Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стойкой к




Ошибкам <--------------- > Толерантной к ошибкам.

 

Рассмотрим кратко каждую, из выше названных, характеристик.

 

· Ориентированная на человека автоматика должна быть подотчётной.

Автоматические системы должны информировать человека-оператора о своих действиях и быть способны объяснить их по запросу. Человек, управляющий системой, должен уметь запросить и получить информацию, на основании которой автоматическая система принимала решение. По мере возможности, автоматическая система должна предварять запрос человека-оператора и сама представлять заранее всю необходимую информацию или предлагать свои правила выполнения полёта в конкретных условиях. Кроме того, важно, чтобы автоматические системы объясняли свои действия в такой форме, которая была бы понятна человеку-оператору. Уровень абстракции таких объяснений должен соответствовать потребностям человека-оператора. В этой связи термин «подотчётность» означает способность системы анализировать и объяснять свои действия. Полярной характеристикой подотчётности является характеристика подчинённости. Необходимо проявлять большую осторожность с той целью, чтобы последняя никогда не превращалась в характеристику «неподчинённости».

 

· Ориентированная на человека автоматика должна быть подчинённой.

Автоматические системы никогда не должны брать на себя выполнение всех функций по управлению, за исключением заранее определённых ситуаций, в то же время, у оператора всегда должна иметься возможность легко переключить управления на себя. Автоматические средства должны оставаться подчинёнными человеку-оператору. Излишняя независимость автоматической системы от человека-оператора ведёт к ослаблению его командных полномочий и ответственности за работу системы. В худшем случае, у человека-оператора может сформироваться недоверие к автоматической системе. Поэтому очень важно добиться, чтобы у человека-оператора не появлялось таких вопросов, как “Какие действия предпримет автоматика?” и “Почему она это делает?”

 

· Ориентированная на человека автоматика должна быть предсказуемой.

 

Так как для человека-оператора характерно не доверять результатам операций, выполнение которых они не могли контролировать, при взаимодействии с машиной, возникает следующий вопрос “Какие следующие действия предпримет автоматика?” Поэтому, задачей разработчика автоматики -- является исключить появление этого вопроса у человека-оператора. Поскольку автоматические системы становятся “умнее”, человеку- оператору труднее становится понять и предсказать их поведение даже в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с техническими требованиями. Поэтому передовые автоматические системы должны разрабатываться таким образом, чтобы человек-оператор был уверен, что можно прогнозировать их поведение и быстро определить отказ в системе по очевидным признакам отклонений от нормального поведения.

 

· Ориентированные на человека автоматические системы должны легко адаптироваться.

 

Способность автоматической системы к адаптации и предсказуемость её функционирования, в определённом смысле, противоречат друг другу, так как быстрая адаптация системы к новым условиям затрудняет прогнозирование её поведения. Это обстоятельство побуждает устанавливать некоторые ограничения в приспособляемости системы стой целью, чтобы дать возможность человеку-оператору контролировать её работу и своевременно обнаруживать отказы. “Адаптируемость” означает способность системы изменяться в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Это характерно для автоматических систем воздушного судна, так как пилоты должны иметь возможность (и они такую возможность имеют) выбирать один из нескольких вариантов контроля за полётом воздушного судна и управления им. Аналогичные возможности должны быть у операторов автоматических средств в системе CNS/ATM. При этом необходимо иметь большее количество выбора вариантов, что позволит снизить рабочую нагрузку оператора, в зависимости от его профессиональной подготовки. Способность к адаптации, несомненно, ведёт к усложнению системы и вступает в противоречие с предсказуемостью её поведения. А это, в свою очередь, приводит к уменьшению доверия в работе системы.

 

· Ориентированная на человека автоматизация должна быть доступна для понимания.

 

Многие критические функции, выполняемые в автоматическом режиме, носят чрезвычайно сложный характер. Чтобы автоматическая система была толерантна к отказам, необходимо обеспечивать несколько уровней резервирования определённых каналов связи. Всё это делает автоматическую систему сложной, что усложняет понимание оператором принципов работы и взаимодействия элементов системы. Поэтому очень важно стремиться к тому, чтобы системы были достаточно простыми и, благодаря этому, доступными для понимания их человеком. Доступность понятия в работе автоматической системы, упрощает контроль над функционированием отдельных её звеньев и их управлением.

 

· Ориентированная на человека автоматика должна быть гибкой.

 

Термин «гибкие» используется для характеристики автоматических систем, которые легко адаптируются к работе в различных и изменяющихся условиях эксплуатации и с различными операторами. Должна предусматриваться возможность выбора автоматических средств из ряда вариантов, что позволяет гибко эксплуатировать их операторами, котрые, в свою очередь, имеют различную квалификацию и опыт работы а, так же различную степень когнитивного восприятия. Принимая во внимание обратную зависимость между доступностью системы для понимания и её гибкостью, нельзя допускать, чтобы доступность понимания приносилась в жертву гибкости по той причине, что доступность для понимания системы человеком-оператором, играет ключевую роль в формировании его умения управлять системой.

 

· Ориентированная на человека автоматика должна быть послушной.

 

Любая автоматическая система должна послушно выполнять то, что ей было приказано, и никогда не делать того, что ей приказывали не делать. Действия автоматической системы не должны ухудшать ситуацию и развивать чувство недоверия оператора к ней. Характеристика надёжности играет особо важную роль в системах сигнализации и предупреждения. Недоверие оператора к обоснованным предупреждениям систем сигнализации, которые часто срабатывали ложно (ССОС, GPWS), неоднократно были причинами происшествий с трагическими последствиями.

 

· Ориентированная на человека автоматика должна быть информативной.

 

Информация имеет решающее значение как в отношении вовлечения оператора в процесс выполнения задач, так и в отношении сохранения за ним права на управления системой. Если система в эксплуатации полностью надёжна, то, возможно, и нет необходимости информировать человека-оператора о качестве её работы. Однако совершенных систем не существует. Поэтому, человек-оператор должен получать информацию для того, чтобы быть вовлечённым в процесс управления системой. Слишком большой объём информации невозможно усвоить. В этой, связи возникают вопросы: «Какой объём информации следует считать достаточным? Какое количество информации следует считать чрезмерным?» Специалисты утверждают, что необходимо обеспечивать активное, а не пассивное регулирование потока информации и предусматривать оказание человеку-оператору помощи в процессе определения приоритетных задач, чтобы наиболее важные из них выполнялись в первую очередь.

 

· Ориентированная на человека автоматизация должна быть стойкой в отношении ошибок.

 

Автоматика должна, по мере возможности, удерживать человека-оператора от совершения ошибок В идеальном варианте автоматическая система АТМ должна предотвращать все виды ошибок, как свои собственные, так и человека-оператора. Добиться этого не реально, хотя систему можно и нужно разрабатывать таким образом, чтобы она была в максимальной степени стойкой в отношении ошибок. Стойкость в отношении ошибок самой автоматики обеспечивается внутрисистемными проверками для определения того, что система функционирует в соответствии с заложенными в её принципами. Стойкость системы в отношении ошибок человека может обеспечиваться путём сравнения действий человека с матрицей допустимых действий. Очень важно также, чтобы в распоряжении человека-оператора были такие средства, которые позволяли бы ему обнаружить ошибки автоматики или людей. Сигнализация должна срабатывать таким образом, чтобы у человека-оператора, было, достаточно времени для определения ошибки, кроме того, в его распоряжении должны быть средства для устранения ошибок после их обнаружения. Если оператор не может этого сделать, то ему следует получить информацию о возможных последствиях.

 

· Ориентированная на человека автоматизация должна быть толерантна к ошибкам.

 

Некоторые ошибки имеют место даже в тех системах, которые очень устойчивы в отношении к ним. По той причине, что стойкость к ошибкам понятие скорее относительное, чем абсолютное, есть необходимость обеспечивать «защиту из нескольких уровней» в отношении ошибок человека. Необходимо и очень целесообразно разрабатывать системы, которые являлись бы толерантными в отношении ошибок. Под толерантность имеется в виду, что система позволяет какому-то действию совершиться. Авиационная система уже довольно толерантна в отношении ошибок, в основном, благодаря контролю, который осуществляется другими специалистами, работающими в системе. Принимая во внимание тот факт, что невозможно ни предотвратить, ни выявить все возможные ошибки человека, очень важно иметь под рукой данные о предыдущих авиационных происшествиях и особенно об инцидентах, позволяющих судить о том, какие ошибки чаще всего имели место в прошлом.

 

Перечисленные выше характеристики, ориентированной на человека автоматики, не исключают друг друга, а, скорее, дублируют друг друга. Несмотря на неизбежные исключения, почти все специалисты по нормированию и общественность в том числе, считают, что ответственность за безопасность в гражданской авиации должны нести люди. Это означает, что управлять всей системой и в дальнейшем будут люди. Однако, несмотря на это утверждение, следует отдавать себе отчёт в том, что автоматизированные системы становятся всё более самостоятельными, и по мере автоматизации всё большего количества наземных элементов авиатранспортной системы, естественно, может появиться тенденция меньше привлекать человека-оператора к управлению. Несмотря на потрясающие технические достижения в области автоматизации, эффективность работы автоматизированных и компьютизированных систем по-прежнему зависит от характеристик работоспособности человека-оператора. Автоматизация АТМ заставляет радикально пересмотреть роль человека-оператора и, кроме того, в значительной мере меняет характер взаимодействия диспетчера УВД и пилотов при выполнении ими своих профессиональных задач наиболее безопасным образом. Определение основных целей CNS/ATM и разработка будущих передовых авиационных систем будут способствовать повышению безопасности полётов и более динамичному использованию воздушного пространства, а также позволит более оптимально организовать управление воздушным движением. Задача заключается а том, чтобы при разработке новой системы соблюдались принципы ориентированной на человека автоматизации, которые вкратце заключаются в следующем:

· Человек должен и дальше руководить процессом производства полётов и управлять воздушным движением. Автоматика может оказывать ему в этом помощь;

· Человек-оператор должен по-прежнему играть активную роль в системе. Автоматика может помочь ему в этом;

· Человек-оператор должен быть лучше информирован. Автоматика объяснит ему свои действия и намерения;

· Человек-оператор должен уметь лучше предвидеть возникновение проблем. Автоматика проследит тенденции и подготовит прогнозы;

· Человек-оператор должен понимать, как работают автоматические системы, имеющиеся в его распоряжении. Разработчики должны создать интуитивную автоматику;

· Человек-оператор должен эффективно использовать все имеющиеся у него ресурсы управления. Автоматические средства должны быть правильно разработаны и, удовлетворять все потребности и нюансы в управлении.

 

Аспекты человеческого фактора при управлении воздушным движением.

Целью данной главы, общей концепции проблем человеческого фактора в авиационной системе – по возможности показать, каким образом ограничения человека и его возможности влияют на решение задач при УВД. При изучении человеческого фактора, необходимо чётко представлять каким образом учитывается человеческий фактор в системе, какие проблемы человеческого фактора появляются в результате автоматизации УВД, какие критерии отбора диспетчеров УВД и аспекты их подготовки, какими профессиональными качествами должен обладать человек-оператор, работающий в системах УВД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.