Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы мифообразования




Методика психоаналитического исследования мифов.

Принципы истолкования мифа.

1. мифическим героям приписываются подлежащие вытеснению общечеловеческие желания, которые затем они исполняют в виде сверхчеловеческих подвигов.

2. явления природы: небесные, погодные, ландшафтные, в мифах следует рассматривать как аналоги дневных остатков при формировании сновидений. Как в мифе, так и в сновидении с ними связаны определенные аффекты и эмоции.

3. некоторые явления природы могут антропоморфицироваться. Это связано с тем, что создателям мифов было недостаточно проекции вытесненных желаний на обожествленных героев и очеловеченных богов и они, используя привычный антропоморфный способ, включали в миф явления природы как представителей божественной воли. Ряд явлений первоначально персонифицировался, чтобы служить защитой от страха перед природой, и лишь позже, когда человек искал внешние объекты для своих вытесненных желаний, эти же явления послужили материалом для образования мифов.

 

Задачей исследования является истолкование бессознательного значения лежащих в основе мифа фантазий, смысла замаскированного ссылками на природные явления. Эта задача решается аналогичным способом тому, которым исследуется латентное содержание сновидения.

Символизация. Символизация используется для выражения желаний, которые под давлением вытеснения могут проявиться лишь в скрытой форме, в этой форме уже нет ничего неприемлемого для сознания, однако она все же позволяет получать определенное удовлетворение.

Расщепление и введение противоположностей. Механизм расщепления сводится к параноидному разложению психического целого и его проецированию на мифические образы. Целый ряд мифов, таким образом, может быть сведен к семейному треугольнику и в итоге, выявить в них эгоцентрическую позицию ребенка.

Удвоение. Миф может повторять определенную комбинацию в видоизмененном или прямом выражении до тех пор, пока психический конфликт, маскируемый этим паттерном, не будет исчерпан.

Перенесение аффективного акцента со значимого на второстепенное, что очень характерно для сновидений. Следствием этого процесса является неясность мифа, которая все же не исключает сохранения в нем какого-либо смысла.

Наслоение. Создание мифа это процесс, который никогда не заканчивается. Миф приспосабливается ко всякому следующему поколению, его религиозному, культурному и этическому уровню. В силу этих обстоятельств, сюжет мифа претерпевает определенные наслоения, которые распознаются в том, что наиболее отталкивающие и ужасные свойства и поступки героя постепенно смягчаются и распределяются на его предков и потомков.

 

Современная культура перестает признавать психическую реальность мифа, поэтому параллельно с его реальным обесцениванием идет и психологическое обесценивание. Из разряда социально ценных феноменов миф переходит в область сказок. Сказки представляют собой как бы «сниженную» форму мифа, последнюю, в которой мифотворчество еще возможно для сознания взрослого человека. Ребенок, с его фантазией и примитивными аффектами, относится к сказке как к объективной реальности. Сказка сводит богов и героев к земным размерам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.