Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проникновение в игры Господа 7 страница




Мудрый Госвами ответил: «Героиню, охваченную беспокойством по поводу того, что ее возлюбленный не явился на свидание, называют випраламбха. Расстроенная до глубины души, она сокрушается, плачет, вздыхает и теряет сознание».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Скажи, какова природа героини калахантарита?»

Гопала‑гуру Госвами пояснил: «Героиню, которая не простит своего возлюбленного, даже если в окружении всех ее подруг Он смиренно припадет к ее стопам, называют калахантарита. Она печалится, тяжело вздыхает, худеет, однако не изменяет своего решения».

Виджая‑кумар спросил: «Какие качества присущи героине прошита‑бхартрика?»

Святой Госвами ответил: «Героиню, возлюбленный которой находится в далеком путешествии, называют прошита‑бхартрика. Она восхваляет добродетели своего любимого, чувствует себя беспомощной, худеет и чахнет, страдает от бессонницы, ее охватывает меланхолия, она теряет покой и предается унынию, ее действия становятся бессмысленными».

Виджая‑кумар спросил: «Какова природа героини свадхина‑бхартрика?»

Святой Госвами ответил: «Героиню, возлюбленный которой всегда находится при ней и безоговорочно подчиняется ей, называют свадхина‑бхартрика. Эта героиня любит гулять со своим возлюбленным по лесу, купаться с Ним в реке, собирать цветы и так далее».

Виджая‑кумар предположил: «Должно быть, героиня свадхина‑бхартрика очень счастлива!»

Святой Госвами сказал: «Если своей любовью она полностью подчинила себе возлюбленного и Он ни на шаг неотходит от нее, то героиню свадхина‑бхартрика называют мадхави. Гопи, принадлежащие к группам свадхина‑бхартрика, васака‑садджа и абхисарика, очень счастливы. Упиваясь своим счастьем, они надевают на себя лучшие одежды и великолепные украшения. С другой стороны, гопи, принадлежащие к группам кхандита, випралабдха, уткантхита, прошита‑бхартрика и калахантарита, не носят украшений. Зачем украшения девушкам, которые целыми днями переживают и льют слезы?».

Виджая‑кумар воскликнул: «Неужели любовь к Кришне приносит им несчастье? Возможно ли это?»

Святой Госвами молвил: «Любовь к Кришне духовна иприносит только блаженство. Эти страдания являются составной частью бесконечного многообразия духовных эмоций. Вматериальном мире подобные ситуации вызывают страдания, но в мире духовном они доставляют лишь блаженство, хотя и несколько своеобразное. Эта сокровенная истина открывается человеку, наделенному способностью вкушать духовное блаженство. Никто иной не сможет этого понять».

Виджая‑кумар задал следующий вопрос: «Каковы степени любви, которую питают к Господу героини мадхурья‑расы

Праведный Госвами ответил: «В зависимости от силы их любви, героини подразделяются на три типа: уттама (сильная любовь), мадхьяма (спокойная любовь) и каништха (легкая привязанность). Кришна одаряет героиню такой же любовью, какую она питает к Нему».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Какова природа героини уттама?»

Гопала‑гуру Госвами ответил: «Героиня уттама готова отказаться от чего угодно, лишь бы доставить удовольствие своему возлюбленному. Если Он ее расстраивает, она необижается на Него. Если кто‑нибудь скажет ей, что любимый с ней несчастен, ее сердце будет разбито».

Виджая‑кумар задал следующий вопрос: «Скажи, какова природа героини мадхьяма?»

Святой Госвами ответил: «Если она слышит, что ее возлюбленный несчастен, в ее сердце вселяется печаль».

Виджая‑кумар спросил: «Чем характеризуется природа героини каништха?»

Праведный Госвами ответил: «Героиня каништха беспокоится только о том, что непредвиденные обстоятельства могут помешать ей встретиться с любимым».

Виджая‑кумар спросил: «Сколько разновидностей героинь насчитывают ученые‑вайшнавы?»

Мудрый Госвами ответил: «Их триста шестьдесят. Те пятнадцать видов героинь, о которых мы уже говорили, следует умножить на восемь последующих. Умножив пятнадцать на восемь, мы получим сто двадцать. Эти сто двадцать видов героинь следует умножить на три. Итого, мы насчитали триста шестьдесят видов героинь».

Выслушав ученого вайшнава, Виджая‑кумар сказал: «Итак, я узнал все о героинях. Теперь я хочу услышать о разновидностях ютхешвари (предводительниц групп)».

Святой Госвами промолвил: «В зависимости от отношений – враждебных или дружественных – ютхешвари подразделяются на три вида: свапакша (союзницы), випакша (враги) и татастха (нейтральные). Кроме того, они подразделяются на три типа, зависящие от их положения: адхика (великие), мадхья (средней значимости) и лагху (незначительные). В зависимости от темперамента ютхешвари делятся на три вида: пракхара (взбалмошные), мадхья (спокойные) и мридви (милые). Пракхара в данном случае выступает синонимом прагалбхи. Когда взбалмошность проявляется в незначительной степени, ютхешвари называют мридви. Когда взбалмошность и мягкость присутствуют водинаковых пропорциях, ее называют мадхья. Кроме всего прочего, ютхешвари подразделяются на атьянтики (лучших) и апекшики (легкомысленных). Если ютхешвари ни в одной области не имеет себе равных, ее называют атьянтикадхика (лучшая из атьянтик). Но это определение относится только к Шри Радхе. Радхарани относится к категории мадхья, и во Врадже Ей нет равных».

Виджая‑кумар спросил: «А кто из девушек Враджи относится к категории апекшикадхика (следующему уровню после высочайшего)?»

Святой Госвами ответил: «Апекшикадхикой называют ту ютхешвари, которая признает другую ютхешвари более разумной».

Виджая‑кумар поинтересовался: «А кто из гопи относится к категории атьянтики‑лагху (или атьянтики‑апекшики)?»

Мудрый Госвами промолвил: «Атьянтики‑лагху называют ту ютхешвари, которая равна другим героиням. По отношению к атьянтика‑адхика‑ютхешвари (величайшей ютхешвари, Шри Радхе) все героини занимают подчиненное (лагху) положение. Все остальные ютхешвари, за исключением атьянтики‑лагху, являются адхиками. Тем неменее, не следует считать, что атьянтики‑адхика‑ютхешвари (величайшая ютхешвари, Шри Радха) находится на одном уровне с ними или уровнем ниже их. Не следует также думать, что атьянтики‑лагху‑ютхешвари равны адхика‑ютхешвари. Существует всего один вид сама‑лагху‑ютхешвари. Если подразделить всех ютхешвари в соответствии с мадхья, адхика, пракхара и другими качествами, получится двенадцать разновидностей, а именно: 1) атьянтика‑адхика; 2) сама‑лагху; 3) адхика‑мадхья; 4) сама‑мадхья; 5) лагху‑мадхья; 6) адхика‑пракхара; 7) сама‑пракхара; 8) лагху‑пракхара;9) адхика‑мридви; 10) сама‑мридви;11) лагху‑мридви; 12) атьянтика‑лагху».

Выслушав подробные объяснения мудрого старца, Виджая‑кумар сказал: «Теперь я хотел бы узнать о разновидностях дути (посланниц)».

Мудрый Госвами молвил: «Героини, жаждущие встречи с Кришной, нуждаются в помощи дути. Известны две разновидности дути: сваям‑дути (посланницы, действующие по собственной инициативе) и апта‑дути (посланницы, которым даны конкретные поручения)».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Какова природа посланниц сваям‑дути?»

Святой Госвами сказал: «Если желание встретиться сКришной разрушает стыдливость героини и она, потеряв голову от любви, открыто выказывает герою свои чувства, ей помогают посланницы сваям‑дути. Эти посланницы бывают трех типов: кайика (движения тела), вачика (слова), чакшуша (взгляды)».

Виджая‑кумар спросил: «Какова природа вачика (слов)?»

Достойный Госвами ответил: «Намеки (вьянга), выраженные в словах, бывают двух видов: шабда‑вьянга (намек, содержащийся в самом звучании слова) и артха‑вьянга (намек, содержащийся в значении слова). Порой эти намеки недвусмысленны, порой они представлены так, будто имеют отношение к чему‑то другому».

Виджая‑кумар спросил: «Что означают недвусмысленные намеки?»

Святой Госвами ответил: «Эти намеки делятся на прямые и отвлеченные».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Как отличить прямой намек?»

Праведный Госвами ответил: «Заносчивая речь, жалобы и упрашивание – вот три способа намекнуть Кришне очем‑либо».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Как выражается намек в форме жалобы?»

Святой Госвами пояснил: «Жалоба, выраженная посредством самого звучания слов (шабда‑вьянга) – это один вид жалобного намека, а жалоба, выраженная благодаря смыслу слов (артха‑вьянга) – другой вид жалобного намека. Но ты изучал риторику (аланкару) и, следовательно, должен знать об этом кое‑что».

Виджая‑кумар сказал: «Да, верно. А какова природа намека в форме упрашивания?»

Достойный Госвами ответил следующее: «Просить можно либо за себя, либо за кого‑нибудь другого. Упрашивание можно разделить на две категории: упрашивание, выраженное посредством звучания слов (шабда‑вьянга) и упрашивание, подкрепленное значением слов (артха‑вьянга). Когда героиня просит за себя, она рассказывает свою историю. Когда одна героиня просит за другую, она рассказывает ее историю».

Внимательно выслушав объяснения, Виджая‑кумар сказал: «Полагаю, что прямой намек – это безжалостное обвинение в чем‑то, брошенное Кришне в лицо. Прямые намеки делятся на шабда‑вьянга (выраженные посредством звучания) и артха‑вьянга (выраженные в значении). Поэты очень любят вкладывать подобные хитрые намеки в уста актеров и актрис. Теперь, пожалуйста, объясни, что такое вьяпадеша (предлог)».

Выслушав просьбу ученика, святой Госвами промолвил: «В аланкара‑шастре сказано, что ападеша и вьяпадеша являются синонимами. Когда упоминают ападешу, следует знать, что говорят одно, а подразумевают совсем другое. Когда слова с ясно выраженным значением, в действительности имеют другое значение – это является намеком на желание служить Кришне каким‑либо определенным образом. Такой прием называется вьяпадеша. Вьяпадешу должна высказать посланница (дути)».

Виджая‑кумар проговорил: «Стало быть, вьяпадеша – это своего рода хитрость, завуалированная просьба о чем‑либо. Теперь опиши, пожалуйста, пурастха‑вишая‑гата‑вьянга (намек посредством разговора о том, что находится перед глазами)».

Мудрый Госвами сказал: «Когда гопи меняет тему, заговорив вдруг о каком‑нибудь находящемся неподалеку животном или предмете, такой намек называется пурастха‑вишая‑гата‑вьянга. Этот намек также бывает двояким: шабда (выраженный посредством звучания) и артха (смысловой)».

Виджая‑кумар попросил: «Теперь опиши, пожалуйста, намеки, содержащиеся в движениях тела».

Святой Госвами промолвил: «Когда гопи делает определенные жесты, под каким‑либо предлогом делает быстрые движения, из стыдливости покрывает тело, водит по земле пальцами ноги, почесывает ухо, делает жест, подобный жесту нанесения тилаки, одевается определенным образом, играет бровями, обнимает подругу‑ гопи, наносит удары подруге‑ гопи, кусает себе губы, перебирает свое ожерелье, звенит украшениями, поводит плечами, пишет имя Кришны, наматывает лиану вокруг дерева и так далее – все эти действия являются намеками, которые содержатся вдвижениях тела».

Виджая‑кумар сказал: «Теперь расскажи, пожалуйста, как можно делать намеки глазами».

Святой Гопала‑гуру Госвами пояснил: «Если глаза улыбаются или смеются, если они полузакрыты, очень подвижны, взгляд направлен в даль, если взгляд исполнен коварства и так далее значит, обладательница этих глаз намекает на что‑то».

Почтительно выслушав мудрого старца, Виджая‑кумар сказал: «Я понял, в чем предназначение сваям‑дути. Ты привел лишь несколько примеров, но этого вполне достаточно. Теперь опиши, пожалуйста, апта‑дути».

Святой Госвами промолвил: «Посланницей апта‑дути может считаться прекрасная гопи Враджи, если она мила и красноречива, и к тому же способна хранить тайны».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Существуют ли какие‑либо разновидности апта‑дути?»

Праведный Госвами ответил: «Апта‑дути делятся на три категории: амитартха, нисриштартха и патра‑хари. Посланница, которая сводит влюбленных благодаря пониманию языка всевозможных жестов и намеков, называется амитартха‑дути. Посланница, которая сводит влюбленных силой своего красноречия, именуется нисриштартха‑дути. Посланница, которая носит письма, называется патра‑хари».

Виджая‑кумар спросил: «Существуют ли какие‑то иные виды апта‑дути?»

Достойный Госвами сказал следующее: «К категории апта‑дути также могут относиться шилпа‑карини (художницы), дайваджна (астрологи), лингини (дочери брахманов), паричарика (служанки), дхатрейи (няни), ванадеви (богини лесов), сакхи (подруги‑ гопи) и многие другие. Шилпа‑карини – это девушки, которые служат сближению возлюбленных своим художественным талантом. Дайваджна – это женщины, которые служат той же цели благодаря знанию астрологии. Лингини облекаются в одежду аскетов‑брахманов, как Паурнамаси. Посланниц паричарика великое множество, но более всех преуспели Лаванга‑манджари и Бхаумати. Дхатрейи – это женщины, которые были нянями Радхи и других гопи. Ванадеви – богини Вриндавана (леса). О сакхи я уже рассказывал. Они также бывают посланницами. Эти девушки передают послания – как прямые и ясные, так и состоящие из туманных намеков (шабда‑вьянга и артха‑вьянга, о которых я уже говорил) и предположений. В этих посланиях содержатся вьяпадеша (фразы с тайным смыслом), артха‑мула, прасамса (слова похвалы), акшепа (жалобы) и многое другое».

Было уже достаточно поздно. Виджая‑кумар почтительно поклонился стопам своего духовного учителя и отправился домой. По пути домой он размышлял обо всем, что услышал от святого Гопала‑гуру Госвами и дивился глубоким знаниям мудрого вайшнава.

 

34. Мадхурья‑раса

 

Проснувшись рано утром, Виджая‑кумар почтил прасадам и направился к дому Каши‑мишры. Он шел по берегу океана и, любуясь на его волны, думал об океане трансцендентных рас. В голове его теснились такие мысли: «Этот океан напоминает мне экстатическую любовь (бхаву) к Господу Кришне. Этот океан подобен океану рас, о котором рассказывал мой духовный учитель. Настанет день, когда я оставлю эти жалкие материальные тела – грубое и тонкое, иобрету тело манджари, присяду на берегу океана рас ибуду вкушать их сладость. Господь Кришна, прекрасный, как грозовое облако, является единственным Господином моей судьбы. Шри Вришабханунандини (Шри Радха), которая всегда рядом с Ним – повелительница моей жизни. Этот океан подобен Божественной любви, которую Шри Радха и Шри Кришна испытывают друг к другу. Их расы – словно океан, украшенный рябью волн. Я стою на берегу этого океана, и тело мое – тело прекрасной сакхи (гопи). Я, как лебедь, плещусь в океане према‑рас. Господь Кришна – источник Божественных рас. Кришна такого же темного цвета, как океан. Шри Радха – самая высокая волна вокеане премы. Она прекрасна как солнце, и тело Ее такого же золотистого цвета. Большие волны в этом океане – Ее подруги (сакхи). Маленькие волны – Ее служанки (паричарики)». Погрузившись в эти мысли, Виджая‑кумар лишился сознания и опустился на землю. Когда сознание вернулось к нему, он продолжил свой путь. Придя к дому Каши‑мишры, он поклонился своему духовному учителю и уселся рядом сним. Гопала‑гуру Госвами обнял его испросил: «О Виджая‑кумар, все ли у тебя благополучно?» Виджая‑кумар ответил: «О учитель, твоя милость – источник моего благополучия. Я понял, что следую по стопам сакхи (подруг Шри Радхи). О мудрейший, пожалуйста, расскажи мне о сакхи».

Святой Госвами промолвил: «О Виджая‑кумар, ни один человек не способен прославить сакхи так, как они того заслуживают. Но ты являешься последователем Шрилы Рупы Госвами, поэтому тебе подвластно то, о чем даже не мечтают другие. Прекрасные девушки Враджи – сакхи – очень умело устраивают любовные игры Господа и Радхи (према‑лила). Я уже описывал некоторые разновидности сакхи, аименно адхика, сама, лагху, пракхара, мадхья и мридви. Всвязи с затронутой темой мне хотелось бы процитировать отрывок из «Удджвала‑ниламани» Шрилы Рупы Госвами (Сакхи‑пракарана. 3–5):

 

«По уровню духовной любви и добродетелей, а также по некоторым иным признакам, сакхи подразделяются на три группы: адхика, сама и лагху.

Пракхара‑сакхи любят употреблять резкие слова, и их трудно переспорить. Мридви‑сакхи никогда не позволяют себе грубости. Сама‑сакхи ведут себя непредсказуемо. Они могут казаться самой любезностью, а могут нагрубить без видимой причины.

Предводительниц сакхи называют атьянтадхика. Одни из атьянтадхика‑сакхи относятся к категории пракхара, другие – к мадхья, третьи – к мридви».

 

Виджая‑кумар сказал: «Ютхешвари – это предводительница отдельной группы девушек Враджи. Ты уже рассказывал об атьянтика‑ютхешвари, а также о категориях пракхара, мадхья и мридви. Из всего сказанного тобой можно сделать вывод, что ютхешвари бывают либо атьянтикадхика‑пракхара, либо атьянтикадхика‑мадхья, либо атьянтикадхика‑мридви. Теперь опиши, пожалуйста, разновидности сакхи».

Святой Госвами: «В каждой группе единственной атьянтикадхика‑сакхи является ютхешвари. Все остальные сакхи относятся к категориям апекшадхика, апекшика‑сама или апекшика‑лагху. Эти категории, в свою очередь, подразделяются на пракхара, мадхья и мридви. Таким образом, умножив три на три, мы получим девять разновидностей, а именно: 1) апекшикадхика‑пракхара, 2) апекшикадхика‑мадхья, 3) апекшикадхика‑мридви, 4) апекшика‑сама‑пракхара, 5) апекшика‑сама‑мадхья, 6) апекшика‑сама‑мридви, 7) апекшика‑лагху‑пракхара, 8) апекшика‑лагху‑мадхья, 9) апекшика‑лагху‑мридви.

Категория атьянтика‑лагху подразделяется на две группы: атьянтика‑лагху и сама‑лагху. Их также следует добавить к предшествующим девяти, а кроме того, добавить еще ютхешвари. Таким образом, в каждой группе насчитывается двенадцать типов героинь».

Виджая‑кумар поинтересовался: «О учитель, какие известные гопи являются примерами этих разновидностей сакхи?»

Праведный Госвами ответил: «Лалита, а также многие другие сакхи в группе Шри Радхи являются апекшикадхика‑пракхара‑сакхи. Вишакха и другие сакхи из ее группы являются апекшикадхика‑мадхья‑сакхи. Читра, Мадхурика и другие представительницы этой группы являются апекшикадхика‑мридви‑сакхи. Однако Лалита и все остальные ашта‑сакхи (восемь ближайших подруг Шри Радхи) переходят в категорию апекшика‑лагху, когда их сравнивают с лучезарной Шри Радхой».

Виджая‑кумар спросил: «Существуют ли последующие подразделы апекшика‑лагхви‑пракхара‑сакхи и других групп сакхи?»

Святой Госвами ответил: «Лагху‑пракхара‑сакхи подразделяются на две группы: вама (левое крыло) и дакшина (правое крыло)».

Виджая‑кумар задал следующий вопрос: «Каковы качества, присущие вама‑сакхи?»

Мудрый Госвами ответил: «Прежде всего – они очень горды. Они гневаются по малейшему поводу. Они ни за что не согласятся подчиняться своему возлюбленному. Такие сакхи относятся к категории вама. Лалита и многие другие из группы Радхи являются вама‑пракхара‑сакхи».

Виджая‑кумар спросил: «А каковы качества, характерные для дакшина‑сакхи?»

Святой Госвами ответил: «Эти героини покладисты искромны. Они обращаются к своему возлюбленному с ласковыми словами и счастливы, когда Он разговаривает с ними так же. Тунгавидья и многие другие девушки из группы Шри Радхи являются дакшина‑пракхара‑сакхи».

Выслушав ответ духовного учителя, Виджая‑кумар спросил: «Какими качествами наделены атьянтика‑лагху‑сакхи?»

Праведный Госвами ответил: «Эти сакхи всегда ласковы. Кусумика и многие другие гопи являются атьянтика‑лагху‑сакхи».

Виджая‑кумар сказал: «Ответь, пожалуйста, чем занимаются сакхи?»

Святой Госвами пояснил: «Сакхи приводят героя, преодолевшего значительное расстояние, на свидание с любимой. Кроме того, они передают Ему любовные послания».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Случается ли, что сакхи выполняют роли героинь?»

Мудрый Госвами ответил: «Ютхешвари являются самыми настоящими героинями. Апекшикадхика‑пракхара, апекшикадхика‑мадхья и апекшикадхика‑мридви могут выступать в роли как героинь, так и сакхи. В присутствии менее значительных гопи они могут играть роль героини. В присутствии гопи более высокого положения они играют роль сакхи. Поэтому их называют найика‑прая (почти героинями). Апекшика‑пракхара, апекшика‑мадхья и апекшика‑мридви также играют двойную роль. В присутствии старших гопи они ведут себя как сакхи, а в присутствии младших гопи они являются героинями. Апекшика‑пракхара, апекшика‑мадхья и апекшика‑мридви являются сакхи. Атьянтика‑лагхугопи считаются пятой категорией, они всегда ведут себя, как сакхи».

Виджая‑кумар спросил: «А какие сакхи играют роль дути?»

Святой Госвами ответил: «Ютхешвари всегда выступают в роли героинь. Все относятся к ним с особым почтением. Передавать послания ютхешвари поручают своим любимым сакхи. Но если случается так, что сакхи становится объектом любви героя, сама ютхешвари становится ее посланницей. Послания отправляются в двух случаях: когда Кришна присутствует и в том случае, если Он отсутствует».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Какие разновидности посланий отправляются в присутствии Кришны?»

Святой Госвами ответил: «Это намеки и прямые высказывания».

Виджая‑кумар спросил: «Какими бывают намеки?»

Святой Госвами пояснил: «Когда сакхи посылает Кришну к героине направляя Его взглядом, движением бровей, движением указательного пальца или иной части тела, то говорят, что такое сообщение имеет форму намека».

Виджая‑кумар спросил: «О праведный, что представляют собой прямые высказывания?»

Мудрый Госвами ответил: «Если посланница говорит очем‑то непосредственно Господу Кришне или тайно, за Его спиной, это называется посланием в форме прямого высказывания».

Виджая‑кумар задал следующий вопрос: «Теперь расскажи, пожалуйста, какие послания отправляются в отсутствие Кришны».

Святой Госвами ответил: «Такие послания могут быть переданы при помощи различных способов, каждый из которых отличается большой изобретательностью».

Виджая‑кумар спросил: «Могут ли послания передаваться от имени найика‑прая (почти героини)?»

Святой Госвами ответил: «Когда апекшадхика‑пракхара, апекшадхика‑мадхья или апекшадхика‑мридви несет послание от гопи более низкого по сравнению с ними положения, это и называется нести послание от имени найика‑прая. Сама‑сакхи и мадхья‑сакхи нередко бывают лучшими подругами. Чаще всего у них теплые дружеские отношения. Пандиты, знающие толк в науке духовной любви (премы), не находят в этом ничего странного».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Что подразумевается под посланием, которое передает сакхи‑прая (почти сакхи)?»

Праведный Госвами ответил: «Так называется послание, которое несет гопилагху‑пракхара, лагху‑мадхья или лагху‑мридви. Когда им поручают передать послание, они становятся сакхи‑прая (почти сакхи)».

Выслушав ответ, Виджая‑кумар задал следующий вопрос: «Чем характеризуется категория нитья‑сакхи (вечно сакхи)?»

Гопала‑гуру Госвами ответил: «Гопи, которые наслаждаются положением служанок, и не стремятся попасть в героини, называются нитья‑сакхи. Нитья‑сакхи делятся на две категории: атьянтика‑лагху и апекшика‑лагху».

Виджая‑кумар молвил: «Скажи, являются ли качества, присущие сакхи, постоянными, или они проявляются в зависимости от той или иной ситуации?»

Святой Госвами сказал: «Определенные качества являются частью вечной природы гопи, но иногда, в зависимости от времени, места и иных обстоятельств, гопи проявляют другие качества – порой противоречащие своей обычной природе. Так бывает, к примеру, когда Лалита пытается успокоить Радху, охваченную пылом ревности, ласковами словами».

Виджая‑кумар заметил: «Мне казалось, что Радха, напротив, очень довольна, когда Кришна встречается с Ее подругами».

Улыбнувшись, мудрый Госвами промолвил: «О Виджая‑кумар, я могу кое‑что рассказать об этом. Когда сакхи, несущая послание от Радхики, находит Кришну в уединенном месте и Он просит ее насладиться с Ним любовью, она несоглашается. Она боится обмануть доверие подруги‑ гопи, отправившей ее с любовным посланием».

Виджая‑кумар задал следующий вопрос: «Скажи, чем занимаются сакхи?»

Святой Госвами ответил: «Как правило, сакхи заняты шестнадцатью видами деятельности: 1) восхвалением добродетели героя в присутствии героини и восхвалением добродетели героини в присутствии героя; 2) укреплением любви между героем и героиней; 3) организацией свиданий героя и героини; 4) сопровождением героини к Кришне; 5)острословием; 6) утешением героини; 7) одеванием героини; 8) пробуждением чувств любовников; 9) скрыванием недостатков; 10) раздумьями о том, как обмануть мужа героини и других старших; 11) сопровождением героя к героине; 12) обмахиванием героини чамарой; 13) разговорами с героем и героиней; 14) передачей любовных посланий; 15) спасением жизни героини; 16) исполнением других, не менее важных обязанностей».

Виджая‑кумар сказал: «О учитель, благодарю тебя за столь доходчивые объяснения. Позже я посмотрю, какие примеры приведены в книге «Удджвала‑ниламани». Теперь я хотел бы узнать, какие чувства питают сакхи к своей Госпоже и как проявляется их привязанность к Господу».

Святой Госвами промолвил: «Сакхи делятся на два типа: те, что любят Кришну и свою ютхешвари одинаково сильно, и те, которые любят Кришну и свою ютхешвари по‑разному».

Виджая‑кумар поинтересовался: «Какие сакхи любят Кришну и свою ютхешвари по‑разному?»

Гопала‑гуру Госвами ответил: «Этих гопи называют асама‑снеха‑сакхи, и они также подразделяются на две категории. Одни любят свою ютхешвари больше, чем Кришну. Другие втайне симпатизируют Кришне. Эти девушки далеки от мысли покинуть свою группу и перейти в другую, но, тем не менее, их любовь к Кришне сильнее их любви к ютхешвари. Гопи, которые гордятся своим служением ютхешвари и любят ее больше, чем Кришну, именуются сакхи‑снехадхика».

Виджая‑кумар спросил: «Кто эти гопи?»

Святой Госвами ответил: «Девушки, которых называют просто сакхи, сильнее любят Кришну (кришна‑снехадхика). Описанные же мною нитья‑сакхи и прана‑сакхи любят свою ютхешвари больше, чем Кришну (сакхи‑снехадхика)».

Виджая‑кумар спросил: «А существуют ли гопи, любовь которых к Кришне и к своей ютхешвари одинаково сильна?»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.