Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФЛИБУСТЬЕР – См. Пират




ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ –См. Стиль фирменный.

ФИТ (FIT – аббревиатура от foreign Independent tour) – зарубежный инди­видуальный тур, который разрабатыва­ется специально по желанию клиента, в том числе и групповые. Для группы до 10 человек расценки устанавливаются как для туристов-индивидуалов; при численности группы в 11 человек и бо­лее действуют расценки групповые, т.е. с учетом скидок. Для индивидуальных туров разработана специальная техно­логия их создания и договорного обес­печения. Условия контрактов с клиен­тами и фирмами, предоставляющими собственно туруслуги – размещения в отелях, перевозки и экскурсионные услуги, имеют ряд принципиальных отличий от традиционных.

ФЛОТЕЛЬ (от англ. house-boat – букв. «плавучий дом») – плавающая гости­ница, в которую превращено зафрах­тованное комфортабельное пассажир­ское судно, чаще всего под Ф. исполь­зуют старые круизные суда, которые постоянно или на зимний период, когда навигация закрыта, швартуются к при­стани в центре города. Туристам пред­лагается большой набор услуг для ак­тивного отдыха: бассейны, тренажер­ные и гимнастические залы, видеозалы, дискотеки, водные лыжи, оснащение для рыбной ловли и подводного плава­ния и мн. др. Рентабельность Ф. обус­ловлена отсутствием затрат на капиталь­ное строительство, низкими издержка­ми за счет простоя судна и т.д. Часто используются для организации бизнес-туров, конгресс-круизов, образова­тельных туров, экскурсионных туров и т.д.

ФОЛДЕР (от англ. folder – папка, несшитая брошюра) – рекламное пе­чатное издание в форме листа, сложенного в нескольких местах до кар­манного размера, с рекламным текстом и красочной иллюстраций на обеих сто­ронах листа. Туристские Ф. используют­ся для рекламы туров и обычно рас­пространяются путем почтовых отправ­лений, на выставках и презентациях, а также с прилавков в торговых залах туристской фирмы.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ (ЭТНОГРАФИ­ЧЕСКИЙ) ТУР – туристская поезд­ка для ознакомления с устным народ­ным творчеством в местах его быто­вания. Экскурсионные программы Ф.т. включают посещение музеев, музеев-заповедников, концертов фольклор­ных коллективов, фольклорных празд­ников и пр.

ФОНД КУРОРТНЫЙ – совокупность всех выявленных и учтенных природ­ных лечебных ресурсов, лечебно-оздо­ровительных местностей, а также ку­рортов и курортных регионов. Учет ку­рортного фонда ведет правительство страны.

ФОНД НОМЕРНОЙ – совокупность мест и номеров различных категорий в гостиницах и других средствах раз­мещения туристов.

ФОНД СТРАХОВОЙ – См. Стра­ховой фонд.

ФОРД ГЕНРИ (Ford Henry, 1863-1947) – основатель автомобильной компании «Форд» В 1891 г. Форд по­лучает работу механика в «Detroit Illu­minating Company» и вскоре становит­ся главным инженером, что позволя­ет ему время от времени думать о производстве автомобилей. Первая его модель была закончена в 1896 г. По внешнему виду она напоминала два ве­лосипеда, скрепленных вместе двига­телем. Наконец, в 1908 г. был налажен выпуск модели T-Ford, поставивший абсолютный рекорд по количеству произведенных автомобилей. Необходи­мость в новых производственных ме­тодах заставила Форда приступить к изучению современных методов управ­ления, появившихся в то время. Форд разработал теорию, получившую на­звание «фордизм», в соответствии с которой основой системы организации поточно-массового производства явля­ется конвейерная сборка с принуди­тельным ритмом труда. Наряду с дру­гими техническими новшествами (унификация деталей, типизация про­дукции и т.п.), конвейер резко увели­чил производительность труда и при­вел к снижению себестоимости про­дукции. Суть фордизма изложена Фордом в его книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра».

ФОРМА РЕГИСТРАЦИОННАЯ – бумажный бланк, который заполняет­ся иностранцами в соответствии с пра­вилами посещаемой им страны на предмет их регистрации и статическо­го учета. Предлагается в пограничных пунктах или в местах временного про­живания по маршруту путешествия.

ФОРМАЛЬНОСТИ САНИТАР­НЫЕ – процедуры, связанные с про­веркой соблюдения лицами, пересе­кающими государственную границу, установленных требований о вакцина­ции. Ф.с. осуществляются специальны­ми службами в пограничных пунктах и состоят в проверке у туристов и пас­сажиров международного сертифика­та о вакцинации. В случае необходимо­сти Ф.с. предусматривают вакцинацию туристов или даже их временную изо­ляцию в карантине.

ФОРМАЛЬНОСТИ ТАМОЖЕН­НЫЕ – процедуры, связанные с про­веркой соблюдения лицами, пересе­кающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза ве­щей, товаров, предметов старины и других ценностей, а также валюты. Ф.т. осуществляются таможенной службой в пограничных пунктах. Состоят из уст­ного или письменного декларирования о провозимых вещах, товарах и, при необходимости, досмотра багажа ту­ристов и пассажиров.

ФОРМАЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИЕ – проверка соблюдения туристами усло­вий и правил, установленных государст­венными органами стран въезда и вы­езда. Ф.т. включают: паспортно-визо­вый режим, таможенные правила, валютный контроль, санитарные пра­вила, правила пребывания и передви­жения в стране иностранных туристов и др. Основные положения о туристс­ких формальностях определены в фе­деральном законе от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Фе­дерации и въезда в Российскую Феде­рацию» (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г.) и в постанов­лении Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142 «О реализации отдель­ных норм федерального закона «О по­рядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»» (в редакции постановления Правительства РФ от 23 сентября 1999 г. № 1085). В РФ действуют также иные законы и нор­мативные правовые акты, регулирую­щие различные виды Ф.т. При посе­лении в гостинице или отеле гость обязан выполнять ряд формальностей, а именно заполнить карточку гостя с указанием своих реквизитов (имени и фамилии, пола, года рождения, по­стоянного места проживания и др.). Одновременно в этой карточке имеет­ся обязательство гостя исполнять пра­вила (и нести ответственность за нару­шения) проживания в отеле.

ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА – одна из операций тур-оперейтинга, состоящая в приобрете­нии туроператором права на услуги, входящие в состав тура, на основании соответствующих договоров с турист­скими организациями, обеспечиваю­щими предоставление услуг, входящих в тур. Ф.т.п. начинается с составления его вербальной, или описательной, модели. Основными этапами Ф.т.п. яв­ляются исследования по разработке новой услуги, тура, товара, экспери­ментальная оценка разработанной ус­луги или продукта, обучение кадров, рекламирование и ознакомление (пре­зентации, реклама, информация) и, наконец, идет формирование системы управления производством и сбытом нового турпродукта, обеспечивающая его реализацию и постоянную модер­низацию в соответствии с запросами туристов.

ФОРМУЛЯР (от лат. formula – фор­ма, правило) – 1) библиотечная учет­ная карточка; 2) в дорев. России – послужной список офицеров или чи­новников; 3) типовой договор, зара­нее хорошо отработанный и апробиро­ванный, который предлагается крупны­ми туроператорами и агентствами.

ФОРС-МАЖОР (от фр. force majeu­re) – чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства или события, не зави­сящие от субъекта, результатом кото­рых является невыполнение условий договора или контракта. Ф.-м. можно разделить на непреодолимую силу (сти­хийные бедствия: землетрясения, на­воднения) или иные обстоятельства, которые невозможно предусмотреть или предотвратить (либо возможно предус­мотреть, но невозможно предотвра­тить) при современном уровне чело­веческого знания и возможностей, и юридический Ф.-м. (решения высших государственных органов: запрет импор­та или экспорта, валютные ограниче­ния и др., забастовки, войны, револю­ции и т.п.). Форс-мажорные обстоятель­ства оказывают отрицательное влияние на путешествие или отдых туриста, не только препятствуя тем самым ходу вы­полнения договора, но и создавая се­рьезную угрозу безопасности туриста.

ФОРС-МАЖОРНАЯ ОГОВОРКА – условие, которое включается в дого­воры для освобождения от ответствен­ности на невыполнение каких-либо условий договора по причине действия непреодолимой силы, мешающей вы­полнению принятых на себя обяза­тельств или сделавшей их выполнение невозможным.

ФОТОТЕРАПИЯ (от греч. phxtos – свет + therapeia – забота, уход) – све­толечение, применяется в лечебных или профилактических целях инфра­красными, видимыми и ультрафиоле­товыми лучами от искусственных ис­точников.

ФОТОСАФАРИ – туристская поезд­ка для фотографирования или ки­носъемки редких животных и растений в естественных условиях их обитания. Чаще всего маршруты Ф. пролегают по странам и регионам с экзотической природой.

ФРАНШИЗА (от фр. franchise – льго­та, привилегия) – 1) особое право, спе­циальная привилегия, льгота; 2) особое право использования фирменных зна­ков, популярной торговой марки, ко­торое их обладатель предоставляет другому субъекту хозяйствования на опре­деленных условиях и за плату; 3) ус­ловие страхового договора, в соответ­ствии с которым страховщик освобож­дается от возмещения убытков, не превышающих определенного разме­ра, а также сама сумма убытка, не по­крываемая страховщиком.

ФРАНШИЗНЫЙ КОНТРАКТ – 1) долгосрочный договор, по которо­му производитель на основе специаль­ной привилегии обязуется регулярно поставлять товары или предоставлять услуги другой стороне, которая, в свою очередь, за обусловленную пла­ту берет на себя обязательства по про­даже продукции первой стороны под ее товарным знаком и на ее условиях; 2) контракт, по которому одна фир­ма получает право (франшизу) на эк­сплуатацию предприятий другой ком­пании.

ФРАНЧАЙЗЕР – 1) компания, имею­щая лицензию (патент, франшизу) на конкретный вид производственной дея­тельности или оказания услуг; 2) ком­пания, имеющая по франшизному кон­тракту право эксплуатации предприя­тий другой компании.

ФРАНЧАЙЗИНГ – 1) выдача одной компанией срочной платной франши­зы (лицензии) другой компании на производство или продажу ее товаров или услуг под фирменной маркой пер­вой компании; 2) форма долгосроч­ного сотрудничества двух или несколь­ких компаний с целью совместного использования товарного знака, при­надлежащего одной из них; 3) специ­альная платная привилегия, предос­тавляемая государством частной фир­ме в течение определенного времени.

ФРАХТ (от нем. fracht) – плата вла­дельцу транспортного средства за пе­ревозку пассажиров или грузов различ­ными транспортными средствами, а также сама такая перевозка. Порядок оплаты и размер Ф. устанавливается соглашением сторон.

ФРАХТОВАНИЕ – заключение дого­вора о перевозке пассажиров или гру­зов различными видами транспорта, а также коммерческая деятельность, свя­занная с заключением таких договоров.

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА – конкретные обязанности или специа­лизированные виды управленческой деятельности. Выделяют: общие Ф.м. (планирование, организация, мотивация, контроль); конкретные, или спе­циальные Ф.м. (перспективное и теку­щее экономическое и социальное пла­нирование, организация работы по стандартизации, учет и отчетность, экономический анализ, управление технической подготовкой производ­ства, управление технологическими процессами, сбыт продукции, финан­совая деятельность, материально-тех­ническое снабжение и т.д.).

ФУНКЦИИ РЕКЛАМЫ – характери­стики воздействия рекламной деятель­ности на общество в целом и на конк­ретных людей. Функции рекламы со­стоят в: 1) маркетинговом исследова­нии; 2) усилении коммуникационных связей; 3) повышении экономических показателей деятельности фирмы и 4) повышении социального статуса организации.

ФУНКЦИИ ТУРИЗМА – характери­стики воздействия сферы туризма на общество в целом и конкретных лю­дей. Туризму свойствен целый ряд фун­кций экономического, социального, экологического и гуманитарного харак­тера. К экономическим Ф.т. относятся: создание рабочих мест, развитие мест­ной инфраструктуры, увеличение по­ступлений в государственный и мест­ный бюджеты, увеличение валютных поступлений в страну и др. Социальные Ф.т. включают восстановление трудо­способности населения, рациональное использование рабочего времени, обес­печение занятости и рост уровня жиз­ни местного населения. Среди Ф.т., которые носят социально-гуманитарный характер, можно выделить: воспита­тельную (формирование чувства кол­лективизма, нравственных и эстети­ческих качеств); образовательную (зак­репление и пополнение знаний по краеведению, природоведению, топог­рафии, истории, знакомство с культу­рой и традициями стран и народов мира); оздоровительную (соблюдение оптимального режима нагрузок, ис­пользование благотворного воздействия природных факторов на состояние орга­низма, соблюдение правил личной и общественной гигиены), экологическую (связанную с сохранением и рациональ­ным использованием природных, ис­торико-культурных ресурсов, а также физического и психологического здо­ровья человека) и др. К числу оздоро­вительных Ф.т. также относится разви­тие адаптационных возможностей че­ловеческого организма, поддержание его на достаточно высоком уровне фи­зической подготовленности. Спортивная Ф.т. состоит в создании базы общей фи­зической подготовки, а также специ­альной подготовки по созданию турист­ской техники и достижению макси­мальных результатов в туризме.

ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРЕД­ПРИЯТИЯ – обязанности, круг дея­тельности туристского предприятия на рынке туристских услуг. Ф.т.п. делятся на комплектующие, которые для тур­оператора заключаются в комплекта­ции тура из отдельных услуг, а для тур-агента — в комплектации пакетов ту­ров с транспортными и некоторыми др. видами услуг, выделяют также сервис­ные Ф.т.п. (обслуживание туристов в офисе при продаже туров и на маршру­те) и гарантийные (предоставление ту­ристам гарантий по заранее оплачен­ным туристским услугам и обусловлен­ном количестве и на соответствующем уровне).

ФУНКЦИЯ (от лат. functio – испол­нение) – 1) обязанность, круг дея­тельности, назначение, роль; 2) фи-зиол.: специфическая деятельность животного или растительного организ­ма, его отдельных органов, тканей и клеток; 3) матем:. зависимая перемен­ная величина, т.е. величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – форма разделения труда, характеризующая различия управ ленческого труда по содержанию, его роли и месту в иерархии выполнения управленческих функций.

Х

ХАБАРОВ ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ (1610-1667) – русский землепрохо­дец, мореход и промышленник. Родил­ся в Воронежской области. С ранних лет ходил с братом на промысел за Ураль­ские горы. В 1625 г. совершил плавание на коче из Тобольска в Мангазею в низовьях реки Таз. Много раз путешест­вовал по притокам реки Лены, по Амуру, составил чертеж этой реки. Именем русского путешественника назван город на Амуре и Хабаровский край в России.

ХАЙРИНГ (от англ. hire – наем) – среднесрочная аренда транспортных средств без передачи права собствен­ности на них арендатору. X. практику­ется при кредитовании экспорта авто­транспортных средств на взаимовыгод­ных условиях.

ХАКЕР (от англ. hack – разбивать, взламывать) – высококвалифициро­ванный компьютерный специалист, совершающий несанкционированное проникновение в чужие компьютер­ные системы или компьютеризирован­ное оборудование путем взлома их па­ролей с целью незаконного получения информации и извлечения выгоды.

ХАМАМ (или хаммам) – турецкая общественная баня, которая по тра­дициям, восходящим к античным со­оружениям подобного рода – термам, имела просторные помещения для раз­девания со скамьями по сторонам и бассейном в центре и последователь­ный ряд холодных и теплых помеще­ний и парилен с подпольным обогре­вом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.