Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природные единицы измерения




Комментарий

Обстоятельства ниспослания

Аят: 189

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الأهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَنْ تَأْتُوْاْ الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴿189﴾

189. Спрашивают они тебя о новолуниях. Скажи [, о Мухаммад]: «Новолуния [нужны] людям, [чтобы определять] сроки [дел их земных], а также время совершения хаджа. Благочестие не в том, чтобы входить в дома с их задней стороны, благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери, бойтесь Всевышнего, - быть может, преуспеете вы.

Рассказывают, что Мааз ибн Джабаль пришел к Пророку (ДБАР) и поведал о том, что люди часто спрашивают его о новолунии и о том, почему молодой месяц постепенно превращается в полную луну, а затем вновь появляется в виде узкого серпа.

Рассказывают также, что иудеи просили Посланника Аллаха (ДБАР) пояснить, почему молодой месяц имеет серповидную форму и есть ли в этом какой-нибудь практический смысл. Тогда и был ниспослан данный аят, в котором говорится о том, что различные фазы Луны соотносятся со многими материальными и духовными аспектами жизни людей.

Как уже говорилось при изложении обстоятельств ниспослания, Пророку Ислама (ДБАР) не раз задавали вопросы по поводу изменения фаз луны и возможностей их полезного применения. В связи с этим Аллах повелел Пророку (ДБАР) отвечать на эти вопросы такими словами:

Спрашивают они тебя о новолуниях. Скажи [, о Мухаммад]: «Новолуния [нужны] людям, [чтобы определять] сроки [дел их земных], а также время совершения хаджа.

Благочестие не в том, чтобы входить в дома с их задней стороны, благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери, бойтесь Всевышнего, - быть может, преуспеете вы

Постепенная смена фаз Луны в течение лунного месяца, начиная с появления молодого месяца и заканчивая полнолунием, может найти множество применений как при отправлении различных религиозных обрядов, так и в повседневных практических делах. Благодаря изменениям фаз Луны, каждый человек всегда знает день месяца и месяц года, без чего не обойтись при ведении торговых дел, подписании соглашений, определении сроков выполнения договоренностей и контрактов. Помимо этого на основе лунного календаря рассчитывается время поста, хаджа и других религиозных обрядов и праздников Ислама. И наилучшим способом для определения времени наступления того или иного события является наблюдение за фазами Луны, которые по-разному проявляются в начале, середине и конце месяца.

Очевидно также, что размеренная и упорядоченная социальная жизнь человека невозможна без простого и точного способа датирования событий. Следовательно Луна – это природный календарь, которым могут пользоваться все люди, и грамотные, и неграмотные, вне зависимости от того, в каком месте земли они находятся.

Именно поэтому Всемогущий Создатель создал этот всемирный календарь, которым люди могут пользоваться для различных нужд своей повседневной жизни.

Одним из преимуществ законов Ислама следует считать то, что они были выработаны с учетом естественных единиц измерения, доступных для всеобщего пользования и не подвластных воздействию времени.

Что же касается искусственных единиц измерения, то пользоваться ими могут не все. Например, и сегодня не во всех странах население может использовать некоторые международные единицы измерения для определения момента наступления ночи.

Поэтому мы видим, что в Исламе в качестве меры длины иногда используются такие единицы измерения как пядь, рост человека и т.п. А время определяется по заходу и восходу солнца, по его отклонению от зенита, по фазам Луны.

Благочестие не в том, чтобы входить в дома с их задней стороны…

В данном аяте говорится, помимо прочего, о хадже, время наступления которого определяется моментом визуального наблюдения молодого месяца. Речь идет также и о запрете Аллаха на одно из суеверий доисламского периода, связанное с ритуалами паломничества.

Дело в том, что арабы в период хаджа считали нарушением благочестия входить в свой дом в облачении паломника (ихрам) через обычные двери и проделывали для этого в ограде позади дома специальное отверстие. По их мнению, это было благим и правильным поступком, поскольку знаменовало собой отказ от общепринятого обычая и отвечало облачению в одежды паломника, означавшее отказ от повседневного платья.[240]

Однако Коран недвусмысленно говорит о том, что добродетельность состоит в набожности, а не в следовании суевериям, и предписывает верующим входить в дом через обычные двери.

Смысл этого аята гораздо глубже и универсальнее, чем кажется на первый взгляд. Совершая любое действие, будь то религиозный ритуал или какой-либо поступок в нашей повседневной жизни, мы должны поступать в соответствии с общепринятой практикой, а не придумывать для этого какие-то необычные, извращенные способы. Возвращение в дом через пролом в ограде – это метафора, символизирующая собой отклонение от правильного пути, а вхождение через ворота олицетворяет следование правильным путем. Именно таким образом и воспринимал этот аят Имам Бакир (ДБМ), о чем рассказал один из его сподвижников Джабир.[241]

В комментариях к данному аяту от Ахл аль-бейт можно встретить такую трактовку: «Мы – двери и пути Аллаха, ведущие в (Его) рай…» [242] Эти слова означают, что во всех своих религиозных делах вы должны пользоваться общепринятыми способами и средствами и руководствоваться указаниями Ахл аль-бейт (ДБМ), которые были воспитаны в духе Божественных откровений, явленных в их собственном доме.

Слова 'Благочестие не в том…' можно воспринимать и как намек на то, что, подменяя серьезный разговор на религиозную тему пустыми расспросами по поводу фаз Луны, вы напоминаете человека, который, отказавшись входить в дом через ворота, проникает туда через дыру в заборе. Какое недостойное поведение!

****

Сура Аль Бакара (Корова)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.