Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джихад и Иджтихад




Начало

УПАДОК МУСУЛЬМАН

Не настало ли уже для верующих время смирить сердца свои при поминании Аллаха и того из Истины, что Он ниспослал, и чтобы они не были похожи на тех, кому дано было писание раньше? И много прошло времени, а сердца их только ожесточились, и многие из них — нечестивы”.

Св. Кур'ан. 57:16

Такие случаи были обычным явлением в духовных школах религиозных лидеров в Багдаде, даже когда этот город погрузился в моральное оцепенение. Джубайр аль-Андалуси рассказывает, что люди обычно плакали во время проповедей шейха Разиуддина Казвини и толпились вокруг него, чтобы просить Аллаха о прощении своих грехов.

Во время проповедей Хафиза Ибн Джаузи “люди плакали и падали в обморок, и их приходилось уносить. Они давали ему в руки пряди своих волос (в знак покорности), а он гладил их головы”[139]. По его собственной оценке, с его помощью покаялось около лака (ста тысяч) людей[140]. Утверждают, что на публичных проповедях шейха Исмаила Лахори, индийского традиционалиста 5-го столетия А.Н.[141], тысячи принимали Ислам[142].

Ибн Батута перечисляет многочисленные случаи подобного рода в связи с достижениями мусульманских миссионеров в Индии.

Наконец, можно подчеркнуть, что язык Ислама стал распространенным среди языков мира. Обороты речи, свойственные Исламу, широко употреблялись немусульманами. Многие немусульманские ученые заучивали Кур'ан на память. О сабийце Ибн Исхаке, одном из самых прославленных немусульманских каллиграфов и литераторов своей эпохи, известно, что он имел обыкновение соблюдать пост во время Рамадана.

Люди путешествовали по Исламскому миру из конца в конец, через леса, горы и реки, в поисках духовных наставников. Святые и “суфии” были прибежищем для мира. Места их обитания были переполнены верующими и сверкали жизнью в большей мере, чем дворцы высоких государственных сановников. Публичные проповеди шейха Абдул Кадира Джилани вызывали большее благоговение, чем дворы Аббасидских Халифов.

 

 

Глава четвертая

 

 

Один писатель заметил, что в человеческой жизни есть два вида случайностей, точное время которых никто не может предсказать. Одна относится к индивидууму, другая — к коллективному существованию. Одна — это наступление сна, другая — закат или упадок наций. Никто не может точно сказать, когда именно человек перейдет от бодрствования ко сну или нация начнет клониться к упадку.

Однако с Исламской империей было иначе. Если мы хотим провести черту между ее подъемом и упадком, мы легко можем сделать это между Хилафат-и-Рашидах и возникновением арабского империализма.

Халифат был в первую очередь религиозным установлением. Его политический характер был вторичным. Халифат сохранял свою религиозную ориентацию во время правления первых четырех Халифов, потому что людей, которые тогда руководили его судьбой, вполне можно назвать живыми чудесами Пророка. Они были истинными образцами всеохватности своей веры. Они были в одно и то же время аскетами, руководителями (Имам) коллективного Намаза в мечети, проповедниками, судьями, законодателями, казначеями, генералами, администраторами и государственными деятелями. По этой причине вся власть в империи — духовная и светская — была возложена на одного человека, Халифа, который окружил себя группой советников, созданных и сформированных тем же Учителем, который воспитал и Халифа. Халиф действовал в согласии со своими советниками, и дух этих идеальных учеников Пророка пронизывал всю жизнь народа, не оставляя места для столкновений между духовной и светской сферами ее деятельности.

 

 

Поскольку в Исламе нет отдельных царств Аллаха и Кесаря, мусульманский Халифат или имамат требует от человека различных качеств. Халиф или Имам должен обладать высокими личными добродетелями и, кроме того, остро чувствовать потребности Джихада и Иджтихада. Джихад в Исламской терминологии означает стремление изо всех своих сил к тому, что является для человека самой благородной целью на земле. Для мусульманина не может быть ничего благороднее, чем заслужить Божью Милость, полностью подчинившись Его Воле. Для этого требуется долгая и упорная внутренняя борьба человека против всех ложных божеств, которые могут претендовать на его духовную лояльность, а также против всех тех прихотей и желаний, которые могут соблазнить его уйти с истинного пути добра и благочестия. Когда это достигнуто, он начинает чувствовать моральную ответственность за улучшение жизни своих ближних и установление Божественного владычества над окружающим его миром. Это и преимущество, и необходимость, потому что часто становится невозможным оставаться верным Аллаху, даже в индивидуальной сфере, находясь в нечестивом окружении. Эта последняя ситуация описана в Kyp'aнe под названием фитна, что означает бедствие, мятеж, предательство, грех, искушение и совращение.

Это правда, что все существующее в мире - животные, растения и минералы - склоняется перед владычеством Аллаха и покорно Его воле. Книга Ислама гласит:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.