Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 8 страница




Накануне публикации Манифеста прочитал я в С.-Петербург­ских ведомостях письмо Фальковского и Рескрипт Государя кня­зю Горчакову по поводу этого письма. Какой спокойный тон в Рескрипте! Какое величественное, открытое изложение благих намерений Царя по отношению к народному прогрессу и твердо­сти Царя по отношению к сохранению порядка в народе. Пред Рескриптом, как пред великаном, письмо Фальковского получа­ет характер такой мелочи, таких пустяков! Рескрипт и Манифест преисполнены нравственной силы: пред ними падают и уничто­жаются противные им мнения сами собою. Вот, дорогой мой, строки, которые, уповаю, принесут Вам истинную радость нака­нуне той радости, которую доставит всесвятая Пасха. Слава и хвала Богу, хранящему Россию! Хранение Богом России явству­ет, для всякого способного видеть, из Манифеста.

[1861г.]

Письма святителя Игнатия к Плещеевым

I К Александру Александровичу Плещееву

№1

Любезнейший друг Александр Александрович!

Господь да утешит Вас и семейство Ваше в постигшей Вас горести. Рассматривайте благость Божию к Вам, Его чудный о Вас Промысел и этим утоляйте скорбь сердца Вашего, приводи­те его к чувствам благодарения.

Старец Ваш в последние дни жизни своей (днями я называю и годы) посвятил себя Богу, успел более приготовить себя к веч­ности, нежели как то бывает ныне обыкновенно в свете. К этому вела его невидимая рука Божия, в этом видна особенная к нему милость Божия. Отторгнем от земли мысль нашу, прилепившу­юся к земле, подумаем, поверим, что есть вечность, перед кото­рой наше земное странствование кратче, нежели минута, срав­ненная с столетием! Рассудим, что здешняя жизнь нам дана един­ственно, как приготовление к вечности! Познаем, что род человеческий находится в состоянии падения из того самого, что мы не хотим и думать о вечности. Живем на земле, как бы веч­ные на ней. Обратим взоры ко Христу, Спасителю нашему! Что представится тогда нашим мысленным взорам? Необыкновен­ная благость Божия к Вашему дому, который приведен стран­ными путями Промысла к Богопознанию и Богопочитанию, мало известным нам в мире.

С каким кротким смирением последовал Старец Ваш общему стремлению семейства. Тем удивительнее его смирение, что он в этом стремлении не был первым, а только последователем, что для старцев особенно трудно. При сошествии его в будущность должно более дадоваться, нежели предаваться скорби: ибо оче­видно, что Бог его избрал и теперь приемлет в вечное блаженство.

Это написал я в утешение Ваше; благодать Божия да произ­несет в сердцах Ваших слово утешения, коими взаимно утешай­те друг друга, взирая на тот путь, который всем нам предлежит, и плотские слезы обращайте на духовные, в которых вместе пе­чаль и радость.

Ваш преданнейший

Архимандрит Игнатий.

№2

Дражайший Александр Александрович!

Услышав о случающихся с Вами припадках, я этим очень по­тревожился. Прошу Вас по дружбе Вашей ко мне пожаловать в монастырь часам к 9-ти. Вытребуем нашего доктора, и если Вам нужно пустить кровь, то он пустит Вам. Я не встречал ни докто­ра, ни фельдшера, который бы пускал кровь с такою отчетливостию, как Б. Послушайтесь меня грешного; уповаю, что Вы не будете раскаиваться в послушании Вашем.

26 ноября 1844 года

№3

М<илостивейпшй> Г<осуда>рь, Александр Александрович с супругою и со всем Богоспасаемым семейством Вашим! Здрав­ствуйте! Благословение Божие да почиет над Вами. Очень часто вспоминаю о Вас с любовию сердечною о Господе. Особенного больше мне сказать Вам нечего: по милости Божией путь спасе­ния Вам известен с довольною подробностию. А еще поживете в заповедях Господних, еще более узнаете.

Проехал я довольно пространства, видел людей набожных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятия­ми, а оттого, что в мед подливают деготь, т. е. читают Святых Отцов Православной Церкви, да не оставляют и поддельных святых темного Запада. И сбывается русская пословица: бочка меду, да ложка дегтю. Все и выкидывай вон! Оскудело истин­ное духовное знание и духовные наставники. Нечто иные повирают не хуже нашего брата,— да учение какое-то непросветительное, все кругом ходят, а в двери не попадают — словно в жмурки играют.

Местечко, в котором живу, хорошенькое: нашему обществу жить бы в таком местечке. Гостиница двухэтажная, каменная. Здесь мож­но соединить удобства общежития с удобствами уединения. Я ле­чусь и потому не выхожу из комнаты и к себе почти никого не при­нимаю. Извините, что мало и дурно написал. Писать нечего, а на­писал только для того, чтоб Вы на меня не скорбели.

Просящий Ваших молитв

нед<остойный> А<рхимамдрит> И<гнатий>.

24 сентября 1847 г. Ник<оло - >Баб<аевский > монастырь

№4

Возлюбленнейший о Господе Александр Александрович!

Божественная Премудрость,— говорит Писание,— созда себе дом [42], т. е. святую Церковь: в этом доме все дышит создавшею его Божественною Премудростию. Светит эта премудрость и в том, что всякий ряд прошений Церковных, или ектения, заключает­ся сими словами: «Сами себе, друг друга и весь живот наш Хри­сту Богу предадим». Мудрое и святое заключение прошений! Ныне предстоит Вам исполнить его на самом деле и исполнить его с живою верою во Христа. Сильна вера во Христа исповеду­емым ее Христом; полна плодов скудных вера во что-либо лож­ное! Вера во Христа дарует верующему Христа; а Христу можно с благодарением и радостию вверить все: и себя, и ближних сво­их. Такое размышление да утешает Вас в последние минуты зем­ной жизни Вашей. Обращая произвольные взоры на Ваше се­мейство, вручайте его Христу. Он устроил так, что Вы были опо­рою Вашего семейства: теперь Он же призывает Вас к Себе. Вы были Его орудием: отлагая одно орудие, Он может взять во все­могущую Свою десницу другое орудие. Разлучаетесь с Вашими ближними, разлучаетесь ненадолго! Вы можете выводить пра­вильное заключение о земной человеческой жизни! Вы можете исчислить, как она скоротечна! Скоро пробежала мимошедшая жизнь! Скоро пробежит для тех, которым суждено еще повитать на земле, их будущая земная жизнь. Идите на небо, в вечность, куда Вас призывает Христос. «Блажен грядый» в вечность «во имя Господне». Идите на небо на бесконечный и радостнейший праздник Христов. Туда Вы призваны Христом, призыв туда Вы приняли живою верою во Христа и ею вписались в Книгу Жи­вота. Туда скоро придут Ваши ближние навеки соединиться с Вами. Здесь на земле они разделяли с Вами скорби, утешались верою: достойно и праведно разделить им с Вами радости небес­ные, приготовляемые и доставляемые верою и земными скорбя-ми в вере во Христа.

На Небе, в вечном радовании, на светлом пиру Христовом помяните и тех, которые Вам говорили Слово Божие, да обрящут милость на суде Христовом, на котором будут судимы дела, слова и помышления человеческие, каковы они были пред Бо­гом, не пред человеками, смотрящими только на наружность[43].

II

К Анне Павловне Плещеевой, супруге А. А. Плещеева

№5

Кого Господь возлюбит и кого восхощет избрать для блажен­ной вечности, тому посылает непрестанные скорби, в особенно­сти, когда душа, избираемая, заражена миролюбием. Действие, производимое скорбями, подобно действию, производимому ядом. Как тело, принявшее яд, умирает от естественной ему жиз­ни, так и душа, вкушающая скорби, умирает для мира, для плот­ской жизни, родившейся из падения и составляющей истинную смерть. Посему кто отказывается от скорбей, тот отказывается от спасения: ибо Сам Господь сказал, что «неидущий за Ним с крестом своим не достоин Его», что «желающий спасти душу свою в веке сем погубит ее для вечности». Слова Христовы не­преложны и всячески сбудутся, почему и должно распинаться по слову Его, или яснее, на кресте словес Его, хотя плоть и вопи­ет против распятия. Для благодушного и мужественного пере­несения скорбей должно иметь веру, т. е. веровать, что всякая скорбь приходит к нам не без попущения Божия. Если влас гла­вы нашей не падает без воли Отца Небесного, тем более без воли Его не может случиться с нами что-либо важнейшее, нежели падение с головы волоса. Далее — рождается в скорбях благодушие, когда мы предаемся воле Божией и просим, чтоб она всегда над нами совершалась. Также в скорбях утешает благодарение, когда благодарим за все случающееся с нами.

Напротив того ропот, жалобы, расположение плотское, т. е. по стихиям мира, только умножают скорбь и соделывают ее не­стерпимою. Святый Исаак сказал, что «тот больной, который при операции сопротивляется оператору, умножает только свое мучение», почему, покоримся Богу не одним словом, но и мыс-лию, и сердцем, и делами. Презрим мир и мнение его, потому что Спаситель говорил нам: «Кто постыдится словес Моих в сем роде грешном и прелюбодейном, того и Аз постыжусь пред Отцем Моим и Ангелами Его». От угождения миру теряется дерз­новение к Богу, а от презрения к миру делается христианин Богу свой н со многим дерзновением обращается к дому Его, веруя слову Его, как Слову Божию, а не с двоедушием, от которого ослабляется действие Слова Божия за неверие, сопряженное с двоедушием.

Уснувшие сном уныния — восстаньте! Расслабившие себя двоедушием укрепите себя верою! Смягчите ожесточенные сер­дца Ваши усердною молитвою и слезами. Приступите к Госпо­ду со смирением, и вместится в Вас Слово Его, и благодать Его, и воскресит мертвые души Ваши! Если слово судится и осуж­дается, то оно остается без пользы; если же примется со смире­нием, то хотя наружность его жестка, но плод — духовное уте­шение, рождающееся от познания и приятия Истины, в кото­рой спасение.

№6

Святые Отцы сказали: «Когда видишь утопающего, простри к нему конец жезла твоего и сделай все, что можешь для его спасе­ния; но руки твоей не давай ему, чтоб он не увлек тебя с собою в пропасть». Бог да дарует Вам мудрость поступить по сему совету.

Приступающий к Богу должен приступать с верою в Его все­могущество, а не с двоедушием, и тогда получит помощь свыше. Зло, желая удержать человека в оковах, всегда его стращает; уг­роз этих бояться не должно: сильный Бог избавит приступаю­щих к Нему от всех нападений греха.

Написал я Вам было нечто по-французски, а написавши, уви­дел, что образ моей речи Вам нейдет. Поелику же для Вас напи­сано, то у Вас путь и будет.

№7

По поручению отца Игнатия — маленького отвечаю Вам, доб­рейшая Анна Павловна, вместо него. Мир имейте в мыслях и сер­дце; отгоняйте смущение благодушием. Говорите себе, когда раз­ные помыслы начнут Вас смущать: «Предаюсь Богу со всеми не­мощами моими и обстоятельствами моими. Путь Он творит надо мною Свою святую волю». Промысл Божий устроил так, что на­род Его при исшествии из Египта получил мзду свою за работы, произведенные в Египте. Поехали вы в Ревель для пользования Лидии Александровны и будьте мирны; исполняйте с тщательностию то, зачем поехали и храните душу Вашу, которую Вы дол­жны соблюсти на суд Христов. Когда не можете сохраниться от шумного общества, то старайтесь сохраниться от многословия и излишних шуток, а когда и от сего не сохранитесь, то умывайтесь в покаянии. Храните в себе мир! Знайте, что если есть в Вас сму­щение, то это знак, что закралась к Вам какая-либо фальшивая мысль. В Вас, как и во мне, нет веры, нет смиренья! Предаваясь воле Божией, Вы будете входить в то и другое и будете обретать в сердце мир. Мир Вам! Мир Софии Павловне! Лидии и Александ­ру Александровичу мир. Мир всем и мне грешному. Аминь.

15 июня 1843 года

№8

Милостивейшая Государыня Анна Павловна!

Примите от меня грешного послушание. Потрудитесь устро­ить, чтоб составлено было описание видения Г. Ильинской со всею подробностию, пиша в пол-листа, чтоб мне можно было попра­вить. Данное Богом знамение не должно оставлять без внимания: ибо оно и дано было для того, чтоб мы, хладные и маловерные, обратили внимание от прелестей мира к спасению душ наших, пропадающих от нашего нерадения. Дерзаем же рассуждать сле­дующее: поелику душа эта приняла истязание от духов нечистых, будучи еще в теле, то спасение ее не подлежит сомнению.

Ваш преданнейший

А<рхимандрит > И<гнатий>.

№9

Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Бо­жией. Бог ведает, что творит, и все, что ни творит, творит по ве­ликой благости Своей, по премудрейшим и неисследимым судьбам Своим. Говорите чаще себе: «Буди воля Божия». В сию ус­покоительную и священную мысль да погружается ум Ваш и сердце. Да удовлетворяются они ею. Бог Вас да благословит и да даст Вам разум истины и покорность Его святой воле, отчего прозябает мир душевный.

Ваш преданнейший о Господе

Арх<имандрит> И<гнатий>. 1846 год

№10

Милостивейшая Государыня Анна Павловна!

Приношу искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше обо мне и призываю на Вас и семейство Ваше благослове­ние Божие. Скорби Ваши — знамение избрания Божия. Да бу­дет благословенна милость Божия, печатлеющая Вас печатью избрания. Каждый вздох страждущих о Господе слышится на небе и вписывается в книгу Божию для сторичного воздаяния. Благодать Божия да покроет святую Обитель, при которой Вы приютились, да покроет Ваше семейство, да покроет всех и вся.

Ваш покорнейший слуга

И<гнатий> Еп<ископ> Кавк<азский> и Черн<оморский>.

17 января 1858 года

№11

Милостивейшая Государыня Анна Павловна!

Благодарю Вас искренне за письмо Ваше от 18-го апреля. Бла­гословение Божие да почиет над Вами и над домом Вашим. Он да руководит Вас к блаженной вечности. Все мы преисполнены не­мощей; но того из нас, который хочет благоугодить Господу, Гос­подь врачует от немощей законом Своим и судьбами Своими.

Все, что слышу о Сергиевой пустыне, очень утешает меня. В назначении отца Игнатия настоятелем этой Обители вижу ми­лость Божию к Обители и ко мне. Надеюсь, что и на будущее время Господь не оставит всех нас Своею милостию.

И паки призывая на Вас благословение Божие, с чувствами искреннейшего уважения и преданности имею честь быть Ва­шим покорнейшим слугой

И<гнатий>, Еп<ископ> Кавк<азский> и Черном<орасий>.

1858 год

№12

Милостивейшая Государыня Анна Павловна!

Примите мою искреннейшую признательность за воспоми­нание Ваше обо мне пред днем воспоминания святою Церковию о Священномученике Игнатии Богоносце. Милосердный Гос­подь да помянет Вас и чад Ваших в Царствии Своем, которое подобает наследовать многими земными скорбями. Господь по­слал Вам скорби в залог Царствия.

Поручаю себя Вашей о Господе любви и остаюсь навсегда Ваш преданнейший слуга

И<гнатий>Е<пископ> К<авказский> и Ч<ерноморский>.

1 февраля 1860 г.

№ 13

Милостивейшая Государыня Анна Павловна!

Приношу Вам искреннейшую благодарность за воспомина­ние Ваше обо мне! Поздравляю Вас и все благочестивое семей­ство Ваше с наступающим Новым годом, сердечно желаю Вам протекать поприще его под сению милости Божией.

Блаженны те, которые вдали от мирского шума и житейских попечений могут посвящать все свое время на служение Богу, на приготовление себя к вечности. Господь назвал такое положение человека благою частию. Эта благая часть да не отъемлется от Вас во вся дни земного жития Вашего! Да пребудет она постоянным достоянием Вашим и верным залогом вечной радости.

Призывая на Вас и семейство Ваше благословение Божие Ваш покорнейший слуга

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский.

24 января 1861 г.

№14

Милостивейшая Государыня Анна Павловна!

Искренне благодарю Вас за воспоминание Ваше обо мне. Вы справедливо говорите, что Промысл Божий обо мне достоин удивления и славословия. Положение мое устроилось так удов­летворительно, как я и желать не смел. Извините и меня, что пишу к Вам редко. Еще в Ставрополе очень сократил свою пере­писку, а теперь необходимо и еще сократить, ограничась необ­ходимейшим.

Спасайтесь! Господь да благословит Вас и семейство Ваше и да наставит Вас на путь спасения. Ваш покорнейший слуга

Еп<ископ> Игнатий. 24 июня 1862 г.

Ш К дочери А. П. и А. А. Плещеевых Лидии

№15

Никтоже в нас себе живет— сказал Апостол,— и никтоже себе умирает [44]. Оставшись жить на земле, живи не себе, но Гос­поду: живет Господу тот, кто живет для исполнения Его воли; живет себе тот, кто живет для исполнения своих пожеланий. Последний хотя и кажется для чувственных очей движущимся, живущим, но душою мертв для Господа, вменяется у Бога как бы несуществующим, не вписан в книгу Живота; в других кни­гах внесено его имя. Первый — не умирает и не может умереть: он переходит смертию только в большое развитие жизни. Блю­ди, чтоб не ожить для себя! Жизнию о Господе умерщвляйся для себя и тем сохрани себя в живот вечный.

№16

Что Вам сказать о тех страданиях, которым подвергает Вас вра­чебная необходимость? Не отказывайтесь от этих страданий! Они могут быть вознаграждены приятностию выздоровления. Кроме этой пользы есть в них еще другая польза, несравненно важней­шая: это обновление души Вашей. Вы можете сделаться способ­ною благодарить Бога и приблизиться к Нему. Для этого нет дру­гого средства, кроме креста, то есть, великодушного терпения всех страданий, ниспосылаемых Промыслом. Свергающие с себя крест делаются непотребными для Бога. Сила Божия может Вас под­крепить вполне, несмотря на Вашу юность. Воодушевляемые этою силою могут победить всякий страх, всякое мучение.

Когда мысль Ваша делается тиха, и какая-то спокойная пе­чаль, подобна дождевой туче, найдет на душу Вашу, потом в Вас делается ясно и радостно, то знайте, что это есть действие душевного плача, который в Вас появился за Ваши страдания и за то, что в них стараетесь прибегать к Богу. Будьте внимательны и благоговейны, потому что духовные ощущения тонки и уходят от невнимательных и неблагоговейных. Если будете вниматель­ны, то тучи от времени до времени будут делаться гуще, наконец разразятся и произведут слезы, каковыми Вы не плакивали. Наслаждение этими слезами будет величайшим утешением и подкрепление в Вашей болезни. В Вас завеет тишина и спокой­ствие чудные! Но пребудьте верною Богу! Аминь.

Плещеевы — были хорошими знакомыми о. Игнатия маленького (Ма­лышева), по просьбе которого архимандрит Игнатий начал с ними пере­писку, приведшую впоследствии к дружеским отношениям (см. напри­мер, в письме Святителя к сестре Елизавете Александровне № 16 — с. 537). П. А. Брянчанинов писал, что «такого рода писем, указывающих на неизменно дружественные отношения, было много». П. П. Яковлев за­писал, что в письме к нему, написанному святителем Игнатием за пять дней до кончины, было вложено письмо А. П. Плещеевой.

Письма святителя Игнатия к Софии Павловне Титовой[45]

№1

Вот по желанию Вашему отвечаю Вам. Милосердый Господь да отверзет мне уста, а Вам слух для Слова Его. Христианин ни­когда и ничем не должен смущаться, ибо Промысл Божий носит его на руках своих. Наше попечение должно состоять в том, чтоб мы пребывали верными Господу. Если к самому Господу вочеловечившемуся дерзнул приступить искуситель, то не должно удив­ляться, что он приступает к нам, хотя бы то было и по принятии нами в сосуд свой Господа. Чем больше сокровище, тем более тати покушаются украсть его. Чем более сокровище, тем более должно бдеть о хранении его. После приобщения Святых Тайн, послеусердной молитвы, после всякого особенно полезного для души дела нужно, по опытному наставлению отцов, особенное наблюдение за собою, ибо тогда особенно разжигается враг против нас завис­ит и злобою; видя, что земля и пепел восходит на небо, откуда он низвержен. Духовный рай, который, по учению Спасителя, внутри нас, должно возделывать и хранить, как это при самом со­творении заповедано Богом, в лице Адама, всем человекам. По обыкновенному ходу я предполагал, что после смущений, долж­но быть, Вы чувствовали утешение, которое посылает Господь законно подвизающимся рабам Своим в подкрепление, во умно­жение веры, надежды и любви. Понимаете ли, что Вы одолжены Господу более, чем были прежде, как получившие залог и изве­щение обетовании! «Ему же дано более, с того более и взыщет­ся»,— говорит Писание. Познав это, блюдите како опасно ходите, т. е. живите с осторожностию и вниманием.

Теперь хочу побранить Вас. Вы пишете мне решительно: «Я отъезжаю в среду». Хотя бы прибавили Вы: -«Если Бог ве­лит». Прочитайте в соборном послании Иакова слова Духа о та­ковых словах человеческих, которыми наносится безчестие Про­мыслу Божию, в которых нет веры и смирения. Если Вы проси­те прощения, то милосердый Господь чрез меня непотребного и грешного Своего иерея да простит Вас и да наставит благоугождать Ему делами, словами и помышлениями, как это заповедал Он в Святом Своем Евангелии, которое повелевает не разорять и малых заповедей (Мф. 5.19). Святые сказали: -«Кто в малом соблюдает заповеди, тот соблюдает их и в великом». Мир Вам!

21 декабря 1842 года

№2

Когда Вы вдали и не можете принести ко мне болезнующего Вашего сердца, то я прихожу к Вам и приношу слово утешения. Дни наши суть дни скорбей, а утешение наше — Крест Спасите­ля. Когда сыны Заведеевы просили у Господа престолов славы, тогда Он обещал им чашу скорбей, без которой невозможно по­лучить престолы вечной славы, которая есть Дух Святый. Итак, молитесь Господу, чтоб даровал Вам терпение в скорбях, чтоб Вы видели постоянно над собою Промысл Божий, чтоб от этого возрастала Ваша вера и верность к Богу; и тогда пусть Вас прон­зают скорби, очищают от земного и приготовляют к небесному. Не удивляйтесь слабостям и грехам человеческим. На них смот­рит Праведный Господь и милует грешников, ожидая покаяния их; а мы кто такие, чтоб распаляться на братию, недугующую грехом, между тем как сами нечисты пред Всевидящим и Пре­чистым? Оставим все, не зависящее от нас, на волю Божию, а

что зависит от нас, будем то сообразовывать воле Божией или исполнением или покаянием в неисполнении. «В терпении Ва­шем стяжите души Ваши»,— завещал нам Господь в Евангелии. Мир Божий да почиет над Вами.

25 января 1843 года.

№3

Прихожу к Вам не телом, но духом; нося к Вам искреннее слово сердца в ответ на письмо Ваше от 19 января, которое я получил 14 февраля. Наружные Ваши обстоятельства возложи­те на Промысл Божий, и как они устроятся, так пусть и устроят­ся; а Вы будьте мирны и покойны, безпокоясь единственно о душе Вашей, которую Вы обещались представить Христу очищенною покаянием.

Познание немощей своих есть познание существенно нуж­ное для христианина. Оно ведет к смиренномудрию, а это — к духовному разуму. Кому Господь восхощет даровать Свой ра­зум, тому Он открывает особенно его немощи. Вам они откры­ваются сообразно состоянию души Вашей; а полного их откры­тия, если оно есть, Вы не можете еще понести. В Вас велика при­вязанность по законам плоти; это оттого, что Вы мало познали Христа. Огонь плотский погашается огнем духовным; когда воз­жжется второй, то непременно погасает первый, по учению духоносных Отцов и отчасти по самому опыту. Пишете, что мно­гие находя, что поездка Ваша к сестрице Вашей есть приятная жертва Богу, а Вы не смеете прилагать сердца к этой мысли, ко­торую однако Вы называете утешительною. Господь повелел ученикам Своим, когда они все повеленное исполнят, называть себя рабами неключимыми и почитать себя должниками запо­ведей. Я в Вашем поступке не вижу никакой жертвы — одно стремление души к исполнению заповеди любви, стремление, в котором желательно, чтоб Господь нашел что-либо для себя чи­стое, благопотребное. Великий угодник Божий Агафон, весь по­грузившийся в любовь Божию от любви к образу Божию — ближ­нему, когда пред кончиною рассматривал себя и долгое время сидел в молчании, то ученики его спросили: «Или и ты, отче, боишься?» Он отвечал: «Я старался по силе исполнять запове­ди, но как могу знать, будучи человек, угодно ли мое делание Богу: ибо ин суд Божий и ин человеческий». Тем более мы, не­достаточные по всему, должны страшиться и трепетать похвального заключения о наших поступках, опасаясь, чтоб мнимое уте­шительное чувство не было только тонким удовлетворением тщеславия. Сказал Пророк: «Все правды наши суть нечистоты». А другой Пророк: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокру­шенно и смиренно Бог не уничижит».

Написали Вы о страховании и утешении при молитве, но ка­ковые они были и в чем именно состояли, того не написали; а и это необходимо, если хотите слышать мое суждение о них по Боге.

Во время путешествия Вы находились два раза в опасности, и рука Божия Вас спасала. Таковые опыты воспитывают в чело­веке веру и случались со многими, коим Господь хотел даровать великое богатство веры.

О имени Господа благословляю Вам проходить по пяти че­ток в день, не более. По ним должно молиться сидя, умом вни­мая языку, языком произнося молитву так, чтоб слышали толь­ко Вы одни. По Вашему жительству посреди мира и по недавно­сти и новости на пути этом, Вам нейдет сильно вдаваться в молитву, что требует или большей духовной опытности или бли­зости руководителя; да и в последнем случает людей новых в подвиге благочестивом более нудят к смирению, которое есть основание в здании добродетелей. В свободное время занимай­тесь более рукоделием, какое найдете более удобным.

Господь да простит Вас в прошедшем и да укрепит в благом на будущее время. Мир Вам!

1843 г.

№4

Что сказать Вам на письмо Ваше! То, что жизнь наша есть цепь скорбей, оканчивающихся смертию, этою величайшею скорбию для человеков, особливо для забывающих свое назначение истинное, в вечности. Цепь эту надо перебирать терпением зве­но по звену, чтоб кончить с благим упованием. Терпение выпра­шивается у Господа молитвою. Душа входит в дом терпения, когда скажет Богу: Да будет воля Твоя. Аминь.

№5

Воистину Воскресе Христос!

На письмо Ваше отвечаю письмом. Некоторое утешение, Вами ощущаемое, не есть прелесть, но обыкновенное следствие пути Вашего, или правильнее сказать, пути Божия. Начало просвещения души есть зрение грехов своих и своей ничтожности. Поелику же это есть плод благодати, данной нам при крещении, то оно сопровождается сладостию, утешением, слезами, в кото­рых печаль смешана с радостию, слезами совершенно другими, нежели каковы слезы людей века сего. Вкусите и видите, яко благ Господь. Вкушение это отверзает очи и рождает веру жи­вую, ясновидящую, совсем противную той, которую называют слепцы слепою, которая по истине слепа и мертва,— существует только на краю языка

Погружайтесь в смирение и любовь к ближнему, отрекаясь себя. Таким образом найдете Господа. Аминь.

15 апреля 1843 года

№6

Желающий научиться истинной премудрости, т. е. стяжать Христа, Божию силу и Божию премудрость, буй да бывает, по словам Апостола Старайтесь сохранять то буйство, которое име­ете, и стяжавать большее, не вдаваясь в многоразличный разум, который есть свидетельство пустоты душевной. Когда сестра Ваша будет входить с Вами в разговор, предлагая вопросы, как она предлагала и здесь Игнатию Маленькому о недоуменном, то на эти вопросы неполезно отвечать решением вопроса, а должно приводить ее к простоте и покаянию, решительно говоря, что занимающийся размышлениями о высоких предметах не может избежать заблуждения и, проводя, по мнению своему, духовную жизнь, будет далеко отстоять от пути спасения. Менее полезно узнать подробно небо и землю, чем познать свои недостатки и согрешения. Это последнее знание столько полезно, вместе столько высоко, что оно есть дар благодати, ниспосылаемой Бо­гом и испрашиваемый молитвою. Человек собственными уси­лиями не может войти в это знание. Собственное усилие нужно как свидетельство искренности желания получить от Бога зна­ние. Свидетельствуйте это сестре Вашей, доказывая справедли­вость слов Ваших особенно первыми четырьмя главами 1-го по­слания к Коринфянам.

Недостатком уединения не скучайте. Обстоятельства или, правильнее, Промысл Божий, приводит Вас упражняться в ус­лужении и утешении ближних Ваших. И трудитесь на этой ниве, на которой поставлены, не предаваясь с одной стороны развле­чению, а с другой безрассудному усердию, при котором непременно вкрадывается мысль, что Вы доставляете утешение, а не Бог доставляет Вами утешение другим, а Вам быть утешением для других. Сладость уединения проистекает из исполнения Христовых заповедей, совершенных в общежитии.

Наконец — Вы больны. Подобает тому, кто хочет приблизить­ся к Богу, пройти душою и телом сквозь многие скорби и болез­ни. Говорите болезням Вашим: «Придите, Богом посылаемые, помучьте грешное тело, пожгите его, потерзайте его за те безза­кония, коих жилищем оно было!» К правилу безмерно не нудьтесь во время болезни: взамен его приносите Господу жертву хвалы и благодарения. Мир Вам.

8 октября 1843 года

№7

Бывает болезнь и бывает мнение болезни. Наконец бывает, что человек точно болен, а враг ему внушает, что он не болен, но только мнит о себе, что болен. С Вами последнее. Оставьте на время поклоны: их заменила болезнь; но не оставляйте молитвы с сердечным сокрушением. Когда придет к Вам порочная мысль или порочное чувство, отвергайте их и укорите себя. Вы не дол­жны думать о себе, что в Вас какой-либо порок умалился; на­против, помышляйте, что Вы вместилище всех пороков. Вы не должны смущаться, когда обнаруживаются в Вас немощи душев­ные и телесные; напротив, переносить Ваши немощи с терпени­ем и великодушием. В Вас есть потаенная гордость: Вы не твер­до помните, что Вы — грешница; если б Вы это помнили, как должно, то, видя в себе немощи, не смущались бы, а говорили бы себе: «В такой грешнице, как я, и должны быть такие недостат­ки». Господь да научит Вас смирению, от которого истекает вся­кое спокойствие и изливается в сердце мир и тишина. Бог да благословит Вас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.