Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бутенко М.Э. 5 страница




Еще одна область, долгое время находившаяся вне сферы культуры -цирк, значительно выиграла в результате расширения культурного пространства. В 1978 г. цирк был включен в сферу Министерства культурных дел (до этого он относился к Министерству сельского хозяйства Франции), а в 1979 г. был создан фонд модернизации цирка, значительно пополнившийся в 1981 г. Затем в 1984 г. был создан национальный центр циркового искусства, а национальной ассоциации циркового искусства поручено управлять дотациями Министерства культуры в этой области.

В новые границы культурного пространства вошла также мода (открытие музея моды) и фотография (проведение выставок под названием «фотобезумства»), театры марионеток и т.д.

Другим важнейшим аспектом новой политики в области культуры явилось широкое участие населения. Идея состояла в том, чтобы определить как относящиеся к культуре те культурные занятия, которые имели наиболее массовый характер, были привычными для французов и наи-


лучшим образом отражали их причастность к национальному наследию, к французской самобытности. Оказались вновь в почете местные кулинарные специальности, реставрировались сельские достопримечательности - мельницы, фермы, церкви Прикоснуться к культурным богатствам своей страны можно было прямо на рабочих местах (выставки на заводах, концерты и спектакли в пустующих помещениях) и в местах отдыха (культурный туризм).

Кроме того, всячески расширялись и поддерживались уже «зарекомендовавшие» себя виды культурной деятельности. Так, Министерство культуры, заявив, что «книга и чтение составляют фундамент любой демократической культуры», предприняло энергичные действия по строительству и расширению библиотек, учету и созданию торговых точек по продаже книг, оказанию помощи книжным магазинам и принятию, в августе 1981 г.. «закона Ланга». устанавливающего единую цену на книги.

Новое определение культурного пространства не могло произойти без изменения отношения самих французов к своей культуре Нужно было побудить граждан к участию в процессе обновления культуры. В этом смысле хорошим примером можно считать «Праздник музыки», явивший собой сплав музыкальных стилей, смесь любительского и профессионального исполнения. «Праздник музыки» помог людям приблизиться к культурному творчеству, раскрепостить свой менталитет. Художественное творчество становится общедоступной областью, где «воспринимающая сторона» выступает активным действующим лицом. Признаком перемен было также появление большого количества культурных ассоциаций или сообществ, получавших дотации от региональных управлений по делам культуры и напрямую от министерства. Большую роль сыграло принятие в июле 1987 г. закона, дающего возможность промышленным, коммерческим, финансовым и обслуживающим предприятиям, а также частным лицам исключать из налогообложения все свои расходы, связанные с меценатской деятельностью. Таким образом, культурные ассоциации получали часть средств от частного и промышленного меценатства.

Возросший интерес различных социальных слоев и групп населения к культурной деятельности в новых социокультурных условиях обусловил возрастание роли бюджетных организаций культуры, призванных уделять особое внимание работе с молодежью и подростками. Для этого они расширили и укрепили совместную деятельность с фондами и ассоциациями культуры по месту жительства.

Новые импульсы в развитии получили любительские виды деятельности в сфере культуры. С этой целью в регионах были созданы центры культурною творчества, в которых каждый желающий мог получить


возможность участвовать в театральных постановках и других концертных мероприятиях, получить квалифицированную помощь специалистов в области живописи, театрального, музыкального и балетного искусств, иметь доступ к компьютерной базе данных по отдельным видам искусства.

Интересна инициатива Министерства культуры и СМИ Франции: при непосредственном участии Региональных управлений по делам культуры была начата работа по созданию новых рабочих мест для молодежи в сфере культуры. Большая роль в организации культурной деятельности населения, особенно его маргинальных слоев, отводится так называемым культурным посредникам.

Участие в культурной деятельности - это сугубо добровольное дело каждого человека, однако, стремление к нему должно воспитываться в молодежи, как семьей, так и обществом с помощью средств массовой информации и учреждений культуры. Необходимость бороться с дискриминационными барьерами и сфере культурной деятельности населения, вызванными относительно низким уровнем жизни и образования отдельных социальных слоев и групп населения предопределила следующие шаги

1. Базовое художественное образование должно стать обязательным в структуре начального и среднего школьного образования.

Заслуженным признанием у искусствоведов и ценителей искусства во всем мире пользуется Художественная школа, функционирующая при Лувре. Школа, открытая еще в 1882 году, выполняет роль своеобразного университета при музее, в котором наряду с учениками, сдающими экзамены и получающими специатьный диплом, обучается значительное число вольнослушателей: 3500 и 2000 человек посещают занятия в дневное и вечернее время в стенах Лувра, еще 2500 человек записаны в художественные школы, разбросанные по всей Франции, но находящиеся под патронажем Художественной школы при Лувре. Запись вольнослушателей является характерной особенностью данной Школы, отличающей ее от аналогичных школ в других странах мира. После окончания трехлетних занятий вольнослушатели в отличие от учеников не сдают экзаменов и не получают диплома об окончании Школы

Согласно уставу Школы, для поступления в нее и получения статуса ученика необходимо сдать вступительные экзамены. Вольнослушателем же может стать каждый, кто любит искусство и хочет познакомиться с творениями художников и зодчих всего мира.

Возраст учеников и вольнослушателей, как французских, так и иностранных, колеблется от 17 до 77 лет, что свидетельствует о большом интересе различных возрастных групп населения к произведениям мировой культуры


Социальный состав учеников Школы также достаточно широк; наряду с молодыми специалистами в области международного права занятия посещают эксперты-оценщики, работающие на аукционах, а также музейные работники, стремящиеся повысить свой профессиональный статус.

Ежегодно Художественную школу заканчивают 300 высококвалифицированных специалистов. Ради получения высококотирующегося и престижного диплома ученики Школы готовы подвергнуть себя тяжелым испытаниям, связанным со сдачей выпускных экзаменов, которым предшествует детальное знакомство с сокровищами мирового искусства пяти континентов. Трехлетнее обучение строго регламентировано по определенным историко-культурным периодам развития мировой цивилизации.

2. С целью привлечения населения к участию в культурной деятель
ности бюджетным организациям культуры предложено установить еже
недельный льготный день посещения с максимально низкими ценами на
билеты. Министерство культуры и СМИ взяло на себя обязанность осу
ществлять жесткий контроль за исполнением этого поручения всеми
бюджетными организациями.

3. Значительная роль в привлечении населения к культурно-
досуговой деятельности, в пропаганде культуры и ее лучших произведе
ний принадлежит телевидению. Телевидение должно открывать лучшие
оперные, театральные и музыкальные постановки сезона. Сегодня эта
проблема, несмотря на значительные усилия Министерства культуры и
СМИ, по-прежнему остается нерешенной. Для изменения ситуации дея
телям культуры, работающим в области организации зрелищных меро
приятий, предписано обязательно консультироваться с сотрудниками
телевидения, отвечающими за создание культурно-развлекательных про
грамм, и принимать совместные решения.

Новые рабочие места для молодежи в сфере культуры. Одной из наиболее острых проблем современной Франции является проблема безработицы среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет. Число безработных молодых людей, имевших частичную занятость или не работавших никогда, постоянно растет. Учитывая накопившуюся в обществе социальную напряженность, Министерство культуры и СМИ Франции совместно с Министерством занятости летом 1997 года выступило с инициативой выработки мер, способных привести к созданию в сфере культуры новых рабочих мест для молодежи. Следует особо подчеркнуть, что до 1997 года по сложившейся во Франции традиции в создании новых рабочих мест в сфере культуры принимали участие коммуны и некоммерческие общественные организации (ассоциации, фонды, комитеты при учреждениях культуры), а не государство. В новых социально*


экономических условиях во Франции министр культуры Катрин Трот-ман высказалась за создание таких рабочих мест, которые бы обеспечивали творческую занятость молодежи и имели бы социальную направленность.

В октябре 1997 года по инициативе Министерства культуры был принят так называемый «закон Обри» (по имени главного разработчика), который направлен на «рост занятости молодежи как в различных областях культуры, так и в сфере новых технологий информационных систем». Ответственность за проведение закона в жизнь легла на регионы, департаменты, коммуны и группы коммун, учреждения культуры, имеющие национальный статус, а также учреждения культуры регионального подчинения, некоммерческие организации (ассоциации и фонды культуры, комитеты при учреждениях культуры). Работодатели, заинтересованные в подборе нового персонала, должны напрямую контактировать с префектурами, дирекциями департаментов труда и региональными управлениями по делам культуры.

Закон поощряет деятельность любых организаций к}гльтуры, направленную на создание новых рабочих мест. Так, например, Министерство культуры и СМИ подписало соглашение с Федерацией экомузеев и государственных музеев Франции о создании в течение последующих трех лет 150 рабочих мест для молодых специалистов, которые будут работать по линии связей с общественностью и заниматься развитием новых технологий информационных систем. Подписание подобного соглашения стало возможным в результате значительного роста в последние годы посещаемости экомузеев и государственных музеев. Соглашение стало первым пробным камнем в развертывании программы «Новые виды культурной деятельности - новые рабочие места», разработанной в рамках «закона Обри».

В соглашении определены актуальные задачи, стоящие перед Федерацией зкомузеев и государственных музеев:

- повышение уровня обслуживания посетителей музеев и как след
ствие этого рост их числа,

- развитие новых технологий информационных систем и создание
качественно нового уровня оснащения музеев,

- сохранение национального культурного достояния Франции, на
ходящегося в экспозициях и запасниках музеев

Для выполнения вышеназванных задач молодые люди, желающие получить работу в сфере культуры, должны иметь возможность профессионального роста. В этой работе особо важная роль принадлежит и Управлению музеев Франции, а также Управлению по вопросам охраны национального культурного достояния.


Финансовая сторона проблемы решается следующим образом: 80% всех затрат берет на себя государство, однако оставшиеся 20% ложатся на сами музеи. Помощь государства не сводится только к финансовой поддержке музеев. Государство заключает с музеями бессрочные или длительные (сроком до 60 месяцев) трудовые соглашения, позволяющие им выживать в сложных экономических условиях.

«Закон Обри» определил программу Министерства культуры и СМИ по созданию новых рабочих мест для молодежи в области библиотечного дела и пропаганды книги и чтения. Первые шаги были сделаны еще в 1992 году, когда по инициативе Министерства культуры и СМИ было создано 12 рабочих мест для обслуживания передвижных библиотек (так называемых «уличных библиотек») в местах скопления людей (в парках и других зонах отдыха на природе, в местах проведения крупных спортивных или культурных мероприятий). Первоначально молодежь привлекалась к этой работе на добровольной основе В 1995 году Министерство культуры и СМИ выступило с инициативой пропаганды книги и чтения среди наиболее широких социальных слоев и групп населения, в том числе среди маргиналов. Главный акцент был сделан на регионы, среди которых наиболее хорошо зарекомендовали себя Руссильон, Аквитания, Нормандия, Пикардия. Создание новых рабочих мест для молодежи осуществлялось при посредничестве региональных управлений по делам культуры.

После принятия «закона Обри» проводившаяся ранее работа получила свое активное продолжение. Молодые библиотечные сотрудники, работающие в области пропаганды книги и чтения, стали своеобразными «посредниками между потенциальными читателями и книжной продукцией». Впоследствии термин «книжный посредник» закрепился за ними, превратившись в их должность. В задачи книжных посредников входит

- пропаганда книги и чтения в досуговых центрах, в детских до
школьных и школьных учебных заведениях, а также среди тех социаль
ных слоев населения, которые далеки от практики чтения и общения с
книгой (малограмотные, осужденные, обитатели домов престарелых);

- создание новых «уличных библиотек», максимально приближен
ных к своему читателю;

- организация книжных выставок, дискуссионных клубов, творче
ских встреч с писателями;

— знакомство читателей с книжными новинками.

Молодые люди, претендующие на должности книжных посредников, обычно не имеют специального библиотечного образования, однако проходят тестирование, в результате которого должны показать следующие знания: уметь грамотно говорить и писать, пропагандируя интерес к книге и чтению. Всем, кто успешно зарекомендовал себя как книж-


ный посредник, предоставляется возможность продолжить свое образование в высших учебных заведениях.

Политика культурной децентрализации и формирование многоканальной системы финансирования сферы культуры. С 1982 г началось осуществление политики культурной децентрализации с целью установления равновесия между столицей и периферией, продолжающееся и по сей день.

Понятие устранения межрегиональных культурных диспропорций было ограничено. Говоря по поводу главенствующего положения Парижа и неравенства между ним и провинцией, с одной стороны, французы отдают себе отчет в том, что культурные расходы государства за пределами Иль-де-Франс (центральный административный регион) увеличились за десятилетие (80-е годы) в пять раз, т.е. намного быстрее, нежели расходы местных органов. С другой стороны, большинство считает желательным рост культурного влияния Парижа, особенно на фоне европейского объединения.

Культурные диспропорции оценивались не только количеством, плотностью культурных учреждений, но и качеством предлагаемых услуг. С этой точки зрения действительные различия больше проявляются на местном уровне - между центрами и окраинами городов, между городами и деревнями, нежели между Парижем и провинцией или между регионами.

Наиболее серьезные диспропорции в доступности культуры лежат в социальной сфере. По сравнению с этим географические различия отступают на второй план. Социальный аспект культурной политики предполагает отказ от «двойного стандарта» в культурной стратегии: опера для избранных, местный клуб - для бедных. Другими словами, культурная политика не должна делиться на культурную для обеспеченных слоев, социально-культурную для средних, и социальную - для бедных.

Равенство доступа к культуре, как в географическом, так и в социальном аспекте, коренным образом зависит от двух систем, которые лежат вне сферы действия центральных органов Министерства культуры и Управления по освоению территории - системы образования и системы аудиовизуальной информации. Именно потому, что обе действуют повсеместно и постоянно, доступны всем слоям населения, они самым мощным образом влияют на формирование (или деформирование) его творческого воображения и духовных потребностей.

Наиболее разработанной формой культурной децентрализации стало глобальное перераспределение средств Департаментам Франции были предоставлены финансовые возможности, которыми они могли самостоятельно распоряжаться.


Новая система финансирования предполагала перевод государственных средств в ведение местных властей вместе с передачей полномочий.

Самым наглядным примером претворения в жизнь социалистических теорий децентрализации, демократизации, развития новых структур для вовлечения широкой публики и т.д. стала деятельность региональных фондов современного искусства. Они занимаются организацией выставок произведений живописи, скульптуры, фотографии, декоративно-прикладного искусства путем их постоянной циркуляции между районами. Вопросами приобретения произведений занимаются члены региональных фондов, в которые входят местные представители, художники и представители госучреждений. Половину кредитов обеспечивает министерство, другую половину - региональные советы.

Наибольшее распространение получила практика перекрестного финансирования, сочетающая прямые государственные инвестиции с участием в оперативных расходах совместных государственных и частных учреждений. Так, с участием частных меценатов финансировалось, большинство музыкальных фестивалей, дома культуры и центры культурной деятельности на одну треть финансировались государством и на две трети - местными структурами.

Деятельность министерства резко активизировалась в связи с принятием в 1981 г. беспрецедентных бюджетных ассигнований на культуру. Увеличившись вдвое по сравнению с предшествовавшим периодом, они составили в 1992 г. почти целый процент от общего бюджета страны.

Культурный бюджет, естественно, претерпевал некоторые отклонения в зависимости от политических решений. В 1985 г., накануне новых выборов, правительство вынуждено было немного сократить культурные расходы с целью снизить налоговый прессинг; в 1986-1987 гг. правые силы у власти взяли курс на сокращение государственных расходов, что не могло не сказаться на кредитовании культуры. Тем не менее, исключительные средства, которыми располагало Министерство культуры после 1981 г., щедрость и стабильное положение его руководителя, сохранившего свой пост во всех социалистических правительствах, личный вклад президента - все это способствовало возведению культуры на уровень, которого она никогда ранее не занимала.

Причем суммарные расходы других министерств и ведомств на культуру намного превышают затраты самого Министерства культуры. Большая часть культурных расходов, около трех четвертей, приходится на долю трех министерских подразделений: Министерства народного образования. Министерства иностранных дел, Министерства высшего образования и науки. Сфера приложения средств, выделяемых этими структурами, очень разнообразна. В 1993 году она охватывала такие области, как управление высшим образованием в сфере искусства, сохра-


нение национальных музеев, памятников^ библиотек и исторических архивов, культурная деятельность за рубежом и коммуникация. Культурные расходы других министерств в рассматриваемый период развивались динамичнее, нежели расходы Министерства культуры и государства. Приоритетные направления финансирования в целом не изменились, несмотря на появление новых или сокращение имеющихся статей расходов, например, увеличение затрат на библиотеки, образование, печать, участие в защите окружающей среды или уменьшение финансирования социально-культурных мероприятий в интересах отдельных категорий зрителей.

На сохранение культурного наследия библиотек, национальных музеев, памятников архитектуры и архивов, находящихся в ведении министерств, а также на отдельные виды раскопок министерствами в 1993 г. было выделено около 4 млрд. франков, что составило 18% их культурных расходов. Первое место в этом перечне занимают библиотеки, которые получили 3,2 млрд франков от указанной суммы. Средства использовались на заработную плату и текущие расходы библиотек, действующих в системе общего среднего образования (Министерство народного образования), и университетских библиотек (Министерство высшего образования и науки), на. компенсацию расходов, связанных с переподчинением библиотек (Министерство внутренних дел), на сохранение музеев (Музей естествознания. Музей армии, Монетный двор и др.) и архитектурного наследия.

На поддержку культуры за рубежом (так называемые «перекрестные программы») Министерством иностранных дел и Министерством кооперации было выделено 13% культурных расходов министерств. Политика финансирования в этой области опирается на широкую сеть культурных учреждений и служб за рубежом, занимающихся популяризацией французской культуры, французского языка, организацией сотрудничества в различных областях.

Ряд министерств оказывают поддержку средствам массовой коммуникации. Пресса получает средства на покрытие стоимости доставки по почте из бюджета Министерства промышленности и Министерства коммуникации. Последнее финансирует главным образом сокращение железнодорожных тарифов, а также субсидирование прессы. Министерство коммуникации обеспечивает, в частности, государственные отчисления на финансирование льгот по оплате за телевидение.

Достаточно большую часть деятельности по распространению культурной продукции финансируют три министерства:

- Министерство иностранных дел на аудиовизуальные программы для франкоговорящей публики за границей и различные субсидии Фран-


цузской ассоциации артистической деятельности, Институту арабского мира, организациям по распространению книг за рубежом;

- Министерство обороны и Министерство внутренних дел финансирует постоянно действующие музыкальные коллективы: военные оркестры и хоры, ансамбли национальной полиции.

К другим видам деятельности министерств, связанной с распространением культуры, относится поддержка издательской деятельности (дотации секретариата правительства на публикацию документов), литературного творчества (дотации Министерства высшего образования), экспериментальных архитектурных проектов (Министерство материально-технического обеспечения), а также приобретение произведений современного искусства и поддержка художественных промыслов

Финансирование деятельности, направленной на приобщение населения к культуре1 является еще одной статьей расходов министерств. Например, на организацию коллективного досуга в 1993 г. было выделено 1,3 млрд. франков. Министерство высшего образования и науки дотирует такие структуры, как Городок науки и промышленности, Дворец открытий. Различные министерства финансируют организацию работы среди школьного контингента (Министерство народного образования), среди молодежи (Министерство по делам молодежи и спорта: на зарплату воспитателей и поддержку ассоциаций самодеятельного творчества), а также среди особых категорий населения (тюрьмы, армейские подразделения и т.д.).

За десять лет практически не изменилась приоритетность направлений для выделения средств, и основные статьи расходов остались на прежних местах: подготовка специалистов в области искусства, поддержка библиотек и сохранение памятников, развитие средств коммуникации, культурная деятельность за рубежом.

Но, несмотря на это постоянство, динамика выделения средств на культуру из государственного бюджета свидетельствует о некоторых изменениях в культурной политике государства (не считая Министерства культуры). Так, за десять лет было отмечено относительное уменьшение традиционных расходов министерств, связанных с культурно-социальной работой среди отдельных категорий публики. Министерства социальных дел, молодежи и спорта, юстиции, сельского хозяйства и др. постарались сократить регулярные дотации крупным ассоциациям и выделяли средства в целевом порядке на конкретные проекты.

По другим статьям культуры, напротив, было отмечено увеличение расходов министерств. Так, расход Министерства окружающей среды связан с активными мерами, проведенными местными и национальными парками по восстановлению расположенных на их территории исторических зданий. Эта тенденция свидетельствует о новых подходах к сохра-


нению национального достояния путем объединения природного богатства и памятников культуры.

За десятилетний период значительно увеличился объем расходов на финансирование библиотек и в меньшей степени на подготовку специалистов в сфере искусства, что связано с резким увеличением контингента учащихся школ и университетов.

Значительный рост бюджетных расходов Министерства высшего образования и науки объясняется реализацией крупных проектов, соединивших в себе научные достижения и современные возможности информации, например, Городок науки и промышленности, Большая галерея национального музея естествознания.

Министерства иностранных дел и кооперации увеличили расходы в связи с активизацией политики расширения культурного влияния Франции за рубежом и усиления связей между франкоговорящими странами.

Анимация как социокультурный феномен французского общества

Институциональные формы вовлечения населения в культурно-досуговую деятельность разнообразны и характерны для всех индустриально развитых стран. Однако именно во Франции этот процесс получил наиболее оформленный вид в виде анимации.

Исторически возникновение анимации было вызвано необходимб-стью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности. В настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление.каждого, ограничивает, критикует и направляет рынок потребительства, на котором реализуются желания личности. Со1нтально-культурные учреждения и ассоциации стали выразителями новых ценностей и форм культуры, альтернативных движений, иногда - центром оппозиции местным властям.

Начавшаяся стихийно, анимационная деятельность получила поддержку французского правительства, которое в начале 70-х годов создало специальную комиссию по анимации. По мнению ее членов, деятельность социокультурных аниматоров предполагала создание условий для выявления каждой социальной группой своих проблем, установление контактов между людьми, создание условий для творчества.

Термин «социокультурный аниматор», означающий организатора социально-культурной деятельности, появился во Франции в начале 60-х годов и означал лицо, владеющее «совокупностью методов, призванных


активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь группы»*. В этом отличие социокультурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего

Французские социокультурные аниматоры - это энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Эти преподаватели, ученые, общественные деятели, служащие, рабочие, фермеры, являющиеся активистами в среде посетителей учреждений социально-культурной сферы. Наряду с добровольными активистами существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется 35 учебными центрами, в которых обучаются около 2,5 тыс. человек Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, педагогики, исследовательской и творческой деятельности, Выделяется два типа аниматоров'

- руководители (координаторы);

- аниматоры-специалисты, возглавляющие различные кружки (ре
месла, техническая и художественная самодеятельность и т п.), препо
дают на различных курсах (обучение автомобилистов, туристов, популя
ризация науки и техники, актерские и режиссерские курсы и т.п.) осуще
ствляют юридическое консультирование, способствуют социальной
адаптации мигрантов, ведут социально-культурную работу по месту жи
тельства, оказывают психологическую помощь (нечто подобное «службе
доверия»).

В кантонах Франции на кантональных аниматоров возложены функции по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Кантональный аниматор нанимается по контракту, пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы и подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта. Отличие деятельности аниматоров от деятельности профсоюзных деятелей состоит в том, что последний стремится, как правило, превратить организацию досуга в своеобразный способ профсоюзной «вербовки», тогда как аниматор ставит перед собой, прежде всего задачи организации досуга.

Simonot M. Creation, creativite, expression // Les cahiers de Г animation -1980.-№3 -P 16-25 62


Постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы

Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен

Наиболее существенные изменения в культуре постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы произошли не в институциональной сфере, они коснулись, прежде всего, системы ценностей. Существенно изменились принципиальные характеристики ценностной ориентации, монизм и иерархичность ценностей социалистического периода сменились плюрализмом и свободой выбора, макросоциальные ценности уступили место микросоциальным и, наконец, в результате деидеологизации и демифологизации системы ценностей, материальное в ней стало превалировать над идеальным. Трансформация основных параметров системы ценностей - это начало нового этапа социокультурного развития стран Центральной и Восточной Европы, отмеченного доминированием таких приоритетов, как законность, семья, свобода, общение. Результатом либерализации во всех постсоциалистических странах, в частности, явились деидеологизация культуры, освобождение творческих союзов и отдельных деятелей культуры от жесткого государственного контрил», полная свобода творчества, плюрализм художественных форм, проникновение рыночных отношений в культурную индустрию




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.