КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урочные формы организации занятий в физическом воспитанииВ общей системе физического воспитания формы организации занятий неравнозначны и неодинаковы. К основным относятся сравнительно крупные формы занятий, которые позволяют создавать необходимые условия для эффективного обучения двигательным действиям, развития физических качеств и поддержания тренированности. Такими являются прежде всего урочные формы. Вместе с неурочными они расширяют возможность рациональной организации системы занятий для достижения поставленных целей или решения отдельных задач физического воспитания. С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой организации систематических занятий в физическом воспитании признана урочная, оправдавшая себя в длительной практике. Традиционной и основной формой организации занятий является урок, как исторически сложившаяся форма обучения, которая совершенствовалась достаточно длительное время. В уроке создаются наилучшие условия для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физического воспитания. Урок является наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий как в физическим воспитании, так и в спортивной тренировке и прикладной физической подготовке. В рамках общего обязательного курса физического воспитания урочные формы занятий более унифицированы, что обусловлено принципиально единой для всех программой, однородностью контингента занимающихся в группах и подгруппах, стабильностью расписания, лимитом времени занятий, постоянным числом занятий в недельном цикле, четверти, семестре и т.д. В условиях физкультурного движения на добровольных началах занятия урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от содержания и направленности (спортивное совершенствование, пролон- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Признаками урока являются: • ведущая роль педагога-специалиста, который отвечает за его организацию и • стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и правиль • постоянный состав занимающихся, желательно однородный по возрасту, полу, • соответствие учебного материала программе и особенностям контингента • широкие возможности применения различных методов обучения и тренировки, тированная физическая подготовка, физкультурно-кондиционная тренировка или занятия по реализации частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменения в режиме жизни занимающихся, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т.д.). Этим объясняется своеобразие форм урочных занятий. Классификация занятий урочного типа. Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контингентами населения по разным программам. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уровне подготовленности и психофизическом состоянии занимающихся, с неоднородностью их интересов и возможностей, с разнообразными внешними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономерно складываются многообразные по содержанию, структуре и типичным методическим особенностям типы, виды и разновидности урочных занятий. Уроки физического воспитания можно классифицировать по целевой направленности и по характеру решаемых задач. По направленности уроки подразделяют на уроки общей физической подготовки (ОФП), тренировочные занятия по видам спорта, уроки профессионально-прикладной подготовки (ППФП), уроки с лечебной целью, методические уроки. Уроки общей физической подготовки направлены на обеспечение всестороннего физического развития. Они проводятся со всеми возрастными группами (детский сад, школа, вуз, группы здоровья и т.д.). Для этих уроков характерны разнообразие учебного материала и умеренные физические нагрузки. Они также имеют место в учебно-тренировочном процессе спортсменов, но носят специфичный характер с преобладанием упражнения, направленных на развитие физических качеств. Тренировочные занятия используются в работе с занимающимися избранным видом спорта. В каждом отдельном случае они требуют специфической методики, повышенного внимания к дозировке нагрузки. Уроки профессионально-прикладной направленности проводятся с подростками, юношами, взрослыми. Характерной особенностью является обучение двигательным действиям, имеющим сходство с профессиональной деятельностью, и обеспечение необходимой физической и волевой подготовки. ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Уроки с лечебной целью проводятся для восстановления здоровья и функциональной полноценности организма. Они, в свою очередь, делятся на уроки лечебной физической культуры (ЛФК), профилактические, реабилитационные, компенсаторные (или рекреационные) и проводятся по специально разработанным методикам. Методические уроки имеют место в системе подготовки и переподготовки физкультурных кадров. Они проводятся для обучения методике, разработки и проведения уроков физического воспитания, формирования методических умений будущих педагогов, а также повышения квалификации специалистов. Эти уроки направлены не на физическое воспитание самих обучаемых, а на их профессиональное образование. Их проводят в физкультурных учебных заведениях на факультетах повышения квалификации, курсах, семинарах учителей, преподавателей, тренеров, инструкторов по спорту. Методические уроки проводятся как с самими обучаемыми методике, так и в виде демонстрации занятий с учащимися школ, вузов (показательные или открытые уроки, мастер-классы). В первом случае занятия носят модельный характер, поскольку обучаемые фактически не могут и не должны перевоплощаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, когда занятия проводятся с реальным коллективом с присущими ему конкретными признаками, методические уроки являются более эффективными. Модельные методические уроки, как правило, сопровождаются вводными, текущими и завершающими пояснениями и указаниями. Уроки на конкретном коллективе занимающихся завершаются подробным методическим разбором, причем желательно, чтобы в нем участвовали и наблюдавшие демонстрацию. В последнем случае особенно важно мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста. Уроки по характеру решаемых задач подразделяются на: • вводные (ими обычно начинается год или тренировочный цикл); • изучение нового и повторение пройденного материала (наиболее рас • направленные на развитие физических качеств; • контрольные — проводятся для периодического подведения итогов. Для физического воспитания в целом характерно преобладание смешанных (комбинированных) уроков, т.е. совмещение в одном занятии изучения нового материала, совершенствование и проверка ранее освоенного, развитие двигательных качеств. Типовая структура урока. Перед каждой системой физического воспитания ставятся определенные задачи, которые находят свое отражение в подборе средств и построении уроков. Структура урока представляет собой единый педагогический процесс. Остановимся на характеристике отдельных частей урока. Подготовительная часть. Задачами этой части урока являются: • организация занимающихся и обеспечение их общей функциональ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ Средствами решения этих задач являются строевые и порядковые упражнения, комплекс общеподготовительных упражнений (с предметами, без предметов, с отягощениями, в парах, на месте или в движении), элементы ритмики, танца, подвижные игры умеренной интенсивности. В основной части решаются следующие задачи: • специальная функциональная подготовка; • сообщение учащимся и усвоение ими знаний в области физической • формирование двигательных умений и навыков; • формирование умения применять двигательные навыки в новой ме • развитие физических качеств. В одном уроке могут быть объединены 2—3 задачи. Средствами решения этих задач являются специальные, специально-подготовительные и подводящие физические упражнения, а также направленные на преимущественное развитие физических качеств. В заключительной части решаются такие задачи: • организованное завершение урока, снижение психического и физиче Средства решения этих задач — дыхательные упражнения, упражнения на внимание и расслабление, подведение итогов урока, домашнее задание. Урок строится с учетом многих объективных факторов: влияния физических упражнений на организм; закономерностей процесса физического развития человека; логики развертывания учебно-познавательной деятельности; зависимости между техникой выполняемых движений и характером проявления двигательных качеств, а также времени, места, условий занятий и поведения занимающихся. Содержание конкретных уроков разнообразно, изменчиво и обусловлено требованием программы, особенностями и подготовленностью занимающихся, этапом учебно-воспитательного процесса и т.д. Существуют определенные способы распределения материала в уроке. Упражнения в начале урока по своему координационному механизму и характеру физических нагрузок должны соответствовать особенностям предстоящей основной деятельности. При подборе упражнений для подготовительной части и ее проведения учитель должен учитывать состояние учеников, характер предшествовавшей деятельности, условия проведения занятий и т.д. Подготовительная часть занятия включает общее построение группы, рапорт (или перекличку), взаимное приветствие. Эти действия зависят от особенностей контингента занимающихся. Подготовительная часть способствует настройке на предстоящие действия, установке соответствующих отношений между педагогом и занимающимися. Наиболее значительное время подготовительной части занятия уделяется общей функциональной подготовке организма занимающихся, которая должна представлять собой ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ комплекс достаточно строго регламентированных по направленности и величине нагрузки упражнений, последовательно подготавливающих системы организма к выполнению основных задач (разминка). В комплексе разминки используются упражнения, избирательно воздействующие на системы организма, которые отличаются по интенсивности и другим параметрам от основных упражнений (тех, к которым подводятся ученики), но они должны быть близки по целевым установкам, координации, характеру проявляемых усилий, т.е. необходимо рационально сочетать элементы общей и специальной физической подготовки. В качестве средств общей физической подготовки используются хорошо разученные ранее, сравнительно легко дозируемые физические упражнения с предметами и без предметов, циклические и некоторые комбинированные (ходьба и бег с маховыми, вращательными, прыжковыми и другими движениями), нагрузку при выполнении которых можно четко регламентировать. Комплекс разминки может быть относительно постоянным в ряде уроков, но не следует слишком стандартизировать его. Часто в качестве комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) используются отдельные элементы предстоящих основных действий. Но кроме упражнений для общей функциональной подготовки в подготовительной части урока часто присутствуют упражнения, обеспечивающие специфически направленное врабатывание систем организма к особенностям предстоящих основных действий (например, подводящие упражнения к началу основной части урока).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |