Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные культы




Существовали у финикиян и многочисленные религиозные обряды. Считается, что культы в Сирии, и особенно в Финикии были жестоки­ми и грубо чувственными. Изображения богов показывают, что фини­кияне представляли себе их страшно свирепыми и уродливыми чудови­щами. Они посылают засуху, болезни, мух, чтобы мучить человека, мы­шей, которые истребляли посевы. Богов необходимо было задабривать жертвами. Жертвы приносились везде: на горах, холмах, в долинах, в ручьях, реках и озерах. В жертву приносилось все: еда, одежда, живот­ные, практиковалось и жертвоприношение людей. Различались различ­ные формы жертвоприношений, но в основном просительные и благо­дарственные. Главный дар богу — кровь. Часто люди обстригали себе голову в честь бога, поскольку волосы символизировали кровь. В Библе во время жертвоприношений богу Адонису река становилась кровавой. В честь богов устраивались мистерии, которые в большинстве носили хтонический характер. Лукиан рассказывает, что мистерии в честь Адо­ниса распадались на две части: деревянное изображение убитого бога скрывали, а затем приготовляли так называемые «адонисовые сады».


Это были корзины или сосуды, наполненные жирной землей или лату­ком. Женщины выставляли их у дверей на солнце, семена быстро про­растали и скоро увядали, что символизировало судьбу юного бога пло­дородия, сраженного зноем. «Сады Адониса» вошли в пословицу: их считали символом скоропреходящего бытия. Во время мистерий дол­жна быть принесена в жертву женщина.

В Тире и Карфагене культы носили несколько иной характер. Там умилостивляли солнечного бога Мелькарта, который был также богом мореходства, принося ему в жертву детей. При крайней опасности царь собственноручно закалывал своего первенца. Иногда, как в случае с Карфагеном, устраивали целые гекатомбы из детей знатных фамилий. Подобные ужасные празднества происходили и без внешних причин, просто для умилостивления божества или в честь победы над врагом. Часто во время войны происходило сожжение пленных, из которых вы­бирались воины самые сильные и выносливые, без телесных недостат­ков. Цель сожжения заключалась в том, что огонь пожирал их и в виде дыма нес к богу.

Тирские и Карфагенские мореплаватели находили необходимым умилостивлять покровителей водной стихии человеческими и другими жертвами. Так, осажденные Александром тиряне рубили на куски на стенах города пленных солдат и бросали их в море.

Жертвы в честь моря указывают на то, что с течением времени у финикиян появилось представление о морском божестве. Археологи в Библе нашли монеты с изображением божеств большей частью в грече­ском обличье и с символами морского владычества. На беритских моне­тах божество стоит с трезубцем на четырех дельфинах, на библ-ских — изображен морской гений в виде крылатого коня с хвостом дельфина, на тирских — Мелькарт, сидящий на морском коне и т. д.

Существовали в Сирии и Финикии храмы. Сведения о них мы мо­жем получить из литературных и эпиграфических указаний, археологи­ческих данных, изображений на монетах. Первоначальное изображение храма отсылает нас в пустыню. В основе его лежит священный фетиш, окруженный двором. Фетиши были конусообразные или столпообраз­ные, а иногда круглые камни или колонны, считавшиеся носителями божественной силы и называвшиеся «вефилями» — «домами божьи­ми». Такие большие камни считались символами бога солнца. О подоб­ных храмах сообщают Геродот, Иосиф Флавий. Рядом с храмом нахо­дится жертвенник, таким образом культ совершался в то время под от­крытым небом. Кроме камней фетишами иногда выступали деревья и священные рощи — также носители божественной силы. В Берите была известна священная роща бога Эшмуна. Много было священных рощ,


посвященных богине Астарте. Впоследствии наряду с культом настоя­щих деревьев, появляются культы условных символических деревьев, их воспроизведений или просто священных кольев, иногда украшен­ных лентами, называвшихся ашерами и ставившихся в храмах. Таким образом, первоначально финикийский культ был далек от антропомор­физма. Только под влиянием вавилонской, египетской, а потом и гре­ческой религии, появляются человекоподобные фетиши с антропо­морфными чертами.

При храмах действовали многочисленные коллегии жрецов. Многие из них были царского рода, например, служители богу Мелькарту. Су­ществовали также наследственные жреческие роды.

Сирия, Финикия, вместе с Египтом и Персией сьпрали видную роль в распространении религиозного мировоззрения по всей Римской импе­рии.

10 - 3404





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.