Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пожертвования – защита от гибели




Комментарий

Аят: 195

Пояснения

Комментарий

Аят: 194

الشَّهْرُ الْحَرَامُ بِالشَّهْرِ الْحَرَامِ وَالْحُرُمَاتُ قِصَاصٌ فَمَنِ اعْتَدَى عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُواْ عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَى عَلَيْكُمْ وَاتَّقُواْ اللّهَ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ ﴿194﴾

194. [Сражайтесь] в Запретный месяц, [если они сражаются] в Запретный месяц, [за нарушение] запретов – возмездие. Если кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому как он преступает против вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными.

Четыре месяца мусульманского лунного календаря являются особо почитаемыми. В эти месяцы воевать запрещено. Один из четырех месяцев, раджаб, стоит отдельно, в то время как три остальные – зу-ль-ка‘да, зу-ль-хаджа и мухаррам – следуют один за другим. Этимология слова зу-ль-ка‘да связана с тем, что в этот месяц предписывалось прекращать боевые действия.

Закон Ислама повелевает своим последователям воздерживаться от сражений в течение этих четырех месяцев, и враги постоянно используют это обстоятельство. Они, возможно, считают, что поскольку мусульмане должны чтить свой закон, то это дает им благоприятный шанс для внезапного нападения. В рассматриваемом аяте сказано, что если в течение четырех вышеупомянутых месяцев на вас нападет враг, то вы имеете право дать ему отпор и сражаться с ним, невзирая на время года, поскольку святость крови и защита устоев Ислама более важны, чем святость этих месяцев.

[Сражайтесь] в Запретный месяц, [если они сражаются] в Запретный месяц …

Каждого, кто нарушает запреты, должно постичь возмездие.

…[за нарушение] запретов – возмездие

В следующих словах аята сформулировано общее правило:

Если кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступает против вас

Ислам – это не религия агрессии и беззакония, но он не может мириться с агрессией по отношению к нему самому. И все же мусульмане должны вести себя так, чтобы при любых обстоятельствах сохранять набожность и, осуществляя возмездие, не выходить за определенные рамки, ведь мы знаем, что Аллах на стороне богобоязненных.

Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными

1. В Исламе не бывает тупиковых ситуаций. Защита целостности Ислама и жизни мусульман важнее, чем соблюдение святости места и времени.

2. Мы должны быть справедливы и беспристрастны даже по отношению к врагам.

Если кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступает против вас.

3. Соблюдение набожности даже в сражении – еще один принцип мусульманского воспитания.

4. Устанавливаемые законы не должны порождать у мусульман ощущения собственного бессилия и поощрять агрессивность неверующих. Этой цели и служит принцип соразмерности возмездия.

5. Если при отражении агрессии вы не выходите за рамки справедливости и сохраняете набожность, то получите помощь Аллаха.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

وَأَنفِقُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَلاَ تُلْقُواْ بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوَاْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴿195﴾

195. И расходуйте на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. Творите добро, ибо, воистину, любит Аллах добродеющих.

Для ведения Священной войны необходимы, помимо преданных, стойких и опытных бойцов, еще и финансовые средства, а также другие материальные ресурсы, поскольку в такой войне важна как моральная и физическая подготовка армии, так и оснащение ее соответствующим оружием и военным снаряжением. Верно, что важнейшим фактором, решающим исход войны, является солдат, но он не может воевать голыми руками. Вот почему рассматриваемый аят обращает внимание на то, что человек, отказывающийся совершать пожертвования, обрекает на гибель и себя, и своих единоверцев.

И расходуйте на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель

В то время, когда был ниспослан этот аят, многие мусульмане искренне и восторженно поддерживали идею Священной войны, но были настолько бедны, что не могли купить себе оружие. Как сказано в Коране, они приходили к Пророку (ДБАР) и просили его дать им военное снаряжение, чтобы отправиться на войну. Но возвращались от него, как правило, в печали и с заплаканными глазами, поскольку нужных средств не находилось. Вот как сказано об этом в суре Ат-Тауба (Покаяние)- 9:92: «Ушли они от тебя с глазами, слез полными от огорчения, из-за того, что не смогли ничем потратить [в борьбе во имя Бога]».

Несмотря на то, что данный аят рассматривается в тесной связи с аятами, посвященными Священной войне, его можно воспринимать более широко и обобщенно в контексте затронутой в нем темы пожертвований. Суть в том, что пожертвования, в целом, способствуют поддержанию жизни членов общества. И наоборот – когда традицией жертвования пренебрегают и богатства скапливаются на одном социальном полюсе, это приводит к тому, что большая часть населения превращается в обездоленных бедняков. Проходит немного времени, и происходит социальный взрыв, в котором гибнут и сами богачи и их богатство. Именно в свете этого обстоятельства наглядно проявляется связь между пожертвованиями и предотвращением гибели.

пожертвования, таким образом, полезнее и важнее для имущего, чем для бедняка, другими словами, справедливое распоряжение богатством залог его сохранности. Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) сказал по этому поводу: «Защищайте свою собственность, уплачивая налог в пользу неимущих». [245]

В заключительной части аята от темы Священной войны и пожертвований разговор переходит к милосердию и необходимости творить добро, поскольку добродетельность отличает высшую ступень развития человеческой личности, а Ислам уделяет этому вопросу особое внимание. Вот как завершается этот аят:

Творите добро, ибо, воистину, любит Аллах добродеющих

Эта фраза, завершающая аят, посвященный пожертвованиям, подчеркивает то обстоятельство, что пожертвование следует совершать абсолютно искренне и с любовью, без малейшего намека на укор, или попытку обидеть или оскорбить того, кому оно предназначено.

****

Сура Аль Бакара (Корова)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.