Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точки фиксации




Стадии психосексуального развития и точки фиксации либидо.

Психоанализ рекламы. Стадии психосексуального развития, мифы стадий как мишени рекламного воздействия.

Человек живет в социуме и поэтому волей-неволей должен придерживаться тех норм, правил и обычаев, которые царят в этом обществе. Наша культура, так или иначе, подавляет природные желания человека, что неизбежно возбуждает у индивида чувство вины. Данное переживание относится к группе аффектов, которые включают в себя страх перед наказанием, как внешним, так и внутренним, чувство раскаяния, угрызения совести и смирение. Ядром чувства вины составляет тревога. При этом сохраняется надежда на прощение, уважение и любовь при условии искупления через душевное или физическое страдание. В душе че­ловека рождается агрессия, которая направляется против собственной персоны и помогает справиться с возникшим чувством вины. Неутоленное природное желание провоцирует возникновение у человека внутреннего напря­жения. Однако в силу различных моральных норм и правил этикета наше возбуждение не может быть нейтрализовано должным образом. Сбросить его помогает транслируемая по телевидению реклама, в основе восприятия которой всегда лежат бессознательные механизмы. Стремление к сексуальному удовлетворению толкает человека на поиск его символического заменителя, который предлагается ему в виде рекламируемого товара. Покупка чего-либо на некоторое время ослабляет напряжение, но затем оно вновь нарастает, так как приобретенная вещь не является исполнением природного желания, а лишь замещает его.

Эффективность рекламы зависит от степени ее воздействия на область бессознательного. Грамотно составленное послание всегда направлено на стимуляцию точек уязвимости человеческой психики, которые напрямую связаны со стадиями психосексуального развития человека, На каждой из этих стадий ребенок может получить так называемые точки фиксации - психотравмы.

Эволюционное развитие представляет собой патологическое вмешательство извне в ходе развития ребенка. Это нарушение его прав, неоправданные требования, предъявляемые к нему слишком рано. Эго ребенка еще не сформировано, чтобы принять требования взрослого. Это формирует точки фиксации. При застревании на одной из стадий психосексуального развития значительная часть энергии влечения либидо человека остается в прошлом, и впоследствии он не может нормально справляться с конфликтами, стрессом, фрустрациями, что мешает ему двигаться вперед. Характер, способы реагирования, наши точки уязвимости формируются на основе эволюционных вмешательств, которые могут быть случайными или культурно-детерминированными. К случайным факторам можно отнести, например, вынужденную госпитализацию матери после рождения ребенка. К социально-детерминированным - навязывание ребенку чего-либо через мать, воспитателей, бабушек, няню; фиксированное или насильственное кормление; ограничение двигательной активности любым способом. Отъезды и отпуска родителей также приводят к эмоциональным смещениям, с которыми эго ребенка не может справиться.

Рассмотрим три фазы психосексуального развития, во время которых человек может получить психотравму, влияющую на его характер, и поведение во взрослом возрасте. Именно на эти особенности личности и воздействуют сюжеты грамотно составленных рекламных роликов.

Оральная фаза развития. Период, продолжающийся от рождения примерно до года. На этой стадии развития рот ребенка - это основной источник удовольствия, ротовая область в этот период является эрогенной зоной. Свои первые физические наслаждения младенец испытывает именно на оральной стадии развития. В это же время ребенок может получить и серьезную психотравму (точку фиксации). Причиной часто служит нечто, случившееся в этот период, особенное для него, но прошедшее незамеченным для родителей.

К основным причинам, формирующим точки фиксации на оральной стадии развития, относятся: раннее или позднее прекращение грудного вскармливания, долгая разлука с матерью или отлучение от нее ребенка, помещение грудного младенца в ясли.
Оральный характер может сформироваться из-за жестокого отношения к ребенку. У многих родителей приняты жесткие методы воспитания. Ничего не значащее для них: «Пока не съешь – из-за стола не выйдешь!» может сформировать у ребенка точку фиксации. Насильственное кормление также не приводит ни к чему хорошему. Для детей, зафиксированных на оральной стадии развития, характерны игры возле рта (поедание, выпивание), игры, связанные с агрессией через рот (ругань, плевание), и игры, связанные с переполнением, насыпанием и выбрасыванием.

Любые нарушения на оральной стадии приводят во взрослой жизни к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. Среди получивших точки фиксации на данном этапе развития можно наблюдать людей с никотиновой зависимостью, язвой желудка, булимией. Они бывают излишне болтливы, очень любопытны, чересчур беспокойны, склонны к жадности. Типичные черты, присущие «оральному характеру», - это оптимизм и пессимизм, частые колебания настроения. Среди таких индивидов очень часто встречаются депрессивные личности.

Анальная фаза развития. Длится от года до трех. На этой стадии ребенок проявляет особый интерес к процессам выделения, начинает понимать, что может контролировать их, воспринимает продукты своей дефекации как «подарок». Экскременты для него - некая ценность, которую он готов или удерживать в себе, или преподносить в качестве подарка родителям, гостям или воспитателям в детском саду.
Во взрослой жизни о травмах, полученных в этот период, свидетельствует «анальный характер» человека. Он характеризуется чрезмерной аккуратностью либо неряшливостью в одежде, бережливостью, вплоть до скупости, упрямством и упорством, гневливостью и мстительностью, независимостью. Такие люди всегда стремятся все сделать сами, не доверяя другим. Часто им присуща хроническая раздражительность и угрюмость. Кроме того, они испытывают патологическую тягу к порядку. Ребенок, зафиксированный на данной стадии, сверхаккуратный и правильный. Обычно такие дети не любят лепить из пластилина, хотя им очень этого хочется, так как придется пачкаться. Игра как таковая их не интересует. Главное – порядок. Бывает, что дети демонстрируют в корне противоположное поведение: пачкают все вокруг, мусорят, сквернословят, любят играть с водой и песком.

Фаллическая стадия развития. Охватывает период от трех до шести лет, который называется эдипальным. Данная фаза психосексуального развития характеризуется триадными отношениями: отец приобретает равноправное с матерью значение. У ребенка возникает понятие о разнице между мамой и папой. Он начинает понимать, что все люди отличаются друг от друга. В эдипальном возрасте резко возрастает интерес к гениталиям; появляются фантазии о женитьбе на маме или, соответственно полу ребенка, о браке с папой. Эмоциональная жизнь ребенка становится более оживленной. Он идеализирует родственников своего пола и ищет у них любви. Это период становления половой идентичности. Ребенок ищет признания у родителя противоположного пола. На поведенческом уровне мальчик налаживает отношения с мамой, девочка - с папой. Отцу важно адекватно воспринимать любовь сына к матери. Ребенок желает играть роль одного из родителей по отношению к другому. Кроме того, он ищет особых отношений с каждым из членов семьи и хочет быть в центре внимания, чтобы им восхищались. Фиксация на эдипальпой стадии может иметь некоторые негативные проявления, выраженные в задержке психического развития ребенка или в переживаниях по поводу неосуществленных желаний, характерных для данного периода.
Эдипальная фаза - это кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера. В любом возрасте человек может регрессировать к этим ранним стадиям развития под воздействием фрустраций или чувства вины, которое при этом чаше всего не осознается. Репрессия природных желаний неизбежно возбуждает чувство вины.

С точки зрения теории объектных отношений, возникновение чувства вины сопутствует оральной фазе развития ребенка. Рождаясь на свет, ребенок сначала направляет деструктивный импульс, вызванный инстинктом смерти на самого себя. Это состояние преодолевается благодаря действию сексуального инстинкта, работа которого изначально связана с внешним объектом - грудью матери. На фрустрации желаний ребенок отвечает их галлюцинаторным удовлетворением. Одной из самых ранних фантазий является фантазия о материнской груди, "хорошая" грудь, дающая молоко дает и "хорошие" фантазии и соответствующие действия - крепкий, сладкий сон, покой, умиротворение. Если грудь дает мало молока, то у ребенка возникают "плохие" фантазии на ее счет и соответственно плохое самоощущение. Агрессия, первоначально направленная на себя, под воздействием либидного импульса перенаправляется на внешний объект - материнскую грудь. Эта спроецированная агрессия рождает состояние тревоги - ребенок ждет, что объект будет на него нападать, накажет за его собственные атаки на него. Усиление Эго дает возможность переработать эту тревогу. Справляясь с этой тревогой, ребенок переходит с первоначальной параноидно-шизоидной позиции (стадии развития) к депрессивной стадии, то есть его эмоциональное состояние можно описать как депрессивное. В своих фантазиях ребенок разрушил объект и почувствовал себя одиноким.

Далее, по мнению М. Кляйн возможны два варианта развития ситуации - доброкачественный и злокачественный цикл развития чувства вины. В доброкачественном цикле ребенок, испытывая инстинктное желание, принимает ответственность за это желание на себя, и это и есть чувство вины, затем осуществляет внутреннюю переработку этого чувства и совершает возмещающий жест (приносит репарацию). В злокачественном цикле чувство вины может не появиться вовсе, а Эго формирует маниакальный репертуар защитных механизмов. Человек в любом возрасте может регрессировать на эти ранние стадии вследствие фрустраций или под воздействием чувства вины. При этом, само чувство вины, может находится в разной степени осознанности .




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.