Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничения, наложенные Аллахом




Пояснение

Комментарий

Как явствует из обстоятельств ниспослания аята, в первоначальный период распространения Ислама близость с женами в месяц рамадан была запрещена не только днем, но и ночью. Кроме того, если человек просыпался ночью, ему запрещалось есть и пить. Возможно, это было своеобразным испытанием мусульман и их подготовкой к восприятию обязанностей поста.

Рассматриваемый аят, который заключает в себе четыре исламских предписания, регламентирующие поведение мусульманина в период поста и его действия в мечети во время молитвы, начинается такими словами:

Разрешается вам близость с женами вашими в ночи поста

Затем аят излагает обоснование этого установления:

Ваши жены для вас – одеяние, а вы одеяние для них

Использование образа одежды для описания отношений взаимного утешения и поддержки, возникающих между мужем и женой, уникально по своей выразительности. Трудно представить себе более удачную метафору, отражающую всю красоту отношений между любящими супругами.

С одной стороны, одежда защищает человека от холода и зноя и предохраняет от травм, которые могут причинить посторонние предметы. С другой стороны, одежда не только скрывает физические недостатки человека, но и служит ему украшением. использованный в аяте аллегорический образ подчеркивает все упомянутые достоинства одежды.

Супружеские отношения являются основой здорового образа жизни. Супруги скрывают от посторонних глаз слабости и недостатки друг друга. Они обеспечивают друг другу душевный покой и полноценный отдых. Каждый из них считается украшением для другого.

Такое толкование наглядно демонстрирует как физическую близость, так и тесные духовные узы, связывающие мужа и жену. Оно указывает также на равенство мужчины и женщины, поскольку все сказанное о мужчине в равной степени и без всяких оговорок относится и к женщине.

Затем Коран раскрывает причины, по которым произошло изменение обсуждаемого Божьего установления:

Знает Всевышний, что впадали вы в самоограничение излишнее, и простил Он вас и помиловал

Отныне, дабы не подвергать вас греховному искушению, Аллах Своей милостью сделал вашу обязанность более легкой и сократил срок действия ограничения.

Теперь же вступайте в сношения с женами [по ночам месяца рамадан] и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах

Конечно же, эти слова не следует воспринимать как принуждение, они всего лишь снимают существовавшее ранее ограничение и разрешают то, что было ранее запрещено.

Слова '…и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах' указывают на то, что отмена абсолютного запрета и сокращение сроков ограничения не создают никакой проблемы и полностью соответствуют законам сохранения и продолжения человеческого рода.

Затем аят указывает на второе установление:

Ешьте и пейте до рассвета, до тех пор, пока не будете отличать нить белую от нити черной…

Таким образом, мусульмане могут есть и пить всю ночь вплоть до рассвета, когда наступает пост.

Третье установление состоит в следующем:

…потом снова поститесь до ночи

Этими словами еще раз подтверждается запрет для постящегося есть, пить и иметь близость с женщиной в дневное время. Данный отрывок определяет рассвет как начало поста и наступление темноты как его завершение.

И, наконец, четвертое установление:

И не будьте близки с женами в те ночи, когда пребываете вы в мечетях

Это установление представляет собой как бы исключение из приведенного выше правила, и охватывает период, длящийся как минимум три дня, когда постящемуся мусульманину запрещено вступать в близость с женщиной и днем и ночью.

Заключительные слова аята подводят итог всему вышесказанному:

Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним!

Приближение к границам запретного нередко чревато соблазном нарушить их, нарушив же эти границы, человек совершает грех.

Так разъясняет людям Всевышний знамения свои, - быть может, станут благочестивыми они

В комментарии к рассматриваемому аяту мы уже говорили о том, что Священный Коран, введя некоторые установления, касающиеся поста и выстаивания молитвы в мечети, называет их 'ограничениями, наложенными Аллахом ', которые проводят грань между дозволенным (халал) и недозволенным (харам), отделяя то, что разрешено верующему, от того, что ему запрещено. Интересно отметить, что в Коране не сказано 'не преступайте границы', но сказано ' не приближайтесь же к ним!', поскольку уже само приближение к опасной черте порождает в человеке искушение, и иногда, поддавшись страсти, или же по ошибке он может нарушить запрет.

Именно поэтому некоторые законы Ислама предписывают человеку избегать ситуаций, которые могут подтолкнуть его к ошибочному шагу и совершению греха. К подобным ситуациям относится пребывание в обществе нечестивцев даже в том случае, если сам верующий не участвует в их греховных деяниях, а также уединение с лицом противоположного пола, не являющимся близким родственником.

Исходное значение слова /и‘тикаф/ - 'находиться в уединенном месте или пребывать долгое время рядом с чем-либо'. В религиозном контексте это слово означает пребывание в мечети с целью выполнения обряда поклонения. Время такого пребывания – три дня, в течение которых человек постится и отказывается от некоторых мирских удовольствий. Этот обряд глубоко очищает душу человека и помогает ему сосредоточить внимание на общении с Богом. Способ и условия выполнения обряда /и‘тикаф/ описаны в книгах по мусульманскому праву. Этот обряд относится к числу рекомендуемых, однако в некоторых исключительных случаях становится обязательным. Как бы то ни было, в рассматриваемом аяте речь идет только об одном условии выполнения обряда /и‘тикаф/ в период поста – о запрете на близость с женами как в дневное, так и в вечернее время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.