Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Песня 2. 2 страница




«Слушайте, девы, на земле! Вы соберитесь в селе, у старого кмета, свейте белые венки, и нарядите вы рала чтоб Древен молодец садился у рала, ведь в десной руке у него чистое вино с небес нынче же личень день,Древен -день.» Собралися девченочки у стара кмета убралися в белы венки.Спускалось к ним огненое облако, а с облаком Древен моладец. Одежды ему злотили и садился он у рала к трапезе и выставлял чисто вино, и угащал девчат и уста у них позолотилися, и он им слово говорит:«Ой, девы сестрички хоровод поиграйте, на три круга вам завертеть у рала и этот год вы орайте, да сейте белу пшеницу.

 

Следующую песню пели, когда играли окало рала.

Песня 2.

Милые подружки, сестрички, днесь наступает личень день Древен -день. Спускался Древен молодец, и садился он у рала, и выставлял чисто вино, да угащал нас трапезой, злото рала он заострял, так что хоровод уж играйте. Тройным кругом завертите, у рала, и у трапезы, в году быть багатой жатве.

 

 

XV1.

ИЗОЧ -ДЕНЬ*.

(изочь это 6 месяц, июнь)

Когда не было дождя сельская управа старейшин собирала девушек, и наряжали венками одну девочку - сироту, без отца, без матери, и водили её по селу и пели следующую песню:

Песня 1.

Ой, Боже, Перун, Слава тебе, Боже, на земле! На Изоч -день, отомкни ясный дворец, где спит яснае Солнце, или от тебя согласья нет, чтоб вышло ясное Солнце, да осветило долину и всё поле. Ясна заря, да над нашим городом вставала и на нивы с пшеницей нагревала, малое время три недели. Поле зазеленело и пшеница повыросла. Да рассердился всё Даждь Бог, разгневался, что девушки не вышли поводить девченочку*, которая живет без отца и без матери. Не одели её, не убрали, и венками не нарядили; и не ведут её городом большим, от двора ко двору, да дарами её не даруют, студёнай водой с головы до ног не поливают. И вот когда девы добром не стали водить девченочку, то Бог и разгневался и частой расою он не расит, а ещё беду он сотворил, пообещал что лишь когда три года минуются то только тогда он расой орасит! Пшеница тут повяла вся, да повысохла. И к тебе Боже мальбой молимся, чтобы замкнул, примкнул ты дворец, и три дня Солнце чтоб спало и не грело. И вот умилостивился Даждь Бог, и отмыкал бел кладенец, где у него облака и тучи. От кладенца воды он попил, и росою поле оросил. И теперь когда дойдёт Небесная Юда самовила у которой в десной руке золотой серп, а в шуйце хлебные калосья, мы тебе Боже, жертву в коле воздадим, белую пшницу принесём и отдадим. Да песню, Боже, тебе споём, чтоб жертва тебя достигла и на поле пойдем. Девченочки на поле песней тебе славу славят! Но петь девы ещё не пели как рассердился тут Перун Бог, и посылал глашотая, и крикнул тот, прокричал:«Ой, Солнце, ясное где же ты, где! Придержи ясные зори, чтобы не грели они землю, а то поле пересохло, колосья все попадали. Рассердился тут и Даждь Бог, что греешь ты малое время, три недели, и кладенец он затворил, прогнал он всё облака, да тучи, и воду он больше не пьёт, и и дождь теперь не идет.» Ещё глашотай не сказал. как услышало ясно Солнце, и зори попридержало, и заходит он во дворец, и тут ест, и тут пьёт, а потом заходит в спаленку, где его любезная ждет и три дня Солнце спит и кнам не идет. Даждь Бог с этим не соглашался, и не отмыкал бел кладенец, только пуще ещё рассердился. Повышли тут девченочки на поле и ломят руки белые плачут кликают, но их мальбы Бог не слышит! Тогда выходил старый боярин, и звезде он жертву воздает, и её мальбой молит: «Звезда ясная, светишь ты да высако, на небесах и видишь далеко, скажи кто грех сотворил, против Бога?» И тут звезда прокричала: «Стар боярин, мой клятвенник, что мальбою молешся, и что мне жертву воздаешь? Никто грех не сотворил! В вашем граде обычай был: что когда Бог разгневается, и не расит часту расу то собираются тут сразу девочки и находят девченочку- сироту. Приоденут её уберут, и венками нарядят и ведут деву со двора во двор. Там дарами её даруют, студёной водой поливают с головы и до ног обливают. Вот этим и жертвуют для Бога! И Бог сжалится, и отомкнёт бел кладенец, и напьются тут облака, и тучи, и заросит частая раса. А девы на это не соглашалися, с того Бог и разгневался. Тогда вот беду и сотворил три месяца уже рос не росил. Иди же, старый боярин девченочек, собери и обряд сей древний проведи. Пусть водой сироту поливают, а она тряхнёт да потрясёт, словно малая Перуница и к Богу с мальбой обратится: «Ой, Боже Даждь Бог, смилуйся надо мной, пожалей, осталась я одна, без матери, без отца и хожу я по городу, от двора до двора, и меня дарами дарят, из посуды крапят студёной водой, полей, Боже, крупным дождём, да частой росой» Так пропоёт девченочка, и богу она пожалится, попечалится, то тут же заросит крупный дождик, часта раса упадет и к вам Небесная Юда самовила придет, в десной руке у ней золотой серп, а в шуйце хлебные колосья.» Речь звезда не промолвила, как на небесах скрылася да облаком укрылася. Стар боярин в большом граде, собрал девченочек и нашел он сироту, а приодел её сам царь, чтоб всеувидели её красоту. Девчата её цветами убрали и младу невесту ходить по дворам послали и стали её там поливать с головы до ног обливать. Встряхнулася девченочка, будто мала Додола-Пеперица*, и к Богу с мальбой она должна обратится. Запела дева, и все завикали а царь с царицей её три монеты даровали. На голову, да на шею их прицепили и двери дворца отворили. И вот пошла она от двора ко двору, песню припеваючи ту. И Бог её песни внимал, и бел кладенец отмыкал, чтоб облака и тучи напились студёнай воды, и крупным дождём достигли земли. Калосья чтоб наливались и все Небесную Юду, встречать собирались. В десной руке у ней серп золотой а в левой сноп колосьев витой. Она их на голову сироте возлагала, и девчонак всех на жатву собирала, чтоб на поле они выходилди, и белу пшеницу косили. Речь им Небесная Юда рекла, зарок поручила, передала, чтоб когда с поля вернутся они, то Перуну жертву должны принести.

XV11.

ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ ГРОЗДИН -ДЕНЬ*.

 

Гроздица* самовила, ты при Боге сидиш на небесах, и выходиш во садок, и берешь белые гроздья, на Руя же вино давиш, и ему службу служишь, и мальбой молешся: «Ой, Боже ты, Руй! Послуг тебе, Боже, несу,малое время три года. Собираю белые гроздья, и давлю зелено вино, и тебе этим службу служу: но всё же отпусти меня, чтобы войти мне во садок, и чтобы вынести три лозы, да королю Марку во дворец, принести на землю, во дворце те лозы посадят; и соберут белые гроздья, да надавят зелена вина. А как будут брать белы гроздья, то тебе жертву воздадут.» И вот уже на земле белые гроздья, и зелено вино. И мы славу Гроздице славим! Днесь наступает личень день, и тебе Боже жертву воздаем. Девять девушек у лозы, главу лозою повили, и тебе мальбой молются: чтоб простер деснае крыло ты на лозы, и защитил их от недоли! Весь год хоровод играем, да с лозой на голове, а на ней белые гроздья: Хуй, хуй, (это не ругательство, а клич ликования) Гроздица! Мольбу нашу ты услышь и простри деснае крыло, и осени же всё лозы.

XV111.

ОВСЕНЬ. ТОРГОВЫЙ -ДЕНЬ*.

Одно время, сто лет назад, в селе Баня, воздавали в жертву три коровы, которых покупали всем селом, когда справляли Овсень (в древние времена новолетие или «Великий Овсень» справляли в день осеннего равноденствия 22 сентября и чевствовали бога Водана (по сообщению Костомарова 1804г. «Вода» в древности означало предводителя воинов, отсюда вое-вода), который пере-водил через водную преграду наших дедов из Края земли, материка Даарии) около осенних Дедов, и говорили, что когда те вышли из Край-земли, то перешли через Дунай как по-суху. Из-за этого тогдашний воевода поручил и записал, каждый год этот день празднавоть и воздать жертву. От того остался обычай, и в каждом селе воздавали по три коровы, все выходили к какой-нибудь реке, и там старый кмет воздавал жертву, все вооружались саблями, ружьями, пищалями и ятаганами (как и в современный новый год все палят и стреляют). Когда воздавали жертву все подбрасывали ружья, а девушки и хозяйки пели следующую песню:

Песня 1.

Ой, Боже Водан Водяной ты бог! Крайну землю заселили, населили и поля все поораяли. Потому и плачем что негде уже сеять, и пасти волов. Плач стоит при короле и сам король всё гадает, что делать, что же сотворить? Повёл он молодцов удальцов и девушек через поле, и пришли они до Белого Дуная. Долго сидели на Дунае целых три месяца и вот пришла Юда самовила, и такое слово говорила: «Эй, ты король что сидишь на Дунае? От Богов что ли согласья нет, чтоб миновать белый Дунай? Ты поведи млад удальцов, на гору, Буяну (есть остров Буян, находился в Сибири)*, и гору ты заселяй; там поставиш, город с башнями, и обручишся и женишься. на любезной своей красе. С любою той сойдёшся ты и родит она тебе мальчика, заветного - Сад*(Сак) коралевича. И когда дитя вырастит, и достигнет двести годов(этот был юношеский возраст потому что раньше жили долго), он у горы поселится, но там Сада король не обручится и не женится, а поведёт млад удальцов, и девушек дальше в другую землю, запущеную, пустую, незаселеную где ещё не ораяли, и не сеяли.» Речь Юда не промолвила, как король уж повернулся. Не стал сидеть он во дворце, и ушел на гору на Бывону (Буяну) пустую и запущенную, Юда там ещё не ступала и птица ещё не порхала. И король город ставил, и гору всю заселил, а потом обручился он с девушкай, прекрасною, прелестною, в лице её ясно Солнце, в груди её светлый месяц, по подолу часты звёзды, и родила она ему мальчика, заветнаго, чудеснаго, что с золотыми крыльями, и порхает он высоко, летает далеко. И вот растёт Сад королевич, подрастает, уже годится ему и женится, а гора то вся уже заселилася! И плач стоит во дворце, тут и король заплакал, закликал! Гадает, что делать, не знает куда идти? Послали Боги Юду Самовилу, на гору, во дворец, и прокричала она: «Эй, ты, король, что плачшь? У тебя есть мальчоночка заветный, пусть он готовится, чтоб пойти на белый Дунай, и для Богов жертву воздать, три коровы отдать, и при этом такое слово сказать: «Ой, Боже, Водан - Водяной тебе жертву воздаем, простри же ты десную руку, на бел Дунай, чтоб он замерзал, и чтобы нам его минавать, с молодцами и с девами, и идти на поле, что пусто и запущенно - где ещё не орают, и не сеят. Да возьму золото перо, сосновое, и напишу белу книгу, черна письма, да закляну я молодцев, и девушек, да закляну, приговорю: «Как только лето минется, и явится лютая зима, снежная то выйдут пусть на Бел Дунай, чтобы жертву воздать, три коровы отдать, чтоб простёр Водан десную руку, на бел Дунай и он замерзал и мы бы его минули да поле заселили.» И как только жертву Сада король воздаст, то замерзнет Белый Дунай, чтоб он его миновал. И будет у него сильное войско, в котором всё удальцы лихие, в руках у них лютые пики, да всё борьбою борятся. А Дивен король (предводитель коренного чернокожего населения древней Индии) не учился, не тянулся, и его войско закаченеет и замерзнет! Сад же король на поле поставит сильные города, и всё поле заселит» И с речью Юды король соглашался, он кликнул роднаго сына, и ему слово говорил: «Ой, сынку Сад король, хватит, сын, сидеть на горе. Молодцы уже скарб весь собрали, и ты веди их на дол на бел Дунай, где пустое есть поле запущенное и его, ты сын, засели.» Тут Сад ему ответ держит: «Ой, тятя ты прав мне Юда тоже совет дала, чтоб на неделе я уже выходил.» И речь Сада король не вымолвил, как собрались млад удальцы пригнали три коровы –да седлали борзых коней, и поскакали на бел Дунай. А бел Дунай всё протекал, не переплыть его не миновать. Слезал Сада король с борзого коня, и Богу жертву воздавал, три коровы отдавал и ему мальбой молил, и такое слово говорил: «Ой, Боже Водан Водный. Тебе, Бог, жертву воздаю, три коровы отдаю, простри десную руку на Бел Дунай, чтобы он замерз и оледенел и мы могли его миновать и пусто поле заселять. А ещё возьму я золотое перо, сосновое, и напишу белу книгу, черного письма, и закляну млад удальцов, и девушек, чтоб они всегда когда лето проходит и наступает зима выходили на речку чтоб тебе жертву воздавать и три коровы отдавать.» И Сада король тут жертву воздал и Белый Дунай весь замерзал, и эту преграду удальцы миновали и снова богов они прославляли. А Дивий король очень дивился и с Садой младым он в рати схватился и борются малое время они три месяца в схватке уже протекли. Да вышла тут девченочка, и прокричала: «Ступай лето, уходи, уже зима идет впереди.» И задули ветра вьюжные, студёные и снежные, а Дивный король холодов не знал, и войско свое не обучал. И пришлось им замерзать, и окаченевшими умирать. Так Сада король в борьбе победил и нов город заветный он заложил и всё поле потом заселил. Садился он во дворце да за стол и золотое перо, сосновое брал, и белу книгу, черна письма писал, и вней он так заклял, и потомков обязал: «Как только лето проходит и настает лютая зима, пусть все на речки выходят чтоб богам, жертву воздать, и три коровы отдать.» С того обычай остался в нашем граде, и на селе, что выходит молодой царь, и старый кмет на реку, и ведёт молодых удальцов и девушек, и вместе жертву воздают, богам песни поют да угащают всех гостей, чтоб помнили, да чтоб знали как матушку землю наши предки заселяли и Бел Дунай миновали.

 

До того, пока старый кмет не отдаст трёх коров и не сготовит еду, девушки и хозяйки пели эту песню; после накрывали трапезу и трое из них уходили в село созывать селян. Те приходили на реку и готовили каждый что мог, а три девушки пели следующую песню.

Песня 2.

Послушайте, млад удальцы, и девушки, хозяюшки! Повышел молодой царь, и старый кмет, да на реку на бел Дунай, для Бога жертву воздать, три коровы отдать и чтобы ещё раз познать как сидели мы на Край - земле, да на горе на Бывоне (Буяне), где вдоваль народились, да землю всю заселили! И потому собрали скарб млад удальцы, и девушки. и к Богу они обратились, чтоб послал Юду Самовилу, во дворец, дать совет воеводе Сад королю. Чтоб шел он за Бел Дунай где есть пустое поле, запущенное ведь никто на нём не садился, лишь Дивий король, который поле занимал, но его не засевал, а лишь шатался по горе и траву рвал (и бананы собирал). И вот Сада король уж на белом Дунае, и всё думает, он гадает, как переплыть тот бурный поток, и попасть на тот бережок. И вот Бог ему покров сотворил, Он десную руку на Дунай возложил и сразу же водный поток замерзал и Сада король его миновал. И с Дивьим царем он в рати схватился, его победил и там поселился. А после он белу книгу писал и черным письмом её заполнял, чтоб помнили в будущем млад удальцы как с Края земли их предки пришли. И чтобы Богам они жертвы давали и трех коров,

им отдавали, да к угащенью гостей приглашали и о предках героях им сообщали. Чтоб известие это до всех донести и праздник во славу Богов провести.

 

Когда девушка обходила село и пела эту песню, все селяне, и молодые и старые, жены, бабки и девушки брали еду, которую готовили дома, и уходили на реку, да садились к трапезе, девушки распоряжалися, напевая следующую песню:

Песня 3.

Ой, еште, молодцы и девушки, пейте. Еште корову святицу, пейте зелёное вино, трёхлетнее его послал Руй молодец от Край - земли, от моречка с Юдой самовилой, и ей он зарок положил: «Ты скажи, Юда, Саду, королю чтоб заселил пустое поле, запущенное да чтоб его ораяли девушки, и сеяли, а на меня не надеялись. Чтоб садили белую лозу, и чтоб родились Белые гроздья червоные, да давили зеленое вино, трёхлетнее. Пусть Богов не забывают, и жертвы им возлагают, да гостей угащают, млад удальцов и девушек. И ко мне пусть Сада молится, я пошлю ему зелёное вино трёхлетнее. Уродятся у него Белые гроздья, червоные, и пусть восславит Край – землю а если не восславит, то пошлю Мору Юду самовилу, чтоб ссеч ему русу главу» Дошла Юда самовила, подала зелена вина, трёхлетнего, и ему все передала, тут Сада король додумался, что лозу то ведь он не посадил, и Юду молит, чтоб пошла во Край – землю вошла бы там во садок, и сорвала белу лозу – И когда придет лета, весна, чтоб принесла её Саду королю чтоб посадил он эту белу лозу, а потом напишет он в белую книгу черного письма: «Ой млады воеводы! Как поле мы заселили, уже три года, и девушки тут ораяли, и сеяли, и я позабыл, что когда мы были во Край - земле, то там садили белу лозу, и пили зелено вино, трёхлетнее, и славу славили Рую молодцу, и ему жертву воздавали. Пришла Юда самовила, с Край - земли, и принесла белу лозу, я посадил её в саду и как народились Белы гроздья, я надавил зелена вина, трёхлетнего и теперь вам подарю белу лозу чтоб и вы славили Руя молодца, и жертву ему воздавали. А кто не придет в мой дворец, пошлю млад воеводу, чтоб ссечь русую голову.» Как написал король белу книгу, черна письма так седлали все борзых коней и прибывали, во дворец и король в зелен садок шел и вырывал белую лозу, и гостей подарками одарил. Пасадили её воеводы, и уродились Белы гроздья, червоные, и вина они надавили, и Рую жертву сотворили и его славой славили.. С того обычай остался, Сада король его положил: чтобы молодой царь, со старым кметом на реку выходил жертву там воздать, три коровы богам отдавать, и чтоб девушки еду готовили; и гостей созывали и на реку их собирали лето проважали и зиму встречали и так кричали: «Ступай лето, уходи, зима идёт впереди». Сада король хитёр, и умён, ведь в новой земле он всему название дал и реку Белым Дунаем назвал. Море соленое теперь Черным зовется, а новый город Котлицей речется. (Около половины рек Индии имеют такие же названия как и реки в Сибири и в Европе) И оставил Сада король белу книгу, черна письма в которой он зарекал, и поручал, что когда придет личень день, Овсень день да Торгов -день, чтоб выходили все на реку, и для Богов жертву воздавали, и три коровы отдавали и славою славили. Да потом угащали млад удальцов и девушек.

 

Как пропели эту песню, вставали от трапезы, и играли хороводы да пели следующую песню:

 

 

Песня 4.

Ой, Боже Водан, Водный Бог. Писал царь Белу книгу черна письма, чтоб когда будет личень день, да Торгав -день, молодой царь одевался да наряжался; и выходил он на реку жертву воздать три коровы отдать, да угащать молодцев, и девушек: Хуй, хуй, Боже! Хуй, хуй, Водан -Водяной! Да защити от кручины! Чтоб жили мы без печали целый год! Ведь приходит Овсеня день да Торгав -день. Девченочки на целый год, трёх коров позалотили, а младу царю девченочка, выткала бело сукно, шерстяное, позлачоное, а сама дева на горе, при стаде, отогнала бел корову, накинула золотой плоток и корову позлотила и гонит её на белый Дунай, на реку и подошел к ней батюшка, тебе Боже, жертву воздать, чтоб услышал ты молитвы наши и славления! Чтоб жили мы целый год да без забот, всё целый год от праздничного дня, до праздничного дня (годовой цикл) Овсеня дня Таргово - дня. (в древние времена многие славянские рода новолетие праздновали 22 сентября в день осеннего равноденствия, когда уже был собран урожай, в эти же дни устраивались и оссенние торговые ярмарки.)

 

Х1Х.

ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ КОЛЧЕВ -ДЕНЬ*.

 

В селе песнопевца, Бане, одно время. На 19 декабря (6 студня) каждый селянин выходил на реку «Кара-сун" и ловил рыбу, или покупал на рынке, готовил и угащал всякого, кого встречал из соседей. Это делал каждый селянин; но от всего села сам кмет наряжался в красивые, праздничные одежды, забирал от трёх до девяти девушек и уходил на «Кара-сун", и с дерева, сработанного в виде корабля, ловил рыбу, а девушки стояли на краю реки и пели следующую песню:

Песня 1.

Ой Колчу! Да как один молодец, любил свою любезную, красу Милу малое время да три месяца и больше её не любит и от того закручинился он опечалился. Да шатался он по горе и всё ловил мелкую дичь, а потом садился на бережок и видит перистую рыбу, что плыла всё по морю. И решил её схватить, чтоб отнести к матери, на вечерю. Сунул руку её схватить,

а рыба тут же в глубь ушла и тогда заплакал он запричитал. Услышила это Юда самовила, и сходила на море, да ему слово говорила: «Ой, царь что сидиш ты на море, и причитаешь всё? Давно тебя уж матерь ждёт, чтоб приготовить вечерю, и накрыть трапезу, а ты сидиш на берегу, плачешь, и причитаеш, ступай король, иди домой! У матери вчера была я во дворце,и там она люто кляла проклинала, что ты от любви всё на свете забыл, три дня на горе сидел, и мелкую дичь ловил.» И молодец так отвечал: «Юда я на горе не сидел, и мелкую дичь ведь не ловил, а увидел я солёное море, и садился на бережку и видел перисту рыбу, да руку я туда сунул, а рыба тут же скрылася; и вот теперь гадаю, думаю, что делать? Сердце моё же на море, а не при матери.» Юда в ответ и говорит: «Ой, царь, король. Ты еще ничего, царь, не видел, а сердце уже на море. А если по морю поплаваешь, что тогда же будет?» «Ай, Юда самовила! Моя земля вся заселена. Ко мне молодцы явились, и мне плачем плакались. Теперь гадаю, что делать, если полей пригодных к севу не останется. Ты мне, Юда совет дай, что, если море переплывём, то увидим ли пустое поле, запущенное.» «Ой, царь я тебе, совет дам что делать, Кораб* Бог на небесах, и на озере, и правит он кораблями, и они по его воле ходят так, как ходят Души* на небесах, вокруг Богов в послушании. Ясна звезда разгневалась, рассердилась и не даёт войти им в небесный дворец, а посылает вначале в озеро, чтоб банились, они и мылись. А озеро солёное, и плыть, его не переплыть и Кораб Бог сагласье дает, чтоб послать родного сына, Колчу молодца, который отвозит их на корабле, побанится на озеро и помытся. И лиш когда лица их засветятся, только тогда смогут войти они во дворец у Богов в послуге ходить. А знаешь ли что делать тебе? Надо у Кораба Бога согласья просить, чтоб послал родного сына, Колчу молодца, на землю, да на море с кораблём, чтоб научил семь королей, как им плавать, ведь до них никто ещё не плавал, и моря не переплывал, никто улова не ловил. Ступай же, царь, домой во дворец, тебя ждёт стара матерь, чтоб приготовить вечерю, и чтобы ты сел к трапезе, да повечерял, едва лиш Солнце выглянет и звезда тебе блеснёт, да кликнеш ты потом три плотника, три ерыги, что девушек не манили, да им не лгали, и пошлёш ты их на гору, срубить деревьев чтоб сработать малый корабль, и взайдёш ты на него и поплывёш по моречку, и наловишь пёркой рыбицы, и угостиш молодцев, и девушек. Потом к Богу мальбой помались, чтоб послал родного сына, Колчу млодца, на море, с кораблями, чтоб тебя учить плавать и управлятся с кораблём. Чтобы нашел ты поле пустое, и отвёл туда юнаков. Чтоб ораяли они, да сеяли. И когда пойдёш на поле и поставиш новый город, заветный, то справь там личень день Колчев -день, и в жертву воздай пёрку рыбу. А если жертву не воздашь, Кораб Бог, рассердится, и как полывёш по моречку, пошлёт он Юду самовилу Ветренну, и подует силён ветер, с бурею, и потопит твои корабли, и швырнёт тебя в моречко и бело тело твоё пойдет ко дну.» Реч Юда не произнесла, и уж вспорхнула к морю, только и видел её царь. И вот встал он, и отправился, к матери, а она ему выговаривала: «Ох, сыну, чем ты занимаешся, скоро уже три недели? Ни дичи ты не наловил, и сам лиш только вернулся? Еды я сама набрала.» Король не слово ей в ответ, не сказал лиш ей богату дичь отдал. Садится царь к трапезе, и ещё Солнце не всходило, ещё звезда не блеснула, как кличет он трёх плотникав, и посылает на гору, срубить деревья венцовы, и во дворец их доставить. И вот сработали они малый корабль, оснастили и на нем в море выходили и рыбу перку ловили. По морю корабль тихим ходом идёт, ни всполохнется – будто по небесам плывет под Богом. Исплавал король море солёное и возвратился во дворец и в жертву пёрку рыбу Корабу Богу воздал, да угащаньем всех угощал и мальбою молится: «Ой, Боже родной Боже, пошли, сына, Колчу молодца, на море, с кораблями, малым числом двенатцатью, чтоб меня учить плавать и управлятся с кораблём. Пойду я на поле, что пустое запущенное и отведу туда млад удальцов, и девушек, чтоб ораяли, да сеяли; а как пошлёш, Боже сына, справим там личень день, да Колчев –день. Для Калчака жертву воздадим» И Бог его мальбу услышал, и шлёт сына Колчу молодца, он на море с кораблями и научил Калчак царя плаванью. Тут выходил король на поле, с молодцами и девчатами поставил новый город и всё учил он своих молодцов, как им плавать по морю, и управлятся с кораблём, а потом ловил богатый улов, пёрку рыбу, и справил ею личень день, да Колчака –день. И всех угащал, когда богов прославлял. Девченочки тоже песню спели, а песней царя славили! За то что по морю он плавал, словно по земле ходил, и что молодцов научил, как управлятся с кораблём. С того песня осталась и поется в нашм городе и в нашем селе.

 

Лиш когда наловит старик рыбы, и лиш когда вернётся в село, девушки пели эту песню; когда приходили в село, то жены готовили рыбу в одном дворе; каждый готовил рыбу дома, но когда доходила весть. Каждый сначала шел во двор, где готовилась рыба, которую поймал кмет, и отломив от неё кусочек на пробу, уходил домой, созывал приятелей и угащал; одна девушка ходила по подружкам и созывала, напевая следующую песню:

Песня 2.

Эй, вы родные братья, родны сёстры! Вы слышали ли, или не слышали? Днесь наступает личень день, Колчев -день. Сошел Калчак с небес, до дворца в наш город и царя привёл к морю и ему слово говорит: «Ой, царь Щен король, как там во дворце, ты не слышал ли? Поутру ведь мой личень день, Колчев -день, ты мне поклялся, что в жертву воздашь пёрку рыбу и угостиш ты молодцев, и девушек. Теперь, царь ты сидиш, гадаешь, идти ли на море или нет? Смотри разгневается батюшка мой, Кораб Бог, рассердится, и как поплывёш ты по морю, пошлёт Юду самовилу, ветренну, и подует силён ветер, с бурею, и потопит твои корабли, а тебя швырнёт в море на дно! Ступай-ка, царь, на море, чтоб выловить богат улов.» И царь отправлялся на море, и восходил он на корабль, ведёт его Калчак моладец повыловить богат улов, пёрки рыбы. Теперь король уж во дворце, и жертву воздает, да угащением гостит. И посылает вестницу, чтобы звала, да кликала, а кто во дворец не придет то если поплывёт по морю то подует сильный ветер и корабль его весь разабьётся, а его самого швырнёт в море. А кто придет во дворец, и сядет к трапезе, чтоб царь его поподчивал, тому добро будет от Бога от Кораба. Колчак молодец прострёт десную руку, и корабль ею прикроит, и не потонет он на море, в пучине.

 

Когда уж совсем соберутся во дворе того, кто пригласил нескольких юношй и девушек, девушка выносила со двора трапезу, и садились, ели и пили, а три девушки пели следующую песню:

Песня 3.

Уж еште, молодцы пёрку рыбицу, пейте зелёнае вино, трёхлетнее, и пославьте вы славою, Щену короля! Он жертву воздал Кораб Богу, и его мальбою малил, чтоб послал родна сына Колчу молодца на море, чтобы учил он плаванью и ещё Бог сагласья не дал, чтоб послать родного сына, на море, а лиш шлёт Юду Самовилу, и та ему слово говорит: «Ой, царь что мольбою молишь и Богу жертву всё воздаешь? Бог твоих мольб не слушает, потому что клятвою не поклялся что когда пойдёш на поле, и поведёшь млад удальцов чтобы поставить нов город, что справишь личень день, Колчев –день и для Бога в жертву воздашь пёрку рыбу; и угостиш молодцов и девушек. Поэтому выйди на море и прокричи: «Эй, море, солёное! Тобою, я клянусь! Что б послал Бог родна сына, Колчу молодца на море, чтобы меня учить управлятся с кораблём, а когда я пойду на поле, и поставлю новый город, то справлю личень день, Колчев –день!» Такой совет Юда самовила дала, и Щен царь согласие тоже давал и выходил он на море, и клятвою морю поклялся. И Бог согласие давал да родна сына Колчу посылал, чтоб он учил Щена царя управлятся с кораблём, и плавать по морю. И вот исплавал он море салёное и увидел пустое поле запущенное и повёл туда молодцов удальцов и девушек, и то поле они заселили и поставили новый город. И справляет Щин царь личень день, да Колчев –день и жертву воздает, да угащением гостит. И потомкам он зарок положил, и клятвою поклялся, да заклялся, чтоб справляли Колчев –день. И вы клятвою клянитесь, да заклянитесь Богу жертву воздавать Колчака славой прославлять

 

Другая песня поется вечером.

Песня 4.

Летела Юда прилетела с небес, так как Бог посылал её во дворец, и он зарок ей давал, и поручал, когда придет личень день, Колчев –день, то славить Калчака молодца и ему жертву воздать, пёрку рыбу подать! Да угащать же молодцов, и девушек, и чтоб с Калчаком они славили и Щена короля. И ему жертву же воздаем, потому что научил он на море плавать и повёл нас от Края - земли, да привёл нас он на поле, что было запущенным. И то поле мы заселили, опселили. Хуй, хуй! Щен король, слава тебе на земле! Свет твоей душе в небе!

 

ХХ.

ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ ЛАДОВ *.

Песня 1.

Ясная Звезда на Бел Дунае банится, а Лад же сбился с пути, выходил он на Дунай и пытает Звезду: «Ясна Звезда, что ты слетела на Бел Дунай да всё банишся! По вечеру Клыч летает, он нацелит рукой на Дунай, и тебя подстрелит.» «Ладо, родной воевода, смени ты путь и меня не пытай, не спрошивай. Утром я, Лад буду младой невестой, ведь на мне женится ясно Солнце и тебя на свадьбу он приглашал. Тебе подарок посылал, я тебе крылья прилеплю, сестра мне их позлотила и ты по утру рано упорхнёшь на небеса на свадьбу.

Песня 2.

Выпорхнул Ладо с небес на землю и на гору запорхнул, и пошел Лад в царёв город, на царёв двор, да крикнул Лад, прокричал: «Царица, млада гузица*, лелеиш ты дитя в люльке; Возьми же его на руки, снеси на двор, со мною Юда идёт, дитю хоровод поведет, да ему шапочку сплетёт, унижит жемчугами её. Злотая чаша у неё в руке, а в ней чудесная вода для твоего дитя, чтобы сильным царём стал, славным воеводой.

Песня 3.

Злотился Лад, позлотился, и порхает он над землёй из града в город, от села к селу и Богам мальбою молится: «Ой, Боже Рас*(Рос, а есть и богиня Рося), сидиш ты, Боже, во дворце злоты ключики у тебя на руке, бел кладенец тобой замкнут и часта роса не расила, а теперь уже люта зима, снежная. Как лето, Боже, явится сними же ключик с руки, и Бел кладенец отомкни, чтоб часта раса заросила, посевы зазеленила. Трава к полю прильнула и ясные пташки пасутся, и крылья у них позлотяться и по полю полетят, а их девы пойдут собирать, на головы венки вить и одевать и тебя Боже восхвалять да прославять» Лиш только Лад объявился, и прилетел, часта раса проросила, и частый дождь на поле пошел.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.