Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пантеон германцев




Тацит сообщает, что германцы «славят порожденного землей бога Туистона», сын которого, Манн,— «прародитель и праотец их народа» («Германия», 2). Западногерманский Туистон (его имя намекает на «двуполость») типологически подобен, по-видимому, скандинавскому первосуществу Имиру, имя которого тоже указывает на двуполость. В истории религии андрогинность выступает распространенным призна­ком архаических первотворцов. Мать-земля названа римским истори­ком Нертой, под этим именем ее чтили лангобарды, верившие, что «она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена» («Германия», 40). Нерта — германская хтоническая богиня плодородия. Возможно, божество плодородия было представлено в древнейших германских ве­рованиях супружеской парой — на это указывает родственное мужское

Soderblom N. Das Werden des Gottesglaubens. Untersuchungen iiber die Anfange der Re­ligion. Leipzig, 1916. S. 66—67.

15 - 3404 225


имя скандинавского Ньёрда, бога плодородия. Германцы чтили также, согласно Тациту, богов, которых историк обозначает римскими имена­ми— Меркурий, Геркулес, Марс, а также Кастор и Поллукс. Герман­ское имя двух последних, юных братьев,— Алки («Германия», 9, 43).

Северогерманские данные свидетельствуют, что германцы выделяли в пантеоне две основные категории богов — асов и ванов. Асы состав­ляют большинство пантеона, ваны — малую группу богов плодородия. Скандинавской традицией прочно удержана память о войне асов и ва­нов, которая завершилась обменом заложниками, примирением и вклю­чением ванов в сообщество асов. Дуалистические воззрения германцев на состав пантеона и мифологема распри богов восходят, возможно, к праиндоевропейскому фонду религиозных идей (ср. противоборство ахуров (асуров) и дэвов в индоиранской традиции). С другой стороны, высказывается предположение, что германское учение о распре богов наследует «доисторической «религиозной революции», в ходе которой древние хтонические божества прагерманцев ваны (с ними связан культ предков и семейной солидарности) были низложены. На смену им при­шли новые боги — асы, носители героической и солярной морали»1. Возможно также и то, что на представления о войне асов и ванов нало­жили отпечаток обстоятельства германской колонизации и сопровож­давшего ее соперничества германских, пришлых культов и аборигенных культов. Нельзя исключать, что противоборство двух групп богов могло отражать социальные коллизии.

«Младшая Эдда» устанавливает: «Есть двенадцать божественных асов». Из этих двенадцати бог Один «знатнее и старше всех асов, он вершит всем в мире, и как ни могущественны другие боги, все они ему служат, как дети отцу»2. Один (Вотан, западногерманский вариант) пер­воначально выступал как бог воинов, сочетавший с военными функция­ми шаманские — носителя сокровенной мудрости, поэтического дара и экстатического вдохновения. На связь Одина с экстазом и исступлением указывает его имя, в основе которого лежит слово со значениями бе­шенства, ярости, поэтического вдохновения, а потому Один — «предво­дитель ярости», «неистовствующий». По своей природе Один — хтони-ческое божество смерти, войны («отец павших, «бог повешенных»), мудрости («бог меда поэзии»). По-видимому, именно Одина Тацит на­зывал именем Меркурия, с которым Одина сближает причастность цар­ству мертвых, обладание особой мудростью и магическими приемами (обоим богам в этом отношении был близок кельтский Луг). На позд­нем этапе развития пантеона Один обретает черты бога-мироправителя,

Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 107. Младшая Эдда. С. 39.


отчасти — бога-творца («должно величать Одина Всеотцом, ибо он — отец всем богам и людям, всему, что мощью его было создано»1).

После Одина «Младшей Эддой» в составе асов выделен Тор (Аса-Top, «Тор асов») — бог-воитель, «громовик», которому соответству­ет древнегерманский Донар (имя Тор означает «гром»). Под именем Гер­кулеса Тацит, очевидно, разумел именно Тора-Донара, великого богаты­ря, разящего демонов своим молотом Мьёлльниром (имя молота родст­венно славянскому «молния»). Весьма вероятно, что исторически молни-евержец Тор, ясно соотнесенный с праиндоевропейским богом-громови-ком, стоял выше Одина, бога воинских и шаманских практик, но затем был оттеснен на второй план. Третий среди асов «Младшей Эдды» — Ньёрд, хтонический бог плодородия и богатства, изначально входивший в категорию ванов. Четвертый ас — Тюр (Тиу, Циу), бог неба, имя которого восходит к имени праиндоевропейского бога неба (deiwos); Тюр дарует победу в бою и мудрость. По-видимому, Марс Таци­та — именно Тюр. В числе первых двенадцати асов названы также Бра­ги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (Вали), Улль, Форсети и Локи. К асам относились и другие боги — например, дети «старших» асов.

Локи — одна из наиболее ярких и неординарных фигур скандинав­ского пантеона. «Младшая Эдда» аттестует его «зачинщиком распрь между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей»2. Локи — обо­ротень, многоликий клеветник. Хитроумный ас Локи часто действует на руку демонам, в последней битве, повествует «Старшая Эдда», Локи бу­дет править кораблем, с которого высадятся на землю демоны и велика­ны. С другой стороны, Локи-Лодур участвовал в создании людей и добы­че многих необходимых благ. Вероятно, Локи и Один образуют нередкую в архаических мифологиях модель «братьев-демиургов»: «Один — пер­вый «шаман», отец других асов, добытчик священного меда, довершив­ший вместе с Локи творение людей, а Локи — отец хтонических чудо­вищ, виновник появления смерти, но также изобретатель рыболовной сети, добытчик сокровищ асов (чудесных первопредметов) и т. п.»3.

В категорию асов входят женские божества, образующие с мужски­ми пары. «Славнейшая из богинь» — Фрейя, хтоническая богиня пло­дородия («богиня ванов»), покровительница любви, а также богиня пав­ших на поле боя воинов (половина павших героев достается Одину, по­ловина— Фрейе). Фрейе равна в славе и близка по функциям другая богиня — Фригт, прекрасная супруга Одина, мать асов. «Младшая

Младшая Эдда. С. 27. 2 Там же. С. 48. Мелетинский ЕМ. Поэтика мифа. М, 1995. С. 192.

15* 227


Эдда» выделяет очень важную характеристику религии германцев: в со­поставлении с мужской частью пантеона богини, жены асов, «столь же священны, и не меньше их сила»1. Богини германцев — преимущест­венно хтонические божества плодородия и покровительницы любви, се­мейной жизни, мудрости, врачевания.

Боги древних германцев — персоны, каждый обладает именем и определенными функциями. Письменные источники и археологические данные свидетельствуют также о том, что германцы имели изображения богов. Правда, в качестве культового «изображения» могли выступать резные фигуры животных — спутников богов (возможно, тотемов), а также священные предметы, воплощавшие бога: например, щит, фрамея (копье германцев), меч выступали «богами супружества» (Тацит, «Гер­мания», 18); копье служило также воплощением Одина. Богов окружал «исполненный тайной ужас и благоговейный трепет перед тем, что не­ведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти» («Германия», 40). Скандинавские источники, отражавшие поздний этап германской набожности, представляют богов вполне антропоморфно: так, Один од­ноглаз, седобород, в низко надвинутой на глаза шляпе. Боги рождаются и умирают, их захватывают в плен и возвращают за выкуп, их обманы­вают, но и они способны на коварство. Боги подобны могучим воинам и вождям, коннунгам, в иных случаях — колдунам. Боги уже не столько грозные стихии, сколько носители воинской мощи и власти, сокровен­ных знаний и магического мастерства.

•Исторические трансформации религиозных воззрений и состояние источников затрудняют строгую классификацию германского пантеона. Так, остается неясной принадлежность Мимира — владельца чудесного медвяного источника, текущего у корней Иггдрасиля в стране инеистых великанов. В источнике Мимира сокрыты знание и мудрость. Одину, возжелавшему напиться меда из источника мудрости, пришлось усту­пить владельцу свой глаз. Накануне последней битвы с демонами «Один скачет к источнику Мимира и испрашивает совета у Мимира для себя и своего воинства»2.

Повествователи скандинавских преданий иногда отождествляют ва-нов, богов плодородия, с альвами. Альвы — духи плодородия: светлые альвы «обликом своим прекраснее солнца», они живут в Альвхейме, ве­ликолепной небесной обители, «темные альвы, живут в земле, у них иной облик и иная природа»3. Альвы стоят по обе стороны аморфной черты, отделяющей пантеон от пандемониума.

Младшая Эдда. С. 39. 2 Там же. С. 90. Там же. С. 36.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.