Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы лекций




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Косенкова Тамара Васильевна

Опросник

1. Знаете ли Вы, как называется данный рисунок (на ткани, бумаге)?

Да _______________________________________________________________

Нет _________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Вы знаете, что- либо об индийском огурце или пейсли?

Нет, не знаю _____________________________________________________________________ Слышал (а)_______________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Что такое момордика?____________________________________________________

________________________________________________________________________

4. Как Вы думаете, почему этот принт (рисунок) так популярен?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вам нравятся вещи с таким рисунком?

Да_____________________________________________________________________Нет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Чем он привлекает Вас?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Есть ли у Вас одежда или предметы быта с индийским огурцом? Если «да», то какие?

Да_____________________________________________________________________Нет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опрошено: ________________________________________ чел.

Всего __________

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С Р АБОЧЕЙТЕТР АДЬЮ

(для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030301.65 (020400)-«Психология»)

 

 

Смоленск, 2008


 

 

ТЕМА 1. Предмет, цели, задачи и функции нейропсихологии, теоретические основы и практическое значении. Структура нейропсихологии, характеристика основных разделов. Их цели и задачи. Основные категории теоретической нейропсихологии.

 

Общая концепция нейропсихологии. Основная центральная проблема нейропсихологии – «мозг как субстрат психических процессов» - является междисциплинарной. Связь нейропсихологии с другими науками. Нейропсихология как ветвь психологической науки в решении важнейших общепсихологических и философских проблем, в формировании материалистического и профессионального психологического мировоззрения. Центральная задача нейропсихологического исследования. Основные теоретические направления нейропсихологии. Узкий локализационизм (П.Брок, К.Вернике, Ф.Галль, К.Кляйст и др.). Антилокализационизм (К.Гольштейн, П.Флуранс, Ф.Гольц, К.Лешли). Эклектическая концепция (К.Монаков, К.Гольдштейн). Теория отрицания проблемы локализации ВПФ (Г.Гельмгольц, Ч.Шеррингтон, Э.Эдриан, Р.Гранит).

 

ТЕМА 2. История нейропсихологии. Значение нейропсихологии для решения теоретических и методологических задач психологической науки. Сферы приложения деятельности клинических нейропсихологов (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению).

 

Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия, их роль в создании нейропсихологии. Блюма Вульфовна Зейгарник. Г.В.Гершуни (изучение сенсорных процессов и их мозговой организации). Н.А.Бернштейн (исследование уровневой организации движений). Концепция П.К.Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения человека. Исследования Е.Н.Соколова по построению общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов. Исследования Натальи Петровны Бехтеревой глубинных структур мозга и их роли в осуществлении сложных психических процессов (когнитивных, эмоциональных). Основные направления развития современной нейропсихологии. Новые направления экспериментальной нейропсихологии (исследования, посвященные анализу нарушений познавательных процессов; нейропсихология пространственного восприятия; нейропсихология тактильного гнозиса; нейропсихология цветового гнозиса; нейропсихология наглядно-образного и вербально-логического интеллекта; исследования, посвященные анализу нарушений эмоционально-личностной сферы). Нейропсихология индивидуальных различий. Нейропсихология пограничных


 

состояний ЦНС (невротические состояние, заболевания мозга, связанные с облучением малыми дозами радиации («Чернобыльская болезнь») (Е.Д.Хомская, Э.Ю.Костерина).

 

ТЕМА 3. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций. Понятийный аппарат нейропсихологии. Методы исследования в нейропсихологии. Понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии. Собственно нейропсихологические понятия.

 

Понятие высших психических функций (ВПФ). Функциональные системы. Интериоризация и этапы формирования ВПФ. Нейропсихологический фактор. Нейропсихологический синдром. Нейропсихологический симптом. Нейропсихологическая диагностика. Методы исследования в нейропсихологии. Методы исследования высших психических функций (речи, внимания, памяти, мышления). Методы клинического нейропсихологического обследования.

 

ТЕМА 4. Основные принципы строения мозга. Мозговые механизмы высших психических функций. Локализация высших психических функций. Полифункциональность мозговых структур. Норма функции.

 

Мозг как субстрат психических процессов. Основные положения теории мозговой организации ВПФ. Четыре уровня головного мозга. Кора головного мозга как наиболее высоко дифференцированный отдел. Новая кора. Первичные, вторичные (ассоциативные) и третичные зоны (зоны перекрытия) коры головного мозга. Морфологические критерии строения коры головного мозга (цитоархитектонические поля) - цитоархитектоническая карта полей Бродмана. Цитоархитектонические особенности строения различных участков коры больших полушарий и факторы, определяющие их строение. Современная классификация полей коры больших полушарий. Лобная (пре- и постцентральная), теменная (нижняя и верхняя), затылочная, височная, островковая, лимбическая области коры головного мозга. Особенности строения полей, функции. Схемы Пенфилда.

 

ТЕМА 5. Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в нейропсихологии.

 

Межполушарная асимметрия мозга и факторы ее определяющие. Онтогенез межполушарной асимметрии мозга. Морфологическая, анатомическая, функциональная, психическая асимметрии – неравноценность, качественное различие того «вклада», который вносит левое и правое полушария в каждую функцию.

Функциональная специфичность больших полушарий мозга -

специфика переработки информации и мозговой организации функций,


 

присущая левому и правому полушариям и определяемая интегральными полушарными закономерностями. Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему. Факторы, определяющие межполушарное взаимодействие. Развитие теории межполушарной асимметрии мозга. Моторные, сенсорные, психические асимметрии. Понятие

«правшества-левшества», праворукости-леворукости», амбидекстеры. Основные современные направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. Синдром «расщепленного мозга». Сенсорные и речевые феномены при синдроме «расщепленного мозга». Понятие аномии. Двигательные феномены при синдроме «расщепленного мозга». Понятие дископии-дисграфии.

 

ТЕМА 6. Проблема высших психических функций в нейропсихологии. Нейропсихологический анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга.

 

Особенности онтогенеза высших психических функций. Межфункциональная организация ВПФ, как свойство мультифункциональности (функциональной многозначительности). Принципы структурной организации мозга О.С.Адрианова (изменчивость структурной организации мозга, динамичность микросистем, принцип иерархической соподчиненности различных систем мозга, обеспечивающий интегративную целостность деятельности мозга, принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (корково-подкорковых) и горизонтально организованных (корково-корковых) путей проведения возбуждения). Возможности различных типов переработки (трансформации) афферентных сигналов как один из механизмов интегративной работы мозга. Основные положения теории локализации высших психических функций А.Р.Лурия. Три основных структурно-функциональных блока. Энергетический или блок регуляции активности мозга. Блок приема, переработки и хранения экстерорецептивной информации. Три закона построения коры второго функционального блока мозга (закон иерархического строения корковых зон; закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры; закон прогрессивной латерализации функций). Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

 

 

ТЕМА 7. Сенсорные и гностические нарушения работы зрительной системы. Зрительные агнозии.

 

Общие принципы строения анализаторных систем. Основные типы расстройств в зависимости от локализации поражения в анализаторной системе. Строение зрительного анализатора. Значение зрения для человека.


 

Уровни зрительной системы каждого полушария. Особенности зрительных нарушений в зависимости от локализации очага поражения. Понятие скотом, фотопсий, гемианопсий, простых и сложных галлюцинаций. Понятие зрительной (оптической) агнозии. Симультанная агнозия (синдром Баллинта). Классификация зрительных агнозий. Предметная агнозия. Буквенная агнозия. Лицевая агнозия. Цветовая агнозия. Оптико- пространственная агнозия. Апрактоагнозия. Понятие псевдоагнозий.

 

 

ТЕМА 8. Сенсорные и гностические нарушения работы слухового анализатора. Слуховые агнозии.

 

Строение слухового анализатора. Основные характеристики звука. Параметры слуховых ощущений. Значение слуха для человека. Классификация видов слуха (речевой, неречевой). Особенности слуховых нарушений в зависимости от локализации очага поражения. Гностические слуховые расстройства. Слуховая или акустическая агнозия. Аритмия. Амузия. Нарушение интонационной стороны речи. Нарушение

«эмоционального слуха». Межполушарная асимметрия при слуховых агнозиях.

 

ТЕМА 9. Сенсорные и гностические нарушения работы кожно- кинестетического анализатора. Тактильные агнозии.

 

Кожно-кинестетическая чувствительность, ее место и значение среди разных видов чувствительности. Строение кожно-кинестетического анализатора. Виды нарушений в зависимости от локализации и уровня поражения анализатора. Тактильные агнозии. Нижне- и верхнее теменной синдромы. Понятие астериогноза. Тактильная асимболия. Кинестетическая апраксия. Афферентная моторная афазия. Тактильная алексия. Пальцевая агнозия или синдром Герштмана. Тактильная агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия. Гемисоматоагнозия. Соматопараагнозия. Межполушарная асимметрия при тактильных агнозиях.

 

ТЕМА 10. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий.

 

Двигательный анализатор: афферентные и эфферентные механизмы. Понятие произвольных и непроизвольных движений, классификация. Пять уровней регуляции движений (Н. А. Бернштейн). Пирамидная и экстрапирамидная системы. Структура, функции, строение. Нарушения двигательных функций, возникающие при различных локальных поражениях мозга. Понятие парезов и параличей (вялых, спастических). Гемиплегия и гемипарез. Поражение корковых и подкорковых звеньев экстрапирамидной


 

системы. Динамические двигательные расстройства. Статические двигательные расстройства.

Поражение подкорковой стриопаллидарной системы (гиперкинезы). Поражение зоны паллидума (атетоз или хореоатетоз, нарушения мимики и пантомимики, пропульсии); нарушения физиологических синергий (неестественность двигательных актов). Поражение мозжечка (расстройства координации двигательных актов).

Понятие апраксий. Классификация апраксий Г.Липмана. Классификация апраксий А.Лурия. Характеристика различных видов апраксий.

 

ТЕМА 11. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом.

 

Произвольная регуляция психической деятельности. Роль речи в произвольной регуляции психической деятельности. Третий структурно- функциональный блок мозга. Строение лобных долей мозга. Роль конвекситальной и медиобазальной коры в произвольной регуляции движений. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом. Темпы созревания лобной коры. Поражение конвекситальных отделов лобной коры: псевдоагнозии, нарушения произвольного запоминания, нарушения интеллектуальной, речевой деятельности (понятие регуляторных апраксий - эхопраксии, эхолалии; интеллектуальные и речевые персеверации). Нарушение целесообразности поведения, программирования и контроля элементарных и сложных поведенческих актов (психические автоматизмы). Нарушение осознания собственных ошибок.

 

ТЕМА 12. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий.

 

Структура речи. Классификации речи. Психологическая структура экспрессивной и импрессивной речи. Лингвистические единицы речи. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Роль речи в жизни человека. Периферические и центральные механизмы формирования речи. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Механизмы формирования нарушений речи. Классификация нарушений речи. Основные синдромы. Афазия как системный дефект, ее отличие от других форм нарушения речи (дизартрия, алалия, логоневроз). Классификация афазий А.Р.Лурия. Нарушение афферентных звеньев речевой системы (сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, афферентная моторная афазия). Нарушение эфферентной основы речевой функциональной системы (кинестетическая моторная афазия, моторная эфферентная афазия). Речевые зоны коры левого полушария мозга у правшей. Нарушение разных видов речевой деятельности при различных формах афазии. Нейролингвистический


 

подход к изучению афазий. А.Р.Лурия о нарушениях парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария. Роль правого полушария и глубинных структур мозга в организации речевой деятельности. Псевдоафазия. Акалькулия и ее сочетание с семантической афазией. Речевые персеверации. Нарушения плавного протекания активной устной речи. Методы изучения нарушений речи.

 

ТЕМА 13. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.

 

Психологическая структура памяти. Память как система, обладающая механизмами записи, сохранения, считывания и воспроизведения следов. Виды, формы памяти. Мгновенная, кратковременная и долговременная памяти. Непроизвольная и произвольная память. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память. Нарушения памяти: амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамнезии. Теории забывания. Ретроактивное и проактивное торможение. Типы нарушений памяти: модально- неспецифические нарушения (при поражении уровня продолговатого мозга, диэнцефального уровня, лимбической системы, медиальных и базальных отделов лобных долей мозга). Корсаковский синдром. Модально- специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем (нарушение зрительной, слуховой, пространственной, речевой памяти). Нарушение мнестической деятельности (псевдоамнезии). Вклад левого и правого полушарий головного мозга в процессы запоминания вербального и невербального материала. Нарушения памяти как мнестической деятельности при поражении лобных долей мозга. Нарушения семантической памяти. Нейропсихология памяти на современном этапе своего развития. Методы исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.

 

ТЕМА 14. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга.

 

Психологическая структура внимания. Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Формы внимания: сенсорное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное. Непроизвольное и произвольное внимание. Внимание и речь. Модально-неспецифические и модально-специфические нарушения внимания. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга. Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений внимания. Методы исследования нарушений внимания.


 

ТЕМА 15. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

 

Психологическая структура мышления. Мышление как деятельность. Виды мышления. Мышление и эмоции. Теория умственных действий П.Я.Гальперина. Нарушение наглядно-образного и словесно-логического мышления в клинике локальных поражений мозга. Структурные и динамические нарушения интеллектуальной деятельности. Нарушение мышления при поражении лобных долей мозга: распад мотивов, планирования и контроля за интеллектуальными процессами при сохранении различных умственных операций. Интеллектуальные персеверации, стереотипы, неучет собственных ошибок. Нарушение динамического аспекта интеллектуальной деятельности. Неустойчивость семантических связей. Нарушения мыслительной деятельности при поражении задних отделов мозга: распад отдельных операций (наглядно-пространственных, счетных) при сохранности планирования и контроля. Первичная и вторичная акалькулия. Нарушение конструктивной деятельности, «технического» мышления. Нарушение мышления при поражении височных и премоторных отделов мозга. Особенности нарушения мышления при поражении правого и левого полушарий. Особенности нарушения мышления при поражении различных уровней неспецифической системы (истощаемость, низкая продуктивность, нарушение избирательности семантических связей). Нарушение мышления при поражении глубинных структур мозга. Нейропсихологический анализ нарушений различных компонентов интеллектуальной деятельности (на примере решения задач). Методы исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления.

 

ТЕМА 16. Эмоционально-личностная сфера как проблема нейропсихологии. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга.

 

Эмоции, их отличие от когнитивных процессов. Эмоции как форма отражения. Биологические и социальные концепции эмоций (А.Н.Леонтьев). Элементарные и высшие эмоции. Базальные эмоции. Уровни эмоционально- личностной сферы по В.Н.Мясищеву. Нейропсихологический подход к изучению эмоций (системность строения, иерархичность организации). Основные параметры эмоций (модальность, знак, интенсивность, длительность, уровень организации, возможность произвольного управления). Две эмоциональные системы мозга (положительное и отрицательное реагирование). Психологическая характеристика эмоциональной сферы. Эмоционально-личностная сфера, ее сходство со всеми психическими явлениями, ее отличия. Формирование эмоционально- личностной сферы в онтогенезе (Л.С.Выготский). Эмоциональные конфликты (А.Р.Лурия). Эмоционально-личностные нарушения (при


 

поражении правого и левого полушарий головного мозга). Передне-задние и конвекситально-медиобазальные различия эмоционально-личностных нарушений (А.Р.Лурия). Постоянные и пароксизмальные аффективные нарушения. Нарушение эмоционально-личностной сферы при поражении лобных долей. Методы изучения нарушений эмоционально-личностной сферы.

 

 

ТЕМА 17. Нейропсихологический анализ нарушений сознания. Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Проблема факторов в нейропсихологии.

 

Сознание как проблема нейропсихологии. Проблема сознания в общей психологии (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Современная нейропсихология о сознании как высшей форме отражения человеком внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) мира. Социально- культурные и биологические факторы детерминации сознания человека. Феноменология нарушений сознания в психиатрии. Современная нейрофизиология о мозговых основах сознания (теории У. Пенфилдда и Х. Джаспера, В. Маунткастла, Е.Н.Соколова и др.). Специфика нарушений сознания при поражении отдельных мозговых структур. Критерии классификации нарушений сознания. Нарушение «категориальной» и

«процессуальной» форм сознания. Нарушения сознания и межполушарная асимметрия мозга (правополушарные очаги, левополушарные очаги). Общая нейропсихологическая модель мозговой организации сознания. Динамика восстановления сознания у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой.

Изучение дифференцированного вклада различных структур в мозговую организацию сознания с помощью когнитивных тестов. Особенности межполушарной организации мозга и сознание.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.