Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы местного самоуправления (управления)




 

Системы местного самоуправления (управления) – показатель взаимосвязи и взаимодействия государственных органов и местных органов власти. Применительно к системам местного самоуправления мы будем использовать именно данный термин, а не термин «органы местного самоуправления», так как не во всех государствах местные органы власти являются по своей сути органами местного самоуправления. Соответственно и сложившуюся систему более правильно называть системой местного управления.

В настоящее время выделяется четыре системы местного самоуправления (управления): англосаксонская, континентальная, смешанная и советская.

Англосаксонская система сложилась в Великобритании и существует в целом ряде прогрессивных государств: США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др. Все они принадлежат к системе общего права, что накладывает отпечаток и на организацию местного самоуправления.

Характерной чертой этой системы является отсутствие на местах полномочных представителей государства, контролирующих и опекающих муниципальные выборные органы власти (в первую очередь, представительные) на уровне муниципальных образований. В результате, местные органы власти действуют самостоятельно (автономно) и не зависят от воли государственной администрации при принятии решений по вопросам местного значения, действуя в пределах предоставленных им полномочий.

Местные представительные органы власти формируются путем выборов сроком на три-четыре года. Следует учитывать, что наряду с выборными представительными органами местного самоуправления, избираться могут и должностные лица. Так, Конституция штата Иллинойс (США) устанавливает, что в каждом графстве штата избираются сроком на четыре года шериф, клерк графства и казначей. Исполнительно-распорядительные органы власти нередко не создаются, а распорядительные функции берут на себя различные структурные подразделения представительных органов местного самоуправления.

Особенностью англосаксонской системы является четкое определение полномочий органов местного самоуправления. Действует принцип позитивного правового регулирования, согласно которому органы местного самоуправления вправе совершать только действия, которые непосредственно предписаны законом.

Отсутствие представителей государственной власти на местах, не говорит о том, что органы местного самоуправления не контролируются ими. Контроль осуществляется косвенным путем через центральные органы государственной власти. Например, в Великобритании имеет место контроль по трем линиям:

1) парламентский;

2) судебный;

3) административный (согласно Акту о местном самоуправлении 1972 г. введена должность комиссара по делам местного самоуправления).

Местное самоуправление осуществляется в различных по типу муниципальных образованиях. Так, в Великобритании это три уровня: графства, округа и приходы. Вместе с тем, следует учитывать, что органы местного самоуправления всех уровне самостоятельны, и не соподчинены друг другу.

Российская Федерация по своим чертам в организации местного самоуправления ближе к англосаксонской системе, нежели к иным системам.

Континентальная система местного самоуправления существует в большинстве стран мира (Франции, Италии, Испании, Греции, странах Латинской Америки, франкоязычных странах Африки и т.д.). Родиной данной системы является Франция и поэтому её иногда называют французской.

Характерной чертой этой системы является наличие параллельно действующих двух уровней власти на местах: государственного управления и местного самоуправления. В территориальных единицах действуют одновременно назначаемый государством представитель, и формируемый местным населением выборный представительный орган муниципальной власти – совет. Таким образом, для данной системы характерно наличие прямого государственного управления на местах.

Во Франции существует несколько уровней, на которых осуществляется местное самоуправление: регион, департамент, округ, коммуна. Выборными органами власти являются: региональный совет (на уровне региона), генеральный совет (на уровне департамента), совет округа и муниципальный совет (на уровне коммуны). Назначаемыми государством должностными лицами являются: комиссар Республики (на уровне региона), (префект департамента); супрефект округа. Что же касается коммуны, то на данном уровне имеет место должность мэра, избираемого из числа советников муниципального совета.

Решения местных представительных органов власти по общему правилу приобретают силу лишь после того, как будут доведены до сведения государственного чиновника, осуществляющего контроль и опубликование. Государственный чиновник проверяет данный акт на соответствие требованиям закона.

В странах с континентальной системой получил распространение принцип негативного правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, в соответствии с которым они вправе осуществлять любые действия, не запрещенные законом.

Смешанная система местного самоуправления действует в целом ряде государств (Германии, Австрии, Японии, Индии, Египте и иных) и сочетает в себе черты как англосаксонской, так и континентальной систем местного самоуправления.

Характерной чертой этой системы является наличие на местном уровне должностного лица, являющегося одновременно и представителем государственной власти, и звеном муниципального управления. При этом существует и выборный орган муниципальной власти. В Германии главы администраций районов (ландраты) являются одновременно и государственными администраторами, назначаемыми правительствами земель (в землях Саар и Рейнланд-Пфальц) и муниципальными чиновниками – председателями районных собраний. Главы префектур в Японии (префекты) избираются населением префектур, и, являясь главами местных администраций, обладают целым рядом государственных полномочий.

Действуя в качестве представителей правительства, выборные главы местных администраций осуществляют административный надзор за деятельностью местных представительных органов власти. Они вправе приостанавливать на определенный срок решения муниципальных советов, обращаться с предложениями к центральным органам государственной власти о роспуске тех советов, которые систематически нарушают законы и т.д.

Советская система местного управления имеет принципиальные отличия от всех ранее рассмотренных систем местного самоуправления. В настоящее время она существует в странах, относящих себя к социалистическому лагерю – в Китае, КНДР, Кубинской республике и др.

Характерной чертой этой системы является отсутствие местных органов самоуправления как таковых. Местные органы власти представляют собой органы государственной власти, действующие на местном уровне. Конституция Республики Куба характеризует ассамблеи народной власти как органы государственной власти на местах, осуществляющие управление с целью реализации государственных функций в соответствующих территориальных единицах.

В основе данной системы лежит принцип отрицания разделения власти, провозглашается полновластие представительных органов – советов на местах. Все остальные органы считаются производными от советов. При этом исполнительные органы власти подчинены и представительным и вышестоящим исполнительным органам власти. Так в Китае исполнительными органами местной власти являются поселковые старшины, волостные старшины, начальники районов, начальники уездов, префекты округов, губернаторы провинций. Нижестоящие подчинены вышестоящим.

Ещё одна важная черта – решающая роль партийного аппарата. Советы, хотя и провозглашаются полновластными органами, находятся в зависимости от партийных организаций. Система управления основана на слиянии аппарата правящей партии с аппаратом государства. Таким образом, любые местные органы зависят от решений правящей партии.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что советская система вряд ли претендует на статус системы местного самоуправления, её следует называть системой местного управления или системой местного государственного управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.