Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Загадки отношений между людьми




Тема 9. Теоретическое исследование и загадки Космоса.

Над какими научными теориями работают современные ученые?

Какие гипотезы выдвигают?

Чтение (выборочно) статьи Д.Арнаудова «Галактика покачивается, а динозавры вымирают» о цикличности процессов, происходящих на Земле и в космосе. Можно прочитать выдержки из статьи В.Захарченко «За гранью осмысляемого» (обе статьи из журнала «Чудеса и приключения» за 1995год, №2 и №12). Обсуждение прочитанного:

-какие гипотезы выдвигали ученые?

- какими методами пользовались?

- какие выводы сделали?

Рассказ учителя с опорой на плакаты и карты о разных космических телах:

- галактики;

- звёзды;

-планеты;

- астероиды;

-метеориты;

- кометы.

Рассказ учителя о созвездиях.

4. Обобщение.

5. Домашнее задание. В мифах Древнего мира найти объяснение некоторым созвездиям.

Урок 24

Тема: Наши представления о вселенной, Галактике, Солнечной системе.

Цель. Дать представления о космических телах, об их взаимосвязях и о Вселенной как системе.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Теоретическая часть.

Корни – слово многозначное. А где наши корни? В чем они выражаются? (город, страна, Земля…)

 

 

Урок 25

Тема: Сравнительная характеристика планет.

Цель. Познакомить учащихся с планетами земной группы и планетами – гигантами Солнечной системы.

Оборудование. Плакат с планетами Солнечной системы, таблица «Сравнительная характеристика планет».

Практическое задание. Сделать выводы по таблице «Сравнительная характеристика планет» о различиях между планетами – гигантами и планетами земной группы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Теоретическая часть.

Рассказ учителя о Солнечной системе:

- образование;

- планеты – гиганты;

- планеты земной группы;

- их особенности;

- работа космонавтов на околоземной орбите;

- запуск спутников и космических кораблей;

- космические путешествия.

3. Практическая часть.

По таблице «Сравнительная характеристика планет» определить, чем отличаются планеты земной группы и что их объединяет в такие группы?

Урок 26

Тема: Земля – наш дом. Решение самостоятельной исследовательской задачи в группах (4 – 5 человек). Игра «Историческое моделирование».

Цель. Побудить фантазию ребенка, его творческие способности на создание идеальной Земли.

Оборудование. 6 листов формата А – 3 на доске (скрепленные).

Практическое задание. Придумать мир и нарисовать его географическую карту. Игра «Историческое моделирование» разработана психологом В.Ю.Большаковым для развития лидерской одаренности у старшеклассников, А.И.Савенков адаптировал её для школьников младшего возраста.

 

Ход урока

1. Теоретическая часть.

Рассказ учителя с опорой на знания детей об устройстве жизни на нашей планете.

Упоминание о том, что, к сожалению, не все на нашей планете совершенно как в географическом, так и в социальном плане (например, землетрясения, наводнения, болезни и т.д.).

2. Практическая часть.

Предложить детям разбиться на команды (4 – 6 человек) и придумать мир, совершенную Землю, нарисовать её географическую карту:

1 группа – материки, два острова и моря;

2 группа – реки и озера, четыре горы и вулканы;

3 группа – леса и пустыни;

4 группа – города.

3.Обобщение.

4. Домашнее задание. Карта остается в классе, каждая группа может ежедневно дорисовывать элементы своей части мира.

 

 

Урок 27

Тема: Земля – наш дом. Игра «Историческое моделирование».

Цель. Учить описывать придуманное, учить работать в группах.

Оборудование. Нарисованная карта.

Практическое задание. Придумать и описать рельеф, климат, растительность, животных созданной части мира.

Ход урока

1. Практическая и теоретическая часть.

Каждая группа детей описывает свою часть мира, причем с подробностями:

- почему так названо?

- в чем характерные особенности?

В итоге получаем описание рельефа, климата, растительности и животных мира созданной земли.

2.Обобщение.

3. Домашнее задание. Открепляем лист и методом жребия, «ромашки» дети разбирают их по группам. Задание: каждый лист – это государство. Заселите его.

 

 

Урок 28

Тема: Земля – наш дом. Игра «Историческое моделирование».

Цель. Побудить творчество, фантазию детей на создание государственного устройства, всех его институтов (социальных, экономических, политических, военных и т.д.)

Оборудование. У каждой группы – карта своего государства, части мира.

Практическое задание. Создать государство со всеми его институтами. Описать созданное.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Практическая и теоретическая часть.

Предлагаем детям создать государство. Обращаем внимание на различные области государственного устройства. Важно, чтобы дети проявляли фантазию в пределах реального существования. Для этого нужно выбрать определенное время существования государств, единый уровень развития для всех (например, современность, средние века и т.п.).

3. Обобщение.

4. Домашнее задание. Создать государство, для решения возникших и возникающих вопросов обратиться к книгам, учителю, родителям. Подготовить доклад о своем государстве.

 

 

Урок 29

Тема: Земля – наш дом. Игра «Историческое моделирование».

Цель. Учить детей защищать свои проекты.

Оборудование. Вновь собранная карта.

Практическое задание. За 5 минут группа должна описать свое государство, остальные дети задают по 1 – 2 вопроса по существу.

Ход урока

1. Теоретическая и практическая часть.

Каждая группа в течение 5 минут защищает свой проект: рассказывает о своем государстве, его особенностях, возникновении, уровне развития жизни. Остальные участники внимательно слушают, затем от каждой группы задают 1 – 2 вопроса, стараясь найти несоответствие в рассказе. Оценка (по А.И.Савенкову):

За вопрос, на который докладчики не смогли ответить, авторы вопроса получают 5 баллов.

За убедительный ответ на вопрос отвечающие получают 3 балла.

За победные ответы на все вопросы отвечающие получают приз – 7 баллов.

За победные ответы на все вопросы, кроме одного, приз – 5 баллов.

За победные ответы на все вопросы, кроме двух – 3 балла.

Результаты заносятся в таблицу.

2.Обобщение.

3. Домашнее задание. Написать мини – сочинение (1стр.) о своем созданном государстве в любом жанре.

 

 

Урок 30 – 31

Тема: Решение самостоятельной исследовательской задачи.

Цель. Учить детей применять знания об организации и проведении экспериментов и наблюдений на практике.

Оборудование. Классификационное дерево (по А.И.Савенкову).

Практическое задание. Выбрать объекты или явления и провести его исследование, используя разные методы.

На первом уроке целесообразно придумать тему экспресс – исследования и его план (теоретические, эмпирические или фантастические исследования).

На второй урок принести готовы разработки, выяснить у учителя, в каком аспекте можно еще продолжить данное исследование, провести опрос среди одноклассников и т.д.

Домашнее задание. Подготовить доклад по результатам исследования.

 

 

Урок 32

Тема: Обсуждение результатов решения самостоятельной исследовательской задачи.

Цель. Обсудить в детском коллективе (можно с привлечением взрослых) результаты

решения индивидуальной исследовательской задачи и наметить пути продолжения исследования.

Оборудование. Проекты детей и их наглядные пособия.

Практическое задание. Внимательно слушать и задавать вопросы по существу.

Ход урока

1.Теоретическая и практическая часть.

Учащиеся выступают со своими проектами. После каждого выступления слушатели задают им 1 – 2 вопроса по существу проблемы. Желательно пригласить на защиту 2 – 3 независимых экспертов из состава учителей школы. Результаты записываются в таблицу.

Название темы Познавательная ценность темы Оригинальность и ценность собранного материала Исследовательское мастерство Структура и логика работы Язык, стиль изложения, ответы на вопросы

Практическая часть. Капли в ложке. Иголки в стакане.

Подсчитайте, сколько капель воды можно поместить в чайную ложку до краев, результат запишите. Попробуйте теперь в эту воду накапать столько же капель воды, сколько поместилось в ложке до краев. Работа должна вестись очень аккуратно, чтобы падающими каплями не столкнуть воду в ложке. Во время работы обращайте внимание на форму поверхности воды в полной и переполненной ложке. В этом опыте можно добиться того, чтобы объем воды в ложке увеличился почти вдвое.

 

 

Практическая часть. Возьмите батарейку для карманного фонаря, подвяжите её к полюсам провода и включите электрическую лампочку и ключ. Возьмите магнитную стрелку, дайте ей установиться и натяните над ней параллельно ей провод с током. Стрелка отклонится от своего первоначального положения и станет перпендикулярно проводу с током.

 

Возьмите кусок изолированной звонковой проволоки, смотайте её в катушку и прикрепите её концы к полюсам батарейки. Включив ток, поднесите катушку к магнитной стрелке, сначала к одному полюсу, потом к другому. Поверните катушку другой стороной и проделайте то же самое.

 

 

Возьмите железный болт и намотайте на него в несколько слоев длинную изолированную проволоку. Прикрепите концы проволоки к полюсам батарейки через ключ. Включайте и выключайте ток и испытывайте действие электромагнита.

 

Воздух и его свойства. Возьмите тонкий упругий прут и как можно быстрее и резче рассекайте им воздух.

Возьмите широкую фанеру и как можно быстрее ударяйте ею плашмя по воздуху. Опишите, что вы наблюдали при этой работе.

 

Возьмите стакан и медленно опускайте его вверх дном в высокую стеклянную банку с водой. Во время опускания наблюдайте, что происходит. Отметьте, на какую часть стакана войдет снизу вода в стакан.

 

Сделайте из бумаги воронку и, плотно вставив её в горлышко бутылки, налейте в неё воды. Что вы наблюдаете?

 

Сделайте плотную трубочку из бумаги (намотав лист бумаги на цилиндрическую ручку). Проделайте бритвой сбоку около одного конца трубки отверстие. Возьмите один конец трубки в рот, а другой зажмите пальцем, держа трубку отверстием вверх. Положите над отверстием трубки пробковый шарик и слегка дуйте в трубку. Добейтесь того, чтобы шарик легко держался в струе воздуха и плавно колебался вверх и вниз как на упругой пружине.

 

Литература:

1. Беккер И.Л. Времена года (книга юного фенолога) М., 2001

2. Горышина Т.К., Игнатьева М.Е. Ботанические экскурсии по городу СПб, Химиздат, 2000

3. Колобовский Е.Ю. Изучаем природу в городе Ярославль, Академия развития, 2006

4. Травникова В.В. Биологические экскурсии СПб, «Паритет», 2002

5. Круберг Ю.К., Чефранова З.В. Иллюстративный определитель высших растений М. «Просвещение»,1960

6. Куприянова М.К., Щенникова З.Г. Сезонные наблюдения в природе: учебное пособие

7. Свердловск, 1985

8. Кожевников А.В. Весна и осень в жизни растений М., «Детская литература», 1950

9. Махлин М.Д. Занимательный аквариум М., «Детская литература», 1975

10. Новиков Г.А. Жизнь на снегу и под снегом Л., 1981

11. Нога Г.А. Опыты и наблюдения над растениями М., 1976

12. Ольгин О. Чудеса на выбор М., «Детская литература», 1986

13. Перельман Я.И. Занимательная физика, «Наука», М., 1971

14. Полянский И.И. Ботанические экскурсии М., «Детская литература»,1968

15. Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних условиях по физике, Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, М., 1951

16. Формозов А.И. Спутник следопыта М., 1990

17. Ильин М. Сто тысяч почему М., «Астрель», 2003

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.