Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие № 9




Семинарское занятие № 8

 

Тема 1. Образование как общечеловеческое явление и педагогический процесс.

Цель: формирование представлений студентов об образовании как развивающейся антропоцентристской среде

Формы контроля самостоятельной работы: учет заданий для самостоятельной работы на практическом занятии, письменный контроль качества выполнения заданий для самостоятельной работы

Вопросы для обсуждения

1. Социальные функции образования. Образование в системе институтов и факторов развития личности;

2. Педагогический процесс, его движущее силы, цели, структура, логика.

Студенты распределяются на три группы: придерживающиеся тезиса «человек – субъект образования, придерживающиеся тезиса «человек – объект образования», сомневающиеся.

Задачи групп: 1 и 2 группы готовят обоснование своих позиций, анализируют слабые места в аргументации оппонентов; 3 группа готовит вопросы группам 1,2, раскрывающие сущность проблемы.

Базовые вопросы дискуссии:

1. Может ли человек быть одновременно субъектом и объектом образования?

2. Есть ли в образовании место такому явлению как саморазвитие личности?

3. Могут ли ребенок и взрослый быть равноправными участниками педагогического процесса?

4. Обладает ли учащийся какими-либо правами в педагогическом процессе?

5. Возможен ли в педагогическом процессе диалог между детьми и взрослыми?

Задания для самостоятельной работы

Задания, обязательные для всех студентов

1. Разработайте сборник цитат, подтверждающих (опровергающих) тезисы дискуссии

2. Разработайте схемы «Институты развития личности», «Факторы развития личности». Приложите список литературы, использованной при разработке схем.

 


Тема. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.

Цель: сформировать потребность и первичные умения непрерывного профессионально-педагогического саморазвития студентов.

Вопросы для обсуждения:

1. Система непрерывного педагогического образования.

2. Содержание высшего педагогического образования.

3. Профессиональное самовоспитание.

4. Этапы профессионально-личностного становления и развития пе­дагога.

5. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание учителя. Соотношение профессиональных и личностных качеств в индивидуальном стиле деятельности.

6. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально-педагогическая культура, культура педагогического общения, технологическая культура и культура профессионально-личностного самоопределения.

7. Педагогический такт учителя. Понятие «такт», «педагогический такт». Нравственно-психологические качества личности учителя как предпосылки педагогического такта. Особенности проявления такта учителя на уроке и во внеурочном общении.

8. Психолого-педагогическая готовность учителя. Компоненты психолого-педагогической готовности: индивидуальное педагогическое сознание; индивидуальная педагогическая технология и индивидуальная педагогическая техника.

9. Профессиональная компетенция учителя. Виды. Структура профессионально-педагогической компетенции.

Задания для самостоятельной работы.

Задания, обязательные для всех студентов:

1. Найдите в педагогической литературе определения педагогической деятельности, сравните их и подготовьте свои суждения по данному вопросу.

2. Изучив литературу по теме, заполните сравнительную таблицу:

Стиль общения Демократический Авторитарный Либеральный
Основная характеристика      
Отношение к ребёнку      
Методы, приёмы      
Возможный результат      
Вывод      

3. Найдите в литературе, педагогической прессе, из жизни примеры- ситуации в которых педагог не владел педагогическим тактом. Попробуйте «исправить» его ошибки.

 

Задания по выбору (для обязательного выполнения выбирается одно):

1. Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем:-«Моё представление о современном учителе»,- «Мой идеал учителя».

2. Используя различные источники по теме (например: -Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.,1987.;-Ильин Е.Н. Искусство общения.-М.,1982.;-Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.-М.,1989.;-Мелибруда Е.Я. Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения.-М.,1986. и т.п.) составьте пять правил-заповедей общения

3. Изучите своеобразие деятельности педагогов в различных типах учебных заведений, заполните таблицу:

 

Категория Объект деятельности Задачи, функции Формы деятельности Личностные качества
Учитель-предметник        
Классный руководитель        
Воспитатель группы продлённого дня        
Социальный педагог        
Руководитель образовательного учреждения        

 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А.Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-М.,1990.

2. Введение в педагогическую культуру: Учеб. Пособие /под ред. Е.В.Бондаревской.-Ростов-на-Дону, 1995.

3. Введение в специальность: Учеб. Пособие /под ред. Л.И.Рувинского.-М.,1990.

4. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество.-М.,1984.

5. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе.-М.,1965.

6. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.-М.,1980.

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.,1987.

8. Караковский В.А. Любимые мои ученики.-М.,1987.

9. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии.-М.,1994.

10.Мишина Л.К. Учитель как личность и профессионал.-М.,1994.

11.Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя.//Педагогика, №6, 1995.

12.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение.-М., 1986.

13.Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность –М.,2006

14.Основы педагогического мастерства /под ред. И.А.Зязюна-Киев, 1987

15.Профессиональная культура учителя /под ред. Сластёнина В.А.-М.,1993.

16.Профессия –учитель: Беседы с молодыми учителями /под ред. В.Г.Онушкина.-М.,1988.

17.Педагогический поиск /под ред. Баженовой И.Н.-М.,1991.

18.Раченко И.П. НОТ учителя.-М.,1989.

19.Ризз Г.И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве //Педагогика, №4,1995.

20.Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.-М.,1988.

 

Творческие задания:

1. Взять интервью (проанкетировать) старшекурсников или учителей по проблеме «Трудности и проблемы в деятельности учителя (молодого учителя)»

2. Найти в литературе или педагогической прессе примеры-ситуации, в которых учитель не владел педагогической техникой. Попробуйте «исправить» его ошибки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.