Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слух как источник информации в системе массовой коммуникации 3 страница




Хотя, как мы уже отмечали, слухи большей частью являются феноменом неформальной (межличностной или межгрупповой) коммуникации, средства массовой информации оказывают достаточно выраженное влияние на циркуляцию слухов. Прежде всего отсутствие или недостаточное количество информации по какой-либо теме в СМИ благоприятствует появлению и циркулированию слухов по этой тематике. Слухи в данном случае заполняют информационный вакуум, достраивая картину события. СМИ также могут быть непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную информацию. Вместе с тем СМИ порой вносят решающий вклад в процесс затухания слухов, представляя подробную и ясную информацию но соответствующей теме.

Рассматривая феномен слухов нельзя не коснуться контроля над ними. В разных странах периодически предпринимались попытки введения негативных санкций за распространение слухов. Однако нет никаких данных, подтверждающих эффективность силовых методов борьбы со слухами. В России, как известно, слухи активно распространялись даже в период широкомасштабных репрессий. Вместе с тем существует ряд принципов, выполнение которых может существенно снизить объем циркулирующих слухов. Это, прежде всего ориентация на предвидение и противостояние чувствам тревоги и неопределенности у людей; предоставление населению значительного объема фактической информации и отсутствие ограничений на каналы передачи информации; открытость и правдивость, запрет на искажение фактов ради краткосрочных выгод; формирование у людей убежденности в деструктивной природе слухов.

Обзор исследований проблемы слухов показал, что к настоящему моменту оказались выявлены лишь наиболее общие механизмы и зависимости, описывающие функционирование слухов. В отношении же более конкретных факторов единства мнений не наблюдается. За 50 лет систематического изучения слухов собрано лишь небольшое количество фактов, признанных большинством ученых. Одной из причин сложившегося положения, по мнению автора, является не совсем верная методология исследования. До последнего времени ученые пытались выявить в первую очередь самые общие механизмы порождения и распространения слухов, не учитывая какой тип слухов они исследуют. Подобный подход оказался не очень продуктивным в силу большого разнообразия самих слухов, что делает очень сложным нахождение закономерностей, присущих всем типам слухов. Выход из указанной ситуации может находиться в направлении исследования отдельных, четко определенных их типов. В дальнейшем при сравнении результатов исследований этих видов слухов весьма вероятно может оказаться, что они имеют разные источники появления, их распространяют люди с различными психологическими чертами, и закономерности трансформации таких слухов различны.

Фильм-спектакль «Соло для часов с боем» был поставлен в Художественном театре Москвы в 1974 году режиссером Олегом Ефремовым. В главных ролях этой постановки, ставшей впоследствие культовой и сохраняющей актуальность вплоть до настоящего времени, сыграли такие актеры, как Михаил Яншин, Алексей Грибов, Ольга Андровская, Михаил Прудкин, Виктор Станицын, Всеволод Абдулов, Ирина Мирошниченко. Стоит отметить, что безусловное первенство в этой картине принадлежит Ольге Андровской. К сожалению, это была ее последняя роль. На репетиции ее привозили прямо из больницы. Действие спектакля происходит в квартире отставного лифтера, где он живет вместе со своим молодым внуком. Каждую пятницу обитатели дома престарелых собираются у них дома и ведут беседы об их нелегкой жизни. Декорации данной постановки представляют себе небольшую, но уютную квартирку Посреди сцены находится колона, которая визуально делит пространство на две части. Режиссер акцентирует внимание зрителей на небольших по размеру декорациях, как бы заставляя приглядываться к деталям. Среди таких декораций особенно следует отметить часы хозяина квартиры, которыми он, безусловно, всегда гордился. Главная сюжетная линия сосредотачивает свое внимание на проблемах старшего поколения. Их волнуют, прежде всего, такие повседневные вещи, как исчезновение цейлонского чая и мандаринов, которые так легко было достать во времена их молодости. Для того, чтобы подчеркнуть эти проблемы, на контрасте с ними существует молодая пара (И. Мирошниченко и В. Абдулов). Яркие мечтатели, с бесконечно широкими амбициями, строят замки из песка и придумают разнообразные сценарии их счастливой жизни. Молодые, горячие, они желают получить все здесь и сейчас, не желая прикладывать к этому особых усилий. Им свойствен эгоизм и подростковая резкость, прямолинейность взглядов. Без колебаний они были готовы выгнать Абеля либо на холодную кухню, либо в дом престарелых. Старшее поколение также представлено интересно. Несмотря ни на что, в этом спектакле нет плачущихся стариков. Все они представлены как полноценные личности. Хозяин квартиры, отставной лифтер Абель, в душе предстает великим мыслителем. Часовщик Райнер, мастер своего дела, по совместительству является философом. В его рассуждениях центральное место занимает тема часов. Отсчитывая время, часы сокращают жизнь людей, однако, вместе с тем, если выставить их все ровно вплоть до секунды, можно навести в своей жизни порядок, которого всем героям так не хватает. Герой приводил яркий пример императора, который очень долго пытался сверить ровно все часы в своем дворце. Когда это не вышло, он сошел с ума, потому что никак не мог понять, как он может управлять тысячами людей, если он не может справиться даже с парой дюжин часов. Удивляет начало спектакля, где часовщика приводит отставной полицейский. Здесь часы в городской башне олицетворяют жизнь, ведь если их починить, то, по мнению одного из главных героев, наступит так долгожданное будущее с его прогрессом, как техническим, так и мысленным. Он так желает будущего, что пытается отремонтировать эти часы даже несмотря на то, что лестница, ведущая на верх башни с часами, сломана. И тогда он лезет к ним по стене. Удивительное упорство в верности своему делу. Образ отставного полицейского также представлен как образ человека, который фанатично предан своему делу. Несмотря на то, что сейчас герой является жителем дома престарелых и находится в отставке, он все равно пытается выполнять свою работу, соблюдать регламенты и вполне себе походит на настоящего полицейского. Пани Конти представлена нам как неунывающая причудливая женщина. В ее прошлом имеется много тайн, возможно, и грустных, но в глазах присутствует лишь неиссякаемый оптимизм, а лицо всегда светится улыбкой. За ней тенью следует влюбленный в нее бывший рассыльный пан Хмелик. Стоит отметить одну из наиболее крупных интриг спектакля – это чемодан Пани Конти, который за ней всюду носит он. И когда ей все же задают вопросы, что это за загадочный чемодан и зачем он ей, она предпочитает отшучиваться. Это остается тайной до самого конца спектакля, и после того, как чемодан будет открыт, зрителям представится возможность буквально заглянуть за кулисы ее души. Рассыльный представлен как истинный джентльмен и способен во всем угодить своей даме. Его даже называют слугой, настолько проявляется его вежливость и угодливость к Пани Конти и окружающим. Хозяин квартиры является неумолимым мыслителем. Несмотря на возраст, он обладает чувством собственного достоинства. Его квартира заполнена различными ненужными с виду вещами. И когда внук называет это все хламом, Абель возражает «Это моя жизнь!». Очевидно, что он предает большое значение этим вещам. Каждой из них, а особенно часы, являются для него не просто часами, а воспоминаниями, которые связанны с ними и очень дороги ему. Почти как Плюшкин (герой Н.В. Гоголя), он складирует эти вещи в доме, и окружает себя уютной атмосферой воспоминаний, которые согревают его все это время. В целом «Соло для часов с боем» создают удивительно тонкое метафорическое описание человеческой жизни. Соло представляет собой человека, его эмоции, поступки и стремления, часы отмеряют отпущенное человеку время, а бой – конец его жизни Актерская игра впечатляет. Спектакль специально был поставлен Ефремовым для МХАТовских стариков. Минимум жестов и максимум мимики заставляют концентрировать внимание на лицах актеров, в которых столько жизни, сколько не всегда бывает у молодых людей. Отдельно стоит отметить игру Ольги Андровской. Хотя эта роль и стала для нее последней, в спектакле этого совершенно незаметно: задор, грация и необычайная женственность способны покорить любого зрителя. Реакция зрителей на спектакль однозначна: бурные овации и смех раздаются на протяжении всего спектакля. После просмотра этого спектакля остаются совершенно неоднозначные эмоции. Это одновременно и грусть и радость, вера в светлое будущее. Эмотивная оценка спектакля с трудом поддается описанию. Эмоции, которые испытывает зритель, чаще всего, зависят от самого зрителя. Спектакль определенно стоит посмотреть зрителям любого возраста и убеждений, ведь идеи, переданные в спектакле, являются актуальными и по сей день. Они могут заставить зрителя задуматься, и возможно, переоценить свою жизнь. Приятного просмотра:)  
Как известно, подробное изучение любого типа слухов требует анализа источников сообщения, реципиентов, самого сообщения и его трансформаций, а также те особенностей социальной среды, которые влияют на зарождение и распространение слухов. Рассмотрим, какова должна быть программа исследования, к примеру, политических слухов. Из характеристик реципиента, значимых для его подверженности cлухам, помимо основных личностных черт (тревожности, экстраверсии, доминантности открытости опыту) необходимо исследовать такие аспекты политического сознания выделенные современной наукой, как политический консерватизм (можно предположить, что люди с либеральной ориентацией, в силу большей открытости и гибкости [17] более склонны к вере в слухи); политическая проницательность (уверенность в собственной политической прозорливости, возможно, снижает интерес к слухам): степень осознания групповой идентичности и некоторые другие. Изучение особенностей трансформации политических слухов необходимо проводить и условиях лабораторного эксперимента на материале передачи именно политических текстов (а не описании картин, как в известных исследованиях Г. Олпорта и Л. Постмана). Кроме того, полученные результаты обязательно должны сопоставляться с данными, почерпнутыми из «реальной» жизни посредством включенного наблюдения и опросов. Важен и подробный анализ социальной среды, в которой циркулируют политические слухи, на предмет выделения значимых детерминант. Перечень параметров анализа социальной среды (далеко не полный) может быть следующим: уровень групповой сплоченности; уровень внутри- и межгрупповой конфликтности; характер влияния средств массовой информации; способы политической борьбы в обществе.

Проведение исследований по указанной схеме позволит получить хотя и менее обобщенные, но зато более твердо установленные научные факты, имеющие также большую прикладную значимость.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.