Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При организации и проведении лагерной смены




Педагогическое взаимодействие

Знакомясь с литературой по педагогике и психологии школь­ных каникул, с новыми технологиями организации каникул и проведению совместной работы с детьми, необходимо понять, что в любом источнике изложен взгляд, позиция, отношение, профессиональный и человеческий опыт автора. Каждая встре­ча с ребенком, группой подростков, а тем более с социально активным подростком — всегда событие, которое никогда не повторится, потому что эта встреча уникальна, индивидуальна, непредсказуема.

Любой растущий ребенок — лидер развития и освоения окружающего его социального опыта. Даже сопротивляясь давлению внешнего мира, он стремится повзрослеть, стать не­зависимым и самодостаточным, чтобы быть равным среди рав­ных по возрасту, взглядам на жизнь и опыту.

Лагерь детской и/или молодежной общественной органи­зации — уникальное явление нашей действительности. Здесь собираются взрослые и дети, которых изначально объединя­ет эта организация, содержание ее деятельности, а, следова­тельно, какой-то общий социальный интерес, чаще всего не-равнодушие к тому, что происходит в обществе, интерес к


общению и встречам со сверстниками и умными добрыми взрослыми.

Дети ждут от встречи добра и понимания, уважения и спра­ведливости, познания себя и других, окружающего мира и себя в этом мире, доброго мудрого совета взрослого, которому мож­но доверить свои проблемы, с которым можно на равных по­спорить о жизни, политике, проблемах общества.

Любой человек — уникален, индивидуален, непредсказу­ем. Поэтому всякий раз, готовясь к встрече с детьми, необхо­димо вырабатывать такую схему своей будущей работы с ними, которая позволяет гибко реагировать на ситуацию, на эмоцио­нальное состояние группы, отдельного подростка. Основная задача — создать комфортные условия для участников встреч, снять тревожность, напряженность, показать, что в любой си­туации общения, отношений важно понимание и стремление понять другого, несмотря на собственную позицию, собствен­ные взгляды и найти такую стратегию поведения, которая не будет подавлять себя и другого.

Педагог как носитель норм взрослого мира показывает ре­бятам образцы поведения, общения и отношений между людь­ми, открыто демонстрирует свои взгляды, свое отношение. В этом помогают 4 «невозможности»:

• Не вести ребят туда, куда я сам не иду.

• Не учить тому, чего я сам не знаю.

• Не давать им то, чем я сам не живу.

• • Не делиться с ними тем опытом, которого у меня нет.
Эти заповеди демонстрируют открытость и желание сотрудничества.

Таким образом, для работы с подростками — творческой, конструктивной, проективной и любой другой — важны пози­ционное самоопределение взрослого, комплекс его ценност­ных ориентации (профессиональных, человеческих), которые позволяют ему войти в открытый контакт с ребенком, проде­монстрировать культурные образцы отношений и общения людей. Это одно из ведущих условий успешной совместной деятельности взрослых и детей.

Последовательность, структура и содержание психолого-педагогического сопровождения временного детского объеди­нения подростков в лагере в первые дни пребывания ребят рас­сматривается как один из возможных вариантов активизации познавательных процессов подростков, направляемых на сти­мулирование их социальной активности, самоопределение и


самореализацию в социально и личностно значимых видах дея­тельности и отношений; на приобретение детьми опыта само­познания, самореабилитации и организации коллективной жизни, что в свою очередь стимулирует процессы оздоровле­ния подростков.

Любая групповая деятельность (а смена в детском лагере всегда рассматривается как один из видов групповой деятель­ности) есть факт взаимодействия людей, в нашем случае оно происходит в системах:

Взрослый <=> подросток; Взрослый <=> детская группа;

Подросток <=> группа; Подросток <=> подросток.

Взаимодействие осуществляется ради достижения какого-то социально и личностно значимого результата. В ребячьей среде этот результат чаще всего размыт и не очень ясен подро­сткам. Поэтому первым шагом взрослых — организаторов груп­повой деятельности становится информационная работа, ко­торая должна дать ребенку ответ на следующие, значимые для него вопросы: «Зачем я приехал в лагерь? Что и как будем де­лать? Что приобрету для себя? Буду ли я защищен?»

Этим обеспечивается мотивационное самоопределение под­ростка, формирование его интереса к предстоящему взаимо­действию. В то же время возникает ситуация выбора и приня­тия решения об участии с позиции добровольности и ответ­ственности за принятое решение. Тем самым задается комплекс условий, определяющих субъектность подростка в предстоя­щей смене в лагере. В этом основная цель подготовительного информационного этапа, который начинается для педагога-во­жатого еще до приезда ребят в лагерь.

Одним из вариантов подобной информации, которую маль­чик или девочка должны получить задолго до приезда в лагерь, может стать памятка участника предстоящей смены. Памятка не только отвечает на возникающие у подростка вопросы, но и дает ему возможность познакомиться с правилами, режимом и смыслом будущей лагерной жизни. К ней можно вернуться не­сколько раз, уточняя для себя какие-то позиции.

Результаты комплексного исследования ожиданий подрос­тков от предстоящей смены в детском лагере показали, что главные ожидания детей.


• в получении навыков демократического проживания в
детском коллективе,

• в достижении успеха в различных видах деятельности,
предоставляемых сменой, во взаимодействии со сверст­
никами и взрослыми,

• в приобретении опыта общения и отношений на основе
культурных норм проживания и деятельности;

• в получении организаторского опыта и опыта самоорга­
низации;

• в расширении интеллектуальных и познавательных ин­
тересов;

• в собственном оздоровлении и физической закалке;

• в приобретении новых друзей и впечатлений.

Эти ожидания становятся ориентиром для организаторов каникул детей и молодежи в лагерях общественных организа­ций в перспективном планировании, разработке содержания смены и памятки участника смены.

На подготовительном этапе у педагогов идет интенсивная деятельность отбору средств работы, логики построения груп­повой деятельности под те цели смены, которые определены в перспективных планах детского лагеря. Материалом для этого служат: анализ интересов и ожиданий подростков от пребыва­ния в лагере, уровня их социальной активности и потребности в развитии и лидерстве, психологических особенностей.

Это позволяет учесть ту специфику групп — отрядов, ко­торая появится в ходе взаимодействия, и помогает построить предварительную модель будущей работы. При этом модель должна учитывать, что основным видом совместной деятель­ности будет общение, во всех его проявлениях и многообра­зии. Модель будет складываться из:

1. Научно-методического блока, отражающего поиск и ана­лиз современных путей, способов и приемов вовлече­ния подростков в сферу общения, где они, с одной сто­роны, самостоятельны, с другой стороны — заинтере­сованы в помощи и сотрудничестве взрослого в развитии собственной активности и самостоятельности. Профес­сионализм вожатого при этом — не только и не столько в сумме имеющихся в его опыте способов и приемов груп­повой деятельности, сколько в умении гибко варьиро­вать этими способами и приемами в зависимости от скла­дывающейся ситуации.


2. Содержательной части, суть которой в создании атмос­феры доверия, способствующей совместной продуктив­ной деятельности, обеспечивающей подросткам возмож­ности в реализации и актуализации их личности, моби­лизации мыследеятельностных процессов и реализации целей групповой деятельности Групповая коммуника­тивная деятельность должна представлять собой свое­образные клубные пространства, специально организо­ванные взрослыми как культурный образец коллектив­ных отношений и взаимодействия.

3 Личностно-ориентированного блока, обеспечивающего каждому подростку психологическую комфортность в действиях, мотивах участия в работе отряда, связанных с собственным развитием и реализацией

4. Диагностического блока, который позволяет исследо­вать динамику социального и личностного развития ре­бенка, осмыслить условия и факты этого роста, обеспе­чить корректировку и фасилитацию (поддержку) обще­ния и взаимодействия подростков как ведущего средства реализации идей групповой деятельности.

Речь идет не об использовании сложного психолого-диаг­ностического инструментария, а о включенной рефлексии са­мого вожатого, который, наблюдая, анализируя состояния подростков, их действия и отношение к происходящему, мо­жет быстро и оперативно через изменение способов своей ра­боты изменить ситуацию, не теряя при этом общей логики групповой деятельности. Для диагностики можно использо­вать игровые приемы, цветопись, методы группового анализа и т. д.

Предложенная модель универсальна и применима в различ­ных детских объединениях, для различных воспитательных целей групповой деятельности Важно содержательное напол­нение каждой части модели в зависимости от целей этой дея­тельности

В любом случае групповое взаимодействие решает целый комплекс педагогических задач социального, этического, нрав­ственного и психологического характера. Субъектами реали­зации этих задач становятся вожатый и другие взрослые — подросток — микрогруппа В таблице 10 представлен возмож­ный вариант решения подобных задач каждым субъектом груп­повой деятельности Подростками они не формулируются так, как это представлено в таблице, но динамика развития группы,


рефлексия каждого этапа движения, позволяет прописать их в подобном виде Создавать условия для их реализации — это ведущая цель деятельности руководителя группового взаимо­действия, которым является вожатый временного детского объединения.

Таблица 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.