Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В бой за годину.




Сын моряка-балтийца Евгений Яковлевич Осипов стал командиром подводной лодки осенью 1941 года. Это было тяжелое время; пользуясь преимуществом внезапного нападения, враги ожесточенно наседали на всех фронтах. Грозная опасность нависла над колыбелью Октябрьской революции — городом великого Ленина.

Питомец Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе Осипов по окончании учебы несколько лет плавал на Черном море, а затем был послан для совершенствования своих знаний в Военно-морскую академию. Завершив свое образование, Осипов получил назначение на Краснознаменный Балтийский Флот. Его подводная лодка еще стояла у стенки морского завода, и коммунист Евгений Осипов вместе со всем партийным коллективом, душой которого был комиссар Антипин, поставил задачей обеспечить скорейшее вступление лодки в строй.

К весне 1942 года подводная лодка «Щ-406» под командой Осипова получила возможность отправиться в море на боевое задание. Вскоре личный состав этой лодки за активную боевую деятельность и уничтожение нескольких транспортов противника был удостоен высоких правительственных наград. Командиру лодки Осипову присвоили звание Героя Советского Союза.

Как-то осенью лодка вышла в море. Погода благоприятствовала боевому походу: густая облачность, короткие дни и постоянное волнение помогали скрытному продвижению подводной лодки в заданный район.

Несколько дней прошло в бесплодных поисках кораблей противника. Днем лодка была на позиции под перископом, а ночью всплывала для зарядки аккумуляторов. Кончались четвертые сутки пребывания в море, наступали сумерки. По небу клубились низкие {308}

Евгений Яковлевич Осипов

облака, темная тень постепенно заполняла пространство, и лишь на востоке оставалась узкая светлая полоска заката. Когда и она исчезла, Осипов решил всплыть для зарядки. Но не прошло и часа, как на горизонте появились черные точки, а затем и силуэты кораблей вражеского конвоя. В центре, под прикрытием охраны, шел большой тяжело груженный транспорт. Командир «Щ-406» решил атаковать конвой не погружаясь и пользуясь тем, что низко сидящая в воде лодка, находившаяся в темной части горизонта, не могла быть на дистанции торпедного залпа обнаружена наблюдателями противника.

Определив аргументы цели, Осипов подал команду. Через короткий промежуток времени темноту прорезала яркая вспышка, а за ней до лодки донесся мощный взрыв. Торпеда сделала свое дело — фашистский транспорт был уничтожен. Молниеносная атака позволила лодке скрыться в море, не подвергаясь преследованию.

Через трое суток Осипову снова удалось осуществить ночную атаку в надводном положении. На этот раз добычей стал одиночно следовавший транспорт. Под покровом темноты лодка подкралась к цели на короткую дистанцию. После взрыва подводники подобрали в море нескольких гитлеровцев, в том числе и командира потопленного судна.

В ту же ночь лодка одержала еще одну победу. Крупный транспорт, груженный военным снаряжением, шел в сопровождении миноносца. Погрузившись, {309} Осипов пропустил вперед миноносец и атаковал транспорт. Торпеды достигли цели. А через несколько дней стремительным торпедным ударом лодка уничтожила еще один фашистский корабль. Это была четвертая победа за один поход.

В сложной обстановке пришлось в те годы воевать на Черном море подводной лодке «А-5» под командой старшего лейтенанта Г. А. Кукуй. В связи с потерей Севастополя советские корабли вынуждены были временно перебазироваться на юго-восток, к берегам Кавказа. Оттуда «А-5» вышла в район Одессы с боевым заданием прервать морские перевозки противника и топить любые гитлеровские суда на пути в Одесский порт.

Под покровом темноты советская подводная лодка достигла северного побережья Черного моря и двинулась дальше. Переход совершался в ночное время в благоприятных условиях погоды. Пройдя сотни миль от своей базы, лодка прибыла к месту назначения. Одесский залив был тогда местом постоянного сосредоточения грузовых судов противника то приходивших, то уходивших в Одессу. Спустя несколько часов вахтенный офицер минер Коваленко объявил тревогу. Два транспорта противника с охранением из пяти сторожевых катеров приближались к гавани. Старший лейтенант Кукуй занял место у перископа.

Метко выпущенные торпеды достигли цели. Крупный транспорт, шедший вторым, разломился пополам и скрылся под водой. Головной транспорт в панике отвернул к берегу, попал на камни и потерял ход, сторожевики в беспорядке бросились в стороны. Кукуй снова повел лодку в атаку, и спустя мгновение на дно погрузился и этот транспорт. Более пяти часов сторожевики бомбили Одесский залив, стараясь во что бы то ни стало потопить советскую подводную лодку.

Много выдержки, умения и подлинного мастерства проявил экипаж лодки во главе со своим командиром. Взрывами вывело из строя ряд механизмов, в машинный отсек начала поступать вода, погасло электричество. Подводники упорно боролись за жизнь своего корабля. Механик лодки Глушич, трюмный старшина Дегтяренко вместе со старшиной мотористов Поляковым {310} и другими моряками самоотверженно выполняли свой воинский долг. В аварийном отсеке моторист Иваненко и матрос Красильников, пренебрегая опасностью, заделали пробоины, прекратив тем самым поступление воды. Вскоре удалось восстановить во всех отсеках электрическое освещение.

Однако с боевых постов поступали неутешительные доклады. Цистерна пресной воды засорилась, питьевой воды осталось только около 100 литров. Горизонтальные рули вышли из строя, вертикальный руль заклинило в положении 15 градусов на правый борт. Гребные валы не проворачивались, одна из цистерн главного балласта имела большую пробоину. Не работал гирокомпас, были разбиты магнитные компасы, не действовала рация. Лодка беспомощно лежала на грунте на глубине около 30 метров; положение, казалось, было безвыходным. Но наши советские подводники не покорились судьбе. В центральном посту собрались коммунисты, комсомольцы и все свободные от вахты люди. Помощник командира лодки капитан 2 ранга Кочетков рассказывает: «...это было не совсем обычное собрание. Тесно прижавшись друг к другу, сидели моряки... Каждое выступление было похоже на клятву.

— Сейчас, когда наш корабль не имеет ни хода, ни управления, над нами нависла большая угроза, — говорил коммунист Огарков. — Я не страшусь этого. Я готов отдать за Родину свою молодую жизнь, как отдал ее, защищая Москву, мой брат. Но пока мы дышим, пока бьются наши сердца, мы будем драться за победу. Мы должны спасти наш корабль...

Один за другим поднимались коммунисты, высказывая свои мысли, предложения, советы...»

Обсудив положение, собрание решило призвать весь личный состав утроить усилия, чтобы вырваться из когтей смерти и с честью возвратиться в базу.

С наступлением ночи начались приготовления к всплытию. На случай встречи с противником группа, вооруженная гранатами, должна была во главе с командиром первой выскочить на мостик.

По приказу Кукуя лодку заминировали — подводники предпочитали смерть позорному плену. В нужный момент Дегтяренко открыл клапаны подачи воздуха в балластные цистерны. С трудом оторвавшись от {311} грунта, искалеченная лодка с дифферентом на корму всплыла. Вокруг было тихо, лишь лучи вражеских прожекторов непрерывно шарили в небе. Требовалось немедленно осмотреть корпус снаружи. Это сделал коммунист Иван Дегтяренко.

Когда он вернулся на лодку, на его ладони лежали два стальных куска с острыми зазубренными краями — осколки гальваноударной противолодочной мины, найденные водолазом в легкой надстройке. Осмотр показал, что кормовые горизонтальные рули восстановить невозможно. Оба гребных винта погнуты, причем лопасти левого винта можно выправить, а правый не поддается ремонту. В цистерне главного балласта три рваные пробоины...

Несколько ночей без устали работали люди, получая сокращенный пищевой рацион и уменьшенную норму воды. В довершение всего командир лодки заболел крупозным воспалением легких в тяжелой форме. Наконец лодка получила возможность двигаться. Она тихо шла, рыская из стороны в сторону. Изобретательный штурман лейтенант Широкий смастерил магнитный компас и определил место лодки.

Но не так-то легко было покинуть Одесский залив и форсировать минное поле подводной лодке, потерявшей маневренность. Не раз люди слышали, как царапали корпус лодки задевавшие его минрепы. Почти бессменно стоял у штурвала рулевой Колесниченко. На второй неделе перехода была после кропотливого ремонта введена в строй радиостанция и появилась возможность послать в штаб донесение о создавшемся положении. А вскоре командующий флотом сообщил, что навстречу поврежденной лодке высылается тральщик. Прошло еще немного времени, и лодка вернулась в базу.

Дерзкий по замыслу, блестящий по результатам поход совершила североморская подводная лодка «К-22» капитана 2 ранга Котельникова. Эта лодка проникла во вражескую бухту, где обнаружила два транспорта. Так как других кораблей там не оказалось, Котельников решил уничтожить их артиллерийским огнем. Он приказал всплыть и обстрелять вражеские транспорты прямой наводкой. {312}

Артиллерийская атака была неожиданной для врага, и вскоре один из транспортов запылал и начал тонуть. В это время на «К-22» устремился неприятельский сторожевой корабль, выскочивший из узкого заливчика в глубине бухты. Командир его, очевидно, намеревался нанести лодке таранный удар. Каждая секунда промедления грозила советским морякам катастрофой. Но комендоры подводной лодки действовали быстро и умело. Они перенесли огонь на сторожевой корабль и через несколько минут потопили его.

Так же смело действовал балтиец капитан 2 ранга Дроздов. Однажды ночью, когда подводная лодка «К-51», которой он командовал, находилась на позиции, был обнаружен транспорт водоизмещением около 6000 тонн. Плохая видимость позволила лодке незаметно для противника всплыть и открыть артиллерийский огонь. Гитлеровцы заметили «К-51» только тогда, когда загремели пушки и снаряды накрыли цель. Густо задымив, транспорт попытался уйти, но меткий выстрел снес с него ходовой мостик и штурманскую рубку. На судне начался пожар. К району боя устремились фашистские конвойные корабли, но подводная лодка немедленно погрузилась и легла на обратный курс. Атакованный транспорт затонул.

Несколько дней подводная лодка «Щ-402» Северного флота патрулировала в Баренцевом море на вероятных путях движения кораблей противника. Но сколько ни вглядывались в даль командир лодки капитан-лейтенант Столбов, вахтенный офицер и сигнальщик, стоявшие на ходовом мостике, вражеские суда не появлялись. Вечером, когда, продрогнув от долгого пребывания на осеннем ветру, Столбов спустился в центральный пост, радист протянул ему радиограмму из штаба флота.

— Нам поручается перехватить два конвоя противника в месте их встречи, — сказал он товарищам, прочитав это сообщение.

Когда над морем еще низко висел предутренний туман, «Щ-402» заняла исходную позицию. К этому времени на лодке успели выпустить художественно оформленный боевой листок, в котором рассказывалось {313} о цели похода и задачах личного состава. Весь экипаж стремился вложить часть своего труда в общее дело победы над врагом...

Акустик доложил, что справа слышен шум винтов приближающихся кораблей конвоя. Столбов приказал дать сигнал боевой тревоги. Моряки мгновенно заняли свои места. В лодке наступила настороженная тишина. Труба перископа медленно поползла вверх. На поверхности моря командир увидел два транспорта в охранении четырех быстроходных противолодочных кораблей, шедших своим курсом. Не успел Столбов выбрать объект для атаки, как снова послышался голос акустика:

— Товарищ командир, слева слышны два тральщика, а за ними еще шумят винты...

Столбов резко повернул перископ влево. Действительно, из узкого входа в бухту вытягивался еще один конвой. Вскоре за тральщиками показались головные миноносцы. Чтобы в этой сложной обстановке выбрать наиболее ценные объекты для атаки, необходимо было подождать, пока второй конвой развернется в походный ордер. Лодка ушла на глубину и притаилась. Теперь только акустик поддерживал связь с внешним миром.

Оба конвоя сближались, двигаясь параллельными курсами. Всплыв под перископ и осмотревшись, Столбов увидел справа от лодки серую громаду загруженного по марку транспорта, а слева большое грузовое судно. Капитан-лейтенант подал команду на руль, и лодка легла на боевой курс. Столбов решил одновременно атаковать оба транспорта. Когда лодка подошла к исходной точке для залпа, из носовых и кормовых ее аппаратов к целям понеслись торпеды. Последовавшие вскоре взрывы подтвердили успех сложной атаки. Окутанные дымом, оба транспорта медленно скрылись под водой.

Круто развернувшись, вражеские корабли охранения бросились к месту гибели транспортов, беспорядочно сбрасывая глубинные бомбы. Вскоре они начали рваться в опасной близости от лодки. Командир, искусно маневрируя, уклонялся от опасности, но взрывы следовали один за другим. Только спустя час удалось частично избавиться от погони. Лишь два тральщика {314} настойчиво продолжали преследование «Щ-402». Тогда Столбов решил вступить в бой с ними.

— Торпедная атака, — скомандовал он, — кормовые аппараты товсь!

Слегка приподняв над водой перископ, командир тщательно следил за движением головного тральщика. В нужный момент торпеды вышли из аппаратов, и третий корабль противника нашел себе могилу в морской пучине. Второй немецкий тральщик, увеличив скорость, покинул опасный район.

Выполнив поставленную задачу, «Щ-402» уходила на северо-восток. С наступлением темноты командир приказал всплыть и подзарядить аккумуляторные батареи. Кроме того, нужно было перезарядить торпедные аппараты и осмотреть корабль. И тут выяснилось, что корпус лодки получил пробоины в районе топливных цистерн, из которых вытек почти весь оставшийся запас дизельного топлива. Соляра едва хватило для частичной зарядки аккумуляторов. Расстояние до базы превышало 300 миль, а до берега, занятого гитлеровцами, не насчитывалось и двадцати.

Всю ночь «Щ-402» дрейфовала, а утром радист доложил командиру ответную радиограмму из штаба флота, в которой сообщалось, что лодке направлена помощь. Теперь оставалось только ждать, другого выхода не было, но лишенная хода и возможности погружаться подводная лодка могла быть каждую минуту обнаружена и атакована кораблями и самолетами противника. Поэтому в полную боевую готовность были приведены торпедные аппараты и артиллерия, а личному составу роздано личное оружие и боеприпасы. На всякий случай «Щ-402» была подготовлена к взрыву.

В этот тяжелый час лучшие люди корабля подали заявления о приеме их в ряды Коммунистической партии. «В грозную минуту для нашей лодки прошу принять меня кандидатом в члены Коммунистической партии Советского Союза. Клянусь быть до конца преданным своей матери-Родине и готов умереть, не сдавшись врагу», — было написано во многих заявлениях.

Коммунист инженер-механик Большаков со старшинами Степаненко и Кукушкиным не теряли времени {315} даром. Они решили использовать для работы дизелей сохранившееся в цистернах смазочное масло и небольшой запас керосина. С разрешения командира был произведен смелый опыт. Через форсунки в рабочие цилиндры двигателя начало поступать масло, разбавленное керосином. И... дизель заработал. На малых оборотах всю ночь шла лодка к родным берегам. Переждав день в полной боевой готовности, «Щ-402» с наступлением темноты снова продолжила путь, но топлива хватило только до полуночи. Лодка опять легла в дрейф, а с рассветом пришла долгожданная помощь. Боевой поход завершился благополучно.

После того как части Советской Армии осенью 1943 года закрепились на Керченском полуострове и подводные лодки Черноморского флота блокировали Крымское побережье, крупная группировка немецко-фашистских войск оказалась запертой в Крыму, как в мышеловке. А когда весной 1944 года войска 4-го Украинского фронта взломали вражескую оборону и, развернув широкое наступление, вынудили противника спасаться из Крыма бегством, блокада с моря была усилена еще больше. Недаром противник называл морской путь из Крыма «дорогой смерти». Только за один месяц — с 12 апреля по 12 мая 1944 года — подводники-черноморцы потопили 26 вражеских кораблей общим водоизмещением свыше 50 тысяч тонн.

Подводные лодки Черноморского флота бдительно несли вахту на вражеских путях сообщения, блокируя Крымский полуостров и не давая гитлеровцам организовать регулярное снабжение отрезанной в Крыму группировки войск. Вот один из эпизодов их боевой деятельности в этот период.

Подводная лодка «С-33» Героя Советского Союза капитана 2 ранга Б. А. Алексеева уже много суток бессменно находилась на позиции. Противник был хитер и осторожен. Днем его корабли не показывались. Ночью, когда густая тьма спускалась на море, вахтенные всплывшей подводной лодки, напрягая зрение, всматривались в окружающий мрак, стараясь не пропустить конвой врага. Учитывая сложившуюся обстановку, Алексеев решил занять позицию поближе к берегу, предполагая, что противник, пользуясь {316} безлунными ночами, ходит, прижимаясь вплотную к береговой полосе. Прогноз командира оказался правильным: вскоре после полуночи удалось обнаружить два транспорта, шедших у самого берега.

— Боевая тревога! — скомандовал Алексеев и приказал застопорить дизеля. Лодка почти бесшумно под электромоторами легла на боевой курс. Тишину нарушили два мощных взрыва. Высокие столбы пламени разорвали темноту и на мгновение осветили море и два накренившихся и осевших в воду немецких транспорта.

Два с половиной часа преследовали «С-33» фашистские корабли, 111 глубинных бомб сбросили они. Все зависело теперь от искусства командира, от его способности разгадать тактику преследователей, от умения маневрировать, уклоняясь от взрывов. Подводную лодку встряхивало, с подволока сыпалась пробковая изоляция.

Алексеев хладнокровно и упорно прокладывал путь подводной лодке, выводя ее из-под ударов врага. Все глуше становились разрывы, все дальше уходила подводная лодка, блестяще выполнившая боевое задание. Вдруг акустик снова зафиксировал нарастающий шум гребных винтов. Новая серия глубинных бомб обрушилась в воду, и вслед за взрывами в уши ворвался резкий, скрежещущий звук, точно кто-то гигантским ножом скоблил стальной корпус подводного корабля.

Лодка коснулась грунта. Как только остановили электромоторы, скрежет прекратился. Замолк также и шум винтов вражеских катеров. Позже, когда лодка всплыла, выяснилось, что взрывной волной оторвало один из стальных листов обшивки легкого корпуса и навернуло его на гребной вал. Трение стального листа о вращающийся гребной вал и вызывало скрежет. Не успел механик доложить командиру об этом повреждении, как Алексееву подали радиограмму. Командование соединения подводных лодок приказывало «С-33» скрытно занять позицию у входа в Севастопольскую бухту, куда, по данным разведки, направлялся конвой противника.

Необходимо было немедленно избавиться от предательского скрежета и освободить гребной вал. {317} Спуститься в ледяную воду под корму подводной лодки и ликвидировать повреждение добровольно вызвались все матросы, старшины и офицеры лодки.

Но Алексеев остановил свой выбор на опытном водолазе мичмане Великом. Командир предупредил мичмана, что в случае опасности обнаружения лодки кораблями и самолетами противника он будет вынужден произвести срочное погружение, оставив водолаза за бортом. Но это не смутило храбреца.

Спустя сорок минут повреждение было устранено, и подводная лодка получила возможность следовать к месту назначения.

10 мая 1944 года весь мир узнал о новой замечательной победе Советской Армии. Войска 4-го Украинского фронта при поддержке авиации, артиллерии и флота штурмом овладели крепостью и важнейшей военно-морской базой на Черном море — городом Севастополь. В приказе Верховного Главнокомандования среди других частей и соединений были отмечены подводники контр-адмирала Болтунова и капитана 1 ранга Соловьева.

Высокая оценка Родины подняла еще выше боевой дух личного состава подводных лодок. В тот же день подводная лодка «Щ-201» капитана 3 ранга Парамошкина торпедировала фашистский транспорт и тральщик, а подводная лодка «М-62» капитан-лейтенанта Малышева уничтожила вражеский сторожевой корабль.

Боевой поход «Щ-201» начался не совсем удачно. Вражеской бомбежкой были выведены из строя перископная лебедка и зенитный перископ. Лодка потеряла способность наблюдать за авиацией противника. Обычно с такими повреждениями лодки возвращались в базу. Но главный старшина коммунист Губанов взялся привести в порядок зенитный перископ в море. Разложив чертежи и описание зенитного перископа, старшина принялся за дело. Через 48 часов напряженного труда перископ был введен в строй. К этому же времени личный состав электромеханической части привел в порядок и перископную лебедку.

Специальным приказом командир лодки отметил самоотверженную работу инициатора ремонта перископа {318} главного старшину Губанова и представил его к правительственной награде.

Через несколько дней «Щ-201» метким торпедным ударом потопила фашистский танкер водоизмещением свыше 5 тысяч тонн. Вслед за ним была потоплена быстроходная баржа, а затем транспорт и тральщик врага. Оставшимися двумя торпедами лодка уничтожила еще одну самоходную баржу. Таким образом, за этот поход экипаж лодки одержал пять побед.

На следующее утро после освобождения Севастополя гвардейская подводная лодка «М-35» потопила десантное судно противника. Об этой победе командир донес радиограммой: «Отсалютовал Севастополю торпедами по десантной барже противника».

Среди подводников-героев не только имена командиров подводных лодок. Герой Советского Союза мичман Иван Степанович Перов около 20 лет служил на Черноморском флоте. В годы войны он плавал боцманом подводной лодки. За свою службу Перов освоил много различных специальностей. Его зоркие глаза не раз различали вражеские корабли на дальней дистанции. За образцовое выполнение заданий командования Перов был награжден орденом Красного Знамени.

При непосредственном участии Перова было потоплено семь вражеских кораблей. Как-то во время воздушного налета противника на порт возник пожар недалеко от пирса, возле которого стояла подводная лодка. Огонь перекинулся на лодку, где в это время находилась только вахта. Заметив опасность, мичман Перов, который был в это время в помещении береговой базы, кинулся на лодку и, выведя ее на рейд, организовал тушение пожара наличными силами.

Родина высоко оценила долголетнюю безупречную службу Перова. За доблесть и мужество, проявленные им во время Великой Отечественной войны, он был удостоен звания Героя Советского Союза.

О мужестве, самоотверженности и крепкой дружбе советских моряков свидетельствует эпизод, происшедший в августе 1959 года.

Одна из подводных лодок Северного флота выполняла задание по плану боевой подготовки.

Море штормило. Обстановка потребовала срочно выполнить одну ответственную работу за бортом лодки. {319} За дело взялся классный специалист старшина 1-й статьи Евгений Григорьев. Обвязавшись тросом, он спустился в воду. Было холодно, с севера налетали порывы колючего ветра, срывавшие гребни с волн. Огромный вал внезапно подхватил старшину и могучим рывком бросил его в сторону. Плохо закрепленный трос сорвался, и Григорьев очутился сразу далеко от лодки. Держаться на воде в одежде было трудно, но моряк, напрягая все силы, стремился возвратиться назад. Однако преодолеть власть разбушевавшейся стихии он не мог. Тогда с борта подводного корабля в море бросился старший матрос Юрий Бубякин: он не мог оставить товарища, попавшего в беду. Рискуя жизнью, Бубякин плыл на помощь старшине. И вот сильной рукой он подхватил изнемогающего Григорьева. Вскоре оба подводника оказались на борту своего корабля.

В скупых строчках Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении этих моряков, опубликованного в «Правде» 29 августа 1959 года, сказано, что они награждаются «за отличные показатели в боевой и политической подготовке, за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга».

В напряженной боевой учебе проходит служба советских подводников, которым Родина доверила современные подводные корабли, оснащенные мощным ракетным оружием. Отлично выполняет ракетные стрельбы экипаж подводной лодки капитана 3 ранга Кржижановского. В состязаниях ракетных подводных кораблей ему был присужден приз. За успехи в боевой и политической подготовке эта лодка неоднократно отмечалась в приказах командования.

Хорошо учится личный состав атомного подводного корабля, которым командует опытный подводник Лев Михайлович Жильцов. Его подводная лодка с атомным реактором и мощным вооружением успешно выполняет программу боевой подготовки.

Офицер штаба соединения подводных кораблей капитан 1 ранга Маслов тепло отзывается о своих подводниках, с которыми он не раз ходил в море в учебные походы. Его мечтой, причем вполне осуществимой, является кругосветное автономное плавание на подводной лодке. {320}

Их много, матросов и старшин, молодых офицеров, только недавно покинувших стены военно-морских учебных заведений, и старых опытных подводников, за плечами которых многолетняя морская служба, всех их объединяет трудная и почетная профессия, крепкая товарищеская дружба, дух коллективизма, особенно сильно развитый на флоте, где условия службы способствуют сплочению моряков в одну тесную семью.

Звание советского подводника ко многому обязывает молодого человека, удостоенного чести служить на подводных кораблях. Ведь он — наследник и продолжатель славных боевых традиций отечественного Военно-Морского Флота. Нет и не может быть сомнений в том, что молодые подводники, воодушевленные любовью к своей социалистической Родине, беспредельно преданные родной Коммунистической партии и Советскому правительству, сохранят и приумножат славу своих отважных предшественников.

 

 

  {321}  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.