Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдромы поражения премоторных отделов




Синдромы поражения третичных височно-теменно-затылочных отделов коры

 

Конструктивная апраксия возникает при поражении теменно-затылочно-височной зоны (ТЗВ) справа и проявляется в нарушениях ориентировки в пространстве. Больные не ориентируются в знакомых маршрутах, плане собственной квартиры, отделении больницы. Испытывают трудности при рисовании планов, географической карты, расстановке стрелок на часах без цифр. Затруднено выполнение конструктивных проб – кубики Кооса, куб Линка, а также срисовывание с образца. При выполнении проб Хеда больные путают правую и левую руку, половины тела. На рисунке больные изображают сначала его отдельные части, лишь затем доводя его до целого. Проявляется тенденция изображать реалистические подробности (при левополушарном поражении рисунок выполняется схематически).

Аграфия. При поражении в зоне ТЗВ слева нарушается написание в связи с нарушением актуализации пространственно ориентированных элементов букв; трудности дифференцировки букв в правильном или зеркальном изображении.

Алексия. Левостороннее поражение зоны ТЗВ проявляется также в нарушении чтения по той же причине, что и аграфия.

Акалькулия возникает при поражении зоны ТЗВ слева. Здесь страдают счётные операции в звене понимания смысла числа из-за дефектов, связанных с распадом его разрядного строения. Дефект счёта может наблюдаться также при выполнении арифметических действий с числами – трудности перехода через десяток, нарушение последовательности действий. При правополушарной патологии имеются ошибки в автоматизированном счёте (ответы по таблице умножения) или ошибки в наиболее автоматизированных звеньях счёта.

Семантическая афазия. Поражение зоны ТЗВ слева вызывает речевое расстройство, характеризующееся нарушением понимания обращённой к больному речи, если в неё включены речевые конструкции, описывающие реальные пространственные отношения (Например: «Нарисуйте треугольник слева от круга»), либо сложные логико-грамматические конструкции.

Амнестическая афазия. Также левополушарное поражение зоны ТЗВ, приводящее к расстройству номинативной функции речи. Больные затрудняются в актуализации слов-наименований для предъявляемого объекта. Эти нарушения могут проявляться в увеличении латентного периода ответов, замене номинации определением функции предмета, парафазиях.

 

Поражение этих отделов приводит к нарушению двух факторов: а) обеспечивающего временную организацию движений во времени; б) подвижности-инертности нервных процессов. Это отражается на нейродинамике высших психических функций, снижая их подвижность, лабильность.

Кинетическая апраксия. Поражение верхних отделов премоторной области. Левополушарные очаги обусловливают появление патологических симптомов в обеих руках, тогда как правополушарные – только в левой руке. Это свидетельствует о доминирующей роли левого полушария в обеспечении кинетического фактора в праксисе. Двигательная симптоматика складывается из различных нарушений плавности, автоматизированности, последовательности двигательных актов. Центральным симптомом является наличие двигательных персевераций – бесконтрольных, плохо осознаваемых циклических элементов движений, представляющих повторение начавшегося двигательного акта. Невозможным становится переход к следующему звену программы. При менее грубой патологии эти трудности в виде изолированного выполнения каждой из частей программы с постоянным произвольным контролем, упрощением и укорочением последовательности. Есть нарушения написания в виде его дезавтоматизации, переходу к раздельному написанию букв; утеря индивидуальных особенностей почерка. Написание переходит на уровень произвольного развёрнутого исполнения или появляются персеверации – больной, начав писать, пишет первую букву и продолжает писать её же автоматически. То же проявляется при рисовании - при задании нарисовать кружок больной изображает «моток кругов».

Эфферентная моторная афазия. Локализация патологического процесса в нижних отделах премоторной зоны левого полушария приводит к нарушению речи, при котором патологическая инертность проявляется в трудностях оттормаживания уже произнесённых звуков речи при переходе к следующим. Кинетические трудности в речевой моторике могут наблюдаться в процессе речевого высказывания, а также в персеверативной замене развёрнутого высказывания одним речевым стереотипом при грубых речевых расстройствах. В случаях сохранности речевого высказывания речь больных характеризуется скандированностью, отсутствием плавности, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обеднением, особенно за счёт глаголов (телеграфный стиль), недостаточной речевой инициативой. Как и движения, речь больного теряет индивидуальные особенности, напоминая речевую продукцию механических устройств. Страдает экспрессивная сторона речи и понимание, особенно быстрой речи. Эти трудности усугубляются при направленном усложнении ситуации путём инструкции «зажать язык между зубами».

Динамическая афазия. Очаг поражения располагается в левом полушарии (поля 9,10, 46). Возникают дефекты, связанные с инактивностью и нарушением внутренней программы высказывания. Самостоятельно такие больные почти не высказываются, хотя у них нет нарушений речевой моторики и понимание речи достаточное. В основе этой формы нарушения сукцессивной организации речевого высказывания. Как правило, больные ограничиваются односложными ответами, часто повторяя в нём слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступны.

Динамическая афазия связана прежде всего с дефектами внутренней речи. Это проявляется в трудностях построения замысла высказывания, внутренней программы речи. В ряде случаев нарушения внутренней речи выражаются во внешней в виде пропуска глаголов, предлогов, местоимений; употребления шаблонных фраз, неразвёрнутых коротких предложений, более частого использования существительных в именительном падеже.

Двигательное невнимание обнаруживается в том случае, когда больному предлагается одновременно выполнять движения двумя руками. Они начинают выполнять движения правильно, но затем левая рука как бы отключается, и больной продолжает совершать движения только правой рукой, не осознавая своей ошибки. Симптом игнорирования исчезает, если он совершает движения отдельно левой и правой рукой. Локализация очага поражения в правом полушарии в премоторной области.

Нарушение динамики интеллектуальных и мнестических процессов.

Наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности в виде «интеллектуальных персевераций» - трудностей переключения на новый принцип деятельности. При решении арифметических задач трудности в виде застревания на первоначально выполненных действиях; невозможности сменить неправильный алгоритм деятельности на правильный. При рассматривании сюжетной картины, больные инертно воспроизводят неправильные ответы, фиксируя взор на одном фрагменте изображения. Они затрудняются воспроизвести порядок месяцев года в обратном порядке. В задачах на запоминание наблюдается патологическое проактивное торможение (предшествующий материал стирает последующий).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.