Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение и резюме




31 июля 2008 года Глава Министерства регионального развития РФ Д.Н.Козак утвердил своим Приказом № 117 рассматриваемую Методику «оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (п. 1 Методики). В связи с этим полезным представляется отметить следующее.

Несмотря на то, что в России существуют и успешно применяются уже около 10 лет общие «Методические Рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденные 21 июня 1999 года Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ (ВК 477), которые в принципе и практически позволяют оценивать эффективность и региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской федерации, создание специальных методик, предназначенных для оценки эффективности отдельных важных типов, в том числе и указанного класса, инвестиционных проектов, по нашему мнению, вполне разумно. Дело в том, что они обладают рядом особенностей, которые позволяют существенно упростить (не меняя принципов) и сделать более операционально ясными и удобными для проведения конкретных расчетов эффективности многие положения, изложенные в документе ВК 477. Поэтому разработка и утверждение рассматриваемой Методики, при условии, естественно ее корректности, вполне может быть аргументирована. Более того, попытка (правда, как мы считаем, совершенно неудачная – см. Приложение 1) создания подобной методики нерегионального уровня была в свое время в 2006 году предпринята в бывшем МЭРТ РФ. Мы имеем в виду документ «Методика расчета показателей и применения критерия эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ», утвержденную совместным приказом МЭРТ и Министерства финансов РФ от 23 мая 2006 г. № 139/82н (зарегистрирован в Минюсте РФ 21 июня 2006 г. № 7959). Об ошибках этой методики образца 2006 года, ее несовместимости с документом ВК 477 обстоятельно говорилось на специальном Круглом Столе, состоявшемся 17 июня 2007 года в Торгово-Промышленной Палате РФ, организованном там по инициативе ряда бизнес-структур.

Рассматриваемая ныне Методика, ориентированная на то, чтобы определять с ее помощью, какие региональные проекты и в каком объеме могут претендовать на поддержку за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее — Фонд), обладает значительными преимуществами по сравнению с документом МЭРТ 2006 года:

· его авторы не старались противоречить документу ВК 477, в свое время созданному на базе мирового опыта и учета специфики российской переходной экономики;

· многие важные принципы и положения ВК 477, такие как, например, необходимость рассмотрения разных видов эффективности (экономической, финансовой, бюджетной) в привязке к интересам соответствующих участников проекта и др. нашли отражение, хотя и не всегда в лучшей алгоритмической форме.

· явно прослеживается желание авторов рассматриваемого документа сделать его практически удобным для соответствующего целевого использования.

Вместе с тем, по нашему мнению, в рассматриваемом документе имеется немало некорректных положений, неудачных алгоритмических конструкций по расчету показателей и критериев эффективности, которые по существу требуют значительной переделки (или составления новой редакции) Методики, о чем ниже будет по пунктам указано в разделе «Конкретные замечания», а в общем виде речь идет о том, что получаемые при расчетах по приведенным алгоритмам оценки всех указанных трех видов эффективности часто будут весьма далеки от действительных значений, а иногда и противоположны им по знаку.

Замечания общего характера

Основными требованиями к любой методике являются содержательная и формальная корректность предлагаемых методов и алгоритмов, полнота и однозначность их описания. Иными словами должны выполняться требования:

А) В результате применения предлагаемых методов и алгоритмов должны получаться результаты, адекватные решаемой задаче.

Б) Изложение должно быть полным. Это означает, что методы и алгоритмы должны описываться настолько четко и детально, чтобы их можно было использовать только на основе этого описания, без домысливания или обращения к каким-либо еще неуказанным источникам.

В) Должна быть обеспечена возможность однозначного восприятия излагаемого материала. Это означает, что, любой профессионально подготовленный человек, следуя этому описанию, реализует одинаковые методы и алгоритмы и при равных начальных условиях получит один и тот же результат.

Г) Критерии и экзогенно задаваемые параметры должны быть максимально определенными, чтобы по возможности исключить ошибочные заключения из-за случайного (или неслучайного) разброса в выборе и определении параметров, а также необходимость творческого подхода ЛПР к отбору претендентов.

Рассматриваемая методика, как будет показано ниже, не удовлетворяет ни одному из условий А—Г. Но сначала некоторые замечания общего порядка

Инфляция. Идея считать проект в постоянных ценах – («на 1 января года, в котором подается заявка на предоставление государственной поддержки» - п.8.6.) в данной методике понятна: с прогнозом инфляции связана дополнительная неопределенность, и немалая, а авторы пытались ее избежать. Однако следует иметь в виду, что

1) Отсутствие учета инфляции нередко приводит к неоправданному завышению расчетной эффективности проекта. Для проектов, в реализации которых используется несколько валют в условиях укрепления рубля это завышение может быть «более чем в разы» (вместо «резко» отрицательного ЧДД сплошь и рядом в расчетах получается положительный). Но и для одновалютных проектов (без импорта и экспорта) завышение может быть значительным, т.к. неучет инфляции искажает влияние оборотных и заемных средств. Поэтому бизнес-планы так рассчитывать нельзя, и это еще одно основание для того, чтобы не предлагать, как это написано в п.2, использовать для их расчета данную методику. Иначе весьма велика возможность одобрить проект, на самом деле не являющийся эффективным.

2) при расчете в постоянных ценах кредитная ставка нередко оказывается выше (реальной) ставки дисконта. В этой ситуации правомерность употребления ставки WACC (и без того ограниченная достаточно жесткими условиями, например, очень сомнительно, что ее можно употреблять в случае переменной структуры капитала, характерной для инвестиционных проектов) не доказывалась и не проверялась (по крайней мере, на «западе», откуда она пришла).

Использование WACC. Как уже было сказано, использование этого параметра незаконно в условиях инфляции. Помимо этого, он:

1) не отвечает на вопрос об эффективности проекта для данного его участника и не нужен, если, помимо эффективности проекта надо проверить его реализуемость.

2) может адекватно применяться только в стационарных условиях. Например, даже при учете льгот по налогу на прибыль WACC не «улавливает» переноса убытков. В стационарных условиях это не играет роли: не может же прибыль быть отрицательной неограниченное время. Но для рассматриваемых проектов, которые «невозможно реализовать …без государственной поддержки» (п.8.3), отрицательная прибыль и перенос убытков в течение достаточно длительного времени вполне возможны. Вероятно, поэтому авторы методики пошли на искажение формулы для WACC, «убрав» оттуда член, учитывающий налоговую защиту процентов по займу. Но ведь это тоже неправильно, и с этой точки зрения формулы п. 8.7 неверны. То же относится к продолжительности проекта и структуре капитала, ведь WACC выводился для бесконечного во времени денежного потока и для постоянной структуры капитала.

3) Но главное, что WACC здесь и не нужен. По сути дела методика делит денежные потоки на то, что остается компании (с учетом бюджетных средств) и то, что поступает в бюджет. Для такого деления WACC не приспособлен. Он вводится для того, чтобы, «не влезая» внутрь денежного потока проекта (не деля его на потоки собственных и заемных средств), как-то, пусть приближенно, оценить влияние займа на коммерческую эффективность. Если мы хотим, а это надо, оценить реализуемость (а не только эффективность) проекта и правильно определить эффект для бюджета, нам все равно необходимо «влезть» внутрь денежного потока. А тогда от применения WACC остаются одни лишь ошибки (стоит заметить, что в американской экономике, откуда WACC появился, понятия бюджетной эффективности вообще нет). К задаче, поставленной перед методикой, подходит не WACC, а положения уже упоминавшихся Методических рекомендаций 1999 г.

 

Теперь о выполнении условий А—Г

Методика описывает условия финансовой эффективности (п. 8.7), бюджетной эффективности (п.8.8) и экономической эффективности (п.8.9) проекта, необходимые для получения им поддержки, причем рекомендуется расчет при этом производить в постоянных ценах (без учета инфляции). О последствиях этого мы уже говорили. WACC в такой ситуации — весьма сомнительный параметр. Далее, финансовая эффективность проекта описывается формулами пп. 8.7, «похожими на правильные». Однако,

· в формуле для NPV третьим слагаемым является , где VT — «оценка стоимости активов, созданных в ходе осуществления регионального инвестиционного проекта на момент времени Т». Т.е., если, например, проект заключается в строительстве и продаже жилых домов, предлагается учесть доходы фирмы в составе FCFt, а потом дополнительно стоимость этих домов (в составе VT) еще раз? Так что ли? Ясно, что такая формула только имитирует правильный расчет ЧДД.

· неясно как считать VT? В методике должен быть однозначный метод счета.

· в п. 8.7.3 говорится, что Денежный поток равен сумме инвестиционного и операционного потоков. Тут сразу масса вопросов:

Первое - (и самое простое): как считать эти потоки (из чего конкретно они состоят, что делать, в частности, с оборотными средствами или с лизингом)? В методике ответа нет, а он должен быть.

Второе - почему два потока, а не три? Из-за использования WACC? Но ведь, кроме (и до) эффективности проекта, надо проверять его финансовую реализуемость и необходимость для него поддержки, но не говорится, как это делается. По интуиции чиновников или есть алгоритм? Это опять имитация методики. Вообще-то алгоритм есть, но он связан с суммированием ТРЕХ потоков в составе FCF.

Третье - формула для WACC. Она искажена, хотя бы потому, что из нее изъят член, учитывающий налоговую защиту процентов по займу. Но здесь важно другое. ПРИ ДАННОМ АЛГОРИТМЕ РАСЧЕТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ПРОЕКТА БЕССМЫСЛЕННА. Действительно, в п. 8.7.4 на с.7 указано, что «Собственный капитал регионального инвестиционного проекта включает в себя средства Фонда». Следовательно, и доходность полученных средств Фонда оценивается по той же стоимости еit, что и доходность собственных средств. Но тогда для эффективности (а реализуемость в этой методике не проверяется) безразлично, получит проект поддержку, или нет. Т.е. мы опять имеем дело с имитацией, не правильного, хотя и распространенного метода.

Еще одно (возможно, опечатка). В 8.7.4 говорится, что «еit - требуемая i-м инвестором-участником доходность инвестиций на начало периода t». По смыслу формул — доходность не «инвестиций», а «собственного капитала». Это не одно и то же.

Наконец, последнее - само значение еit. В «обычных» проектах его выбирает инвестор, но в данном случае решается вопрос о поддержке, и для ее получения можно и занизить еit, чтобы увеличить ЧДД. В такой методике еit надо задавать.

Итак, финансовая эффективность определяется неправильно, ряд входящих в соответствующие формулы величин не определяются вовсе, одинаковость условий конкурсантов не соблюдается, обоснованно решения на основе такого определения принимать нельзя.

Перейдем к бюджетной эффективности.

Прежде всего, формула п. 8.8.2 Туда входит — косвенный налоговый денежный поток периода t, представляющий собой «обусловленные реализацией регионального инвестиционного проекта налоговые поступления в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты в течение периода t от экономических агентов, не являющихся инвесторами или участниками регионального инвестиционного проекта». Такой показатель надо или исключать вообще, или дать однозначный (с известными данными) алгоритм его определения, особенно в данной методике. Иначе фантазии на тему «у кого больше!» будет трудно ограничить. Но в традициях рассматриваемого документа ни слова не сказано, как определять

А ведь от его значений зависит, получит ли проект поддержку. С формулой для BCFt из (8.8.2) связаны и трудности определения NTRt — «доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации или муниципального имущества, создаваемого в ходе реализации регионального инвестиционного проекта». Правда, по поводу NTRt формально написано, как его считать. Это, по предложению авторов методики «сумма доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов от эксплуатации создаваемых в рамках регионального инвестиционного проекта объектов инфраструктуры в периоде t». Однако ясно, что для определения указанной суммы доходов надо выполнить еще несколько инвестиционных проектов (неизвестно, по какой методике). Поэтому степень неопределенности и зависимости от решений ЛПР со всеми вытекающими последствиями здесь очень велика.

Формулы 8.7.8.2 для RFA и PIb в 8.8.1 содержат дисконтированную величину в числителе и недисконтированную — в знаменателе. Это некорректно (но легко исправимо), но в общем, условия А—Г опять не выполняются.

О п. 8.9 определяющем критерии экономической эффективности регионального инвестиционного проекта можно сказать критического много. Тут и надуманные показатели, и разность дисконтированных и недисконтированных величин и т. д. Здесь скажем только о VAct – «добавленной стоимости, генерируемой региональным инвестиционным проектом, оцененной в сопоставимых ценах предыдущего года» в п. 8.9.4. На наш взгляд, следовало бы, особенно в данной методике, по крайней мере, подробно «прописать», как и в каких случаях этот параметр определяется и употребляется. Это не вполне тривиально. Например, ясно, что, используя этот параметр, выгодно увеличивать свои затраты настолько, насколько это допускается положительностью ЧДД, вдобавок при необходимости уменьшая еit (благо, она выбирается достаточно свободно). Это, так сказать, синергический эффект от применения данной методики.

 

Наконец, ряд утверждений, вообще верных, не раскрываются, что приведет к недопустимой неопределенности в применении этой методики. Например, в п. 8.6: «Все риски (в том числе сырьевые, ценовые, валютные, проектные) должны быть учтены в параметрах финансовой модели.» Это правильно, конечно. Но риски можно учитывать по-разному (рисковой премией, поправками в денежные потоки (какими именно?), оценкой чувствительности и т.д.). Результаты разных методов обычно бывают разными. Для выбора кандидатов на помощь и определения размера помощи такая неопределенность неприемлема.

 

Замечания по отдельным пунктам Методики.

 

К п.2. В нем говорится, что «Методика может быть использована при подготовке технико-экономических обоснований (бизнес-планов) указанных инвестиционных проектов, а также при проведении экспертизы инвестиционных проектов».

Это неправильно, так как состав и требования для бизнес-планов и ТЭО определены действующими строительными нормами (СН), а указанных там показателей в данной Методике нет и не должно быть. Кроме того, и из общих отмеченных выше требований А)-Г) вытекает, что неправильно и неприемлемо это положение п.2, еще и потому, что Методика, предназначенная для отбора проектов-кандидатов на финансирование, неизбежно должна содержать ограничения на используемые параметры и методы расчета (например, учета рисков) для максимально возможного соблюдения одинаковости условий, в которых рассчитываются сравниваемые проекты. А при составлении бизнес-плана инвестор сам определяет необходимые ему значения параметров и приемлемость методов из достаточно широкого их диапазона. Поэтому выделенная фраза должна быть исключена из п.2. Ее целесообразно заменить следующей, практически имевшейся в бывшем ранее Проекте, но почему-то исключенной из утвержденного текста Методики: «Для подготовки технико-экономических обоснований (бизнес-планов) инвестиционных проектов, а также при проведении их экспертизы могут быть использованы Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (приказы Минэкономики России от 21.06.99 № ВК 477, Минфина России от 21.06.99 № ВК 477, Госстроя России от 21.06.99 № ВК 477)»

 

К п.4. В первом абзаце говорится, что «показатели экономической эффективности … определяются как часть суммарного … произведенного объема регионального продукта …». Однако такая часть выражается только одним показателем, тогда как методика определяет много других, которые уже не выражаются в виде указанной части (например, внутренняя норма доходности).

 

К п.5. Здесь определены 2 показателя, а предельное значение в п.8.7 указано только для одного.

 

К п.7. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект, а не его отношение к чему-то. Далее, бюджетный эффект — это поступления во все бюджеты, так что дисконтировать их надо по ставке, отвечающей интересам всех бюджетов, а не только Фонда, как это указано в п.8.8.2

 

К п.8.2. ВСЕ показатели проекта относятся только к предстоящим затратам и результатам и в принципе не могут подтверждаться данными отчетности, чего требует этот пункт.

 

В п. 9-11 говорится о сроке прямого прогнозирования денежных потоков. Методика установления стоимости активов в конце этого срока не приводится. Сам срок увязан с длительностью долгосрочного государственного прогноза. Но он уже сейчас составляет 12 лет, а по объектам энергетики — 42 года (составляются прогнозы до 2050 года).

Кроме того, 3-й абзац п. 8.6 требует, чтобы прогнозы на этот период составлялись на основе бухгалтерской отчетности, что абсурдно. К тому же оно не вяжется с требованием составлять прогноз в ценах на 1 января года, в котором подается заявка на предоставление господдержки. Наконец, неясно, идет ли в этом требовании речь только о ценах или о всех показателях, играющих роль цен (ценах, тарифах, ставках налогов, пошлин, процентных ставках и т.п.). Это важно, поскольку остается неясным, как в п.8.7.4 определять проценты по кредитам, не учитывая инфляцию (в неизменных ценах).

 

К п. 8.7.1. Не определена длительность одного периода. Обычно это год, но возможно, авторы имеют в виду иную длительность. Далее, непонятно, что такое FCF0. По тексту, это поток на начало проекта, но начало проекта — это дата, в которой никаких потоков еще нет. Это не может быть и год, предшествующий началу проекта, поскольку здесь потоков тоже нет.

 

К п.8.7.1 и 8.7.8.2. Эти пункты требуют дисконтировать потоки по средневзвешенной стоимости капитала. Как видно из формул п.8.7.4, все входящие туда показатели (размеры собственного и заемного капитала, проценты по займам и требуемые доходности) учитывают инфляцию, поэтому такая ставка не может быть применена к потокам, выраженным в неизменных ценах.

 

К п.8.7.1.-8.7.3. Не дано определение операционного и инвестиционного потоков. В бухгалтерской отчетности таких показателей нет. А в методике не написано, как их определять. Например, куда включать оборотные средства и др. Без конкретизации и достаточно жесткой регламентации получается не методика, а перечень пожеланий.

Кроме того, из п.8.7.4 видно, что в расчетах надо учитывать НЕСКОЛЬКО участников проекта. Состав участников определен Федеральным законом об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (ФЗ-39). Туда входят и строительные подрядчики и пользователи сооружаемых объектов. Получается, что для расчета надо знать и денежные потоки подрядчиков и пользователей и требуемые ими доходности. Зачем это надо, если господдержка предоставляется только ОДНОМУ участнику, о котором говорится в п.9?

 

К п.8.7.6. По Закону РФ об оценочной деятельности оценка рыночной стоимости осуществляется только профессиональными оценщиками. Достоверность оценки рыночной стоимости (в том числе и указанной в п.8.7.6 «будущей» — в стандартах оценки и оценочной литературе используют термины «терминальная» или «реверсионная») устанавливается экспертизой саморегулируемых организаций оценщиков или судом, но никак не инвестиционным консультантом, который может и не иметь требуемых профессиональных знаний и навыков, и статус которого неясен. Это существенно, ибо недостоверность оценки рыночной стоимости является основанием для преследования оценщика по суду (и, наоборот, оценщик, обвиненный в недостоверности отчета об оценке, может в свою очередь, обратиться в суд за защитой своей чести и достоинства).

 

К п.8.7.8.1. По любому достаточно крупному инвестиционному проекту инвестиции продолжаются в течение весьма длительного времени, хотя бы потому, что в таких проектах все время возникает необходимость инвестиций в возмещение выбывающего оборудования с небольшими (5-10 лет) сроками службы (другое дело, что инвестиции в возмещение выбывающих основных средств обычно невелики). Именно поэтому требование, чтобы после истечения срока окупаемости инвестиции не осуществлялись, здесь не будет выполняться. Не случайно такого требования в Методических рекомендациях 1999 года нет.

 

К п.8.7.8.2. Пункт противоречит требованию о расчете в неизменных ценах (в приведенной формуле объемы инвестиций уже должны быть выражены в неизменных ценах и второй раз дефлировать их недопустимо).

 

К пп.8.8.1, 8.8.2.:

1) Не сказано, для какого участника проекта определяются платежи.

2) Не учтено, что от участников в бюджет поступают не только налоги, но и, например, возвраты бюджетных ссуд и имущество.

3) В формуле для PIb дисконтированный бюджетный денежный поток BCF сравнивается с InvIF объемом государственной поддержки за счет средств Фонда, определяемым без дисконтирования. Это неправильно.

4) Неясно, имеется ли согласие Минфина РФ ежегодно рассчитывать и согласовывать с Минрегионом РФ «требуемую доходность вложений капитала из средств Фонда». Если такого согласия нет, то одного решения Минрегиона РФ об установлении такой доходности будет недостаточно для использования в расчетах дисконтированного бюджетного денежного потока.

 

К п.8.9.4. Отсутствуют какие-либо указания по методике расчета добавленной стоимости . Проектные организации пока таких показателей не считают. Вызывает сомнения формула , т.к. первые два члена в ней — в ценах года t, а третий — года t-1.

 

К п.8.9.5. Надуманный показатель. Нет информации о динамике ВВП на перспективу в ценах предыдущего года.

 

По п.9:

Модель надо конкретизировать. Надо иметь в виду и то, что разные модели, которые объявляются (в части расчета финансовой (коммерческой) эффективности) учитывающими все важные особенности проекта (из широко применяемых Альт-Инвест, Project Expert и ТЭО ИНВЕСТ) при практическом счете нередко дают разные результаты.

Наконец, в том виде, как это записано (возможно, вопреки желанию авторов), начало пункта выглядит бессмыслицей. Там написано «Финансовая модель, описывающая региональный инвестиционный проект, и временные ряды используемых в ней данных должны обеспечивать потребности модели при оценке …». Модель должна обеспечивать потребности модели? Полезно это поправить.

 

По п.11. В публикуемых Прогнозах нет прогнозов процентных ставок, ставок рефинансирования (это нужно для расчетов налога на прибыль) и валютных курсов (это нужно для проектов, предусматривающих импорт или экспорт). Надо четко перечислить какие прогнозные данные, обязательные для применения в расчете, будут публиковаться, не ограничиваясь утверждением, что «все».

 

 

о т ИСА РАН

Зав.лабораторией, д.э.н., проф. Лившиц В.Н.

Зав.лабораторией, д.э.н., Орлова Е.Р.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.