КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение корпоративных отношений предпринимателей
Содержание общественных отношений предпринимателей Корпоративное сотрудничество — это такой же необходимый элемент предпринимательства, как и конкуренция. В философском смысле это обусловлено самой природой человека, который с момента своего рождения движим как борьбой за выживание, так и солидарностью с близкими ему людьми. Поэтому корпоративное сотрудничество проявляется влюбой экономической ситуации. Другое дело, что
и борьба, и сотрудничество при различных социально-экономических условиях могут протекать в различных формах. Условия современного российского общества обостряют необходимость развития корпоративного сотрудничества в силу наличия исторических традиций (укоренившегося общинного сознания), неокрепших демократических институтов, допускающих давление государства на отдельных предпринимателей, и, как следствие, беззащитности большинства предпринимателей перед государственной властью и перед теми производствами и отраслями, которые, выступая в роли крупных монополистических объединений, определяют направленность нынешней российской экономики. Общественные отношения предпринимателей касаются условий, в которых осуществляется их бизнес. Это включает в себя политические отношения с целью защиты интересов своей отрасли или технологически связанных производств, взаимоотношения с властями, обретение предпринимательскими объединениями определенного общественного статуса или значения, общественные взаимоотношения внутри отрасли между предпринимателями и их трудовыми коллективами и др. Таким образом, эти отношения охватывают не только предпринимателей, но и трудовые коллективы предприятий, и исполнительные органы власти тех территорий, на которых расположены предприятия, и представительные органы власти, которые законодательно продвигают решение проблем своих территорий.
Конечно, воздействовать на власть предприятие может самостоятельно, не образуя корпоративных союзов, но при условии, что оно является крупным, высокоприбыльным или работающим на экспорт (примеры - Газпром, РАО ЕЭС и др.). Однако абсолютное большинство российских предприятий вынуждено объединять свои усилия для решения важных общественных проблем, затрагивающих их интересы, поскольку это небольшие, средние, а также крупные предприятия, но не высокоприбыльные, не обладающие большим общественным влиянием. Предприниматели объединяются для воздействия или на органы местного самоуправления, или на органы власти субъектов Федерации, или на государственную власть в целом — уровень влияния предпринимательского сообщества зависит от размеров, географии, задач бизнеса, степени сложности экономической ситуации и пр. Корпоративные отношения предпринимателей предполагают решение следующих вопросов: • совместная защита интересов своей отрасли (межотраслевого объединения) в процессе конкуренции — ограничение возможного разрушительного воздействия конкуренции; • представительство интересов отрасли (межотраслевого объели • придание предпринимательскому сообществу в представлении • формирование в рамках предпринимательского сообществ!
Все эти вопросы на предприятиях находятся в ведении отделен по связям с общественностью. Результатом установления предпринимательских корпоративных отношений являются: » отраслевые (межотраслевые) программы развития; » подготовка и участие в выборах в органы представительной и исполнительной властей; «формирование у общества посредством СМИ желаемого представления о проблемах или задачах предпринимательского сообщества — реклама бизнеса; » разрешение путем мировых соглашений предпринимателей проблем или споров, связанных с использованием запрещенных средств конкуренции («черный пиар») и не имеющих судебной перспективы. 8.3. Необходимость создания предпринимательских объединений В первую очередь, необходимость формирования общественных объединений предпринимателей обусловлена особенностью политического строя современной России. Многочисленность и незрелость существующих политических партий, не способных представлять интересы отдельных общественных групп общества, включая предпринимателей, заставляют последних самостоятельно участвовать в государственной полигике. Попытки создания партии предпринимателей потерпели неудачу, что можно объяснить представлением интересов предпринимателей специальными политическими посредниками. Другое обстоятельство, которое подталкивает предпринимателей к корпоративному сотрудничеству, - это с одной стороны, политическая нестабильность, проявляющаяся в постоянном изменении правил экономической игры, а с другой стороны - наличие более сильных и удачливых отраслей (межотраслевых объединений), которые, занимая в силу сложившихся обстоятельств доминирующее положение в обществе, посредством конкуренции оказывают даааение на другие секторы (отрасли) экономики. Последние оказываются в дискриминационном положении и вынуждены нести убытки. Так, многие промышленные предприятия считают кабальными условия снабжения электрической энергией со стороны РАО ЕЭС. Именно перед угрозой давления со стороны крупных «чужих» производств конкурирующие предприятия одной отрасли (межотраслевого объединения) вынуждены объединяться, солидаризируя свои интересы.
В схожих условиях, в пору незрелости капиталистических отношений, в Аргентине («перонизм»), Испании («фалангизм»), Португалии (государство Салазара) и других странах имело место корпоративное (по отраслевому признаку) построение государственной власти. В подобных государствах предприниматели одной отрасли (равно как и другие общественные группы) по заранее установленным квотам напрямую делегировали своих представителей в органы государственной власти. Тем самым ограничивалась межотраслевая и социальная конкуренция и достигалось представительство на государственном уровне всей гаммы общественных интересов: территориальных, политических групп, отраслевых и пр. Объединение предпринимателей n государствах корпоративного типа допускается по принципу построения средневековых ремесленных гильдий. В России предприниматели вынуждены самостоятельно строить систему представительства своих интересов на государственном уровне - «включать» свои корпоративные интересы в систему существующих государственных демократических институтов. Общность России с корпоративными государствами проявляется в том, что большинство предпринимателей стоят перед необходимостью солидаризации своих интересов, хотя бы на уровне отдельных отраслей. Однако подобная солидаризация происходит в рамках либеральной, но не корпоративной, экономической системы. Третье обстоятельство, вынуждающее предпринимателей к корпоративному сотрудничеству, — возможность трудовых коллективов их предприятий в ряде случаев самостоятельно, независимо от своих работодателей, заявлять о существующих проблемах производства. Так, не сумев обеспечить представительство своих интересов на государственном уровне, предприниматели угольной отрасли в условиях известной шахтерской забастовки (1998 г.) вынуждены были солидарно нести убытки. Поскольку единый стачком рабочих-угольщиков предъявлял требования, касающиеся отраслевых условий, - 1603 которые были адресованы в первую очередь Правительству России, предприниматели вынуждены были согласовывать спою политику по отношению и к государственной власти, и к своим трудовым кол-лективам.
Важность корпоративных отношений в российской экономике n настоящее время обусловлена значительными структурными преобразованиями, что постоянно нарушает условия.межотраслевой конкуренции. Помимо этого важной проблемой является обеспечение преемственности государственной власти, которая формирует общероссийскую экономическую политику. Современные российские партии не в состоянии без участия предпринимательского сообщества обеспечить подобную преемственность. Именно поэтому каждое новое правительство предлагает свою экономическую программу, следствием является нестабильная налоговая политика и пр. Подобное наблюдается не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. В результате большинство отраслей оказываются в условиях повышенного экономического риска. С целью уменьшения риска предприниматели и создают внутриотраслевые объединения, как формальные, так и неформальные, которые служат средством участия предпринимателей в затрагивающих их общие интересы процессах. Кроме этого, отраслевые предпринимательские объединения в условиях неупорядоченного законодательства являются средством формирования общепринятых правил конкуренции - своей отраслевой (корпоративной) этики. Подобные явления имеют множество исторических прецедентов. В западноевропейской экономике указанные отношения предпринимателей в условиях становления капиталисти-ческнхотношений оформлялись в виде произволегненных (ремесленных) гильдий. С развитием промышленности формальные основания гильдий по причине их архаизма были разрушены, а неформальные, касающиеся корпоративных правил, традиций, этики, стали неотъемлемой частью современных предпринимательских отношений. В российских условиях отсутствие корпоративной этики проявляется в «черном пиаре», нарушениях правил рекламы, дискриминационных условиях сделок, давлении на властные структуры, направленном против других предприятий своей отрасли, и пр. Некоторые нарушения условий конкуренции по современному российскому законодательству предусматривает судебную ответственность (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», 1991), но на практике предприниматели к ней прибегают редко (в силу отдаленности сроков судебного разбирательства и сложностей доказательств нанесения прямого ущерба). Гораздо большее значение в этом случае имеет репутация предпринимателя как серьезного делового партнера. Поэтому возникающие споры предприниматели склонны разрешать путем не судебных разбирательств («вынося сор из избы»), а мировых соглашений, не допуская огласки своих конфликтов. Это также предполагает определенные отношения (если не сотрудничества, то согласования) между предприятиями - конкурентами в своей отрасли.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |