Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Веда славян




ЗОЛОТАЯ КНИГА

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 

Издавая первую книгу древних болгарских народных песен под заглавием «Веда Словена» (Стефан И. Верковичъ. Белград 1874г.), я не надеялся что буду впоследствии иметь счастье открыть и собрать в Родопских горах гораздо более богатое сокровище памятников древней славянской народной культуры неизвестных авторов, в неизвестной стране Македонии и ещё менее известных времён.

В этом втором томе находятся исключительно обрядныя песни, разделяющияся на двадцать один разных праздников, и заключающие в себе до 15000 стихов, вследствие чего этот том далеко более объёмистый, чем первый.

Хотя я желал поместить в нём все обрядные, до сих пор собранные мною песни, около 30000 стиховъ, но, видя в настоящее время невозможность такого предприятия, я должен был ограничиться только тщательным выбором лучших песен, лишъ скорее представить этот том в руки читателя. Кроме вышеупомянутых праздников я поместил в эту книгу ещё два прибавления, из которых в первом томе находятся в песни одного только певца, а во втором включены некоторые песни, могущие послужить несколько к разъяснению более тёмных вопросов родопских открытий вообще.

Наконец, мне кажется необходимым указать, что песни этого тома собраны мною из уст Помаков - или мусульманских Болгар - и ни одна от христиан. Они собраны по базарам Македонии и Фракии - в Валовиште, Варакли-Джуми, Неврокопе и др., и именно:

Песнь 1. "О Колядове - дне" получена от певца Эхя-ага из селения Селче Татар-Пазарджийской Каазы; песнь11. "О Мразных - днях" получена от певца Хасима изъ села Чавдарли Татар Пазарджийской Каазы.

Песнь 111."О Щуровом - дне" получена отъ певца Ибраим-аги из села Джиджево Невропской Каазы; песнь "О Щуровомъ - дне", другая, получена от певца Халила из села Тепленъ Неврокопской Каазы; песнь 1V "О Велесовом - дне", получена от певца Сюлюмана из села Касакли Татар-Пазаржийской Каазы; песнь V "О ласточкином - дне" получена от певца Ибрагим -аги из села Джидово Невракопской Каазы; песнь V1 " О Первомъ - дне" получена от певца Халила из села Теплена Неврокопской Каазы; песнь V11 "О Майскомъ - дне" получена от певца Эхя-аги из села Селче Т. Пазарджийской Каазы; эта же песня получена от певца Исиина из села Кочена Неврокопской Каазы; песнь V111 "О Говитом - дне" получена от певца Фетушъ-аги из села Крушево Неврокопской Каазы; песнь 1Х "О Сырном - дне" получена отъ певца Далила из села Крабула Неврокопской Каазы.

Песнь Х "О Ярилином - дне" получена от певца Фетуши из села Теплена Неврокопской Каазы; песнь Х11 "О Святовитовом - дне" получена от певца Димир-аго из села Долно Дряново Неврокопской Каазы; песнь об этом же получена от Сайта из села Рибницы Неврокопской Каазы; песнь Х11 "О Духовом - дне" получена от певца Далила из села также Крабула Неврокопской Каазы. Другая песнь об этом же получена от певца Саита из села Рибницы Неврокопской каазы; песнь Х111 "О Вышнем - дне" получена от певца Исиина иъ села Кочена из села Кочена Неврокопской Каазы; песнь Х1V "О Зареве - дне" получена от певца Фетушъ-аги из села Крушево.

Песнь ХV "О Древнем - дне" получена от певца Хасима из села Чавдарли Т. Пазарджийской Каазы; песнь ХV1 "О Изок - дне" получена от певца Саита из Рибницы Неврокопской каазы.

Песнь ХV11"О Гроздьевом - дне" получена от певца Фетуши из села Теплена Невропской Каазы.

Песнь ХV111 "О Торге - дне" получена от певца Али-Аги из села Банье Т. Пазарджийской Каазы; песньХ1Х "О Колчеве - дне" получена от того же певца; песнь ХХ "О Ладо - дне" получена от певца Фетушъ-аги из села Теплена; песнь ХХ1 "О начальном обучении детей" получена от певца Хасана из села Абланницы Неврокопской Каазы; песни 1-го прибавления получены от певца Исиина из села Лъжены Неврокопской Каазы; песни 11 прибавления получены от певца Мехмета Шубова из села Фъргово Неврокопской Каазы..

Все эти песни списаны с уст народа по базарам моим другом Гологановым И.

Ст.И. Верковичъ С.-Петербургъ 1 Мая 1881 г.

 

Разговор с Хасанам из села Корава.

(Разговоры записанные Галаганавымъ, а так же песни об Арфее (в конце) приводятся из книги Ив. Багданава «Веда Словена» (София)).

- Тем песням, которые ты мне рассказал, от кого научился?

- Научился им от друга, каторый был известным песнопевцем повсюду в наших сёлах. Тот знал и много других песен, но не мог сразу им научить, знал одну песню, которая, чтобы спеть, длится три дня и три ночи, мне очень хотелась её выучить, но не смог, уж очень была большая, так мне стыдно, что не смог её запомнить, но что делать, раз господь не дал мне столько ума, сколько дал другу, много раз мне её он пел, чтоб я выучил. А как увидел, что никак не могу её запомнить, заплакал и сказал: "Ах! Пока я жив еще, славятся наши деды этой песней, которую пели наши цари, а как умру то со мной вместе пропадёт и песня, которая осталась и сохранилась у нас, что поётся только в не четные годы "…Вот ты удивляешся, барин, и другие многие удивлялись, как и ты! А мы такими не были молодцами, потому и господь не давал силы ума, чтобы что только слышать, запоминать, как ты пишешъ в книгу, тогда и я записывал в уме то, что слушал. А ведь и то от Бога, чтобы перенимать что-либо от наших дедов. Имел такую охоту на песни, что только однажды как услышу какую песню, какая бы ни была большая, записывал её в ум как в книгу, того и дед удивлялся мне, и говорил мне всё, что держал в уме. Не приохотились к песне, и дарожили, когда слушали, все наши ребятишки ничего не знают, потому что им говорили учителя, что петь песни грех, и кто их поет, того считают неверным. Пять лет назад пришел в село один учитель из Арчелибийска во время Рамазана. Так допрос устроил нашим учителям, чтоб кто поёт песни, того не пускать на службу. Тогда и мне допрос устроил, чтоб не пел. Три недели не ходил на службу, и с тех пор больше не пел. Всё, что тебе рассказывал.

- Как тебе дед рассказывал песни, что ты их выучил?

- Он мне говорил, что его дед, от котораго он научился песням, заверил его насчет их, и заклял, что не будет тому добра, кто не расскажет их другому, кто только ни захочет. Каждый вечер мне рассказывал, и за короткое время научил петь нескалько песен.

Разгавор съ Памакам Хасимам из села Чавдерли,

Пазарджыйской каазы относительно народности.

- Очень благадарен тебе, друг, что рассказал мне столько песен, которые со времён ещё наших прадедов, и которые до сих пор хранили для их почитания, но теперь ещё тебя расспрошу и о других, умаляю тебя мне их рассказать.

- Да ведь, барин, расспрашивай меня как только хочешъ и то, что знаю, тут же тебе расскажу: я завсегда к тебе как к брату; хорошие деньги, что ты мне дал, упали мне с неба, как от Бога, чтоб купить жита детям, чтоб продержатся почти две недели с Божъей помощъю, веришъ ли, барин, оставил детей с десятью пудами жита, но теперь буду продавать дёготь, как только его продам куплю жита, но когда вернусь домой, чтобы накормить детей, уж и не знаю, и доживут ли мои детки; и детей сына я ещё кормлю, ведь забрили в службу на два года.

- Бог за нас, друг, за всех и за тебя. А знаешъ ли, или слышалъ, вы, Памаки, как дошли и осели в горах Доспатъ.

- Когда дед мьня учил и рассказывал песни, плакал и говорил, что когда-то наши деды слыли самыми знаменитыми богатырями на земле, и населяли Край землю, их Воевода Помак, удальцом и волхвом* называемый, летал как птица, да ходил даже по небу, да служил Богу, который дал ему приказ пойти в Юдольскую* землю, чтобы научили его Юдоли* всяким занятиям, особенно битве, когда будет ходить на орды*. Тогда, когда ходил, полюбил дочъ Юдольского* короля и женился на ней, да забрал её во дворец. Рас пришла к нему во дворец толпа, плача, не хватает на всех места для пахоты и пастбищъ для скота. Тот задумался, что делать. Госпожа заходитъ к нему и говорит, что хватит сидеть на этой земле, а пора взять сабли и стрелы, собрать молотцов и искать другой земли. Тот послушал госпожу, и тогда собрал самых молодых удальцов, девушек и господарок, нат удальцами он был воеводой, а девушкам и господаркам головой была его госпожа, ходил по земле, где пройдёт и захватит землю, там ставил своих воевод управлять теми местами. Какими городами овладевал, давал им другие названия, подобные именам городов в Край земле, так поступал с реками и с морями, чтобы дружине было как на Край земле. Когда захватил много земли и ему надоела уже ходить, спрашивает он госпожу, годится ли ему собрать воевод и тогда поделить землю, которую захватил с девятью большими городами, чтобы бросить жребий каждому управлять той землёй; на кого падёт жребий, а ему быть над ними первым воеводой и решать всё, что до него дайдёт. Госпожа на то не согласилась и сказала ему, что нужно ещё ходить по земле, пока не встретят такие горы, как Дольские, и захватив их, там осядут, да поставят города и сёла, а другие воеводы сядут по полям, а он в горах и, как в Край земле воеводы жили в горах при Дольскам короле, да искали у него суда и учились каким-либо занятиям, так и теперь воеводы пусть являются к нему в горы и учатся чему бы та ни было у него. Тогда он послушался госпожы и искал такие горы, пока не дошел в Доспатъ, которая тогда была пуста, но он поставил города и сёла и заселил их, а в память таких гор в Край земле, назвал её Бела гора и Белюр горы, в которые тогда, когда заселили и везде стали известны, начали приходить с Края земли Доли, которые учили народ всяким занятиям. Оттого начали верить, что сами Боги спускались в горы и учили людей чему-нибуть. А от того воиводы Помаша стали мы и ведёмся от помашского рода, ещё когда у нас были цари; удалей нас не было ни кого, потому что им помогали Юдоли, но как говорил мне дед, что когда-то ещё вернутся к нам те златые годы, в которые наши сыновья покажут удаль, которой все устрашатся.

- Кагда шли нашы деды па той зьмле, не была ли у нихъ письма или книхъ?

- Дружыщэ, баринъ, а чомъ ищо ты мьня спрашываишъ, вьдь гаварилъ ужэ тьбе, што ани были самыми учоными въ то время. Дедъ мне рассказывалъ, што у нихъ были учытьля, каторые имъ калоли жэртву…да гаварили што настаньтъ. Той веры была многа книгъ, но въ самамъ высшъмъ пачоте были песни, каторые ани пели, кагда выхадили на рать и кагда на нихъ нападала какое-нибудь зло. Учытьль пелъ и калолъ жэртву для Бога, а девушки свистели въ свирели и управлялись съ хазяйствамъ. Какъ хочъшъ, баринъ, а ушъ паверь, што нашы деды таво времьни были были самыми учоными на зьмле, и все другие прихадили, штопъ спрасить у учытьлей какъ што делать.

- Нь слышалъ, где-нибуть пападалась что-нибудь атъ техъ книгъ или свиткавъ?

- Дедъ мне гаварилъ, што такие книги были въ каждамъ сьле въ Доспате, пака нь пришли инаверцы. Тагда нашы враги сильна притьснили дедавъ съ верай, такъ, што никто изъ малатцовъ ни храбрастью, ни удалью нь могъ взять, начали зжыгать те старые книги, асобьнна прежней искуснасти; тагдашний нашъ царь издалъ указъ, у каво найдутъ те старые книги, то таво накажутъ смертью. Тагда некатарые противъ царскава павьления устроили васстание, но царь съ помащъю враговъ пьрьсилилъ ихъ и разагналъ; адни прьтпачли аставить атецъства, но нь веру, и разашлись па разнымъ землямъ, а другие тайна хранили старую веру и книги. Такъ расправились нашы враги, штобы нь апасатца нашыхъ дедавъ, но дастигньмъ жэ верай таво, чъво удалью не смагли и сахранимъ жэ нашу чэсть ва всёмъ, што изъ насъ праизашло, и патомъ ищо прийдётъ время, кагда нашы дети патомъ вазьмутъ верхъ, патаму што и Богъ нь даётъ сагласия, штобы правили толька те, атъ каторыхъ всё праизашло на зьмле.

- Нь знаишъ ли, тьперь есть где-нибуть скрытые такие старые книги?

- Можътъ и есть где скрытые такие книги па землямъ, каторые учытьля укрывали па странамъ, штобъ нь нашли ихъ враги. Пять летъ назадъ мне рассказывалъ кое-кто исъ сьла Дьовленъ, што, кагда строилъ хату, выкапалъ адинъ сундукъ для пуль; въ томъ сундуке ничъво не была, кроме пьти кожаныхъ книхъ, каторые, онъ вытащылъ и паказалъ учытьлю. Тотъ иму сказалъ, штопъ крепка хранилъ и никаму нь давалъ, а держалъ ихъ дома, пака нь прийдётъ за ними кто-та изъ Масковскай зьмли, и дастъ ищо за нихъ многа деньгъ, и акажътъ бальшой пачотъ, што въ иво доме нашлись такие старые книги ищо съ таво времьни, кагда нашы деды были въ Край зьмле. Приятель, какъ научылъ иво учытьль, да сьводняшньва дня хранитъ ихъ въ сундуке и держытъ иво закопаннымъ въ адномъ месте въ доме, съ техъ поръ, какъ выкапалъ иво изъ зьмли, прашло, можътъ, летъ дватцать. Другой приятьль исъ сьла Баня гаварилъ мне,, што кагда оралъ ниву нашолъ адну мальнькую пьщэрку, въ каторай была многа чълавечъскихъ кастей, а срьди нихъ былъ сундучокъ изъ жълеза, въ каторамъ были залатые перстни, серьги и ажърелья, и две очънь бальшые книги, те перстни и другие драгацэннасти онъ павытащылъ, а книги аставилъ тамъ и привёлъ учытьля исъ сьла, штопъ тотъ пасматрелъ ихъ и прачыталъ. Учытьль ничъво нь смогъ панять, атъ таво рассердился, развёлъ агонь и спалилъ ихъ. Гаварилъ, што то ищо атъ калдавтства ньверныхъ, и если ихъ найдётъ какой-ньбудь ньверный, тутъ жэ прачтётъ и тутъ жэ узнаитъ, што у нихъ была кагда-та царства, чъво не патерпять у насъ, турки. А залатые драгацэннасти пьрьтапили иму у аднаво чъканщыка въ Пазарджыке, и темъ паправилъ сваё хазяйства. И такъ, баринъ, па нашымъ сёламъ далжно быть многа местъ, въ каторыхъ старые книги зарыты въ землю, или спрятаны ва дваре, но тьперь ужъ никто нь вытаскиваитъ, а прячутъ въ тайникахъ. Кагда-та была ищо большэ, если бы ихъ нь жгли учытьля, а тьперь многие приятьли мне сказывали, што нахадили такие книги, но нашы учытьля ихъ жгли.

- Дай Богъ, другъ, ньмедльнна пасылай ка мне, какъ наткнёшся ты на што-нибудь исъ таво залатова времьни нашыхъ дедавъ, а чэрьсъ тьбя патомъ вы, Памаки, и дабьётесь той чэсти, каторую имели кагда-та. Патаму умаляю тьбя, какъ толька вдргъ узнаишъ а такихъ книгахъ, сразу штопъ шолъ въ сьло Дьовленъ, а на сколька дней аставишъ сваю работу, тутъ жэ тьбе аплачу паденнае, па 6 гр., а если извльчошъ и приньсёшъ те книги, и если эта те книги, въ каторыхъ записаны песни нашыхъ дедавъ, тутъ ужъ выдамъ тьбе награду въ 1000 гр.:

- Харашо бы, баринъ, я тьперь пахажу месяцъ па сьлу да паспрашываю а такихъ книгахъ, и сагласьнъ, если заплатишъ па 6 гр. падённа, а если удастца угаварить приятьля изъ Дьовлена прадать мне книги, тагда какъ быть, вьдь у мьня нетъ жыта на 20 гр. въ доме, а бьзъ деньгъ можътъ и нь дать, можътъ и дорага за нихъ запрасить.

- Ты сматри толька, штобъ иво угаварилъ аддать, а зъ дьньгами тагда устрой пусть самъ приходитъ, штобы толька принёсъ книги, а тагда пагаваримъ и а цъне, если нь сможътъ прийти, тагда ты узнай пра цэну и тутъ жэ прихади ка мне за дьньгами.

- Такъ, баринъ, и будьтъ, и тьперь а томъ пазабочусь, ищо прайду па другимъ сёламъ распрастраню, но тьперь скора нь смагу дайти да тьбя, патаму што тьперь многа придётца наниматца въ работу па нашымъ сёламъ.

- Харашо, какъ толька сможъшъ, такъ прийдёшъ, толька гльди, найди где-нибуть старые книги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.