Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синто сегодня




В Японии наших дней, согласно официальной статистике, последо­вателями национальной религии синто (путь богов) себя считают 118 млн. человек. Кроме этого в Японии примерно 96 млн. буддистов и 1,5 млн. христиан, при том, что общее население страны составляет около 130 млн. человек. Удивительная статистика вполне объяснима — пози­ция японца в сегодняшнем мире, как и концепция его мировосприятия с раннего средневековья опирается на соединение синто и буддизма. Он принадлежит той и другой религиозным общностям. Однако развиваю­щееся от родового культа и обожествления природы, прошедшее длите­льный исторический путь синкретизма с буддизмом и конфуцианством, синто к началу XXI века во многом меняет свой облик и позиции. Син­то сегодня отличается значительной модификацией и мобильностью де­ятельности. Синтоистские организации чутко реагируют на жизнь и де­ятельность своей высокоразвитой индустриальной страны и все более усиливают участие в социальной жизни, предельно активизируя социа­льную причастность в разнообразных сферах функционирования обще­ства.

С одной стороны — четкое сохранение ритуальных обрядовых про­грамм, мацури, восстановление, реставрация самых сложных синто­истских ритуалов. С другой — фактически отход от специфически ре­лигиозного аспекта и усиления активности в разных и очень широких сферах общественной жизни. Прежде всего — это многоплановая ра­бота в синтоистских общинах. Каждый квартал в городе или деревне приписан к тому или иному храму или святилищу. За последние годы все большая часть высокообразованных служителей синтоистских при­ходов начинает заниматься общественной деятельностью среди разных слоев населения, культурно-просветительской работой с детьми, моло­дежью, пожилыми японцами, а также научно-исследовательской деяте­льностью по истории формирования и развития синтоизма, буддизма, конфуцианства.

История «фурусато» (малая родина) становится задачей исследова­ния множества провинциальных школ; синтоистские общины в этой сфере тоже весьма активны. Представители объединения синтоистских храмовых программ вместе с общественными организациями в послед­нее десятилетие принимают широкое участие в экологическом движе­нии, в борьбе против когай (нанесение вреда природному окружению

 

 


человека). Для синтоистских общин, территориальных храмовых объе­динений, в течение веков стоявших на позициях преклонения перед природой и ее почитания, это участие в широком, охватившем всю страну общественном движении, вполне соответствовало исходным ре­лигиозным установкам.

Общество в период индустриального скачка (так называемого япон­ского «экономического чуда»), оказавшееся на грани экологической ка­тастрофы, начало приближаться к пониманию ценностей синто с точки зрения потребностей сегодняшнего и завтрашнего дня.

Чем является для японца современное синто?

В силу того, что синто было самой древней, исконно сложившейся религиозной системой, выстраивавшей взаимодействие человека с окружающим его природным и социальным миром, отношения с ней приобрели оттенок некоего интеллектуального и даже ментального ав­томатизма. Этому содействовал житейский стереотип — с раннего дет­ства в лоне семьи и в обществе японец всегда находился в рамках по­стоянной, разнообразной религиозной практики (ритуальные, календар­ные обычаи, праздники, торжественные службы, целый сонм семейных событий и т. д.).

Известно, что синтоистское святилище было всегда и является се­годня организующим и объединяющим началом жизни малой социаль­ной ячейки — квартала, как в большом, так и малом городе, в поселке и деревне. На этой основе всегда осуществлялось, не размываясь и под-держиваясь, издревле сформировавшееся коллективистское начало в со­циально-психологической структуре социума, а также держалась непре­рывная связь поколений, и общество избегало губительного разрыва во времени.

Фундаментальные приоритеты синто — культ природы и пред­ков — в современном мире с его насилием, жестокостью и беззаконно­стью оказываются как никогда ранее востребованными гуманитарными ценностями, обретают непреходящий моральный смысл и важное зна­чение для формирования мировоззрения молодого поколения.

Попытки упорядочивания знаний о мире в синто шли всегда рядом со стремлением ввести «порядок», «гармонию» в социальные отноше­ния. Ритуал здесь играл постоянное и все усиливавшееся значение нор­мативной модели всех отношений поведенческой практики. Концепция пространства, трактующая его как воплощение космической энер­гии — символа упорядоченности системы, гармонии, порядка была чрезвычайно важна для организации городского и сельского населения. Ритуал не только определял практику строительства города как космо­гонической схемы мира, но и выступал началом, организующим про-


странство как основу духовно-практической деятельности человека и сферы социальной адаптации.

Именно сегодня Япония в своей сложной и напряженной социаль­ной жизни все чаще нуждается в том, что может дать и дает синто. Це­лая система разнообразных мацури с точной рассчитанностью на целый год помогает снимать напряженное, стрессовое состояние. Медитатив­ные и эстетические достоинства красочных представлений способству­ют релаксации участников церемоний.

Отсутствие фанатизма и исторически сложившаяся веротерпимость синто — весьма важные факторы стабилизации общественной системы Японии, лояльности японца режиму, его готовности к сотрудничеству и консенсусу. Это особенно необходимо в современном мире. Психоло­гическое здоровье человека и общества в условиях все усиливающегося социального пресса урбанизации, обстановки активного разрастания сверхуплотненных городских агломераций становятся серьезной проб­лемой японского государства. Недаром в последнее время к исследова­ниям не только истории синто, но и его духовному наследию, специфи­ке его духовной сферы, обратилась наука (различные конференции, симпозиумы, широкая издательская деятельность). Вся историческая эволюция страны, фактически переплетенная с формированием и раз­витием древней национальной религии, свидетельствует о существен­ной роли синто в складывании социально-психологического простран­ства японского этноса, в развитии и сохранении своеобразной культу­ры.



 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.