Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль человека-оператора в высокоавтоматизированных системах




Роль автоматизации в будущих авиационных системах.

 

Один из основных вопросов, требующий ответа в процессе разработки будущих авиационных систем, заключается в том, каким образом автоматизация и применение передовой техники будут влиять на роль человека- оператора в системе. Автоматика принесёт успех только в том случае, если в процессе её разработки в полной мере были учтены потребности и ограничения проектировщиков-покупателей и потребителей. Какова роль автоматики в будущих системах, какой вес она будет иметь в принятии решений, каким образом будет взаимодействовать с человеком- оператором и, какая роль в ней предназначается человеку—это лишь некоторые из многих вопросов, на которые необходимо дать ответ в процессе концептуальной разработки системы.

 

 

Многие разработчики систем считают человека ненадёжным и неэффективным элементом системы и полагают, что его можно убрать из системы. Однако нереально предполагать, что машина сможет полностью заменить человека. Применение автоматики позволяет снизить вероятность совершения человеком ошибки и уменьшить его рабочую нагрузку, однако очень часто появляется вероятность совершения человеком ошибки другого рода. Во всех случаях автоматизация не смогла заменить человека в системе а, только изменила его роль и ужесточила к нему требования.

Авиационная система включает в себя большое количество сложных компонентов, которые очень динамичны в своём функционировании и, по этой причине, их поведение трудно спрогнозировать. Человек в этой системе способен решать неожиданно возникающие проблемы, проявляя инициативу и здравый смысл. Этого нельзя сказать об автоматике, которая предпринимает правильные действия и в нужное время, если в неё введена правильная программа. Основная трудность заключается в том, чтобы разработать такую программу, которая предусматривала бы все варианты вероятного развития событий и ситуаций. Если на практике возникает не запрограммированная ситуация, то автоматика и система дадут сбой в функционировании.

Кроме того, могут иметь место совершенно не предсказуемые отказы автоматических средств. Иногда даже не значительные отклонения в работе системы или при выполнении процедур могут привести к непредвиденным последствиям, которые необходимо будет устранять в масштабе текущего реального времени. Поэтому, если система ориентирована только на использование автоматики, незначительным сбоем можно легко вызвать развал функционирования всей системы. Это демонстрируется работой некоторых аэропортов а, также практикой полётов на воздушных судах с современным пилотажным и навигационным оборудованием.

 

Хотя люди не обладают способностью идеально воспринимать информацию, принимать идеальные решения и контролировать ситуацию, тем не менее, они обладают несколькими бесценными качествами, из которых наиболее важными являются способность быстро и логически мыслить и делать умозаключения в условиях, когда возникли новые, ранее не встречающиеся обстоятельства, а также способность к абстрагированию и концептуальному анализу возникающих проблем. В новой ситуации люди не отказывают, как автоматы, а начинают анализировать ситуацию и способны успешно справиться с решением новой проблемы. Поэтому люди придают авиационной системе определённую степень гибкости, чего не могут сделать автоматические системы. Люди обладают интеллектом, что делает их способными быстро и успешно действовать в новых ситуациях.

Автоматику следует рассматривать в качестве инструмента или средства, помогающих человеку выполнять некоторые задачи, которые обладают определённой сложностью и, для выполнения которых необходимо приложить дополнительные определённые усилия. Автоматика является просто одним из многих средств управления системой. Человек оставляет за собой право на общее управление и руководство. Такой подход к решению этой проблемы хорошо понятен всем и уже чётко определён авиационными специалистами в области человеческого фактора. Так, при разделении функций между автоматикой и пилотом, сформировалось мнение:

· Слово “автоматизация” означает выполнение машиной функций человека механически или осмысленно. Автоматика используется для оказания помощи пилоту в процессе выполнения его профессиональных обязанностей

· Пилот является наиболее сложным, умелым и гибким компонентом авиатранспортной системы и, в качестве такового, лучше всего подготовлен к принятию решений об использовании дополнительных ресурсов в любой конкретной ситуации.

· Пилоты должны владеть высокими профессиональными навыками эксплуатации воздушных судов, не зависимо от уровня их автоматизации и, уметь своевременно переходить в управлении от одного уровня автоматизации к другому, вплоть до перехода к ручному управлению воздушным судном.

· Автоматизация должна быть на уровне, который наилучшим образом позволяет удовлетворить приоритетные требования к повышению уровня безопасности, комфорта в деятельности эксплуатационного персонала и в обслуживании пассажиров, соблюдению расписания полётов и экономии средств.

Применение такого подхода к автоматизации в авиации весьма полезно, так как, определяя, каким образом и когда использовать автоматику, можно добиться оптимального распределения функций между человеком и машиной и, таким образом, способствовать повышению безопасности и эффективности всей системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.