Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восшествие на престол Менеса




 

Немецкая школа До в. э. Французская школа До н. э.
Боек 5702 г. Шампольон 5867 г.
Р.Х.Унгер 5613 г. Лесюер 5770 г.
Бругш Г. 4455 г. Мариэтт 5004 г.
Лаут 4157 г. Шаба 4000 г.
Лепсиус 5702г. Мейер 3180 г.
Бунзен 3623 г. Пальмер 2224 г.

Это расхождение в датировках порождало у исследователей ис­тории религии Египта достаточно пессимистичные прогнозы. В конце XIX века Шантепи де ля Соссе замечал, что результаты ис­следований по египтологии «были популяризованы, можно сказать, слишком скоро», поскольку «еще невозможно построить египет­скую хронологию» и в результате «в обиход вошло много ложных воззрений»1. Так же и сам список царей не избежал упреков в про­извольности. Отчасти эти вопросы сохраняются и сегодня. Напри­мер, современный египтолог С.В.Кузнецов считает, что первые пи­рамиды можно датировать вплоть до VI тысячелетия до н. э. Не утихают споры вокруг, так называемой, «новой хронологии» А. Фо­менко. В то же время изучение истории Египта различными метода­ми (радиоизотопный анализ, астрономические расчеты и т. д.) по­зволили уточнить эти вопросы, хотя и не окончательно, но, по-ви­димому, проблема теперь сводится к нескольким столетиям. Напри­мер, первым фараоном Египта ученые считают Нармера, но в офи­циальный список царей Египта он не включен2. Сегодняшние пред­ставления о хронологии и основных вехах истории религии Египта можно представить следующей хронологической таблицей египет­ской истории, культуры и религии:

Шантепи де ля Соссе. Д. П. Иллюстрированная история религий. М, 1899. С. 15.

Dunn J. Egyptian Kings. InterCiy Oz. 1996 p.l.


Хронологическая таблица1

 

Время Политическая история История религии и искусства
Доисторическое время V—IV тысячеле­тие, Додинасти-ческий период 5000-4000 гг., но­вый каменный век 4000—3000 гг., мед­ный век Взаимные переходы верхнеегипетских ко­чевых племен и ниж-не-египетских крестьян Господствующее по­ложение городов Буто, Иераконполя и Абидоса Тотемные изображения. Местные божест­ва в образе животных и растений Поклонение матери-богине. Геометриче­ская орнаментика нового каменного века Первые письмена на памятниках Иеракон­поля
Династия 0 Гор, Гор —Скорпи­он,. Гор — Ра, Гор — Сехем Гор — Нар — мер (Нармер, Мен, Менее?) Воплощения бога Гора. Фараон — вопло­щение бога Гора Царь верхнего Египта завоевывает всю до­лину Нила вплоть до Средиземного моря. Объединение двух царств под новым сим­волом «белой короны» Юга, соединенной с «красной коронойл Севера. Абидос стано­вится священной столицей бога Осириса, здесь находится резиденция визиря Нижне­го Египта и десяти советников Верхнего Египта. Гелиополь и Нехеб превращаются в города-святилища
Раннее царство Примерно с 3000 до 2780 гг. 1—2-я династии Фи­никийский период Царь 1-й династии: Аха (Менее) Цари 2-й династии: Перибсен Хасехемуи (Хасехем) Антропоморфизация образа бога Персонификация сил природы Царь — воплощение бога мира Гора. Осно­вывает город Мемфис. Его гробница похо­жа на дворец с башнями Переносит столицу в Мемфис; изменяет свою титулатуру, объявив своим богом Гора, вместо Сета; погребен в Абидосе Провозглашает культ Гора государствен­ной религией с сосредоточением высшей религиозной власти в Гелиополе

1 Хронологическая таблица составлена по работам: Лукер М. Египетский символизм. М., 1998; Dunn J., Egyptian Kings. Intercity Oz. 1996; Berg H. Kinglist/AVinGlip. Utrecht. 1997; Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989; Eberchard О. Das Verhaltnis von Rite und Myt-hus im Agyptischen. Heidelberg. 1958.


Продолжение

 

Время Политическая история История религии и искусства
Древнее царство, около 2780 до 2250 гг. 3—8-я династии: Столица Мемфис 3-я династия: царь Джосер 4-я династия (около 2720 до 2560 гг.): Снофру, Хеопс, Хеф-рен, Микерин 5-я династия: Сахур, Унас 6-я династия: Пиопи II Теологическая система Гелиополя (бог Солнца Ра, местный бог Атум) и Мемфиса (местный бог Пта). Джосер совмещает культ солнца с культом фараона и завладе­вает властью жреца. Царь — сын бога Ра. Сооружение пирамид, начиная с 3-й дина­стии. Сфинкс Гизе (4-я династия). Откры­тый храм Солнца (5-я династия). Унас строит пирамиду, украшая ее внутри «Тек­стами пирамид» и «Мудростью Птах-Хоте-па», двумя важнейшими египетскими текстами, дошедшими до нас
Первое между­царствие, около 2250 до 2040 гг. 9—10-я династии. Период Гераклеопо-ля Распад государства с преобладанием могу­щественных городов Гераклеополя и Фив Учение о ба. Зарождается вера в то, что каждый умерший попадет к Озирису. Аби­дос — столица поклонения Озирису. Идея о судьях в Царстве мертвых. Древние за­гробные тексты. Упадок и застой пластиче­ского искусства
Среднее царство, Примерно от 2040 до 1730 гг. Примерно от 2040 до 1730 гг. От 11 — до начала 14-й династии 11-я династия: цар­ские имена Ментухо-тепа 12-я династия (около 1991 до 1778 гг.): ре­зиденция в Фаюме Царские имена Аме-немхета и Сесостри-са 13-я династия: цар­ские имена Себекхо-тепа Приход культа Амона в Фивы. Более моло­дые загробные тексты Старейший обелиск, установленный в Ге-лиополе. Гробницы правителей Бени Хазан Храм мертвых Аменемхета III, известный как «Лабиринт»
Второе между­царствие. При­мерно от 1730 до 1580 гг. 15—16-я династии: чужеземное господ­ство гиксосов; рези­денция Ауарис В Фивах в 1680— 1580гг. местная 17-я династия Внедрение сирийских богов; Ваал прирав­нивается Сету Последняя царская гробница в виде пира­миды (17-я династия)
Новое царство 18—20-я династии Амон становится богом государства. При царе-«еретике»Эхнатоне монотеизм как вера только в Атона

Продолжение

 

Время Политическая история История религии и искусства
От 1580 до 1085 гг. 18-я династия (1580—1314 гг.): цари Аменхотеп I, Тутмос I, царица Хат-шепсут, Тутмос III (подчинил большую часть Сирии), Амен­хотеп III, Аменхотеп IV — Эхнатон (рези­денция: Амарна), Ту-танхамон 19-я династия (1314— 1200 гг.): Се-тос I, Рамзес II. (Со­глашение с Хепитерном. Новая резиденция: город Рамзес) 20-я династия (1200—1085 гг.): цари от Рамзеса III (последний расцвет могущества) до Рам­зеса XI «Книга Мертвых» как оснащение гробни­цы. Сооружение храма Амона в Фивах Храм мертвых Хатшепсут в Эль-Бари. Ко­лосс в Мемносе — статуя сидящего Амен­хотепа III Гробницы ночи и Рамос. Натуралистиче­ское искусство периода Амарны Храм мертвых Сетоса I в Абидосе. Храм в скале в Абу-Симбеле. Строительство «бо­льшого храма» Мединетом Хабу (начатого Рамзесом III)
Переход к поздне­му периоду с 1085 по 663 гг. 21—25-я династии 21-я династия имеет резиденцию в Тани-се, в Верхнем Египте «Государство бога Амона» 22-я династия (950—730 гг.) осно­вана ливийским вое­начальником в Бубастисе 23-я династия и в Са-исе 24-я династия (также ливийская) 25-я династия эфиоп­ских (нубийских)чу­жеземных правителей — 671 г.— Ассирия за­воевывает Египет Считавшиеся до сих пор носителями свя­щенных качеств животные становятся сами объектами поклонения, особенно бык, кро­кодил и кошка (растущее значение богини Бает) Частое изображение фигур, несущих наос Исключительно реалистически выполнен­ные статуи при 25-й династии

Продолжение

 

Время Политическая история История религии и искусства
Поздний период, с 663 по 332 гг. 26—30-я династии 26-я династия (663— 525 гг.): цари Псаме-тик I и Неко, прожи­вавшие в Саисе 27-я династия — чу­жеземная, власть персов 2 8—3 0-я династии с последним местным князем в Дельте Царь Нектанебус I Теологизация религии приводит к народ­ному противоположному течению, вырос­шему из магических представлений и практики. Так называемый Серапиум (соо­ружение для гробницы Аписа) Псаметика I в Саккаре
Греческий период 332 г. Завоевание Египта Александром Македонским Птолемей I утвердил образ эллинистиче­ского и египетского гибрида бога Сераписа
От 332 до 30 гг. до н. э. Династия Птолемеев со столицей в Алек­сандрии Распространение по Египту культа Изиды Храм Хнума в Эсне Храм Гора в Эдфу Храм Хатор в Дендере Двойной храм Сухоса и Хороериса в Ком Омбо

Известный египтолог Гюнтер Ланцковский дает несколько иную, хотя и близкую периодизацию1:

 

1—2 династии Ранний период или финикий­ский Около 3000—2778*
3—6 династии Древнее царство 2778—2263
7—10 династии 1-й промежуточный период или период Гераклеоиля 2263—2040
Стреднее царство 11—12 династии 2130—1786
13—17 династии 2-й промежуточный период или период господства Гюксосов 1785—1562
18—20 династии Новое царство 1562—1085

Все даты до н. э.

Поздний период датируют вплоть до завоевания Египта Александ­ром Македонским (332 г. до н. э.). За ним следует период Птолемея (до 30 г. до н. э.)- Сравнивая эти хронологии, можно сделать вывод, что ко­лебания и уточнения египетской хронологии еще возможны как резуль-

См.: Lanczkowski G. Die Religion der alten Agypter//Heiler Fr. Die Religionen der Mens-chheit. S. 103.


тат новых археологических находок или новых исследований. На сегод­няшний день наиболее спорным оказывается вопрос о «времени пира­мид», причем расхождения здесь очень существенные. Проблема хро­нологии — это первая загадка древней египетской культуры и религии, влекущая весьма далекие и вызывающая весьма различные следствия. Проблема хронологии именно в египтологии вызывает решающий во­прос, а существовала ли вообще египетская религия или же существова­ли несколько местных религий, связанных между собой лишь использо­ванием, но различающиеся интерпретацией общего пантеона богов. Име­ем ли мы в древнеегипетской религии какой-то общий священный «текст» и его различные интерпретации или же мы имеем схожие в силу близости проживания общей истории, но все же различные «тексты».

Уже античные авторы на этот вопрос отвечали неоднозначно. Геро­дот и Плутарх говорили о различии религиозных взглядов древних египтян в зависимости от местности. Из современных исследователей эта точка зрения близка историческим работам М.В.Коростовцева. По его мнению, «в объединенном Египте религия... является результатом слияния сначала независимых племенных культов. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного. Таким образом, политеизм объединенного Егип­та — вполне закономерное следствие слияния местных номовых рели­гий додинастического Египта, главной формой которых были фетишизм и тотемизм»1.

Геродот оставил намеки на то, что есть тайны, о которых египтяне говорить не хотят: «О празднике же Исиды в городе Бусирисе я уже рассказал выше. После жертвоприношения все присутствующие муж­чины и женщины — много десятков тысяч — бьют себя в грудь в знак печали. А кого они оплакивают, мне не дозволено говорить...»2 Эта не­досказанность относится не только к мистериальному характеру празд­ника, она гораздо шире. По замечанию современного египтолога Пьера Монтэ, исследование храмовой египетской архитектуры, текстов и усы­пальниц древнеегипетской цивилизации приводит нас к странным вы­водам. «На изображениях в гробницах не хватает лишь одного: хотя бы намека на то, чем именно занимался сам ее хозяин при жизни. Будь то усыпальница воина или придворного, цирюльника или врача, архитек­тора или визира — повсюду изображены одни и те же сцены. Их может быть больше или меньше, но иероглифические надписи, обрамляющие эти сцены или заполняющие пространство между персонажами, объяс­няют почти одинаковыми терминами их действия и воспроизводят оди-


Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976. С. 12. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. С. 89.



наковые диалоги: всюду одни и те же слова, одни и те же песни. Изоб­ражения и тексты восходят к одному и тому же источнику»1. Этот обра­зец, согласно Монтэ, появился в начале IV династии и всегда оставался неизменным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.