Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 11 страница. Сими строками я исполнил долг мой пред Вами и предо мною; впрочем, Бог предоставил каждому человеку во время его зем­ной жизни на произвол делать добро или не




Сими строками я исполнил долг мой пред Вами и предо мною; впрочем, Бог предоставил каждому человеку во время его зем­ной жизни на произвол делать добро или не делать его. Вы сами видите, какая ныне нужда в учении Св. Отцов для христианско­го общества, обуреваемого разными нечестивыми учениями. Сде­лав свое дело, т. е. отдав Вам безвозмездно для налечатания мой двадцатилетний труд, я в остальном полагаюсь на волю Божию и желаю пребывать в мире душевном, на основании покорности воле Божией.

25 октября 1864 года

Письмо И. И. Глазунову написано вследствие принятого им намерения от­ложить напечатание сочинений Епископа на свое иждивение и требования печатать их на иждивение Епископа и брата его в противность прежде данно­му обещанию напечатать все сочинения на его, Глазунова, иждивение. В этих видах были оставлены все типографские работы на неоконченном II-м томе. По получении письма II -й том «Опытов» окончен печатно, но два остальные остались не напечатанными. — Примеч. П. А. Брянчанинова.

Письма святителя Игнатия к К. С. Сербиновичу[67]

№1

Милостивейший Государь, Константин Степанович!

Получив сегодня от Его Сиятельства графа Александра Пет­ровича Толстого три экземпляра извлечения из Отчета, я подумал: не двадцатый ли труд Ваш вижу? Почти что так: если не двадцатый, то, наверное, девятнадцатый.

Приехав сюда, я немедленно озаботился, чтоб отчетность из Кавказской Консистории за 1854 год была представлена в Свя­тейший Синод в возможной исправности, согласно тому, что Вы изволили говорить мне при прощальной беседе. Сделали, что можно было сделать. Оказывается: циркулярами не были согла­шены частные действия; каждое место доставляло сведения по своему усмотрению. Это можно поправить, но я искренне желал бы слышать замечания Вашего Превосходительства, чтоб на бу­дущее время Кавказская Епархия могла представлять к труду Вашему материалы вполне удовлетворительные.

По совету Вашему я довольно сблизился с бывшим Секре­тарем Васильевым, и он доставил мне много полезных сведе­ний; я с своей стороны постарался сколько мог и умел раство­рить утешением чашу его горестей. Действительно, должно желать, чтоб здешнее духовенство было лучше; но исправле­ние нравственности в целом сословии совершается не скоро. На это надо время, и время. Начала ложные должно заменить началами правильными, злонамеренность благонамеренностию. Наказания не могут быть единственным орудием исправ­ления.

Призывая благословение Божие на Вас и на милого сына Ва­шего, с чувствами совершенного почтения и искреннейшей пре­данности имею честь быть

Вашего Превосходительства

покорнейшим слугою

Игнатий, Епископ Кавказский.

1858 года 18 февраля

Ставрополь

№2

Ваше Превосходительство,

Милостивейший Государь!

Примите мое усерднейшее поздравление с Монаршею мило-стию, которою ознаменовано долговременное служение Ваше Царю и Отечеству. Искренне желаю Вашему Превосходитель­ству многих лет в вожделенном здравии, совершенного успеха в Ваших трудах и всех утешений на поприще службы.

С чувствами совершенного почтения и искреннейшей пре­данности имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский.

24 апреля 1858 года Ставрополь Кавказский

№3

Ваше Превосходительство,

Милостивейший Государь!

Главное управление Наместника Кавказского уведомило меня отношением от 25 сентября за № 3702, что вследствие моего хо­датайства, князь Александр Иванович Барятинский[68] сообщил Г[-ну] Председателю Кавказского Комитета об испрошении Вы­сочайшего Государя Императора соизволения на ассигнование и ежегодный отпуск от казны Кавказскому Архиерейскому Дому, в дополнение к получаемому им ныне содержанию и взамен тех угодий, коими он не может быть наделен, трех тысяч восьмисот рублей серебром. Имея честь уведомить о сем Ваше Превосходи­тельство, вместе с тем считаю приятнейшим долгом моим покор­нейше просить Вашего милостивого содействия в доставлении Кавказскому Архиерейскому Дому означенной суммы, должен­ствующей обеспечить содержание Дома и доставить Епископу Кавказскому возможность деятельности, требуемой от него новостию и переходным состоянием Края.

Призывая на Вас обильное благословение Неба, с чувствами отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть

Вашего Превосходительства

покорнейшим слугою

Игнатий, Епископ Кавказский Черноморский.

№204. Октября 2 дня 1858 года


 

№4

Ваше Превосходительство,

Милостивейший Государь!

Примите мое усерднейшее поздравление с наступающим праздником. Рождества Христова и Новым годом. Как на этот новый год, так и на прочие лета жизни Вашей усердно желаю Вам всех истинных благ.

С чувствами совершенного почтения и искреннейшей пре­данности имею честь быть

Вашего Превосходительства

покорнейшим слугою

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский.

12 декабря 1858 года

Письмо К. С. Сербиновича к святителю Игнатию[69]

Высокопреподобный Отец архимандрит,

Милостивейший Государь.

Имею честь препроводить при сем Вашему Высокопреподо­бию экземпляр изданного мною Жизнеописания Преподобной Евфросинии Полоцкой с изображением устроенного ею креста.

С совершенным почтением имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

Покорнейший слуга

К. Сербинович. 24 декабря 1841

Его Высокопреподобию отцу Игнатию, архимандриту Сергиевской Пустыни

Письмо святителя Игнатия к Д. А. Милютину

Милостивейший Государь Дмитрий Алексеевич!

За посещение Ваше в Ставрополе не могу заплатить личным приходом к Вам. Прихожу моею книгою. Примите ее с любовию и в минуты свободы заглядывайте в нее. Эта книга — книга самовоззрение. Книга возвещает Христианство не извне — из ис­следования человеком самого себя.

Все земные положения — срочны. Земная жизнь наша — шко­ла, в которой мы должны приготовиться к вечности. Неупражнение во всякой науке служит причиною незнания ее: и близкая к нам вечность становится в бесконечную даль, облекается в глу­бокий мрак для тех, которые не рассматривают ее. В изучении всякой науки требуется, чтобы изучение было правильным, без этого приходим к пустым или ложным результатам; точно так и в изучении Христианства необходима правильность, без нее че­ловек непременно уклонится в многообразное заблуждение. Там, где господствует истина, нет места для запечатленных ложью.

Желая Вам благ временных, еще более желаю благ вечных. С чувством совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопревосходительства

покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 20 февраля 1865 года

Черновик ответа Д. А. Милютина

Ваше Преосвященство,

Приношу душевную признательность за оказанный мне Вами знак внимания присылкою [нрзб.] сочинений Ваших. Если я не­сколько замедлил ответом на почтеннейшее письмо Вашего Пре­освященства, то причиною тому было желание, прежде ответа, по­знакомиться с содержанием присланной мне книги; но к крайнему прискорбию моему, время уходило, ежедневно являлись новые за­боты и обязанности, не оставляющие решительно ни одной мину­ты для [нрзб] к необходимости не отлагая долее принести благо­дарность Вам, не прочитав еще Вашу книгу...

26 мая

Письмо святителя Игнатия к князю М. Д. Волконскому[70]

Милостивейший Государь, Князь Михаил Дмитриевич!

Оба письма Вашего Сиятельства (от 30 Марта и от 12 Апре­ля) я получил только 23 Апреля. 21 Апреля лишь вечером оказалась возможность послать на почту; до того времени Монастырь был отрезан Волгою от всех городов. Приношу Вам искренней­шую мою благодарность за поздравление с Праздником празд­ников, с которым взаимно поздравляя Вас, приветствую всерадостным приветствием: Христос Воскресе!

Относительно Алтайской Миссии похвально служение Мар­фы, но служение Марии предпочтено Господом. Когда, по обыч­ному взгляду мира, призывала Марию Марфа принять участие в служении телесном, оставя духовное, то Господь выразил свое несогласие на это. Невозможно совместить служение с служе­нием, хотя оба имеют свою цену.

Относительно перевода Истории, сделанного Вами, я гово­рил и писал Вам откровенно. Такого или подобного исхода делу должно было ожидать. Ваш труд никак не пропал для Вас: по­средством его Вы ознакомились ближе с судьбами Церкви, и пред Вами разъяснилось, какие занятия по духовной литературе мо­гут быть сручнее.

Поминайте в Ваших молитвах

Вашего покорнейшего слугу

Игнатия. 24 апреля 1867 г.

Письмо Н. Д. Зубова к святителю Игнатию[71]

Ваше Высокопреподобие!

Имея душевное прискорбие и слабое оттого здоровье, не могу я быть ныне в Сергиевском монастыре, потому обращаюсь к Вам с покорнейшею моею просьбою: тело супруги моей графини Александры Гавриловны Зубовой, урожденной графини Моден, находящееся ныне в нашей фамильной церкви, устроенной в Сергиевском монастыре; предположил я похоронить под озна­ченною церковью в имеющем там склепе 25 числа сего октября, то есть в наступающую среду после обедни, которую в тот день отслужить и отпевание над телом совершить покорнейше про­шу Ваше Высокопреподобие с прочим духовенством Сергиевс­кого монастыря. Я льщу себя надеждою, что в сей моей просьбе мне не откажете.

Поручая себя Вашим святым молитвам, с истинным почте­нием честь имею быть

Вашего Высокопреподобия Покорный слуга

Граф Николай Зубов. Октября 23 дня 1839 года

Письмо святителя Игнатия к Н. Д. Зубову[72]

Милостивейший Государь!

Граф Николай Дмитриевич!

Податель сего письма есть коллежский асессор Константин Платонович Платонов, казначей Св. Синода Он желает занять место покойного Василия Яковлевича Аткинсона при Инвалид­ном доме в Сергневой Пустыне; зная его с отличной стороны, зная, что в нынешнее время крайне трудно найти человека с та­ковыми нравственными правилами, я почитаю для себя особен­ною приятностию рекомендовать его Вашему Сиятельству. Ду­маю, что сим приношу Вам значительную услугу и в других от­ношениях: этот человек может быть Вам очень полезен во всех тех случаях, когда Вам представится нужда похлопотать о ка­ком-либо деле в судебных местах. В сих случаях он будет для Вас неоценен; ибо соединяет в себе отличное знание дела с чест-ностию не нынешнего века. Не люблю никого рекомендовать, но в настоящем случае делаю отступление от своего правила; надеюсь, самые последствия меня оправдают!

Призывая на Вас и на семейство Ваше благословение Неба, с чувствами отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть

Вашего Сиятельства покорнейшим слугою и Богомольцем

Архимандрит Игнатий.

1844 года ноября 26 дня

Сергиева Пустынь

Письмо святителя Игнатия к В. И. Анненковой

Милостивейшая Государыня! Вера Ивановна!

<...>...Наружное счастье не может вполне напитать человека; источник истинного счастья должен быть в его сердце, а эти свя­тые, чистые воды дарует Христианину — Вера... Вы доставьте это блаженство Вашим детям. <...>

23 декабря 1844

Письмо святителя Игнатия

К ШТАБС-КАПИТАНУ С. И. ФЕОДОРОВУ

Любезнейший Стефан Иванович!

Письмо Ваше меня необыкновенно обрадовало. Слава Богу, что Вы переселились из Грузии в Киев, — мне это подает надеж­ду, что по времени Вы совершите и другое переселение, т. е. из Киева в Петербург, из которого удобно можете побывать у ста­рого, еще Вами не забытого друга. Но каким Вы его найдете! Не таким как прежде; не исполненного живости, но изможденного болезнями и трудами, кои сами по себе хотя и были малы, но относительно моих сил велики. При всем том благодарю Госпо­да—я довольно счастлив, весьма счастлив, не по грехам моим счастлив. Первое же условие сего есть то, что я Христианин и монах, хотя и недостаточный. Во-вторых, есть кругом меня люди, на коих могу взглянуть с искреннейшею любовию.

Пустыня наша при море — и чувственном и житейском. Гля­жу на то и на другое и радуюсь, что живу на берегу посреди стен монастырских. <...>...Желая Вам доброго здоровья и благопо­лучия, имею честь быть Ваш усердный слуга и Богомолец

Архимандрит Игнатий. 6 июля 1836

Письмо святителя Игнатия к Д. В. Брюзгину

Письмо Ваше имел честь получить! сожалею сердечно о по­стигшей Вас скорби, — и по сему участию позволяю себе совето­вать Вам, дабы Вы не предавались излишней печали, которая беде не поможет, а Вас расстроит. Вспомните, — всякий человек родится с тем, чтоб умереть; — и сей общей чаши никто из нас избежать не может. Почему о смерти всегда памятствовать и ча­сто размышлять должно. Таковое размышление побудит нас к делам добрым, необходимым для вечного блаженства, и отвра­тит нас тех злых дел, на которые бы мы решились в забывчивос­ти о смерти.

О почившей супруге Вашей тем менее должны мы тужить, что она проводила жизнь свою в правилах и добродетелях Хри­стианских и при кончине сподобилась надлежащего напутствия.

Когда придет к Вам печаль, то прибегайте к молитве, как и св. Апостол Иаков в Соборном послании советует: Злостраждет ли кто в Вас? да молитву деет [73]. — Молясь же, просите Господа о прощении Ваших грехов и о упокоении души усопшей супруги Вашей. Тогда и печаль Ваша будет по Бозе, растворена надеж­дою и от надежды проистекающим утешением; таковая печаль, как виновная спасению, Законом Духовным похваляется. Пе­чаль же плотская, состоящая в одном только сетовании, без мо­литвы и упования на Бога, учиняет по душе и телу расстройство и от Господа порицается. Сам Господь да пролиет в сердце Ваше утешительные чувства! Желаю Вам доброго здоровья и всех благ, с истинным почтением и преданностию имею честь Ваш покор­ный слуга и Богомолец.

14 ноября 1837

Письмо святителя Игнатия к девице Анне Дементьевне

Милост<ивейшая> Госуд<арыня> девица Анна Дементьевна!

<...> Ваше намерение благое и похвальное, ибо все мнимые утешения плотские скоро мимотекут; и потому весьма безумно провести в суете нашу жизнь, данную Богом для приготовления себя к будущей жизни. По желанию Вашему совет мой Вам пре­подать: во-первых, молите Господа, чтобы благословил Ваше намерение и Сам подал возможность к исполнению оного: ибо сказал Дражайший Спаситель наш: Без Мене не можете твори-ти ничесоже. И святии Отцы, яко звезды на небе церковном раз­личными добродетелями просиявшие и самым опытом, то есть самим исполнением заповедей Его, силу словес Его Святейших и Божественнейших узнавшие говорят: «Всякое дело хотя и благое, но без молитвы и прошения помощи Божией начатое, не бывает совершенным». И ты убо от молитвы и прошения помо­щи Божией начни.

Во-вторых, всякая девица желающая поступить в монастырь, по обычаю наших монастырей, должна знать какое-либо рукоде­лие, дабы оным себя содержать; а при самом вступлении в монас­тырь должна построить или купить себе келлию — на это надо рублей триста. Это все постарайтесь приготовить, приготовив же отнеситесь ко мне письменно или лучше лично. Увидев Вас лич­но и по силе скудного моего рассудка рассмотрев Ваши свойства, с Божией помощью, может быть, и дам Вам совет, в какой именно монастырь поступить. Усердно бы желал Вам и деньгами помочь, да не могу многим: ибо ко мне в обитель много вступают ничего неимеющих, и, поддерживая их в их нуждах, сам в нужде остаюсь.

Буди благословение Божие над Вами. Ваш усердный бого­молец

АрхимандритИгнатий. 9 октября 1838

Письма святителя Игнатия в ответ соблазняющимся на «Слово о Смерти»

№1

Милостивейший Государь Григорий Иванович!

Искренне благодарю Вас за письмо Ваше! Я не утрудил бы Вас ответом моим, если б Вы не упомянули о соблазне некото­рых по поводу «Слова о Смерти», и если б мы не имели учения Святых Отцов относительно такого рода соблазна Учение это признаю долгом моим сообщить Вам. Оно изложено в 54-м Сло­ве святаго Исаака Сирского, признаваемого Церковию одним из первейших наставников христианского аскетизма. «Блаженный Павел,— говорит этот Отец,— написал: слово крестное погибаю­щим юродство есть (1 Кор. 1.18). Что ж из этого? Долженство­вало ли Павлу умолкнуть и прекратить проповедь по той при­чине, что слово крестное вменено было в юродство теми, кото­рые не ощутили силы этого слова? Учение крестное и доныне служит преткновением для иудеев и эллинов. Итак, молчать ли нам об истине, чтоб таковые не соблазнились? Павел не только не умолк, ио и воззвал, говоря: Мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6.14). Хвале­ние о кресте поведано Святым не для того, чтоб соблазнить иных, но для того, чтоб была проповедуема великая сила Креста Со­образно сему, и ты, о святый! Совершай жительство твое с тою целию, которую ты положил себе пред Богом, чтоб не осуждала тебя совесть твоя, и жительство твое рассматривай по Божествен­ному Писанию и по Преданию, которое ты приял от Святых Отцов. Если не будешь осуждаем ими (Св. Писанием и Св. Пре­данием), то не убойся соблазна, которому подвергнутся некото­рые. Никто из человеков не возможет удовлетворить равно всех или угодить всем и в то же время угодить Богу и совести своей». «Слово о Смерти» написано мною в Сергиевой Пустыне вслед­ствие просьбы некоторых знакомых. Не было у меня ни намере­ния, ни надежды напечатать его. Это могу сказать и о прочих со­чинениях моих. Особыми обстоятельствами устроилось напеча-тание их, и, как понимаю, не без Промысла Божия. Об этом писали мне некоторые лица, предавшие себя в монастыре и вне монасты­ря всецело теоретическому и практическому изучению христи­анства; они выразили мне искреннюю благодарность за изложе­ние учения святой Церкви православной, в котором они суще­ственно нуждались, и по такому предмету, который существенно важен для всякого человека Даже священник Матвеевский, на­писавший рецензию в «Страннике», сознается (стран<ица> 28), что «еще ни одна эсхатология, или часть богословия, рассматри­вающая последние события, касающиеся мира и человека, не вхо­дила в такое подробное решение этих вопросов, какое сделано в "Слове о Смерти"». Рецензия сама по себе не имеет ничего предо­судительного, напротив того, она была очень полезною, предло­жив вопросы, которые затрудняли рецензента и, разумеется, не его одного. Разрешение их должно было принести общую пользу. Было бы желательно, чтоб предложение вопросов в духовном журнале не смахивало на выходки Герцена У нас богословие по­степенно принимает характер более и более определенный, пра­вославно-восточный. Это тотчас делается ясным при сличении Богословия, составленного Терновским, с Богословием Преосвя­щенных Антония и Макария. Естественно, что по мере перевода на русский язык Отцов Восточной Церкви, предание этой церкви обозначается отчетливее. Вообще мы еще не довольно знакомы с преданием нашей Церкви и неприметным образом усвоились нам чуждые ей некоторые мнения Запада По этой причине «Слово о Смерти» сначала было принято многими неблагосклонно, но основательнейшие лица из духовенства на стороне его, а в Акаде­миях, где библиотеки очень удовлетворительны, вероятно займут­ся тщательною обработкою этой части Богословия и изложат ее в обычной системе.

Петербург очень удобен для уединенной жизни: это я испы­тал на себе в светском быту; напротив того, для монашествую­щих он очень неудобен. Впрочем, где бы кто ни жил, если живет по заповедям Божиим и руководствуется Словом Божиим, то живет в преддверии к вечному блаженству.

Милостивый Господь да дарует это блаженство и мне и Вам и всему Вашему благословенному семейству.

Е<пиекоп> И<гнатпий>. 4 мая 1864 г.

№2

Статья «Странника» очень слаба.«Взгляд на учение Запад­ных» очень пополнен мною. Он будет напечатан во втором томе «Аскетических Опытов» и может служить весьма удовлетво­рительным ответом на статью «Странника». В «Христианском Чтении» (книжка за декабрь) протекшего 1864 года помещена очень важная статья под названием: «Новые издания по раско­лу И. Нильского». В ней изложены обвинения старообрядцев, имеющих австрийских архиереев на Великороссийскую Цер­ковь. Эти обвинения, хотя не вполне одобрены с некоторою ук­лончивостью в общих словах, в сущности не отвергаются. На странице 486 сказано: «При Александре I архиереи сделались масонами и издавали и читали тысячи книг масонских и без­божных; издавали духовные журналы, как-то: "Сионский Вес­тник", "Угроз Световостоков", самые еретические книги; даже "Христианское Чтение" каких не содержит в себе ересей»... «Кому в Церкви Российской рассуждать о догматах, о вере? По апостольскому примеру надлежит рассуждать соборне, а в Церкви Всероссийской какие соборы? Синод занимается толь­ко делами внешними, о догматах же не рассуждает, потому всяк ученый пишет на свой образец. То жили без предания по Лю-терову смыслу, то обратились к преданиями Святых Отец и прибавили сие учение в Катехизис, обличая сим, что прежде уклонялись от православной веры, но переделали на свой лад, показуя сим, что не одинаково мыслят с Восточными патриар­хами». Исчислив другие несообразности, говорится (стр. 487):

«А все оттого, что учат не по Святым Отцам, а по книгам латин­ским и лютеранским».

Отовсюду слышно, что раскол — с одной стороны, безбожие — с другой необыкновенно усиливаются. Нельзя этому не быть. Вышеприведенному голосу поповцев как не иметь значения и силы? В ноябрьской книжке «Странника» опубликована книга: 426 Московских лжепророков» и проч.— Что же? В первых двух статьях, особливо в первой об Иване Яковлевиче, выставлено участником их лицо, предмет общего уважения, и превращено в предмет насмешки. Опять: как этой брошюре не иметь своего действия на легкомысленных! Новые философские книги сби­вают с толку ученых.

Надо бы принять благовременно меры, но они не принима­ются и потом превращается в поток.

Е<пископ > И<гнатий>. 1 февраля 1865 года

Письма святителя Игнатия без указания адресата

I

Письма из Николо-Бабаевского монастыря[74]

№1

В тихом уединении, на берегу величественной Волги, часто вспоминаю Вас, прекрасная, благословенная чета! и Вы — на бе­регу пространных вод, на берегу моря, которое по временам бы­вает тихо, бывает чисто, как зеркало, а по временам, встрево­женное бурею, покрывается мутными волнами седою пеною. Такова наша жизнь! в ней тишина и буря сменяют одна другую; а время уходит, уходит, стремится погрузиться в бездну вечнос­ти. Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу. По светилам небесным он направляет путь свой, не унывает при бурях, не доверяет и тишине моря: оно — так изменчиво! Взоры, для которых доступно небо — вера; ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. На этом небе сияет Евангелие, как солнце, Ветхий завет, как луна, — писания святых Отцов, как звезды.

Пишу к Вам прямо из сердца, пишу то, что внушилось ему сказать Вам. Мое сердце — с такою же сладостною простотою к Вам, как и Ваше ко мне. Такие отношения — истинное сокрови­ще. Любовь к ближнему — величайшее наслаждение! А то уте­шает меня особенно в моих отношениях дружеских, что причи­на этих отношений — Бог. Он, — как говорит Писание, — святяй и освящаяй всяческая', Он источник всякого истинного блага, всякого истинного, чистого наслаждения. Он сохранит меня в Вашей памяти, а Вас в моей. Он даст Вам усугубить талант друж­бы, полученный от Него же. Вот чего я желаю: желаю, чтоб при вступлении в вечность мы сподобились в сонме благих и вер­ных рабов предстать Господу, сказать Ему: «Ты даровал нам пре­красный талант дружбы, приносим Тебе приобретенный на него другой талант — талант драгоценный спасения»-.

1847 года сентября 2 дня Николо -Бабаевский монастырь

№2

Пишу к Вам из уединенной пустыни, в которую наконец после продолжительных разъездов я прибыл и где начинаю лечиться. Дорогу совершил с большим утомлением; два раза возвращалась ко мне петербургская болезнь моя, т. е. отнимались ноги. Теперь идет из них сильнейшая испарина и чувствую некоторое облегче­ние. Скажу Вам о Бабаевском монастыре, что он мне чрезвычай­но нравится во всех отношениях. Местоположение премилое. Какой воздух! Какие воды, какие кристальные, ключевые воды! бьют, кипят из горы и в таком количестве, что было бы их доста­точно, думаю, для всего Петербурга. Какие рощи с дубами! с веко­выми дубами! какие поляны! какая Волга! какая тишина! какая простота! Раскрываю книгу аскетического писателя, читаю ее — вижу, что здесь можно исполнить советы ее на самом деле, между тем, как в Петербурге можно исполнить их только в воображении и желании. Словом сказать: для земного странствования моего, в эту минуту, не желал бы другого, лучшего приюта.

С сердечною приятностию воспоминаю моих друзей петербур­гских; вспоминаю их с признательностию, призываю на них бла­гословение Божие. Друзей мне дал Бог: эту мзду принял я от Все-святой десницы Его за мысль самоотвержения, которой последо­вал с дней юности моей. Уже самый опыт убеждает в евангельской истине, повелевающей оставить все, чтоб наследовать все. Еван­гелие лишает человека того, чем он владеет неправильно. Из ти­хого пристанища, из дальней пустыни повторяю то же, что гова­ривал из пустыни близкой: 4 не увлекайтесь шумным, бурным потоком мира!» Да будут уши сердец ваших внемлюще гласу мо­ления моего!.}

Христос с вами!

1847 года сентября 4 дня Николо -Бабаевский монастырь 41с. 129.2.

№3

Из моего уединения, с живописных берегов Волги, величе­ственной и великолепной Волги, поздравлю Вас с благополуч­ным совершением начатого дела в семействе Вашем, которое для родительского сердца вместе и так радостно, и так трудно.

Благословение Божие да осенит новобрачных! благословение обильное, такое, чтоб вы ясно его видели, утешались, и за него благодарили Бога. Он тем, кого любит, посылает скорби, а вслед за скорбями — утешение. То, что скорби сменяются утешения­ми, а утешения скорбями, рождает веру к Богу и мертвость к миру. Вера, взяв человека за руку, поставляет его пред Богом. — Такой человек возносится превыше мира: под ногами его — мрач­ный хаос сомнений, неверия, заблуждений, умствований напы­щенных и вместе суетных. Так под ногами того, кто взошел на вершину высокой горы: облака, утесы, пропасти, шумящие и скачущие по скалам водопады.

Земная жизнь — ни на час не прерывающееся путешествие. Идем, идем; внезапно отворяются врата вечности, и мы теряем­ся в ее необраз и мом пространстве. Как прекрасно говорит свя-тый Давид: Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди ТвоеяР Точно: Закон Христов — нить, по которой мы выбираем­ся из мрачного лабиринта земной жизни в блаженную вечность.

Будьте здоровы, благополучны!

1847 года сентября 6 дня

'Пс. 118.19.

№4

Среди глубокой, мрачной ночи уныло тянутся звучные от­клики часовых, прерывают ее священную тишину. Ободряет, утешает часового голос его товарища: на душу его действует бла­готворно та мысль, то чувство, что есть человек в одинаковой с ним доле, в одной участи.

Утешителен, отраден для христианина голос его собрата в этой тьме и сени смертной, в которой мы совершаем наше земное странствование, шествуя к небу. Что скажу Вам с отдаленной моей стражи? Какую мысль утешительную понесут к Вам мои звуки? — Услышьте то, что и мне доставляет особенную пользу; услышьте слова Спасителя, предложенные Им для общего све­дения, назидания, подкрепления всех странников земли: В тер­пении вашем стяжите души ваши (Л к. 21.19).

Ах! нужно нам помнить это наставление Спасителя, нужно дер­жаться за него непрестанно, как держится слепец за руку путево­дителя; потому что скорби то и дело передают нас одна другой, как волна волне; перепродают нас одна другой, как жестокий господин продает невольника другому господину, столько же или более жес­токому. И когда уже душа и тело истончатся скорбями, соделаются слабыми, ничтожными подобно паутине — принимает нас гроб!..

Для преодоления иной скорби нужно мужество; для исшествия из другой — мудрость; для избавления от третьей — смирение. Но во всех скорбях, при всех прочих добродетелях, непременно нуж­но терпение. Ни одна добродетель не может состояться без терпе­ния; добродетель, чтоб пребыть добродетелию, нуждается в тер­пении. Кто же поколеблется в добродетели, не претерпит в ней до конца, тот теряет свою добродетель. Господь сказал о благоугождающих Ему, что они плод творят в терпении (Л к. 8.15), повелел душу свою стяжавать в терпении (Л к. 21.19), возвестил, что спа­сется только претерпевый до конца (Мф. 24.13).

Вот отклик мой на Ваш призыв из моего уединения! Да про­никнет он во внутреннюю храмину сердца Вашего, да раздастся в ней, да прольет в ней кроткое утешение, утешение, которое подают небесное слово и небесная надежда. Это — голос вопию­щего из пустыни, молчащего в пустыне!..

И опять погружаюсь в мое молчание, в мою даль, в мою неиз­вестность, темные, вдохновенные, как ночь глубокая. Так мол­чит часовой, вытянувший свой урочный, заунывный отклик!

Христос с вами!

1847 года сентября 11 дня

№5

С Божиею помощию отвечаю на письмо Ваше. Сказал Гос­подь: Никто же может приидти ко Мне, аще не Отец, пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44). Итак, хотя орудие призвания — человек, но призвание — Божие; призывающий Бог. Ощутив это призвание, которое сделалось Вам слышимым по совершении уже многого пути в земном странствовании, ие ожесточите сер­дца Вашего. А ожесточается оно лестию греховною, как сказал святы й Апостол Павел. Блюдите братия, — говорит он, — дане будет когда в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия, во еже отступити от Бога жива (Евр. 3.12).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.