Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система очистки сточных вод




Тема 8. Тайна жизни.

Урок 16

Тема: Что называется системой. Сборка простейших систем.

Цель. Дать понятие системы и её признаков.

Оборудование. Иллюстрация различных природных объектов и бытовых предметов, механизмов.

Практическое задание. Привести примеры систем в природе и жизни человека.

Ход урока.

1. Теоретическая часть.

Когда в жизни мы употребляем слово «система»? Например, нервная, водопроводная, перевозок, Солнечная, школьная и т.д.

Что же такое система? Из чего она состоит? Можно использовать в качестве примера школу. Важно показать значимость всех компонентов.

 

                                                             
   
     
   
 
           
 
 
         
 
           

 


Составить систему «Школа», используя слова для справок: директор, завучи, учителя, ученики.

Можно ли обойтись без какого – либо незначительного компонента?

Связаны ли компоненты между собой?

Выделение признаков системы:

-состоит из различных компонентов;

- компоненты системы взаимодействуют между собой;

- система обладает целостностью;

- система обладает новым качеством, которое отсутствует у отдельных её компонентов.

1.Решетка для механической очистки сточных вод (просветы в решетке 2 – 3см).

2. Песколовка (огромная емкость, в которой вода движется со скоростью 0,3 метра в секунду, осаждающийся на дно песок периодически убирают).

3. Отстойник глубиной 2м, где вода, практически не двигаясь, находится около 2 часов. На дно оседают мельчайшие частицы. Сверху удаляют всплывшие пятна – жиры и нефтепродукты.

4. Аэротенки – специальные камеры, в которые подаётся сжатый воздух. Он вызывает бурное перемешивание воды. Вся органика переходит в хлопья ила, затем эта смесь поступает в огромный резервуар. Здесь хлопья оседают на дно в виде частиц.

5. Добавление в воду хлорки с целью обеззараживания.

Можно ли исключить из данной системы хоть один элемент? Какие последствия это может иметь?

Практическая часть.

Учащиеся приводят примеры систем в природе и жизни человека, выделяют признаки каждой системы.

3. Обобщение.

4. Домашнее задание. За какой системой в природе мы можем понаблюдать? Выбрать дома два одинаковых растения, одно из растений поливать очень редко, а за

другим ухаживать как обычно. Сравнить результаты наблюдений.

 

 

Урок 17

Тема: Наблюдение: системный подход к изучению растения.

Цель. Дать понятие целостности системы и функциональной связи между компонентами системы.

Оборудование. Комнатные растения, гербарий.

Практическое задание. Провести наблюдение за двумя одинаковыми растениями, одно из которых не поливать 1 – 2 недели, а за другим ухаживать как обычно, сделать выводы.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания.

2. Теоретическая часть.

Можно ли природу определить как систему? (Есть компоненты, взаимодействующие между собой, выполняющие каждый свою функцию, природа обладает целостностью, единством, нет ничего лишнего, природа обладает новым качеством, отсутствующим у её компонентов).

В чем проявляется это новое качество?

- Природа обладает новым свойством – она живая.

Каковы особенности природы как системы?

- Это открытая система, т.к. в неё постоянно поступает энергия (солнечная и земных недр).

- Природа прошла длительный путь развития, формировалась постепенно, менялась и продолжает меняться сейчас.

- Природа сама себя строит, поддерживает в «рабочем состоянии», «ремонтирует», регулирует и воспроизводит.

Вывод: Природа – развивающаяся и саморегулирующаяся система.

3. Практическая часть.

Рассказы детей о наблюдениях за растениями.

Наблюдение за растением, которое учитель накануне посадил или за два дня вытащил из почвы и оставил без воды.

Выводы: нарушена целостность системы, которая обеспечивает жизнь растению.

4. Обобщение.

5. Домашнее задание. Придумать пример системы «растение – животное».

 

 

Урок 18

Тема: Общая характеристика природной экосистемы. Наблюдение: аквариум – искусственная экосистема.

Цель. Составить общую характеристику природной экосистемы.

Оборудование. Аквариум или его иллюстрация.

Практическое задание. Понаблюдать за жизнью в аквариуме и определить, чем искусственная и природная экосистемы похожи и в чем их различие.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания.

2. Теоретическая часть

Каково устройство природы? Что мы об этом уже знаем?

- Природа – единая развивающаяся система, все компоненты природы взаимодействуют между собой и влияют друг на друга.

- Все компоненты состоят из одних и тех же химических элементов, но образуют разные вещества.

- Все в природе подчиняется общим физическим законам и математическим закономерностям.

- Человек – часть природы и подчиняется её законам.

- Человек способен понять законы природы и обязан принять их для научного обоснованного природопользования.

- Наука о природе и человеке – единая наука.

3. Практическая часть.

Мы решили устроить аквариум. Что для этого нужно?

Компоненты для жизнеобеспечения рыбок: освещение, кислород, определенная температура, чистота воды, пища. Какие виды рыбок можно поместить в один аквариум?

Какой пищей мы их будем кормить?

 

Мы создали искусственную экосистему, а какие естественные экосистемы вы знаете? Озеро, река, залив, море, океан.

Значение для различных рыб тех или иных органов чувств при отыскании пищи

Название рыбы Зрение Боковая линия Обоняние Усы Губы Рот
Щука (питается днем) +++ +       +
Окунь +++ + +   + ++
Форель (питается днем) +++ + +   ++ ++
Голавль +++ + ++   + ++
Язь +++ + ++   ++ ++
Лещ (питается чаще ночью) ++   ++   ++ ++
Жерех (питается днем) +++ +     + ++
Судак (питается чаще ночью) +++ + +   + ++
Сазан ++   ++ + ++ ++
Сом (питается чаще ночью) ++ + +++ + ++ ++
Угорь ++ + +++   ++ ++
Налим (питается чаще ночью) ++ + ++ + ++ ++

Условные обозначения:

+++ основной орган, участвующий в отыскании пищи;

++ орган, всегда участвующий в отыскании пищи;

+ орган, иногда участвующий в отыскании пищи;

0 орган отсутствующий или не участвующий в отыскании пищи

Справка: Боковая линия – это канал, который тянется вдоль туловища рыбы от головы до хвоста. Боковая линия помогает рабам определять силу и направление течения, малейшие колебания воды, чувствовать движение соседа в стае, волнение на поверхности.

Для справок: Рыб по характеру питания можно разделить на 4 группы:

· рыбы, поедающие мелкие микроорганизмы на дне или вблизи его;

· рыбы, поедающие те организмы, которые обитают во взвешенном состоянии в толще воды;

· смешанное питание (кормятся как рыбы первой и второй группы);

· хищники.

 

 

Докажите, пользуясь таблицей:

1. Есть ли среди вышеперечисленных рыб хищники?

2. Есть ли среди вышеперечисленных рыб мирные рыбы?

3.Может ли повлиять дождь на питание данных рыб? Если да, то каких? Какие рыбы могут полноценно кормиться в торфяных карьерах, в реках с каменистым дном, в озерах с илистым дном?

4.Какая пища (приманка) может заинтересовать данных рыб: черви, пиявки, рак и его мясо, ракушки, лягушки, слизняки, мясо, шпик, сыр, кровь животных, личинки насекомых, живцы, опарыш, хлеб, жуки, муравьи, бабочки, гусеницы, зерна, морковь, лесные ягоды? Составьте и заполните таблицу: «Питание рыб»

 

4. Обобщение.

5.Домашнее задание. Подумайте, какую ещё искусственную экосистему можно создать в домашних условиях. Какие компоненты должны входить в систему, чтобы обеспечить её жизнедеятельность?

 

 

Урок 19

 

Тема: Практическое занятие. Создание искусственных экосистем.

Цель. Показать учащимся жизнеспособность автономной искусственно созданной экосистемы.

Оборудование. Закрывающаяся герметично прозрачная емкость (банка), почва. Черенки комнатных растений с корешками, желательно 2 – 3 дождевых червя.

Практическое задание. Задание предлагаем заранее. Придумать, какие компоненты должны входить в систему, чтобы обеспечить ей жизнеспособность.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Практическая и теоретическая часть.

Мы сегодня будем создавать искусственную экосистему «растение – почва». Что нам для этого понадобится? Какие компоненты? Что потребуется для жизнеобеспечения нашей системы?

Этапы:

- Укладывание в банку почвы с червями.

- Посадка растений.

- Полив.

- Укупоривание емкости (пластиковой банки, бутылки).

- Установка емкости на свет, на определенное место.

Особое внимание обратить на экосистему в следующие 2 – 3 дня: если избыточная влага оседает на стенках банки в виде капель, надо приоткрыть крышку, чтобы избыток влаги испарился.

3. Обобщение.

4. Домашнее задание. Для желающих: сделать дома при участии взрослых такую же экосистему и наблюдать за ней. Два одинаковых растения убрать в темное место, ухаживать за ними как обычно, только лишить света. Наблюдать.

 

Урок 20

 

Тема: Птицы, зимующие рядом с человеком.

Цель: Проследить за их поведением воробьев в зимнее время. Место проведения: Пришкольная территория или парк.

Подготовительная домашняя работа: Составить план – схему участка, на котором отмечено скопление воробьев, следы их деятельности. Откуда прилетели птицы и куда улетели? Осмотреть место, где они сидели. Зарисовать их следы. Разложить прикормку. Как быстро прилетели воробьи? Описать поведение воробьев во время кормежки. Почему воробьи стараются селиться вблизи человеческих поселений? Почему гнездование и ночевка птиц происходит в основном под крышами домов? Сколько может съесть в сутки воробей сухого зерна? (5 – 6 г)

Почему воробьев не любят огородники и селекционеры? (Выклевывают семена огурцов или повреждают цветки огурцов, может съесть до 11 колосков пшеницы за 1 день).

Приносят ли воробьи пользу? (Поедают вредителей).

Где в городе питаются воробьи? Опишите поведение воробьев около продавцов семечек. Как ведут себя воробьи во время отдыха? Чирикают ли воробьи зимой? Можно ли сыпать корм для птиц на снег или на оттаявшую землю? Составьте рецепт подкормки для воробьев и синиц. Кто больше нуждается в подкормке? Что они будут склевывать в первую очередь? Кто любит кашу, кто её не клюет никогда? (Для последнего вопроса предлагаем выдвинуть предположения для следующих птиц: воробей, ворона, синица, галка, снегирь).

Внешний вид воробьев.

Правила наблюдателя:

· записывать наблюдения в тот же день;

· записывать только факты, не анализировать сразу увиденное;

· лучше записать лишнее, чем что – то пропустить.

 

 

Городской воробей. Домовой воробей. Зимой они встречаются в общих стайках. Учащиеся заполняют таблицу «Два вида воробьев».

Полевой воробей Домовой воробей
Коричневое темя Сероватое темя
Черные пятна на белых щечках Одна светлая полоска на крыльях
Две белые полоски на крыльях Большое черное пятно на горле и груди (данные для самцов)

 

Могут ли рядом с воробьями жить в городских дворах и парках другие птицы?

Минимальные гнездовые территории некоторых птиц, га 1га=прямоугольник со сторонами 200 на 250 метров Виды птиц
  Зеленый дятел, пеночка – трещотка
  Большой пестрый дятел
  Зеленая пересмешница, славка – черноголовка, болотная камышевка, европейский поползень
  Зарянка, зяблик
0,5 Славка – завирушка, серая славка

Если говорить о наличии территории для гнездования, то возможными соседями воробьев могут оказаться некоторые виды птиц из предложенного списка.

 

А что еще необходимо птицам для полноценной жизни? Большой пестрый дятел – для 1 группы учащихся (остальные виды распределяются также по группам).

Территория (основные места обитания) Корм Условия для гнездования ??? ???
??? ??? ???    

 

Можем ли мы сразу ответить на вопрос? Какую исследовательскую работу мы должны проделать, чтобы выяснить, кто в городе может оказаться полноценным соседом воробья?

Составляется алгоритм работы.

Домашнее задание:

 

Урок 22

Тема: Космическая роль земных растений на планете. Демонстрационный опыт: удаление хлорофилла из растения, образование крахмала при помощи солнечных лучей.

Цель. Показать космическую роль зеленых растений на Земле.

Оборудование. Два растения (одно выдержанное в темноте, другое – на свету). Штатив, спиртовка, колба, пробирка, вода, ацетон или спирт, пипетка, йод.

Ход урока

1. Теоретическая часть.

Как бы вы описали природу Земли своему другу – инопланетянину? На чем бы вы заострили внимание?

Каких цветов больше всего в природе Земли? (голубой, зеленый)

Откуда берутся эти цвета? Дома вы наблюдали за растениями. Что вы видели? Рассказ учителя о хлорофилле и крахмале, которые образуются в растениях на свету.

2. Практическая часть. Как можно доказать присутствие хлорофилла (зеленого пигмента) и крахмала в растениях? Опытами.

Демонстрационный опыт по удалению хлорофилла из растений: 5 минут лист растения кипятить, затем опустить в колбу со спиртом или ацетоном. Жидкость окрасится в зеленый цвет, а лист обесцветится. Хлорофилл перешел в спирт. Сейчас мы проверим, одно это вещество или смесь. Берем кусочек фильтровальной бумаги. Положим её на стекло или на кафельную плитку и в середину нанесем из пипетки каплю раствора хлорофилла. Подождем, пока пятно расплывется, и в середину капнем каплю спирта для чистки окон. Когда капля впитается, капнем следующую; и так несколько раз. Пятно будет становится все больше и больше, и на нем четко заметны два разноцветных кольца: одно желтовато – зеленое, другое – серо – зеленое. Это две разновидности хлорофилла, обе были в листьях, а теперь разделились на бумаге благодаря тому, что по – разному растворяются в спирте.

Если рассматривать растения городские, растущие вблизи дорог, предприятий, то можно заметить, что они более низкорослые, чем их лесные братья. Дело в том, что от промышленных выбросов особенно страдает основной жизненный процесс растений, создающий органическое вещество, - фотосинтез. Устьица листьев часто бывают закупорены пылевыми и дымовыми частицами, что затрудняет газообмен. В клетках зеленых растений мало основных «рабочих единиц» - хлоропластов. Сам процесс фотосинтеза нарушается и сильно тормозится. Часто листья бледнеют вследствие частичного разрушения хлорофилла. Как же идет одна из важнейших на земле реакций – реакция фотосинтеза, в ходе которой зеленые листья под действием света выделяют кислород. Сам опыт прост. Для него нужна стеклянная двухлитровая банка. В сосуд с водой положим любое растение (аквариумное, чем больше растений, тем быстрее произойдет реакция). Растение накрываем прозрачной воронкой, на её носик надеваем перевернутую пробирку. Рядом с банкой поставим включенную настольную лампу. Через некоторое время в пробирке соберется газ кислород. Аккуратно извлекаем пробирку из сосуда, быстро переворачиваем её горлышком вверх и вводим внутрь тлеющую лучинку. Тотчас она вспыхнет, а это признак того, что в пробирке есть кислород.

 

Демонстрационный опыт по определению наличия крахмала в растении, выдержанном в темноте, и растении, выдержанном на свету – на обесцвеченный лист капнуть йодом: капля на листе растения на свету окрасится в синий цвет, что доказывает наличие крахмала. Его делают из картофеля.

3. Обобщение.

Домашнее задание: Чайную ложку крахмала разболтать в половине стакана холодной воды, подогреть в кастрюльке, время от времени помешивая. Получится жидкий клейстер. Капнуть несколько капель иода, и жидкость поголубеет. А как избавиться от синевы? (Налить в другой сосуд воды до половины и насыпать немного стиральной соды. Туда, не торопясь, влить клейстер. Голубая краска исчезнет).

 

 

Урок 23

Тема: Практическое занятие. Наблюдение: растительная клетка под микроскопом.

Цель. Дать представление о растительной клетке как о сложной системе, в которой каждый компонент несет определенную функцию и все компоненты связаны между собой.

Оборудование. Микроскопы, предметные стекла, срез листа растения.

Практическое задание. Понаблюдать за растительной клеткой и сделать вывод о ней как о системе взаимодействующих компонентов.

Ход урока

 

2. Теоретическая часть.

Устройство микроскопа.

Принцип работы с микроскопом.

3. Практическая часть.

Наблюдение за растительной клеткой.

Выделение её компонентов (хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл).

Зарисовывание растительной клетки.

4. Обобщение.

Домашнее задание. Прочитайте басню И.А.Крылова «Лист и корни» и найдите в ней противоречия современным научным знаниям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.