Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бутенко М.Э. 3 страница





вое телевидение, которое позволит передавать в 8-12 раз больше телепрограмм.

Кроме того, два других фактора способствовали созданию рынка для экспорта американской продукции.

Один из них - язык и культура. Задолго до появления многоканального телевидения американские фильмы занимали господствующее положение в мировом кино. В 50-60-е годы с ними еще конкурировали европейские фильмы. Но к 70-м годам наступил закат европейского кино. В США затраты на производство художественного фильма в среднем составляют 12,3 млн. долларов, в Англии — 6 млн. долларов и во Франции — менее 5 млн. долларов. Американская культура - культура самой богатой страны мира - имеет всеобщую привлекательность. К тому же английский язык благодаря британской колонизации в сочетании с американским меркантилизмом стал всеобщим языком. Всё это дало американской индустрии развлекательных программ такие преимущества, которые Японии или, скажем, Германии было, нелегко преодолеть.

Второй фактор - это преимущества, связанные с громадными размерами внутреннего американского рынка. Согласно-жданным журнала «Screen Digest», в США лучший фильм года демонстрируется на 1300 экранах- страны, в Германии - на 450 экранах, в других развитых странах это число еще меньше.

Телевизионные шоу также имеют большой внутренний рынок. Это важно, так как продюсеры шоу имеют возможность возместить расходы Ьнутри страны, а затем продавать свою продукцию по всему миру по таким ценам, что создатели местных программ едва ли смогут конкурировать. Большинство европейских телевещательных компаний находит, что программа, которую они делают сами, обходится в 2-5 раз дороже, чем покупка зарубежной программы Таким образом, импорт - самый дешевый способ заполнения эфира.

Кроме того, постоянное совершенствование кабельных сетей позволяет расширять их возможности. Принцип активного взаимодействия в сфере средств массовых коммуникаций подразумевает не только возможность потребителя выбрать одну из многих транслируемых программ, но и способность контролировать действие в рамках выбранной программы. Так, например, распространение системы, изобретенной канадской кабельной компанией «Видеотрон», позволяет зрителю передач самостоятельно выбирать ракурс при просмотре футбольного матча или, скажем, сфокусировать камеру на определенном исполнителе во время трансляции балета. Телезритель может во время передачи спортивных состязаний в прямой трансляции или в записи решить прервать просмотр и увидеть интервью с капитаном команды или наиболее острые моменты игры, как в обычном, так и в замедленном режиме. Кроме

28,


того, болельщики, благодаря каналам обратной связи, смогут сделать ставку на победителя или результат игры.

Широкое распространение подобных систем взаимодействия - дело ближайшего десятилетия, однако, уже сегодня подобного рода разработки начинают апробироваться в действии.

Развитие взаимодействующих телекоммуникационных систем во многом зависит от расширяющейся модернизации действующих линий связи. Президент Б.Клинтон во время своей избирательной кампании обещал оживить американскую экономику путем создания сети «информационных супермагистралей» («data superhighways»), подобно тому, как в 50-е годы была создана система автомагистралей, надежно связавшая все штаты США.

Завоевание рынка грамзаписи компактными дисками в последнее десятилетие явилось результатом стремления слушателя выйти на прямой контакт с источником звучания без навязчивого ощущения самого носителя грамзаписи. Кабельные каналы дают возможность американскому потребителю также в любое время получать желаемую музыку и записывать ее дома. Американская фирма «DMX» обеспечивает, к примеру, 30 круглосуточных кабельных каналов для 10 млн. своих подписчиков (от классики до рэгги), при этом - никаких перебивок рекламой или комментариями ди-джеев.

То же самое относится и к видеообразам. Широчайшие возможности открывает также цифровое вещание. Цифровое телевидение предполагает запись изображения двоичным кодом и за счет этого позволяет достичь высокой четкости картинки и высококачественной цветопередачи, когда изображение кажется реально-объемным. Не случайно огромные затраты были сделаны в Японии, США и Европе на разработку телевидения высокой четкости. Однако увеличение разрешающей способности телевизионного изображения является лишь частью проблемы повышения его качества в эпоху вторжения виртуальной реальности. Только полный перевод всей видео- и телеаппаратуры на цифровое вещание позволит совершить качественный скачок в мировой видеокультуре. Помимо высокой разрешающей способности необходим телевизор, соединяющий возможности различных видов телекоммуникационной аппаратуры с выходом в виртуальную реальность.

Широкое внедрение телевидения высокой разрешающей способности даст невиданный технический и творческий толчок производству кинофильмов и телепрограмм, индустрии рекламы, театру и массовым зрелищам на открытом воздухе. Оно сделает любые образы более убедительными, независимо от того, являются ли они двух- или трехмерными, В ближайшие годы виртуальная реальность будет все активнее вторгаться в сферу развлечений. Сначала в виде специальных шлемов и кресел,


размещаемых в магазинах^и центрах развлечений, а затем и в виде домашнего приспособления. В соединении с двусторонней связью и огромными видеотеками. доступными в любое время в любом месте, все это трансформирует существующие понятия о развлечении. Цифровое радиовещание обеспечивает высококачественное звучание, недоступное при использовании обычных радиоволн (распространение радиоволны осуществляется, как известно, путем их отражения от озонового слоя и поверхности земли, причем рассеяние в космосе, разряды молний и самолетных двигателей, просто «мертвые зоны» в значительной степени способствуют потере качества). Цифровое радио позволяет без помех передавать высококачественный звук не через космос, а через наземные передатчики, а появление в середине 90-х годов цифровых носителей звукозаписи (цифровых компакт-кассет и мини-дисков) позволяет получить высококачественную запись с радиостанции в домашних условиях.

Второй МРК - спортивно-рекреационный - сформировался на волне переориентации населения США в пользу активного проведения досуга, вызванной изменениями характера труда в условиях быстрого развития научно-технического прогресса 60-70-х годов: сокращение физического труда при одновременном увеличении нервных нагрузок, а также увеличение бюджета свободного времени за счет увеличения доли выходного и праздничного времени (т е. возможность более насыщенного использования времени для отдыха и досуга). И хотя многие виды активного отдыха в США имеют более чем 100-летнюю историю (бейсбол распространился в 50-е, футбол и теннис - в 70-е, баскетбол - в 90-е годы прошлого века), тенденция роста потребительского спроса в направлении активного проведения досуга в 60-70-е годы нашего века привела к необычайно активному развитию трех основных секторов спортивно-рекреационного МРК:

1, Сектор спортивно-рекреационных товаров

Рекреационный спрос порождал разнообразный промежуточный спрос, в частности - на специальные виды оборудования для предприятий по обслуживанию досуга, на всевозможные товары для отдыха и спорта: для занятий водно-моторным спортом (водные лыжи, спасательные пояса, буксирные тросы и пр.). для зимних видов отдыха (спортинвентарь для бобслея, хоккея, тобоггана); для занятий подводным плаванием (снаряжение для ориентирования, фотосъемки, охоты); а также потребность во всевозможных транспортных средствах, предназначенных исключительно для активного отдыха - мотосаней, болотоходов, дюноходов, лодок, катеров, яхт, средств автоотдыха и т.д.

Производители спортивно-рекреационных товаров, заинтересованные в сохранении и расширении рынков сбыта, быстро реагировали на изменение рекреационного спроса, улавливая намечающиеся тенденции

за


к переориентации на новые виды спорта, популярность того или иного вида спорта, моду на соответствующие спортивные товары. В середине 60-х годов, например, в США был сконструирован снерфер (широкая лыжа) и, поскольку с помощью рекламы быстро сформировался рынок, началось его промышленное изготовление*.

2. Сектор учреждений любительского спорта

Сюда входят спортивные секции, плавательные бассейны, спортивно-оздоровительные комплексы, ледовые и роликовые катки и т п Важной формой оказания услуг спортивного типа в различных их комбинациях стали спортивные комплексы, включающие наряду с легкоатлетическими залами плавательные бассейны со специальным оборудованием для прыжков в воду, теннисные корты, бильярдные салоны, кегельбаны Подобные крытые комплексы универсального назначения оказались чрезвычайно популярными среди населения и высокорентабельными, поскольку основным принципом эксплуатации подобных предприятий стал принцип их полной загрузки в дневное время они предоставлены в распоряжение детских и школьных групп, вечером - молодежи и взрослому населению.

3. Сектор учреждений профессионального спорта

Сюда относятся профессиональные спортивные клубы, стадионы, гоночные треки, а также учреждения азартных игр, привлекающие население к участию в различных тотализаторах - скачках, собачьих бегах и т.п.

Наметившаяся в 60-е годы тенденция - ослабление интереса к спортивно-зрелищному отдыху за счет приоритета активного спорта - сохраняется в США и по сей день

Третий МРК — туристский

Активный отдых на открытом воздухе стал в 60-70-х годах основным способом проведения выходного, праздничного и отпускного времени для американцев. Изменение образа жизни, возрастание потребностей в такого рода отдыхе и реальные возможности для его осуществления дали повод американским социологам рассматривать туризм как выражение сущности американского характера, сугубо «национальную черту» американского народа**. Туризм стал важным элементом общественного статуса американца, характеристикой его личности.

На основе многочисленных опросов было подсчитано, что в 70-е годы ежегодно свыше 30% населения занимаются туризмом (автомобильным, воздушным, пешим, конным, водным) и 18% совершают прогулки

"Терехова О В Индустрия досуга в США -М Наука, 1983 -С 126 "См ftersonG. The Moving American. -N.Y., 1973


по заповедным местам. Важнейшим фактором развития туризма стали размеры территории США, точнее - разнообразие природных условий и наличие огромного рекреационного земельного фонда, способствующих развитию внутреннего туризма*.

Росту популярности туризма в его разнообразных формах способствовало расширение и постоянное обновление услуг гостиничного сектора (отелей, мотелей, туристских баз, трейлерных парков, кемпингов, спортивных и рекреационных лагерей), улучшение качества обслуживания, расширение ассортимента товаров для туристов (станковые рюкзаки со сменой одежды и комбинированными инструментами, нейлоновые походные палатки весом около 4,5 кг, пуховые спальные мешки весом 1-2 кг, порошковые и сушеные продукты, каталитические обогреватели и спиртовки, карманные грелки и т.п.). Кроме того, фирмы-производители уделяли внимание постоянному совершенствованию продукции при одновременном снижении цен: так, миниавтодом компании «Winnebago Industries», оборудованный кухней с бытовыми приборами, душем, биотуалетом, отоплением и кондиционером, стоил вдвое дешевле стандартных моделей, а минисамолет весом 60 кг, развивавший скорость до 145 км/ч, стоил в 2 раза дешевле малолитражного автомобиля.

Таким образом, расширение масштабов туристской индустрии привело к выделению ее в качестве специфического комплекса в структуре рекреационной сферы. Причем туристский МРК отличается наибольшей интеграцией рекреационных и нерекреационных отраслей'

- рекреационные отрасли - бюро путешествий, гостинично-
туристские предприятия (мотели, лагеря, плавбазы, курорты и др.), спе
циализированные базы отдыха, спорта и развлечений (пляжи, катки, ат
тракционы, игровые центры, развлекательно-тематические парки), куль
турно-бытовые центры досуга и развлечений (рестораны, бары, кафе,
варьете, кабаре, казино, дансинги, найт-клубы и др), издательства лите
ратуры для туристов, учреждения культуры (музеи, театры) и др.;

- нерекреационные отрасли, которые по роду своей деятельности
прямо или косвенно участвуют в обслуживании туристов (пассажирский
транспорт, кредитно-финансовые и др. учреждения).

Последние десятилетия внесли некоторые коррективы в культурный туризм - прежде всего имеется в виду появление искусственных зон отдыха (ИЗО). На планете существуют сотни интереснейших и посещаемых туристами уголков, однако в последние годы чрезвычайно популярными становятся ИЗО - синтетические тропики, имитированные среди-

Под рекреационным фондом понимается комплекс природных условий,
потенциально пригодных или используемых для организаций загородного отды
ха территории с живописными ландшафтами, участки дикой природы и терри
тории с уникальными природными памятниками v
32


земноморские деревушки, сказочные и исторические тематические парки, крытые лыжные центры*.

Секрет притягательности и популярности ИЗО объясняется довольно просто: здесь нет места обычным тяготам туризма (утомительным переездам, дорожным кражам, ужасающим картинам нищеты, забастовкам и политическим беспорядкам в стране пребывания, кишечным расстройствам, акулам, малярийным комарам) Таким образом, за меньшие деньги турист имеет большую безопасность, при этом на малых пространствах в тематических парках сосредоточены все мировые достопримечательности, и можно совершить развлекательные поездки и экскурсии по многим странам мира**, а для любителей острых ощущений - рискнуть без особого риска***.

Последний крик вакационного мира - компьютерные имитации, т.е. создание электронных тематических парков с помощью систем виртуальной реальности. Первые шаги уже предприняты - в Виртуальном музее Университета Карнеги Меллона (Нью-Джерси) создан виртуальный храм Хоруса: общий вид храма и окружающая местность, интерьеры и виртуальные люди, одетые в соответствующую одежду, позволяют путешественнику побродить по залам и внутренним дворикам, пообщаться с виртуальными агентами А в Компьютерном музее (Бостон) воспроизведен египетский храм, который был затоплен во время строительства Асуанской плотины на Ниле.

* Так, Диснейленд во Флориде имеет около 30 млн посещений в год, в то время как Коста-Брава и все адриатическое побережье Италии - менее 15 млн Диснейленд в Калифорнии притягивает больше туристов, чем Тунис, Египет, Марокко и Израиль вместе взятые.

** В Диснейленде (Флорида), например, без особого труда турист получает возможность посетить в один день и японский храм, и швейцарское шале, попасть на арабский базар В парке Диснейленд рачбигы национальные павильоны, которые обслуживаются представителями этих стран, и где можно ознакомиться с историей и культурой той или иной страны

Пример тому - обзорная экскурсия по Лос-Анджелесу - предлагает посещение макетов местных трущоб, а развлекательный парк «Киномир Уорнер Бразерс» предлагает аттракционы и трюковые шоу «Полицейская академия», «Бэтмен», «Гремлины», «Смертельное оружие», где используются специальные имитационные эффекты, заставляющие посетителя переживать экстремальные события этих фильмов в качестве главного героя


Глава 2. Европа Специфика этнокультурной ситуации в Европе

Этнологи выделяют особые историко-культурные области - части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные'культурно-бьгговые особенности, наиболее отчетливо проступающие как в материальной культуре, так и в тех явлениях духовной культуры, которые связаны в той или иной мере с бытом и образом жизни (в обычаях, обрядах, верованиях, в народном творчестве, формах проведения досуга и т.п.).

Одной из крупнейших историко-культурных «провинций» является Западная Европа, в пределах которой целесообразно выделить Североевропейскую, Атлантическую, Средиземноморскую, Центрально-европейскую и Восточно-европейскую области. Тем не менее, в силу взаимодействия европейских национальных культур преобладающая часть национальных особенностей имеет относительный характер. Они выступают как общее свойство нескольких национальных общностей, отличающее одновременно всех их от других общностей того же типа. Так, во всех сферах культуры (бытовой и профессиональной) представителей французской и итальянской нации или чешской и польской явно преобладают общие черты над специфическими. В то же время польская национальная специфика в сопоставлении с другими европейскими национальными культурами имеет разные уровни измерения.

Важнейшей характеристикой европейской культурной общности выступает христианство. Его миропонимание, обычаи, этика и мораль по настоящий момент освящают общий порядок и нормы социального поведения, стереотипизируют и стандартизируют действия: поддерживая определенную иерархию социальных статусов, они способствуют инте-риоризации групповых норм и ценностей, установлению групповой солидарности, снятию эмоциональных напряжений, утверждению социальной значимости жизненных состояний - рождения, наступления половой зрелости, вступления в брак, смерти.

Особо следует отметить культурные различия в рамках ряда европейских национальных общностей, сложившиеся между различными социально-классовыми группами и слоями. Так, существующие в Англии, Франции, Италии и других европейских странах национальные социально-классовые элиты не только имеют существенные преимущества по сравнению со средним классом и другими слоями национальных общностей в смысле доступа к культурным ценностям, но и оказывают существенное влияние на всю культурную жизнь наций. Национальные 34


элиты формируют политическую идеологию, определяют в своих интересах внутринациональную культурную политику, на межнациональном уровне общения активно «эксплуатируют» национальную идею, используя при этом многие специализированные области национальной культуры: философию, религию, искусство и т.п. Формирование же национальных социально-классовых элит детерминировало возникновение клубных традиций, особенно сильных в Англии.

Наиболее интенсивное развитие английская клубная практика получила в конце XVIH-XIX вв.: сложилась устойчивая традиция клубного досуга; включающая англичан в многообразное клубное движение. Организовывались клубы на основе интереса к какому-либо конкретному виду культурной деятельности (спортивные, танцевальные, музыкальные, а также религиозные клубы) и на основе социально-профессиональных интересов (вначале - аристократические или элитарные клубы, позднее - политические, женские, клубы рабочих, служащих, студентов и т.п.). «Приноравливание» к английской моде на спорт, нравы и образ жизни привело к «англомании» и в других странах Европы и мира. Параллельно английской формировалась французская клубная традиция, берущая свое начало из революционных народных собраний (уличных или кочевых клубов), политических салонов аристократии, клубов-церквей и т.п.

Говоря о специфике культурного развития Европы, следует отметить, что в последние десятилетия во многих европейских национальных культурах стали оформляться различные молодежные субкультуры. Основным содержанием многих из них становится неприятие инонационального, агрессивная защита традиционных ценностей в связи с расширяющимся процессом распространения межнациональных, интернациональных компонентов культуры, в особенности после образования Европейского Союза., Межнациональные культурные комплексы воспринимаются прежде всего как угроза идентичности традиционной культуре, традиционному жизненному укладу. Объективной тенденции интернационализации материальных и духовных ценностей - «перемешиванию» людских масс в Западной Европе, обмену технологиями, унификации образа жизни в урбанистическом обществе, стиранию различий не только в одежде, и пище, но и в культурных, и в поведенческих стереотипах в немалой степени способствует единая сеть электронных средств массовой информации, формирующая духовный мир среднего горожанина в рамках схожих мифологем и ролевых ожиданий.

Парадоксальный взрыв этничности на фоне этих объективных процессов объясняется подсознательным стремлением сохранить свою самобытность вопреки ее насильственному, хоть объективно и обусловленному, размыванию, стремлением уберечь европейцами разнообразие,


этнических культур в потоке усредненности, сохранить свою осооость как француза или грека, не быть «как все».

Немалую озабоченность у европейских интеллектуалов вызывает и американизация культурных стереотипов их соотечественников, и в этом (также как и в России) — проявление не одного лишь националистического экстремизма, но боязнь утраты культурного своеобычая.

Безусловно, культурная унификация - объективный процесс, объяснимо и то, что строится она преимущественно на основе американских моделей: ведь именно США с начала 30-х годов не только стали наиболее мощным производителем массовых духовных ценностей («культурь! для всех»), но и в силу своего доминирующего геополитического положения - примером эффективности американского образа жизни. Это объяснимо, но далеко не для всех приемлемо.

Итак, в общих чертах специфика европейской региональной социокультурной ситуации на настоящий момент состоит в следующем:

- для европейцев характерно достаточно большое культурное един
ство внутри наций как наиболее урбанизированных народов, у которых и
сельское население успело освоить ценности городской культуры;

- процессы аккультурации в европейских национальных культурах
все чаще вызывают психологическое отторжение на фоне объединения в
единую Европу. Сопротивление усреднению выступает как борьба за
чистоту национального языка (так, подобные кампании, проводимые во
Франции, привели к образованию целого Министерства франкофонии),
врзврат к нормам поведения, обычаям и традициям в быту, досуге, ис
кусстве.

Культурная политика Европейского Союза

Впервые проблема объединения европейских стран публично обсуждалась на международном уровне 5 июня 1900 года в Париже, во время Конгресса йолитических наук, на котором было подчеркнуто, что идея Союза или Федерации европейских государств отнюдь не нова. Она возникла в те далекие времена, когда христианские народы, проживавшие на европейском континенте, вынуждены были объединяться перед угрозой нашествия мусульманских полчищ.

Проблема границ единой Европы с еще большей остротой возникла после первой мировой войны. В 1929 год}' Аристид Бриан*, обращаясь к представителям 27 европейских стран, сформулировал три цели, к которым должны стремиться правительства и народы Европы:

* А.Бриан (1862-1932) неоднократно (,1909-1931) премьер министр Франции и министр иностранных дел. Один из инициаторов проектов создания системы союзов европейских держав (Келлога-Бриана пакт 1928 года и др.). 36


1) разработка общеевропейской экономической стратегии;

2) развитие многоуровневого сотрудничества европейских стран;

3) борьба за мир через посредничество таких структур, как Лига На
ций (S.D.N. Societe des Nations) и другие координационные политиче
ские объединения.

Однако этим инициативам А.Бриана не суждено было осуществиться из-за разразившегося в 30-е годы мирового экономического кризиса, способствовавшего возникновению во многих европейских странах автократических режимов. Мечтам о проведении в жизнь политики экономического и культурного сотрудничества в ту пору не суждено было осуществиться. В странах европейской демократии, ослабленных следствиями первой мировой войны и мировым экономическим кризисом, приоритеты были отданы национальным интересам и политике с позиции силы. Так безуспешно закончились первые попытки демократической организации европейского сообщества.

Неизбежным следствием Второй мировой войны стала политика «холодной войны». Однако надежды европейцев на единую Европу с общим рынком товаров и людских ресурсов, на свободное перемещение культурных ценностей не умерли и в этот сложный период. Уже в августе 1949 года в Страсбурге прошла первая сессия Парламентской ассамблеи Европы, на которой обсуждались экономические перспективы развития и взаимодействия европейских стран в новых социокультурных условиях. В 1951 году благодаря созданию Европейского объединения • угля и стали (С.Е.С.A. Communaute europeenne du charbon et de 1'acier) родилась так называемая «малая Европа», первое принципиально новое негосударственное объединение, имеющее общее экономическое, социальное и культурное пространство с общим рынком рабочей силы и товаров, способное гарантировать мир и стабильность в регионе. Предполагалось, что постепенно в это объединение войдут все европейские страны.

Лишь спустя четыре десятилетия идея создания единой Европы получила реальное воплощение в жизнь. 1 ноября 1993 года после подписания двенадцатью государствами Маастрихтского договора был создан Европейский Союз (ЕС). Спустя два года, 1 января 1995 года, благодаря вхождению в Союз Австрии, Финляндии и Швеции, он расширил свои границы до пятнадцати государств.

С 1989 года национальная культурная политика европейских стран, культурное сотрудничество и сама культурная ситуация в Европе претерпели существенные изменения, связанные с рядом основополагающих процессов и явлений. Среди них:

1) глобализация, под которой понимается универсальный характер общемировых процессов. Истоки глобализации связаны как с современ-


ным уровнем экономического развития европейских стран, так и с их стремлением к культурной идентичности, к поиску «регионального лица»;

2) значительные изменения в образе жизни, культурно—досуговой
практике и культурном потреблении различных социальных слоев насе
ления,
происшедшие под влиянием научно—технической революции и
внедрения в производство новых технологий;

3) изменение понятия «культурное наследие», придание этому поня
тию большего национального звучания;

4) опасность возрастающего влияния экономического фактора на
культуру и искусство:
«образ» городской и тональной среды и проблема
создания новых рабочих мест; культурная дискриминация как следствие
дискриминации; социокультурные истоки нетерпимости в обществе;

5) хрупкость института государственной власти и как следствие
этого отсутствие стабильной основы для развития национальных куль
турных политик европейских стран.
Причина этого явления кроется в
сложной бюджетной ситуация, в которой находятся европейские страны;

6) рост числа партнеров в сфере культурной политики на регио
нальном, национальном и европейском уровне.
Такими партнерами явля
ются государства и крупные международные организации, города и ре
гионы, индустрия культуры и средства массовой информации, неправи
тельственные организации и фонды, творческие союзы и учреждения
культуры.

Кроме прочего, переговоры, предшествовавшие подписанию Маастрихтского договора, проходили на фоне важных исторических перемен в странах Восточной Европы: падения Берлинской стены в ноябре 1989 года, распада СССР в декабре 1991 года и последовавшего за ним распада социалистического лагеря и, как следствие этого, окончания периода «холодной войны». Распад социалистического лагеря повлек за собой уничтожение таких прежде мощных структур, как Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Варшавский военный пакт. Политическое, экономическое и социокультурное положение в странах Восточной Европы по-прежнему оставалось в этот период нестабильным. Однако уже с 1991 года начинаются первые переговорные контакты стран, входящих в Европейский Союз, с восточноевропейскими странами (Венгрией, Чехословакией, Польшей, а с 1993 года - Румынией и Болгарией). Переговорный процесс с государствами Прибалтики начался в декабре 1994 года и завершился в июне 1995 года. Подписанные соглашения не ограничивались только областью экономики, они предусматривали ведение двустороннего политического диалога по созданию единого рьппса услуг и инвестиций, продовольственных и сельскохозяйственных товаров, действенных механизмов в решении проблем общеевропейского


значения, а также по соблюдению международного права. Подобная политика принесла свои плоды на пути сближения позиций стран, являющихся членами Европейского Союза, со странами Центральной и Восточной Европы.

Сегодня большинство стран-членов Европейского Союза считает необходимым введение очередности для потенциальных кандидатов на вступление в Союз. Так, в Венгрии, Польше и Чехии развитие рыночных отношений идет более быстрыми темпами, чем в Болгарии, Румынии и Словакии, находящихся в состоянии глубокого экономического шока. Искусственное ускорение процесса принятия новых членов в Европейский Союз могло уничтожить экономику молодых демократических стран, не готовых конкурировать со старыми членами Союза. Перескакивание через этапы развития способно привести к крупным социальным взрывам. В документе, подписанном в Копенгагене в июне 1993 года на заседании Европейского Союза, говорилось: «Принятие в члены Союза будет иметь место только в том случае, когда присоединившаяся страна будет способна принять на себя обязательства, вытекающие из сложившихся в Союзе политических и экономических условий...».

На заседаниях Европейского Союза, состоявшихся в Копенгагене (июнь, 1993), Корфу (июнь, 1994), Эссене (декабрь, 1994), рассматривались возможные пути дальнейшего расширения Союза. С этой целью в Эссене страны Центральной Европы разработали документ под названием «Стратегия подготовки к членству в Союзе». Была также подготовле-•на так называемая «Белая книга», с помощью которой ставилась цель оказывать помощь странам, готовящимся к вступлению в Европейский Союз. Это был рекомендательный, но не обязывающий документ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.