Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая деятельность в период хаджа




Комментарий

Аяты: 198-199

Комментарий

Аят: 197

Комментарий

Следует обратить внимание на содержащееся в аяте указание на то, что все обряды хаджа должны выполняться во имя Аллаха и в соответствии с Его повелениями, а не носить показного характера и не иметь ничего общего с идолопоклонством.

Поэтому первая фраза аята призывает паломников при совершении хаджа и Умры думать только о приближении к Аллаху и ни о чем другом.

Совершайте хадж и Умру во имя Бога

Затем говорится о том, что если болезнь или страх перед врагом помешают вам исполнить ритуалы хаджа и Умры уже после того, как вы надели 'ихрам', вам следует принести в жертву животное соответственно возможностям.

Если же [отправиться в хадж] помешает вам что-либо, то пошлите пожертвование, какое сможете

Следует сказать, что если обряд паломничества не удается исполнить из-за болезни или иных уважительных причин, а 'ихрам' надет для Умры, жертвенное животное посылают в Мекку, но если причиной прекращения паломничества является враждебное действие, то жертвоприношение должно быть совершено в том самом месте, где паломник столкнулся с препятствием. Именно так и поступил Пророк (ДБАР) в Худайбии. Однако если облаченный в 'ихрам' паломник во время хаджа станет жертвой болезни, то ему следует послать жертвенное животное в долину Мина.

Брейте головы ваши только после того, как достигнет пожертвование места предназначенного

Один из обрядов хаджа – обривание головы (женщины обрезают прядь волос). Но паломники должны тщательно соблюдать время выполнения этого обряда – никак не ранее того момента, когда в специально отведенном для этого месте будет совершено жертвоприношение.

Если болен кто-либо из вас или на голове у него болячка [, и потому не может он поститься], то во искупление следует попоститься [по выздоровлении], или же раздать милостыню и принести жертву

Исключение составляют те, кто обрил голову досрочно в силу болезни или иных уважительных причин. Паломник, обривший голову ранее установленного срока, должен принести искупительную жертву: три дня поститься, или накормить шесть бедняков, или принести в жертву ягненка.

Если ничто не мешает вам совершить хадж или Умру, то тот, кто хочет совершить Умру и дождаться хаджа, должен поститься три дня в Мекке и семь, когда вернется домой, - …

Когда ни болезнь, ни враг не мешают вам осуществить хадж, вы должны принести в жертву верблюда, или корову, или ягненка. Если же вы не можете раздобыть жертвенное животное или у вас для этого не достает средств, то взамен вы должны поститься три дня во время хаджа (седьмой, восьмой и девятый дни паломничества) и семь дней – после возвращения домой, то есть десять дней в совокупности.

…всего десять дней

Вполне понятно, что три и семь дают в результате десять, однако Коран особо подчеркивает, что всего вы должны держать пост десять дней. Возможно, что это излишнее, на первый взгляд, уточнение преследует цель подчеркнуть то обстоятельство, что десять дней поста полностью заменяют собой жертвоприношение.

Вышеописанные обряды хаджа относятся к тем паломникам, которые проживают вдали от Священной мечети. (Среди мусульманских законоведов распространено мнение, согласно которому верующие, живущие на расстоянии более шестнадцати километров от Мекки, обязаны выполнять обряды так называемого 'большого паломничества'. Те же, кто живет на более близком расстоянии, выполняют обряды 'паломничества уединения'. Более подробно этот вопрос со всеми обоснованиями и доказательствами изложен в книгах по мусульманскому праву).

Правило это для тех, кто не живет в Мекке

Заключительные слова аята призывают верующих быть набожными и не допускать никаких отклонений при выполнении Божиих повелений, чтобы тем самым избежать сурового наказания Аллаха.

Так бойтесь же Аллаха, и да будет известно вам, что суров Он в наказании

Это суровое предупреждение можно объяснить тем, что хадж является величайшим актом поклонения Аллаху, и если мусульмане не будут строго следовать предписанным ритуалам и блюсти его дух, то очень многое потеряют.

Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) считал хадж 'знаменем' и 'величайшим лозунгом' Ислама. В последние минуты своей жизни он обратился к мусульманам с такими словами: «Бойтесь Аллаха, всегда памятуйте о Нем, когда дело идет о Доме Аллаха (Каабе). пока вы живы, не оставляйте его. В противном случае не будет вам пощады». [246]

Известны высказывания врагов Ислама, которые признавали, что в период хаджа им не удается одержать победу.

Одному из выдающихся деятелей Ислама принадлежат такие слова: «Горе мусульманам, если они не понимают значения хаджа! Но увы и всем остальным, если они не понимают его значения!»

Никаких войн в месяцы паломничества. Предупреждение лицемерам

Никаких войн в месяцы паломничества – Предупреждение лицемерам – Дополнительные сведения о ритуалах хаджа – Призыв к полному смирению перед лицом Господа (то есть к Исламу)

Сура Аль Бакара (Корова)

الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلاَ رَفَثَ وَلاَ فُسُوقَ وَلاَ جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُواْ مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللّهُ وَتَزَوَّدُواْ فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُوْلِي الأَلْبَابِ ﴿197﴾

197. Совершается хадж в месяцы определенные. Тот, кто решил совершить хадж в месяцы эти, должен избегать в это время сношений с женщиной, не допускать поступков греховных и не затевать ссор. А о том, что сделаете вы доброго, ведомо Аллаху. Запасайтесь же на дорогу, а лучший припас – благочестие. Бойтесь же Меня, о разумом обладающие!

Совершается хадж в месяцы определенные

В этом аяте Корана говорится о том, что обряды паломничества (хаджа) должны выполняться только в определенные месяцы года, а не весь год. В сборниках преданий, в комментариях к Корану и в книгах по мусульманскому праву указывается, что этот величайший обряд поклонения следует выполнять только в месяцы шавваль, зу-ль-ка‘да и в первые двенадцать дней месяца зу-ль-хиджжа (часть ритуалов должна обязательно исполняться девятого, десятого, одиннадцатого и двенадцатого зу-ль-хидджа, остальные же ритуалы можно выполнять в любой из дней паломничества).

Тот, кто решил совершить хадж в месяцы эти, должен избегать в это время сношений с женщиной, не допускать поступков греховных и не затевать ссор

Эта часть аята указывает на то обстоятельство, что каждый мусульманин, решивший совершить хадж, облачившийся в связи с этим в одежду паломника и совершающий соответствующие обряды, должен воздерживаться в это время от плотских наслаждений даже со своей женой, а также избегать нарушения благочестия и раздоров. Ему запрещается вести пустые и неприличные разговоры, сквернословить и совершать иные неблаговидные поступки, поскольку при совершении обрядов хаджа он должен думать только о поклонении Богу, быть искренним и отказаться от мирских наслаждений. В этой обстановке дух человека должен окрепнуть, полностью отделиться от забот материального мира и найти путь в мир надматериальный. Все это призвано способствовать укреплению уз братства и единения.

Затем сказано:

А о том, что сделаете вы доброго, ведомо Аллаху

Это первая награда тому, кто творит добро, ибо самое большое счастье для истинно верующего – осознавать, что Господь знает о его добрых делах, совершаемых ради Него. Уже одно это чувство приносит человеку невыразимую радость и восторг.

Запасайтесь же на дорогу, а лучший припас – благочестие

Эта часть аята повелевает паломникам брать с собой в путь припасы.

Известно, что в период становления Ислама некоторые мусульмане, особенно из Йемена, совершали паломничество в Мекку без достаточного запаса продовольствия, уповая на помощь Аллаха. Однако Аллах сделал так, что люди получают пропитание вполне естественным способом. Поэтому в этом разделе аята Коран повелевает паломникам запастись продовольствием на все время паломничества, а уж затем отправляться в путь.

Между прочим, слова 'запасайтесь же на дорогу' можно воспринимать также и в другом, духовном плане, как призыв брать с собой в путь, помимо продовольствия, и духовный багаж – набожность и праведность.

Эта фраза содержит в себе и тонкий намек на то обстоятельство, что хадж предоставляет паломнику много возможностей пополнить свой духовный багаж, которыми не следует пренебрегать. В Мекке, этой столице исламского мира, в воображении человека оживают яркие сцены самопожертвования Авраама, героя борьбы за единобожие, а также некоторые конкретные проявления величия Аллаха, которые нельзя увидеть ни в каком другом месте. Те, кто сохранил в себе живую душу, в этом уникальном паломничестве могут пополнить свой духовный багаж для земной жизни и Иного мира.

Завершается аят такими словами:

Бойтесь же Меня, о разумом обладающие!

Эта завершающая фраза аята с призывом к набожности обращена к тем, кто способен мыслить, поскольку именно такие люди могут извлечь из паломничества максимальную пользу для духовного самосовершенствования, в то время как остальным достанется лишь малая толика.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَبْتَغُواْ فَضْلاً مِّن رَّبِّكُمْ فَإِذَا أَفَضْتُم مِّنْ عَرَفَاتٍ فَاذْكُرُواْ اللّهَ عِندَ الْمَشْعَرِ الْحَرَامِ وَاذْكُرُوهُ كَمَا هَدَاكُمْ وَإِن كُنتُم مِّن قَبْلِهِ لَمِنَ الضَّآلِّينَ ﴿198﴾ ثُمَّ أَفِيضُواْ مِنْ حَيْثُ أَفَاضَ النَّاسُ وَاسْتَغْفِرُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿199﴾

198. Вы не совершите греха, если [во время хaджа] будете искать милости от своего Господа. Когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Запретном месте. Поминайте, как Он вывел вас на истинный путь в то время, когда вы были в числе заблуждающихся.

199. Далее [, о курайшиты,] ступайте туда, куда отправились другие люди, просите у Аллаха прощения. Воистину, Аллах – Всепрощающий, Милосердный.

В эпоху невежества (джахилийи) люди считали, что торговля, а также перевозка и доставка в различные пункты назначения пассажиров и грузов в период хаджа является делом противозаконным и греховным (харам). Они считали, что для людей, занимающихся делами подобного рода, обряд паломничества теряет свою силу. Поэтому в период хаджа у мусульман возникало естественное желание убедиться в том, сохраняют ли свою силу положения эпохи невежества, либо, согласно воззрениям Ислама, они утратили свое значение. тогда и был явлен аят, в котором им сообщалось:

Вы не совершите греха, если [во время хаджа] будете искать милости от своего Господа

Этот аят объявляет неверным положение, существовавшее в эпоху джахилийи, согласно которому торговля во время хаджа считалась прегрешением. В нем сообщается, что коммерческая и иная подобная деятельность в период хаджа не подлежит осуждению и что люди могут беспрепятственно наслаждаться благами, дарованными Аллахом, и пользоваться прибылью, добываемой ими своими трудами и хлопотами.

Как указывается в мусульманской литературе, посвященной различным аспектам хаджа, в этом аяте, в добавление к этическим, политическим и культурным моментам, затрагивается также и его экономическая сторона. Ее смысл состоит в том, что прибытие мусульман из различных районов мира к Каабе и их массовый сбор для целей паломничества могут послужить хорошим фундаментом для совместного движения на благо экономического развития мусульманских государств. Этот гигантский съезд позволяет людям, чьи умы заняты экономическими проблемами, встречаться друг с другом непосредственно до или после отправления обрядов паломничества и совместными усилиями способствовать упрочению основ экономической жизни мусульманских стран. Так, например, посредством правильно организованного торгового обмена они могли бы построить сильную и устойчивую национальную экономику, которая обрела бы независимый характер, избавившись от необходимости обращаться со своими нуждами к недругам и иноверцам.

Подобного рода коммерческие контакты и торговые отношения сами по себе являются, таким образом, средством укрепления позиций мусульманских государств в их противостоянии врагам Ислама. Ни одно государство не может добиться полной независимости, не обладая сильной экономикой. Но, с другой стороны, очевидно, что коммерческая деятельность должна, естественно, играть вторичную роль по сравнению с этическими и религиозными целями хадджа и ни в коем случае не занимать доминирующую позицию по отношению к ним. К счастью, у паломников достаточно времени для всех этих занятий как до, так и после совершения ритуалов поклонения.

Хишам ибн Хакам рассказывает, что однажды он спросил Имама Садыка (ДБМ), почему Аллах предписал верующим совершать обход Каабы и исполнять обряды хаджа. Имам Садык (ДБМ) ответил:

«Воистину, Аллах создал людей… и повелел им совершать это дело (хаддж), которое содержит в себе акт религиозного послушания и служит благу их мирских дел. Он повелел мусульманам на востоке и на западе Земли собираться (в период хаджа) вместе, чтобы они могли узнать друг друга, чтобы каждый народ мог воспользоваться произведениями ремесел других народов, чтобы владельцы мулов и верблюдов могли получать прибыль (сдавая в аренду другим своих животных), чтобы люди могли познакомиться с речениями и деяниями нашего Пророка (ДБАР), которые, таким образом, останутся жить в их памяти и не будут преданы забвению. Ведь если каждый народ станет говорить только о себе и о том, чем он живет, то все они будут повержены, их города обращены в руины, богатства, добытые торговлей, разграблены, а история жизни и суждения Пророка (ДБАР) канут в небытие. Такова философия хаджа». [247]

…Когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в запретном месте (Муздалифа)

Повеление, которое содержится в этом отрывке рассматриваемого аята, связано с тем, что после совершения обрядов в долине Арафат паломники должны перейти к Маш‘ар аль-харам (Священному памятнику), расположенному между Миной и Арафатом, где происходит поминание Аллаха.

Поминайте, как Он вывел вас на истинный путь…

Эта фраза гласит, что в знак благодарности Аллаху за то, что Он вывел людей на истинный путь, паломникам надлежит совершить в Маш‘ар аль-харам поминание Его имени с благоговением, достойным того руководства, которое Он им ниспослал.

В то время мусульманам было нетрудно оценить значение этого великого дара, то есть Божественного наставления на путь истинный, поскольку они еще недалеко ушли от той эпохи, когда жители Аравийского полуострова находились в полном невежестве и заблуждении, а потому отчетливо сознавали, что Аллах избавил их от ложных представлений и уберег от несчастий, направив в благословенное лоно этой пречистой религии – Ислама.

…в то время, когда вы были в числе заблуждающихся




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.