Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противолодочные средства раньше и теперь




Чтобы успешно выполнять боевые задания, подводникам нужно знать, какими способами противник будет бороться с ними, какие противолодочные средства существуют для этой цели.

Уже в начальный период первой мировой войны, после значительных успехов действий подводных лодок против боевых кораблей, начали развиваться средства противолодочной обороны. До этого надводный корабль мог поразить лодку, если она находилась в позиционном или надводном положении, только таранным ударом или противоминной артиллерией. В ноябре 1916 года английские морские власти были вынуждены доложить своему правительству, что никаких эффективных мер борьбы с германскими подводными лодками «еще не найдено и быть может и не будет {243} найдено»1. Однако правительство не могло согласиться с таким положением и потребовало от Адмиралтейства решения этой задачи. Островное государство с многочисленными, разбросанными по всему свету колониальными владениями, каким в ту пору была Англия, было на грани катастрофы. В результате к борьбе с подводной опасностью были привлечены легкие силы британского флота и авиация, а также широко использованы в прибрежных зонах и на вероятных путях движения подводных лодок противолодочные сети и мины. Одновременно началось производство специальных глубинных бомб, которые первоначально сбрасывались вручную, а позднее с помощью бомбометов, введенных на вооружение военных кораблей и торговых судов, используемых для борьбы с подводными лодками.

Неограниченная подводная война, развернутая Германией в начале 1917 года, показала, что применение всех этих способов борьбы с подводными лодками не дало существенных результатов. Подводные лодки продолжали прорываться сквозь сетевые заграждения, форсировали минные поля, вступали в единоборство с вооруженными торговыми пароходами и успешно отражали контрудары судов-ловушек2. Лишь широко организованная система конвоев, при которой торговые суда для перехода морем объединялись в крупные караваны, эскортируемые отрядами военных кораблей, хорошо вооруженных противолодочными средствами, защитила судоходство Англии от полного разгрома. Однако система конвоев также имела существенные недостатки. При движении приходилось равняться по самому тихоходному судну, а в портах сбора и портах назначения, где одновременно скоплялось много судов, невозможно было организовать быструю погрузку и разгрузку, что приводило к непроизводительным {244} простоям и сокращению общей провозоспособности морского транспорта.

В целях облегчения обнаружения подводных лодок уже тогда начали применять гидрофоны и другие приборы для подслушивания шумов, возникающих при работе гребных винтов и двигателей подводного корабля. Но и эти средства не были достаточно совершенными и не могли помочь тогда, когда удалось достичь значительного обесшумливания механизмов подводной лодки во время работы. Значительно более эффективными оказались появившиеся только в годы второй мировой войны акустические гидролокаторы. Эти приборы, как было сказано раньше, способны «ощупывать» под водой тонким ультразвуковым лучом любой предмет, встречающийся на пути этого луча. Гидролокационную аппаратуру стали применять на катерах — охотниках за подводными лодками, на кораблях-конвоирах, специально предназначенных для сопровождения караванов грузовых судов в составе конвоев, а также на всех других классах боевых надводных кораблей.

Значительно легче обнаружить подводную лодку, когда она находится в надводном положении. Здесь могут быть использованы средства визуального наблюдения, радиолокационные станции, авиация, инфракрасная техника и все другие виды морской и воздушной разведки. Следовательно, сокращение до минимума времени пребывания в надводном положении является весьма важной задачей для подводного корабля в условиях военного времени.

Известно, что дизель-электрические подводные лодки в силу необходимости зарядки аккумуляторов были вынуждены периодически всплывать. Стремясь сберечь весьма ограниченные запасы электроэнергии, такие лодки, как правило, совершали дальние морские переходы в надводном положении, так как запас топлива для дизелей рассчитан на полную автономную дальность плавания. Если бы такой переход потребовалось совершить в подводном положении, то на него из-за малой скорости движения было бы затрачено значительно больше времени и в течение перехода пришлось бы несколько раз всплывать для зарядки аккумуляторных батарей. {245}

Таким образом, возможность обнаружения дизельной подводной лодки была весьма велика. Конструкторы подводных кораблей добились некоторого уменьшения этой опасности, применив особое приспособление — РДП, о котором говорилось выше. Выдвинутую на поверхность воды верхушку трубы РДП трудно заметить средствами зрительного наблюдения и даже радиолокатором. Трудно, но все же возможно. В гораздо более выгодном положении находится атомная подводная лодка, которой в условиях боевой обстановки незачем появляться на поверхности моря. Неделями и месяцами может она ходить под водой, не всплывая. Ей не нужно пополнять запасы топлива или заряжать аккумуляторы. Автономность в военное время лишь ограничивает необходимость возобновления запаса израсходованных ракет и торпед, а также свежих продуктов питания, хотя последние с успехом могут быть возмещены соответствующими консервированными продуктами.

Но и атомную подводную лодку может обнаружить под водой станция гидроакустики, установленная на надводном корабле, ее может «засечь» радиопеленгатор, когда она передает радиосигналы, наконец, самолет воздушной разведки, просматривающий море с высоты, способен разглядеть тень лодки, идущей под водой, так как в тихую погоду море прозрачно на некоторую глубину.

Обнаруженную подводную лодку можно атаковать глубинными бомбами или ныряющими самонаводящимися реактивными снарядами-торпедами. Значит, нужно стремиться, выполняя боевую задачу или совершая дальний переход, не дать заметить себя, сбить противника с толку, обмануть его бдительность и, обеспечив свою безопасность, сохранить боеспособность.

Глубинная бомба — опасный враг подводной лодки. В упрощенном виде она представляет собой металлический цилиндр, внутри которого помещены заряд взрывчатого вещества, взрывающее устройство и гидростат. Гидростат дает возможность заранее установить глубину, где должен сработать ударник взрывателя. Для поражения подводной лодки вовсе не обязательно прямое попадание глубинной бомбы, вполне достаточно, если лодка окажется в зоне распространения взрывной {246} волны. Эта волна, распространяясь в воде, которая, как известно, практически не сжимается, с большой силой ударяет в корпус подводной лодки, нарушает плотность и водонепроницаемость швов, вызывает повреждения механизмов и приборов. Заряд глубинной бомбы определяется ее калибром: чем больше калибр, тем больше радиус распространения взрывной волны и сильнее ее разрушающее действие.

 

Глубинная бомба

 

Как ни опасны глубинные бомбы для лодки, опытный командир-подводник, умело маневрируя, может вывести свой корабль из зоны бомбометания. Немало примеров искусного маневрирования, помноженного на бесстрашие и отвагу, показали в годы Великой Отечественной войны советские подводники.

В один из походов на маленькую подводную лодку Северного флота «М-172», которой командовал Герой Советского Союза капитан 2 ранга И. И. Фисанович, фашисты сбросили 324 глубинные и 4 тяжелые авиационные бомбы. И все же она выполнила боевое задание и возвратилась в базу.

Вот как это произошло.

Редкий для Заполярья тихий летний день клонился к вечеру. Подводная лодка находилась на позиции у вражеских берегов.

В 22 часа 15 минут в поле зрения перископа появились дымы. Вскоре стал ясно виден движущийся с запада транспорт под охраной двух сторожевых кораблей и трех тральщиков. {247}

Израиль Ильич Фисанович

Командир лодки принял решение атаковать конвой противника. Личный состав занял боевые посты. Подводная лодка легла на боевой курс. Цель медленно наползала на перекрестие нитей прицела. Еще минута, и, рассекая воду, к транспорту понеслась торпеда. Наблюдатели вражеских кораблей обнаружили ее след, но... поздно. Дистанция так коротка, что уклониться невозможно. Мощный взрыв — и неприятельский транспорт идет ко дну.

Сторожевые корабли и тральщики засыпали море глубинными бомбами. Очередная серия глубинных бомб вывела из строя гирокомпас и рулевые указатели. Зарегистрировано уже тридцать взрывов. Из поврежденной цистерны на поверхность всплыл соляр, образуя масляное пятно, демаскирующее лодку. Теперь взрывы глубинных бомб сосредоточиваются на более узком участке...

На исходе запас электроэнергии. Картушка магнитного компаса от сотрясений колеблется на несколько румбов. Штурманский электрик Тертычный ремонтирует поврежденный гирокомпас. Не так просто собрать его мелкие детали, когда корабль то и дело вздрагивает от ударов взрывной волны. Но Тертычный упрямо добивается своего: гирокомпас исправлен. Теперь рулевому легче вести лодку в базу. Лодка отрывается от преследователей и уходит все дальше и дальше. Усилиями инженер-механика и личного состава восстанавливаются вышедшие из строя механизмы.

После часового перерыва вражеские корабли возобновили {248} атаку. Снова рвутся вокруг лодки глубинные бомбы. Стало трудно дышать.

На лодку сброшено уже более 300 глубинных бомб, из них 208 взорвались вблизи нее, причинив различные повреждения. Но личный состав упорно отстаивает свой корабль.

И вдруг подводники услышали далекие разрывы артиллерийских снарядов. Корабли погони прекратили бомбометание. Понятно! Это пушки советских береговых батарей обстреливают врага! Лодка всплыла под перископ. Впереди по курсу — очертания родных берегов, позади — фашистские корабли, повернувшие на запад.

Едва подводная лодка появилась на поверхности моря, как преследователи открыли по ней артиллерийский огонь. Но теперь лодка не одинока, на пути вражеских кораблей стеной вырастают всплески от разрывов снарядов советской береговой артиллерии. Преследователи отстают, и лишь оказавшийся в этом районе вражеский бомбардировщик пытается потопить лодку серией бомб, сброшенных с бреющего полета. Лодка опять скрывается на глубине. Четыре близких взрыва вновь выводят из строя часть механизмов. И все-таки лодка жива. Торжественно встретили в базе подводников, вернувшихся с победой из этого тяжелого похода.

Прямо на пирсе перед строем всего соединения командующий флотом адмирал А. Г. Головко вручил личному составу героической подводной лодки орден Красного Знамени и грамоту Президиума Верховного Совета СССР.

Наиболее опасна для надводных кораблей подводная лодка, проникшая в базу, порт или закрытую гавань. Здесь почти всегда можно найти объект для атаки. Сюда приходят военные корабли и транспорты, здесь производятся погрузка и разгрузка, принимаются топливо, боеприпасы, продовольствие и снаряжение, судоремонтные мастерские и заводы исправляют повреждения и устраняют технические неполадки на судах, здесь же докуются и красятся суда. Поэтому гавани тщательно охраняются сторожевыми кораблями с моря и самолетами с воздуха. Сеть береговых постов {249} наблюдения контролирует ближние и дальние подступы к гавани.

Чтобы закрыть подводным лодкам доступ в базы, порты и гавани, входы в них перегораживают специальными противолодочными сетями. Эти сети обычно изготовляются из прочных металлических колец или сплетаются из стального троса. Сверху они поддерживаются специальными поплавками, а снизу притягиваются к грунту тяжелыми якорями.

 

Боновое заграждение

 

Иногда вместо металлических сетей употребляются боновые заграждения, состоящие из бревен диаметром 15—20 сантиметров, связанных между собой прочными стальными цепями и установленных на бетонных якорях в вертикальном положении на расстоянии двух — трех метров одно от другого. Но бревенчатые боны являются надежным подводным «забором» лишь на небольших глубинах. Громоздкость бонов затрудняет пользование ими там, где глубина фарватера превышает длину бревна, так как устанавливать боны в несколько ярусов очень сложно.

Для прохода в гавань своих кораблей в боновых или сетевых заграждениях оставляют «ворота», закрываемые подвижной секцией. У «ворот» постоянно дежурит небольшой буксир, выполняющий обязанности {250} «привратника»: он отводит секцию в сторону, открывая «ворота» в гавань, и притягивает секцию обратно, закрывая их. Все подходы к гавани, за исключением определенного фарватера, прикрытого сетями и бонами, в военное время обычно минируются.

В годы первой мировой войны пытались ограничить деятельность подводных лодок в открытом море при помощи так называемых позиционных сетей, выставляемых на вероятных путях движения лодок. Но чаще всего такими сетями пользовались в узостях и проливах. Позиционные сети представляли собой сплетенные из стального троса полотнища с прямоугольными или квадратными ячейками. К полотнищам подвешивались подрывные патроны с большим зарядом взрывчатого вещества. При попадании лодки в сеть подрывные патроны взрывались и лодка получала повреждения. Чтобы привлечь внимание сторожевых кораблей, к поплавкам сетей присоединяли сигнальные буи.

Иногда применяют комбинированную систему противолодочных заграждений, в которую входят позиционные сети с подрывными патронами и многоярусные минные поля. В районе этих заграждений непрерывно патрулируют отряды быстроходных кораблей и катеров, вооруженных глубинными бомбами и скорострельной артиллерией.

По такому принципу был организован в 1917—1918 годах так называемый Дуврский противолодочный барраж, пересекавший пролив Па-де-Кале.

Этот барраж представлял собой широкую полосу минных заграждений и противолодочных сетей, установленных в вертикальной плоскости, начиная с предельной глубины погружения лодок и почти до самой поверхности моря.

Восточнее тянулось старое минное заграждение, выставленное еще в 1914—1915 годах и усиленное противолодочными сетями, запиравшими узкий фарватер между заграждением и британским берегом. Дуврский барраж охранялся многочисленным отрядом кораблей и катеров, насчитывавшим около 800 единиц, и все же германские подводные лодки многократно преодолевали эти препятствия, хотя на них было израсходовано 15 тысяч якорных мин и более 100 миль противолодочных сетей. {251}

Всего за всю первую мировую войну было выставлено в общей сложности не менее 800 километров противолодочных сетей и бонов, однако сколько-нибудь реального успеха в борьбе с подводными лодками они не принесли: гибель лодок в сетях была крайне редким явлением.

 

Противолодочная сеть

 

Во время второй мировой войны противолодочные и позиционные сети были использованы вновь. Их пытались, в частности, применять гитлеровцы для борьбы с советскими подводными лодками. Но все попытки врага оказывались безуспешными: бесстрашные советские подводники умело форсировали препятствия, выходили на морские пути сообщения противника, проникали в его базы и меткими торпедными залпами топили вражеские корабли. Так, подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота много раз преодолевали противолодочные заграждения, установленные фашистами в Финском заливе. На севере советские подводники многократно прорывались в норвежские гавани, где стояли немецко-фашистские корабли. Временно оккупированный гитлеровцами порт Петсамо стал местом гибели многих фашистских кораблей, уничтоженных нашими подводными лодками.

Особый интерес представляют действия подводной {252} лодки против подводной лодки. Старое торпедное оружие, использовавшееся в таком единоборстве, могло принести успех только в случае исключительного мастерства командиров и при особо благоприятных условиях. Так, однажды подводная лодка Северного флота возвращалась в базу после удачного похода к берегам противника. Торопливо рокотали дизели, горизонт был чист, и, свободно разрезая форштевнем спокойную гладь моря, лодка спешила к знакомым берегам. Сигнал боевой тревоги мгновенно поднял отдыхавших людей. Быстрое погружение, и лодка стремительно уходит на глубину. Только бдительность и умелые действия личного состава позволили ей уклониться от торпедной атаки случайно встретившейся вражеской подводной лодки.

Теперь обе лодки начали охоту друг за другом. Исход ее зависел от квалификации каждой команды, умения командиров, качества технических средств, мужества, стойкости и воли к победе.

На советской лодке застопорили электромоторы, остановили механизмы, воцарилась напряженная тишина. Гидроакустик непрерывно и тщательно выслушивал море, ловил каждый звук, как врач у постели тяжелобольного. Но где-то настороженно притаился и противник. Проходят минуты, тикают часы на руке командира лодки. И наконец акустик шепотом, точно его может услышать враг, докладывает:

— Справа шум винтов. Лодка идет к нам!..

Близко, совсем близко от нашей лодки проскользнула стальная сигара, несущая смерть. Фашисты выпустили торпеду, и звонкое жужжание ее винтов было слышно всем без приборов. Однако враг просчитался, торпеда прошла мимо, и вот зашумели гребные винты гитлеровской подводной лодки. Настало время действовать советским подводникам. Неотступно преследовали они врага. Когда противник глушил моторы, останавливалась и советская лодка. Оба подводных корабля без поддержки горизонтальных рулей начинали проваливаться на глубину, рискуя быть раздавленными огромной сжимающей силой гидростатического давления, но на советской лодке включали электромоторы только тогда, когда противник терял хладнокровие и {253} выдержку и, дав ход, торопливо выбирался из безмолвной пучины океана.

Поединок продолжался уже больше трех часов. Наконец в немецкой лодке подошел, очевидно, к концу запас энергии в аккумуляторах. Продув балласт, она всплыла на поверхность. Заработали дизели, и лодка начала быстро уходить. Расстояние между кораблями увеличивалось. Нельзя было терять ни минуты, и советские подводники показали классную выучку и замечательное мастерство. Мгновенно изготовившись, наша лодка легла на боевой курс... По четкой команде командира торпедист нажал рычаг. А спустя немного времени на месте германской подводной лодки взметнулся столб огня и дыма. Вражеский корабль прекратил свое существование.

Прошли годы, и техника позволила создать более совершенные виды вооружения, предназначенного для борьбы с подводными лодками. Так, в США была сконструирована противолодочная торпеда с реактивным двигателем, предназначенным для полета торпеды в воздухе и обычными гребными винтами для движения под водой. Такая ракета запускается со специальной стартовой установки, смонтированной на борту надводного корабля. На определенном участке восходящей траектории полета этой торпеды в воздухе реактивный двигатель отделяется и раскрывается парашют, стабилизирующий дальнейшее движение торпеды до ее вхождения в воду. Как только она попадает в воду, отделяется и парашют, одновременно начинает работать обычный торпедный двигатель, вращающий гребные винты и включается головка самонаведения.

Видоизменением описанной торпеды является специальная противолодочная торпеда или управляемый реактивный снаряд, которые, по данным иностранной печати, уже якобы приняты на вооружение американских подводных лодок. Противолодочные торпеды и управляемые реактивные снаряды выпускаются в воду из торпедных аппаратов, после чего они приобретают автономное движение и с помощью головок самонаведения осуществляют поиск цели. Противолодочный УРС отличается от противолодочной торпеды тем, что он после выхода из торпедного аппарата поднимается {254} на поверхность, затем взлетает в воздух, летит некоторую часть своей траектории над водой, потом снова уходит под воду, где и находит цель с помощью приборов самонаведения.

В годы второй мировой войны большое значение для борьбы с подводными лодками приобрела авиация.

 

Схема движения противолодочной ракеты с головкой самонаведения

 

Самолеты-разведчики морской и сухопутной авиации непрерывно несли патрульную службу в наиболее опасных приморских районах. Караваны транспортов конвоировались не только легкими надводными боевыми кораблями и катерами — охотниками за подводными лодками, но и эскортными авианосцами, на борту которых находились самолеты, предназначенные для охраны конвоя. Так воздушное охранение могло сопровождать конвой на воем протяжении морского перехода. Самолеты, оснащенные радиолокационной аппаратурой и вооруженные глубинными бомбами и самонаводящимися торпедами,— опасный противник подводных лодок.

Значительные достижения в строительстве вертолетов привели к созданию специального вида противолодочных вертолетов. По мнению американских морских специалистов, появившийся сравнительно недавно подкласс кораблей-вертолетоносцев будет играть важную роль в противолодочной обороне конвоев. Эти {255} корабли, действуя в составе конвоев и особых поисковых групп, смогут нести на борту вертолеты, оснащенные новейшей аппаратурой обнаружения подводных лодок. Кроме радиолокатора, на вертолетах имеются гидроакустические приборы обнаружения подводных лодок, которые опускаются на тросе в воду с высоты нескольких метров, и магнитные искатели.

Разрабатываются и другие противолодочные средства. Так, по данным иностранной печати, существует специальный плавучий акустический буй, аппаратура которого дает возможность пеленговать шумы гребных винтов подводной лодки и передавать соответствующий радиосигнал самолету. После сбрасывания в море с самолета буй разъединяется на две части, связанные между собой длинным кабелем. В остающейся на поверхности верхней части размещаются антенна и радиопередатчик, в нижней — гидрофон и шумопеленгатор узконаправленного действия. Получающий энергию от аккумулятора электродвигатель вращает шумопеленгатор вокруг вертикальной оси, что позволяет вести круговой поиск подводной лодки. Координаты подводной лодки можно определить по сигналам не менее двух таких буев. Буй в воду спускается на парашюте с высоты не более 3,5 километра при скорости самолета до 460 километров в час. Эффективная дальность сигналов буя составляет 18—36 километров.

Развитие и совершенствование противолодочных средств в свою очередь ведет к разработке способов активного или пассивного противодействия этим средствам. Еще в годы второй мировой войны, когда для обнаружения немецких подводных лодок начала широко применяться радиолокация, были использованы методы, затруднявшие использование радиолокаторов кораблями и самолетами. Чтобы дезориентировать и ввести в заблуждение противника, с подводных лодок выбрасывалась в воздух мелко нарезанная фольга, отражавшая радиоволны и создававшая на экране радиолокатора ложное изображение группы самолетов. Кроме того, подводные лодки иногда выпускали специальные надувные плотики, к которым на тросиках были привязаны наполненные водородом баллоны с прикрепленными к ним пучками лент из металлизированной бумаги или фольги. Такое устройство также {256} способно вводить в заблуждение радиометриста, так как дает на экране радиолокатора изображение, имитирующее подводную лодку, движущуюся в надводном положении. Сама же подводная лодка в это время должна была погрузиться и покинуть район, где плавают плотики, отвлекающие на себя поисковые группы противолодочной обороны или корабли и самолеты охранения конвоев.

В целях активной борьбы с гидроакустическими средствами обнаружения подводных лодок уже тогда появились приборы, наподобие коротких торпед, выпускавшиеся подводной лодкой через торпедный аппарат. Эти приборы могли двигаться в воде, издавая звуки, имитирующие шум гребных винтов лодки. При повреждении их глубинными бомбами из специального резервуара вытекал соляр и выпускалось некоторое количество воздуха, и то, и другое должно было создавать впечатление повреждения и гибели подводной лодки.

Во второй мировой войне участвовали только дизель-электрические подводные лодки, обладавшие крайне ограниченными энергетическими ресурсами для плавания под водой. Их максимальная подводная скорость была значительно ниже скорости боевых надводных кораблей, а время движения на форсированном режиме в подводном положении ограничивалось несколькими часами. Атомные подводные лодки, как уже известно, лишены этих недостатков, и их боевые возможности по сравнению с дизельными подводными лодками значительно выше. Это значит, что атомные подводные лодки способны не только активно бороться со средствами противолодочной обороны, но и могут, преодолевая их, наносить мощные удары по боевым кораблям, транспортам, береговым сооружениям и другим морским и сухопутным целям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 5940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.