Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод интерпретации




Сказка разбивается на отдельные мотивы. К ним нужно иметь дополнительный материал для сравнения, например, посмотреть, встречается ли такой же элемент в других сказках и в каком контексте. Эта процедура необходима для последующей амплификации через сравнение параллельных вариантов.

Затем восстанавливается контекст сказки. Выявляются параллельные мотивы, укладывающиеся в общую логику сказки. Для каждого выбранного элемента интерпретации собирается максимально возможное число различных вариантов - смысловых нагрузок, из которых оставляют те, которые соответствуют логике повествования.

Собственно интерпретация. Это этап перевода амплифицированной сказки на язык психологии. Выбор конкретной психологической системы координат диктуется нуждами исследователя. Таким образом, сказка или миф переводятся на другой, более современный язык, понятный человеку нашей эпохи. То есть, один миф заменяется другим, например, психоаналитическим или юнгианским.

 

Второй вариант

 

Сказки и фольклорный материал – способ дать ребенку первичную социализацию, дать символы культуры. Сказка – переходное пространство, дает возможность адаптироваться к реальности. Сказка всегда работает на культуру детства. Сублимация сексуальности – безопасная адаптация к сексуальности. Мужские и женские сказки – полоролевая идентификация, защита и т.п. (Змей Горыныч – мужчина, Печь – женщина). Латентное содержание состоит в том, чтобы в символическом значении передавать социальный опыт.

Интерпретация любого феномена культуры: 1) Восстановление манифестного содержания. 2) Выявление символов – узловые моменты представления, на которых базируется сюжет. 3) Перевод символов. 4) Реконструкция бсз содержания на основе выявленных символических значений.

Сказка – интериоризированный миф (у взрослого) – знание человека о себе самом. Это символическое знание о закономерностях антропогенеза, культурогенеза. Навязчивое повторение сказки у ребенка – попытка справиться с травмой. Сказка – способ сказочнообрядового вживления в мир взрослых. Волшебные силы выступают как вспомогательное Эго. Этот феномен показывает возможность поддержки извне, но может показывать и запреты. В структуре сказки: смещение, сгущение, алогичность фабулы, смысловая вторичность, устойчивость символики. Сказка заключает в себе адекватные варианты реагирования на травмирующую ситуацию. « Репка » - о процессах сепарации (репка была едина с землей), базовые процессы жизни и смерти (Жучка), бисексуальность (мышка), начало процесса полоролевой идентификации. + «Теремок», «Колобок» - для почемучек. Волшебные сказки – Эдип – сюжет основан на решении Эдипова треугольника. Фазы психосексуального развития – хождение за 9 морей. Вода и Огонь – женское и мужс кое. Для девочек в сказках Огонь – Печь. Баба-Яга – половинка матери, пытается вернуть ребенка в утробу (печь). Почва - женский символ, выход на сушу – рождение. « Миф о потопе » - миф для мальчика – со стихией нужно справиться – построить корабль, гора Арарат – фаллический символ. Формирование символики – от материнской к отцовской – сначала формируются символы, обозначающие мать, вторичным образом формируется символ, обозначающий отца.

Художественное творчество, как в индивидуальном, так и в общечеловеческом (коллективном) плане дает возможность для проекции во вне бессознательных импульсов и освобождения, таким образом, от внутреннего конфликта и чувства неудовлетворенности. Так как вытеснение бессознательных влечений в основном связано со стадиями психосексуального развития, эти этапы человеческой жизни широко представлены в народном и индивидуальном творчестве.

Символическое изображение анальной фазы как стремления утаивать, удерживать, прятать встречается в первую очередь в народных сказках. Довольно частым сюжетом является хранение и утаивание ценностей – «золота» в пещерах и тайниках. Причем действие это осуществляется негативными, социально неодобряемыми персонажами. Например, в сказке «Али-баба и 40 разбойников», разбойники – нехорошие дети, которые прячут и не отдают золото, Али-баба – хороший ребенок, который послушен социальным требованиям и энергично освобождает пещеру от драгоценностей. Интересное описание перехода от оральной стадии к анальной можно увидеть в сказке братьев Гримм «Мальчик-с-пальчик». Изгнанный из дома в лес (травма орального отказа), мальчик помечает дорогу камешками – «метит мир» и заявляет о своем отдельном существовании, что является атрибутом анальной фазы. Похоже, что наиболее широко в художественном творчестве представлена стадия Эдипова конфликта, самая напряженная и драматическая стадия психосексуального развития. Весьма распространенный сюжет – отсечение головы герою могущественным и страшным чудовищем – ни что иное, как отражение «страха кастрации» и проекции враждебных чувств на отцовскую фигуру. Символика эдипальной любви к отцу присутствует в сказке «Аленький цветочек». По просьбе дочери «младшей, любимой» отец срывает аленький цветочек (символ дефлорации), за что должен «погибнуть смертью неминучею» (как того требует Супер-Эго и чувство вины). Выйти из этой ситуации возможно, только вернув цветочек и удалив дочь, которая попадает к чудовищу (страх перед сексуальными отношениями) в дальнейшем – прекрасному молодцу. Очень интересно в художественном творчестве отражена стадия сепарации от матери и обретение пола как выход из водной среды. Этот процесс завершается неудачно, если эти попытки предпринимаются слишком поздно. Не удается расстаться с материнской средой Русалочке из сказки Андерсена. Стимулом к выходу из водной стихии является стремление к лицу противоположного пола, то есть попытка обрести собственную половую идентификацию. В то же время своевременный (в младенчестве) выход из водной среды гарантирует обретение пола и превращение лягушки – в принца или Елену Прекрасную. Еще один интересный сюжет, связанный с обитателями водной стихии может быть проинтерпретирован как символический. Маленькие, еще не антропоморфные существа, живущие в воде, главным образом рыбы (золотая рыбка, Щука) обладают волшебным свойством исполнять любое желание. Рыбка – символ человеческого эмбриона, ребенка на стадии внутриутробного развития. Может быть ее чудесные возможности – это отзвуки (бессознательная ностальгия) чувства абсолютного всемогущества, присущего ребенку, с которым, подрастая, он вынужден расстаться.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.