­рии Киевской Руси сформировались три наиболее влиятельных государства: Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Вос­точная Русь), Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) и Новгородская земля (Северо-Западная Русь). Как внутри этих княжеств, так и между ними, в течение длительного времени проходили ожесточенные столкновения, разрушительные вой­ны, которые ослабляли силу Руси, приводили к разрушению го­родов и сел.

Этим обстоятельством не преминули воспользоваться иностранные завоеватели. Несогласованные действия русских князей, желание добиться победы над врагом за счет других, сохранив при этом свое войско, отсутствие единого командова­ния привело к первому поражению русского войска в сражении с монголо-татарами на реке Калка 31 мая 1223 года. Серьезные разногласия между князьями, не позволившие им выступить единым фронтом перед лицом агрессии, привели к взятию и раз­рушению Рязани (1237 г.). В феврале 1238 года было разгромле­


но русское ополчение на реке Сити, захвачены Владимир и Суз­даль. В октябре 1239 года был осажден и взят Чернигов, осенью 1240 года был захвачен Киев. Таким образом, с начала 40-х го­дов XIII века начинается период русской истории, который при­нято называть монголо-татарским игом, продолжавшийся до второй половины XV века.

Следует отметить, что монголо-татары в этот период не осу­ществляли оккупации русских земель, поскольку эта территория была мало пригодной для хозяйственно-экономической деятель­ности кочевых народов. Но это иго было весьма реальным. Русь оказалась в вассальной зависимости от монголо-татарских ханов. Каждый князь, в том числе и Великий князь, должен был полу­чать разрешение хана на правление — «стол», ханский ярлык. Население русских земель было обложено тяжелой данью в поль­зу завоевателей, постоянно совершались их набеги, которые при­водили к разорению земель и уничтожению населения.

Тогда же на северо-западных рубежах Руси появился но­вый опасный противник: в 1240 г. — шведы, а затем в 1240-1242 гг. — немецкие крестоносцы. Получилось так, что Новгородской зем­ле пришлось отстаивать свою независимость и свой тип развития в условиях натиска как с Востока, так и с Запада. Борьбу за неза­висимость Новгородской земли возглавил молодой князь Алек­сандр Ярославович. В основе его тактики лежала борьба против католического Запада и уступка Востоку (Золотой Орде). В ре­зультате высадившиеся в июле 1240 г. в устье Невы шведские вой­ска были разбиты дружиной новгородского князя, получившего за эту победу почетное прозвище «Невский».

Вслед за шведами на новгородскую землю напали немец­кие рыцари, которые в начале XIII в. обосновались в Прибалтике. В1240 г. они захватили Изборск, затем Псков. Александру Невско­му, возглавившему борьбу против крестоносцев, удалось зимой 1242 года освободить сначала Псков, а затем на льду Чудского озе­ра в знаменитом Ледовом побоище (5 апреля 1242 г.) нанести реша­ющее поражение немецким агрессорам. После этого они уже не предпринимали серьезных попыток захвата русских земель.

Благодаря усилиям Александра Невского и его потомков в Новгородской земле, несмотря на зависимость от Золотой орды, сохранились традиции западнической ориентации и стали фор­мироваться черты подданничества.

Однако в целом к концу XIII века Северо-Восточная и Юж­ная Русь попали под влияние Золотой Орды, утрачивали связи с Западом и ранее сложившиеся черты прогрессивного развития. Трудно переоценить те отрицательные последствия, которые имело монголо-татарское иго для Руси. Большинство историков


сходятся во мнении, что оно существенно задержало социально­экономическое, политическое и духовное развитие русского го­сударства, изменило характер государственности, придав ей форму отношений, характерных для кочевых народов Азии.

В условиях феодальной раздробленности и утраты госу­дарственного суверенитета важную роль в сохранении и укреп­лении связей между разрозненными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Ру­си сохраняло значение в качестве образцов, которым стреми­лись следовать. Возникали местные школы, в творчестве кото­рых приемы и формы киевского искусства получили самостоя­тельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому проникновению народных элементов в культуру господствую­щего класса. В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитриевского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития до­стигло церковно-певческое искусство.

В XIII-XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отлича­лось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах вос­певалась не только защита страны от внешнего врага, но и вну­тренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой ин­тересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко — бедный гус­ляр, певец — становится первым в городе купцом. Типично рус­ским явлением в новгородской культуре стало искусство коло­кольного звона, которое здесь было доведено до степени высо­кого и тонкого мастерства.

Именно в этот период (ориентировочно между 1185 и 1187 гг.) был написан шедевр древнерусской литературы «Слово о пол­ку Игореве». На примере воинских неудач русских — разгрома и пленения четырех князей (Игоря, его сына, брата, племянника) — автор попытался возродить идею сильного централизованного государства. Главная идея этого произведения — необходимость прекращения своеволия и усобиц, единения князей для защиты русской земли от иноземных захватчиков. «Слово» написано ве­ликолепным образным языком и представляет собой яркий при­мер синтетического единства языческих верований и христиан­ства. Корневым стержнем, породившим и питавшим «Слово» — является языческая самобытная культура восточных славян. Христианское же миропонимание лишь поверхностно «впечаты­вается» в плоть традиционной славянской культуры.

Монголо-татарское нашествие резко усилило религиозные христианские настроения: если в галицко-волынской летописи взя­тие Киева изображено в традиционных эпических тонах, то в лето­писях северо-восточной Руси события изображались как наказа­ние Божье, как грех. Сложившаяся к началу нашествия разобщен­ность русских земель трагически воспринималась на фоне далёкого идеала единства княжеского рода («Слово о погибели Русской зем­ли»), Как выражение надежды на будущее возрождение звучит описание красот Русской земли: «О, светло светлая и украсно ук­рашена, земля Русская! И многими красотами удивлена еси...».

Поддержкой в условиях тяжелой неволи была и память о победах Александра Невского. В его «Житии» он назван в ряду выдающихся героев древности, а битва описана на фоне религи­озных чудес: перед боем на помощь русским явились святые Бо­рис и Глеб. «И была сеча зла и треск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъсию двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию...»

Созидание образа идеального монарха продолжено в «Молении Даниила Заточника»(находящегося в заточении). Обращаясь с прось­бой об освобождении, Даниил противопоставляет воина-заступника и хозяина (князя) его разорителям-слугам (тиунам) и боярам. Автор явно возрождает идеалы «Поучения» Владимира Мономаха. В «Мо­лении» впервые появляется новый герой — автор признается, что он не силен и не храбр в бою, но доказывает свою образованность и ост­роумие, предлагая себя в качестве советника. Как на прецедент ука­зывает Даниил на толкователей сна киевского князя в «Слове о пол­ку Игорезе». Но осознавая новизну своего предполагаемого поло­жения при князе, он хотб’л бы, чтобы князь защитил его от бояр страхом «грозы своей». Показательно, что «Моление», по-видимому, обращено к Ярославу Всеволодовичу (отцу Александра Невского), получившему старейшинство над русскими князьями (от Батыя).

Даниил — явно светский человек. Наряду со злыми женами высмеивает он блудных монахов, хотя, возможно, это только дань литературной традиции — подражание византийским образцам.

Развивалась и чисто религиозная литература. На основе пе­реписки владимирского епископа Симона и киево-печерского мо­наха Поликарпа и последнего—с игуменом этого монастыря Акин- дином был составлен «Киево-Печерский патерик». В основном но­веллы были посвящены духовной борьбе монахов с чертями, которые описаны, как животные. Центральное место в патерике занимают жития основателей монастыря Антония и Феодосия.

После того, как татары приняли ислам, принадлежность к христианству получила дополнительный смысл — борьба с за­хватчиком приобрела характер идеологический. Тем более, что


христианская литература уже наработала традиции противосто­яния агарянам, сарацинам и т. п. — так называли татар в летопи­си, начиная с конца XIV в.

Существующие в период ига механизмы насилия и порабо­щения были неприемлемы. Иерархическое устройство общества, полностью контролируемое захватчиками, воспринималось как чуждое. По-видимому, это восприятие отчасти распространялось и на иерархию вообще. В этих условиях индивидуализация ду­ховной жизни была неизбежна. Движение исихазма, расцветшее в Византии в это же время и в аналогичных условиях, было под­хвачено и на Руси. Если Иоанн Лествичник восхождение к Богу связывал с внешними условиями человеческой жизни, то иси­хазм учил овладению внутренними психическими и (через них) физиологическими механизмами. Относительно внешнего мира рецепт исихазма прост — молчание.

Сергий Радонежский, «божественные сладости безмолвия вкусив», подчинил его влиянию новое религиозное сознание. Из Троице-Сергиевой лавры вышли и Андрей Рублев с его безмолв­ной беседой ипостасей божественного существа (Троицей), и наи­более яркий представитель нового литературного стиля Кпифа- ний Премудрый.

Характерные черты новой литературы — психологизм, рели­гиозная эмоциональность. Светские жанры, связанные с прежней ие­рархией (воинской, прежде всего), отступили на второй план.

Такая умиротворенность, «умное делание» себя соединилось с народными сказаниями в «Повести о Петре и Февронии». Любовь простой девушки к князю, несмотря на всю свою силу, полностью подчинена уму и воле — но от этого она впечатляет еще больше, ста­новится непобедимой. Князь женится на Февронии, а когда княжес- кбе окружение требует ее изгнания — они уходят вместе. Ее духов­ное богатство наполняет жизнь князя с ней чудесами: крошки хлеба обращаются в зерна ладана; жерди, воткнуть е в землю, расцветают и превращаются в деревья, она читает мысли встреченных людей.

Обещая мужу умереть с ним в один день, Феврония продле­вает ему жизнь, упрашивая подождать, пока она дошьет покры­вало. После смерти они оказываются вместе в приготовленном ими заранее гробу, несмотря на то, что их дважды клали в разные, — и их не посмели разлучить.

Как отметил один из первых светских писателей (XIII в.) того времени Даниил Заточник, основными необходимыми качествами служилых людей теперь стали ум и образованность. Это прояви­лось прежде всего в похвалах правителю, но чаще — в обращениях к святым, покровительствующим национальным победам. В полной мере новый стиль присущ житиям Сергия Радонежского и Стефана

Пермского, написанных Епифанием Премудрым (конец XIV- нача- 'ло XV вв.). Религиозная общность Руси и Византии породила огром­ный поток переводов византийской литературы, что послужило источником для новых выразительных средств в отечественной литературе: был выработан и получил распространение особый патетический и торжественный стиль, выразительность и эмоцио­нальный подъем. Были усвоены некоторые общие принципы орфо­графии и пунктуации, появились новые понятия — развивается ли­тературный язык (стираются местные и областные различия).

Вычурный, орнаментальный характер нового стиля соот­ветствовал его названию — «плетение словес». Для него были ха­рактерны музыкальность речи, словесная игра, основанная на смысловых тонкостях слов и их сочетаний, словообразование.

В церковной литературе формировался «высокий стиль», из которого изгнана бытовая и военная лексика, для чего вводятся греческие слова или описательные обороты. Вместо личных имен используются словосочетания вроде «муж некий» или «человек един». С помощью аналогий со Священным Писанием оценивают­ся события, придается им многозначительность. Образуется до­статочно устойчивая система выражений, даже стилистические трафареты. При этом цель изложения — достичь повышенной вы­разительности при сдержанности чувств.

Всякое действие, прежде всего, есть выражение силы чувст­ва, веры. Стефан Пермский сокрушает языческих идолов день и ночь, в лесах и полях, перед народом и без народа; бьет обухом в лоб, сокрушает по ногам, сечет секирою, рассекает на члены, раз­дробляет на поленья, крошит в щепки, искореняет их до конца, ожи­гает огнем, испепеляет пламенем!... Дружба Сергия Радонежского и Стефана Пермского столь глубока, что они чувствуют приближе­ние друг к другу, даже когда находятся на огромном расстоянии. Все события приобретают в повествовании огромную важность, но дей­ствительно значительные события автор пытается описать бук­вально через ощущения всех органов чувств: весть о смерти Стефа­на Пермского— страшная, пространная, пламенная, горькая...

Аналогом этого стиля в живописи является стиль Феофана Грека. Деятельная активность оказывается практическим ре­зультатом сосредоточенного собирания сил.

2.

Москва как новый центр цивилизационного развития Следующий этап второго цикла цивилизационного развития древ­нерусской цивилизации связан с укреплением Московского княже­ства. В XIV-XV вв. на Северо-Востоке Руси складывается центра­лизованное государство со столицей в Москве. Усиление Мос­ковского княжества происходит при Даниле Александровиче (1278-1303 гг.) (сын Александра Невского) и Иване Даниловиче (Калите) (1325-1340 гг.). При великом князе Дмитрии Донском Москва становится крупнейшим экономическим и политичес­ким центром Руси. В этот период значительно возросло торго­во-ремесленное население Москвы. Большое развитие получа­ет производство оружия. В Москве появляется целое поселение оружейников. Развитие оружейного дела способствовало росту военной мощи Московского княжества.

Усиление Московского княжества позволило Дмитрию Донскому поднять знамя открытой борьбы за освобождение стра­ны от монголо-татарских поработителей. В 1378 году на р. Воже Дмитрий Донской одержал крупную победу над ними. Наиболь­шее значение для формирования единого русского государства имела его знаменитая победа на Поле Куликовом в 1380 г. Побе­да на Поле Куликовом — это не только военно-политическая, но и духовно-нравственная победа. В военно-политическом отно­шении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных, и даже побеждать такого сильного против­ника. Был развеян миф о непобедимости золотоордынской ар­мии. Духовно-нравственный смысл этой победы состоит в том, что благодаря ей русским людям удалось преодолеть вековой страх перед поработителями, возродить чувство национальной гордости, национального достоинства.

После победы на Куликовом поле золотоордынское иго про­должалось на Руси еще около ста лет. Однако характер взаимоот­ношений Руси и Орды существенно изменился. И хотя хан Тохта- мыш в 1382 году сжег Москву и восстановил формальное подчине­ние Руси, реально, в прежней форме, подчинения уже не было.

Борьба против монголо-татарских захватчиков нашла свое отражение в русской литературе

В конце XIV — начале XV вв. появилось много песен и дру­гих произведений о Куликовской битве. На их основе написаны летописные повести, а в 1389 г. — «Слово о житии и преставле­нии великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», в кото­ром московские князья названы святыми. Наряду со славосло­вием в новом возвышенном стиле, в него включены народный плач и причитания вдовы-княгини по умершему.

Одним из шедевров русской литературы является появивше­еся в начале XV в. произведение, вобравшее в себя весь опыт герои­ческих сказаний, — «Задонщина». Битва на Дону, по мысли автора, завершила эпоху, начавшуюся поражением на р. Калке, описанном в «Слове...», поэтому все события того времени сопоставляются с про­


шлым и противопоставляются ему. Если в «Слове о полку Игореве» первая половина битвы удачная — в «Задонщине» она предвещает поражение. Зловещие приметы сопутствуют походу не русского, а татарского войска и т. п. Интересно, что автор ведет летоисчисле­ние эпохи «туги и печали» не от реального исторического начала ее (битвы при Калке), а от события, описанного в «Слове...».

В «Сказание о Мамаевом побоище» включены молитвы, ре­лигиозные размышления; все события и участники получают стро­гую моральную оценку. В рамках одного повествования уживаются две манеры изложения — динамичная, активная и сентименталь­ная. Так, в нежных лирических тонах показаны отношения между братьями — Дмитрием Донским и Владимиром Серпуховским; та­тары выглядят чванливыми и злобными. Поединок Пересвета с та­тарским богатырем Челубеем описан в стиле народной поэзии.

Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью двух выдающихся политических деятелей Руси Ивана III и Ивана IV. Ивану III принадлежит честь окончательного свержения монголо-татарского ига в 1480 г. (знаменитое стояние на реку Угре). Свержение монголо-татарского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и куль­турного развития. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство Восточной Европы, но уже в новом качестве. Именно с этого времени объединение русских государств вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского госу­дарства, хотя термин «Россия», «российское государство» фор­мально в политический лексикон входит во времена правления Ивана IV. При этом коренным образом изме нился статус главы го­сударства. Великий князь Московский и Владимирский превраща­ется в «государя всея Руси» — «самодержвца». Слово «самодер­жец» сначала употреблялось в значении независимости великого князя от какого-либо другого государства, а затем и в смысле нео­граниченности его власти в своей стране.

В целях укрепления самодержавной власти Иван III сочетал­ся браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софией (Зоей) Палеолог. Свое родство с византий­ским императором он использовал для укрепления авторитета ве­ликокняжеской власти и российского государства. Старый Москов­ский герб с изображением Георгия Победоносца, поражающего ко­пьем змея, Иван III объединил с древним гербом Византии — двуглавым орлом. На печати с гербом Русского государства был ука­зан новый титул Ивана III «Божьей милостью государь всея Руси великий князь Иоанн». Введением нового герба Русского государст­ва и новым титулом Иван III хотел подчеркнуть, что после брака с Софьей Палеолог Русское государство становится прямым на-

Культура Великого Княжества Московского и Московского царства 257

9 История культуры следником Римской Византийской империи, а московский государь — прямым преемником самодержавной власти византийского им­ператора. По Византийскому образцу строились торжественные церемонии. Во время приема иностранных послов Иван III сидел на троне, подаренным ему Константином XI. Послы должны были низ­ко кланяться государю, одетому в расшитые золотом и серебром па­радные одежды с византийскими «бармами» (оплечьями) и увен­чанному «шапкой Мономаха».

Таким образом социально-политическая система, форми­рующаяся в Великорусском государстве, несла в себе черты силь­нейшего восточного влияния, обусловленного наследием истори­ческого опыта последних двух столетий. Дело в том, что вследст­вие политической зависимости русских земель от Золотой Орды объединительный процесс протекал в экстремальных условиях. И это накладывало существенный отпечаток на характер власт­ных отношений в складывающемся российском государстве. Процесс присоединения других государств, «княжеств-земель» к Московскому княжеству чаще всего опирался на насилие и предполагал насильственный характер власти в государстве- объединителе. Феодалы присоединенных территорий станови­лись слугами Московского правителя. И если последний в отно­шении с собственными боярами по традиции мог сохранять ка­кие-то договорные обязательства, идущие еще от вассальных отношений, то по отношению к господствующему классу присо­единенных земель он был только господином для своих поддан­ных. Таким образом вследствие целого ряда исторических при­чин в становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Отношения вассалитета, утвердившиеся в Киевской Руси до монголо-татар­ского ига, уступают отношениям подданничества.

Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значитель­ные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у евро­пейских монархов. Все население страны — от высшего боярства до последнего смерда — были подданными царя, его холопами.

Вершины в культурном развитии Московское царство до­стигает во время правления Ивана IV (Грозного). К середине XVI века на основе интеграционных процессов в этнической сфере завершается формирование русской народности, а Москва окон­чательно утвердилась как центр общерусской культуры.

В связи с возникшими задачами по идеологическому обосно­ванию новой государственности активно возрождается летописа­ние. Еще в период правления Ивана IV (ок. 1539-1542 гг.) создается

Никоновская летопись, призванная, по замыслу ее составителей, по­казать историю Московского царства как мировой державы, а Ивана III достойным преемником римских и византийских императоров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.