Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Германцы и исторические судьбы древнегерманской религии




РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

Германцы — этническая общность индоевропейского корня, выде­лившаяся из состава древнеевропейцев. О ранних этапах истории гер­манцев, локализации племен, путях миграций мало достоверных сведе­ний. Археологические данные указывают на причастность прагерман-цев к утинецкой археологической культуре и культуре полей погребаль­ных урн, общей для других древнеевропейских народов (италиков, кельтов, иллирийцев, славян и балтов). По-видимому, обособление прагерманцев в отдельное сообщество начинается около XI в. до н. э. Первой определенно германской археологической культурой является ясторфская, датированная серединой VIII в. до н. э. Ареалом формиро­вания прагерманских племен была Северная и Центральная Европа. До II—I в. до н. э. южный рубеж германских племен проходил по при-рейнским землям. Археологические показания, тексты античных авто­ров и другие исторические данные свидетельствуют об активных миг­рациях германских племен в границах прародины. С конца II в. до н. э. боевые дружины и племена германцев теснят соседей на своих южных и западных границах. Военная экспансия и хозяйственное освоение в течение последующих пятисот лет значительно расширили территорию германцев, потеснивших соседей, в первую очередь, кельтов на землях Западной Европы.

Германский мир, раскинувшийся на территории островной и конти­нентальной Европы, представлял собой огромный конгломерат племен, в котором выделяют северогерманские, западногерманские и восточно­германские группировки. Они находились на разных ступенях развития и имели разные темпы исторических изменений. Западногерманские группировки в силу территориального соседства с кельтами и римски­ми владениями развивались быстрее, отчасти кельтизировались и рома­низировались. Северогерманская ветвь оставалась более архаичной и


традиционной. В историко-культурном отношении германцы имели много общего с кельтами. Близость германцев и кельтов приводила к тому, что античные авторы часто путали этническую принадлежность некоторых племен.

Древний германский племенной мир по условиям формирования и развития не мог выработать единого религиозного мировоззрения. Раз­меры территории, особенности ландшафта препятствовали регулярному сообщению племен. Архаическая германская религия — по сути, рели­гия племен и племенных объединений. Постоянное движение дружин и переселения племен отрывали германские общины от земли предков, от святилищ и могил, и как следствие — деформировали традиционные устои их религии. Миграции вели к смешению верований, обрядов в германской среде, но также и к усвоению иногерманских традиций. По-видимому, говорить о древней общегерманской религии можно лишь с учетом значительных религиозных различий в германской среде.

Начавшееся в IV в. обращение германских племен в христианство подорвало древние верования, но отнюдь их не искоренило. В эпоху раннего средневековья сформировалась синкретическая религиозность населения германских королевств, в котором христианство прочно пе­реплеталось с язычеством. В массиве религиозного синкретизма, свой­ственного как простонародной культуре, так и культуре аристократиче­ской и даже культуре духовенства, древнегерманские верования сохра­нялись на протяжении всего средневековья. И далее, вплоть до XX в., в аграрных культах, в домашней обрядности крестьяне, городские обывате­ли Германии и Северной Европы хранили следы религии своих предков.

В начале XIX в. в совершенно иной среде — среде элитарной куль­туры— возникают импульсы к возрождению древнегерманской рели­гии. Германия этого времени — страна, где в среде образованной моло­дежи и творческой богемы шло романтическое брожение умов. В сере­дине века немцы стали на путь создания могучего государства и укреп­ления национального единства. Своего рода национальным гимном за­звучала музыка Вагнера, вдохновленная темами древней германской мифологии и воспевавшая силу «германского духа». В начале XX в. рвавшимися к власти национал-патриотическими кругами была востре­бована религиозная идея, способная толкнуть немцев на передел гра­ниц. Христианство мало годилось на роль идеологии войны, тогда как религия воинственных древних германцев вполне ей соответствовала.

В сознание немцев была внедрена и до высокого градуса разогрета мифологема «арийской» расы и особого «нордического» типа лично­сти — германца, поднявшего из глубин своего естества особые виталь­ные качества, свойственные его предкам, некогда установившим в борь­бе с Римской империей «новый порядок». Этот «чистокровный» немец,


«белокурая бестия» стал главным героем мифологии германского неоя­зычества. Прилив «арийской» экзальтации сделал популярными сюже­ты и образы германского эпоса, старинные народные песни. Появились молодые энтузиасты, отмечавшие языческие праздники и совершавшие обряды кровавых жертвоприношений. Возникли религиозные сообще­ства, поднявшие на щит неоязыческую мифологию («Немецкое движе­ние за веру» и другие, более радикальные). С конца 20-х годов неоязы­чество получает массовый характер и жесткую организованность. К. Г. Юнг увидел в духовной жизни Германии пробуждение древнейших религиозных пластов, связанных с языческим образом Вотана (Одина). «Гитлеровское движение буквально подняло всю Германию — от пяти­летних детей до стариков — на ноги, и породило образ нации, передви­гающейся с одного места на другое. Бог Вотан пустился в свое странст­вие»1. Нацистские приветствия, массовые парады на новых культовых сооружениях — огромных стадионах, гитлерюгенд и обряды посвяще­ния во взрослые члены нацистской партии — все это знаменовало стремление утвердить неоязыческий культ.

В Германии 20-х — начала 40-х годов язычество праздновало побе­ду. Следует признать, правда, что это была не возрожденная религия древних германцев, но именно новая религия, хотя некоторые, порой очень существенные, признаки древней в ней действительно прояви­лись. Что представляла собой исконногерманская религия?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.