Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия в Древней Сирии и Финикии




Для исторического изучения Сирии и Финикии вплоть до 30-х годов XX века недоставало исторически достоверного материала. Лишь в 30-е годы были найдены письма второй половины XV в. до н. э. фини­кийских царей египетским фараонам, которым они были подвластны, а также несколько надписей последующей эпохи. Свидетельствами о ре­лигии и культуре Сирии и Финикии служили сообщения Геродота, Лу-киана и других греческих и римских писателей. Для изучения финикий­ской культуры, и в частности религии, крупнейшим событием оказа­лись раскопки в кургане Рас-Шамра на сирийском побережье Средизем­ного моря. Они были начаты в 1929 г. Здесь ученые открыли остатки старейшего финикийского города Угарита (Северная Финикия), извест­ного до тех пор только по названию. Угарит был столицей финикийских царств, городов с царским дворцом, тремя храмами, большими жилыми кварталами. Там впервые были найдены памятники финикийской лите­ратуры, подлинные религиозные тексты. Это и фольклорные записи, мифы, эпосы и гимны богам и т. д. Например, мифы «Борьба Баала Мо­гучего и Мота», «Баал и Аната», «Волшебный лук», «В походе за невес­той», «Эпос о Керете» — и т. д.

Под Финикией подразумевается узкая прибрежная часть Сирии, на­чиная от Тира и кончая Угаритом. Здесь в древности были расположены десятки приморских городов, каждый из которых был политическим центром прилегавшей к нему области. Эти города и области были заселе­ны одним и тем же народом, который греки называли финикиянами. Сами финикияне называли свою страну Ханааном, а себя сидонянами, возможно, по названию города или бога, бьшшим главным в древнейшее время.

Финикияне славились как мореплаватели и торговцы. Этот народ не раз упоминается в египетских надписях и документах, начиная с эпохи Древнего царства, а также в надписях ассирийских царей I тысячелетия до н. э. Каждое финикийское царство, известное по названию главного города, жило самостоятельной жизнью. Из наиболее сильных и создав-


ших финикийскую культуру известны Угарит, Гебал, Сидон, Тир, Библ. Эти царства имели тесные отношения с Египтом. Так, в Гебале был по­строен храм в честь богини Хатор. По древневосточным представлени­ям, подданные обязывались чтить богов царя, и завоеватели первым де­лом вводили в покоренных странах культ своих божеств. Так, Рамсес III основал в Финикии и Сирии храмы в честь Амона-Ра. Культ Амона был распространен на значительной части Сирии и Финикии. В пись­мах он упоминается вместе с местной богиней Баалат (о ней будет ска­зано ниже). В пожеланиях фараона или его вельмож он иногда называ­ется «солнцем». При сходстве многих мифологических представлений в египетской и семитических религиях, это появление бога не прошло бесследно, что позволяет говорить о своеобразном религиозном синк­ретизме.

Финикия процветала вплоть до начала I тысячелетия, когда Египет и хетты завоевали северную Сирию. В XII в. до н. э. Угарит и Гебал сильно пострадали от вторжения туда «морского народа» — филистим­лян.

Однако ослабление Египта и упадок хеттского царства в конце XIII в. дали возможность финикийским царствам вернуть былую неза­висимость. Оживилась культура, торговля и т. д. Этот период независи­мости продолжался вплоть до конца VIII в. до н. э., когда финикийские царства были завоеваны Ассирией. С тех пор Финикия навсегда потеря­ла былую независимость, переходя по очереди под власть великих древних держав — Ассирии, Халдеи, Персии, Македонии, Селевкидов и Рима.

Подобная история наложила определенный отпечаток и на историю религии Финикии и Сирии. Рассмотрим подробнее религию Финикии, поскольку религиозные представления народов Финикии и Сирии во многом сходны.

Развиваясь первоначально в кочевых племенах, религия финикиян была племенной. Их язык знал только два рода и не знал среднего. Их жизнь отражалась и в религиозных представлениях. Бык — символ высшего божества в Тире и Карфагене, указывает на покровителя стад, почитание отдельно стоящих деревьев или скал — на взгляды жителя однообразной равнины, где каждый предмет, обращавший на себя вни­мание, заставляет предполагать присутствие в нем таинственной силы. Для финикиян характерно то, что функция божества или покровителя моря, если и была известна, то занимала в их верованиях далеко не пер­вое место. Слабо представлены божества света и тепла. Имена божеств крайне просты, нарицательны. Это Баал — «владыка», Адонис — «гос­подь», Мелек-Молох — «царь», Баалат — «владычица» и просто «боги» — Эл.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.