Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение слухов в структуре современного информационного интернет- пространства




 

На протяжении всего времени слухи остаются одним из важных источников информации. Если тщательно покопаться в своем сознании, то выяснится, что львиная доля наших сведений об актуальном мире взята из не самых надежных источников: разговоров в курилке, чьих-то записей в блогах, историй, рассказанных знакомыми.

Любое, абсолютно любое событие, будь оно историческим или современным, вызывает множество толкований того, как оно происходило на самом деле. Мы живем в мире, где доминирует неопределенность, именно поэтому в нем всегда есть место слухам, — объясняет социальный психолог Дмитрий Горбатов.

Всерьез изучать слухи начали после Второй мировой войны. Тогда психолог из Гарвардского университета Гордон Олпорт и его коллега Лео Постмен сформулировали «основной закон слуха» в виде формулы:

R ~ I×A,

где R (rumor) — интенсивность образования слухов,

I (importance) — важность, значимость сообщения,

A (ambiguous) — неясность, неоднозначность имеющихся сведений.

Для некоторых психологов эта формула стала настоящей основой, как E=mc2 Эйнштейна. Правда, другие стали ее критиковать и дополнять, утверждая, что надо учитывать и эмоциональную составляющую, и множество других факторов. К тому же сам значок «~» (приблизительно) вызывал скепсис.

Для ученых слухи — это увлекательный объект исследования. Почему одни истории разлетаются на всю страну, а другие так и остаются достоянием маленькой, хотя и теплой компании? Как меняется информация при передаче из уст в уста? Для чего вообще человеку нужны слухи? Вопросы по значимости сопоставимые с проблемой эволюции или распространением микробов.

1) Потребность выделиться

«Сюда идет стая саблезубых тигров. Надо бежать вон в ту долину, потому что тигры туда ходить боятся…» — сообщает первобытный человек своим волосатым сородичам. Никому не хочется быть съеденным, и племя отправляется в долину вслед за носителем слуха. Так становятся лидерами.

Этот механизм не изменился — наверное, он в каких-то генах прописан. Человек, сообщающий новость, моментально оказывается в центре внимания — его слушают, его уважают. Особенно эффективно это работает, когда сюжет касается жизни и смерти.

«Стремление к передаче неподтвержденных сообщений бывает обусловлено осознанием необходимости укрепления позитивного образа “Я”, повышения личного авторитета и престижа в глазах слушателей. Владение эксклюзивными сведениями само по себе является демонстрацией доступа в “высшие сферы”, кроме того, в процессе совместного обсуждения информации появляется возможность обнаружить социальную компетентность, критичность суждений, аналитичность ума и прогностические способности», — пишет Горбатов в своей книге. [9]

Особенно чувствуется собственная важность, когда ты пересказал людям какой-то слух, а они из-за этого изменили свое поведение — перестали, например, есть суши, садиться в машины с водителями-кавказцами или, наоборот, начали ставить кактусы возле компьютера.

При этом успех отнюдь не всегда определяется последующей активностью слушателей. Им даже верить не обязательно. Носитель значимых новостей в любом случае становится заметной фигурой.

Сейчас популярно говорить о целенаправленном использовании слухов для военных, политических или коммерческих затей. Представляется политтехнолог в дорогом костюме, который собирает на своем айпаде домыслы и сплетни и запускает их в народ. Такое тоже случается (не исключено, что подобным образом была раскручена история с химическим оружием в Сирии). Но возможности слухов как инструмента кампании все же не стоит преувеличивать.

Их, конечно, используют как социальные манипуляторы. Но для этого есть и гораздо более удачные вещи. Слухи предельно сложно контролировать, никаких гарантий эффективности. Слухи сами по себе существуют и сами собой дополняются, изменяются, а могут совершенно вывернуться наизнанку и стать не тем, чем были изначально, — объясняет Горбатов.

Конечно же, интересно, кто их сочиняет и распространяет. Но еще интереснее, что происходит в головах тех, кто эту «информацию» воспринимает. В свое время британский биолог Ричард Докинз ввел понятие мема — социального аналога гена или вируса. Для слухов эта метафора кажется убедительной. Информационная единица живет, размножается, питается, мутирует. И ключевым вопросом становится среда ее обитания, то есть наши мозги.

2) Защитить свой разум

Есть такой психологический термин — когнитивный диссонанс. Он означает, что в голове у человека оказались два противоречащих друг другу знания, убеждения или чувства.

Фильм-спектакль «Соло для часов с боем» был поставлен в Художественном театре Москвы в 1974 году режиссером Олегом Ефремовым. В главных ролях этой постановки, ставшей впоследствие культовой и сохраняющей актуальность вплоть до настоящего времени, сыграли такие актеры, как Михаил Яншин, Алексей Грибов, Ольга Андровская, Михаил Прудкин, Виктор Станицын, Всеволод Абдулов, Ирина Мирошниченко. Стоит отметить, что безусловное первенство в этой картине принадлежит Ольге Андровской. К сожалению, это была ее последняя роль. На репетиции ее привозили прямо из больницы. Действие спектакля происходит в квартире отставного лифтера, где он живет вместе со своим молодым внуком. Каждую пятницу обитатели дома престарелых собираются у них дома и ведут беседы об их нелегкой жизни. Декорации данной постановки представляют себе небольшую, но уютную квартирку Посреди сцены находится колона, которая визуально делит пространство на две части. Режиссер акцентирует внимание зрителей на небольших по размеру декорациях, как бы заставляя приглядываться к деталям. Среди таких декораций особенно следует отметить часы хозяина квартиры, которыми он, безусловно, всегда гордился. Главная сюжетная линия сосредотачивает свое внимание на проблемах старшего поколения. Их волнуют, прежде всего, такие повседневные вещи, как исчезновение цейлонского чая и мандаринов, которые так легко было достать во времена их молодости. Для того, чтобы подчеркнуть эти проблемы, на контрасте с ними существует молодая пара (И. Мирошниченко и В. Абдулов). Яркие мечтатели, с бесконечно широкими амбициями, строят замки из песка и придумают разнообразные сценарии их счастливой жизни. Молодые, горячие, они желают получить все здесь и сейчас, не желая прикладывать к этому особых усилий. Им свойствен эгоизм и подростковая резкость, прямолинейность взглядов. Без колебаний они были готовы выгнать Абеля либо на холодную кухню, либо в дом престарелых. Старшее поколение также представлено интересно. Несмотря ни на что, в этом спектакле нет плачущихся стариков. Все они представлены как полноценные личности. Хозяин квартиры, отставной лифтер Абель, в душе предстает великим мыслителем. Часовщик Райнер, мастер своего дела, по совместительству является философом. В его рассуждениях центральное место занимает тема часов. Отсчитывая время, часы сокращают жизнь людей, однако, вместе с тем, если выставить их все ровно вплоть до секунды, можно навести в своей жизни порядок, которого всем героям так не хватает. Герой приводил яркий пример императора, который очень долго пытался сверить ровно все часы в своем дворце. Когда это не вышло, он сошел с ума, потому что никак не мог понять, как он может управлять тысячами людей, если он не может справиться даже с парой дюжин часов. Удивляет начало спектакля, где часовщика приводит отставной полицейский. Здесь часы в городской башне олицетворяют жизнь, ведь если их починить, то, по мнению одного из главных героев, наступит так долгожданное будущее с его прогрессом, как техническим, так и мысленным. Он так желает будущего, что пытается отремонтировать эти часы даже несмотря на то, что лестница, ведущая на верх башни с часами, сломана. И тогда он лезет к ним по стене. Удивительное упорство в верности своему делу. Образ отставного полицейского также представлен как образ человека, который фанатично предан своему делу. Несмотря на то, что сейчас герой является жителем дома престарелых и находится в отставке, он все равно пытается выполнять свою работу, соблюдать регламенты и вполне себе походит на настоящего полицейского. Пани Конти представлена нам как неунывающая причудливая женщина. В ее прошлом имеется много тайн, возможно, и грустных, но в глазах присутствует лишь неиссякаемый оптимизм, а лицо всегда светится улыбкой. За ней тенью следует влюбленный в нее бывший рассыльный пан Хмелик. Стоит отметить одну из наиболее крупных интриг спектакля – это чемодан Пани Конти, который за ней всюду носит он. И когда ей все же задают вопросы, что это за загадочный чемодан и зачем он ей, она предпочитает отшучиваться. Это остается тайной до самого конца спектакля, и после того, как чемодан будет открыт, зрителям представится возможность буквально заглянуть за кулисы ее души. Рассыльный представлен как истинный джентльмен и способен во всем угодить своей даме. Его даже называют слугой, настолько проявляется его вежливость и угодливость к Пани Конти и окружающим. Хозяин квартиры является неумолимым мыслителем. Несмотря на возраст, он обладает чувством собственного достоинства. Его квартира заполнена различными ненужными с виду вещами. И когда внук называет это все хламом, Абель возражает «Это моя жизнь!». Очевидно, что он предает большое значение этим вещам. Каждой из них, а особенно часы, являются для него не просто часами, а воспоминаниями, которые связанны с ними и очень дороги ему. Почти как Плюшкин (герой Н.В. Гоголя), он складирует эти вещи в доме, и окружает себя уютной атмосферой воспоминаний, которые согревают его все это время. В целом «Соло для часов с боем» создают удивительно тонкое метафорическое описание человеческой жизни. Соло представляет собой человека, его эмоции, поступки и стремления, часы отмеряют отпущенное человеку время, а бой – конец его жизни Актерская игра впечатляет. Спектакль специально был поставлен Ефремовым для МХАТовских стариков. Минимум жестов и максимум мимики заставляют концентрировать внимание на лицах актеров, в которых столько жизни, сколько не всегда бывает у молодых людей. Отдельно стоит отметить игру Ольги Андровской. Хотя эта роль и стала для нее последней, в спектакле этого совершенно незаметно: задор, грация и необычайная женственность способны покорить любого зрителя. Реакция зрителей на спектакль однозначна: бурные овации и смех раздаются на протяжении всего спектакля. После просмотра этого спектакля остаются совершенно неоднозначные эмоции. Это одновременно и грусть и радость, вера в светлое будущее. Эмотивная оценка спектакля с трудом поддается описанию. Эмоции, которые испытывает зритель, чаще всего, зависят от самого зрителя. Спектакль определенно стоит посмотреть зрителям любого возраста и убеждений, ведь идеи, переданные в спектакле, являются актуальными и по сей день. Они могут заставить зрителя задуматься, и возможно, переоценить свою жизнь. Приятного просмотра:)  
Понятие когнитивного диссонанса ввел в употребление в 50-х годах прошлого века американский психолог Леон Фестингер. Само открытие произошло как раз благодаря изучению слухов. Фестингер анализировал отчет о землетрясении, случившемся в Индии. Его интересовали районы, где сильных разрушений не было, но жители все-таки перепугались. Людям надо было как-то разрешить противоречие между чувством страха и масштабами бедствия.

«После произошедших подземных толчков сразу пошла волна слухов о том, что вскоре должны последовать более сильные толчки, которые принесут значительно более серьезные разрушения. Конечно, убежденность в том, что обязательно наступят ужасающие бедствия, — вещь не самая приятная, и нас удивило, почему такие тревожные домыслы получили столь широкое распространение. После долгих споров мы пришли к выводу, что волна слухов, предсказывавших приход еще больших бедствий, была скорее оправдывающей беспокойство, нежели вызывающей его. Другими словами, для людей, напуганных землетрясением, слухи играли роль источника информации о возможной угрозе. Подобная информация была призвана оправдать то состояние, в котором эти люди уже пребывали», — писал Леон Фестингер.

При этом в районах, где разрушения были масштабными, таких слухов не было: там ситуация соответствовала уровню страха, и не нужно было бороться с когнитивным диссонансом.

— Нужно восстановить контроль над собой и ситуацией, — поясняет Дмитрий Горбатов. — Например, преувеличить последствия какого-нибудь происшествия. Растолковать себе, почему мы так рассержены, почему так испуганы. Чтобы оправдать свое поведение, люди утрируют последствия или предсказывают новые страшные бедствия, которые вот-вот обрушатся на этот мир.

Поиск когнитивного соответствия затрагивает и причины событий. Во время наводнения в Крымске очень популярна была версия, что это не стихия, а местные чиновники специально спустили воду из водохранилища, спасая нефтебазу. Дмитрий Горбатов комментирует это так:

— Есть такая штука — когнитивные эвристики, типовые способы анализа проблемы. В условиях нехватки времени и информации мы часто начинаем ориентироваться по единственному признаку, который бросается в глаза. Например, в нашем менталитете есть такая эвристика: масштаб причин должен соответствовать размерам последствий. Если последствия катастрофичны или потенциально катастрофичны, причину нужно искать такую, которая соответствовала бы этим последствиям. И мы легко выдвигаем обвинения против наших государственных деятелей или кого-то еще, если они обладают какими-то совершенно неприемлемыми характеристиками.

И неважно, кто окажется в роли «они»: таджикские гастарбайтеры, евреи, либералы, чиновники, американцы, полицейские. Главное, что есть «мы». Это базовая, еще со времен пещер и саблезубых тигров, потребность нашего сознания.

Почти каждый из нас живет с убеждением, осознанным или не очень: «Я хороший, я порядочный, я честный, я умный». И если что-то будет угрожать этому ощущению, в качестве защиты могут использоваться слухи. Скорее всего, именно этот механизм объясняет обилие негативной «информации» об известных личностях. Она греет наше сознание, оправдывает нас. Мы не смогли достичь их уровня, но у них есть дефекты, которых нет у нас. Поэтому Путин украл миллиард, Махатма Ганди — гей, Алла Пугачева — алкоголичка, и даже Януш Корчак «на самом деле» не погиб со своими воспитанниками в Треблинке, а тайно бежал в последний момент. Сплетни о «героях-подонках» многим помогают пережить кризис среднего возраста и комплекс неполноценности.

Или другой эффект — иллюзия справедливого мира. Человеческому сознанию комфортнее, когда кажется, что каждый получает по заслугам. Опять-таки снижается тревога: я ничего плохого не сделал, поэтому не могу пострадать. Этот комфорт обеспечивают домыслы о том, что пострадавший тоже был виноват.

— Ты не смотри, что они с виду мирные. Я точно знаю: у них есть специальные лагеря, в которых тренируются боевики. И оружие у них есть, — доверительно рассказывал майор ОМОНа одному из авторов этого материала. Дело происходило во время жесткого разгона очередного «марша несогласных». Омоновцу, прошедшему Чечню, надо было как-то оправдать в своем сознании, почему он теперь ловит посреди Москвы субтильных юношей и девушек. Отсюда и вымыслы о лагерях либеральных боевиков.

3) Отличить своих от чужих

Любой конфликт или война — это всегда инкубатор слухов. Если человек готов рисковать жизнью ради чего-то, это что-то должно быть максимально ценным, а противник — максимально омерзительным. В лагерях воюющих сторон вам охотно расскажут, как противник пытает и убивает пленных, как измывается над мирными жителями. Стоит перейти линию фронта, и вам поведают те же самые ужасы — только персонажи поменяются.

«Вы видели, как танцуют чеченцы?! Они какие-то вещества глотают, пляшут и входят в транс. После этого могут любого убить», — рассказывали бойцы федеральных войск в Чечне. «Вы когда-нибудь в казармах у федералов были?! Там сплошной алкоголь и наркотики. Солдаты наглотаются и им все равно, кого убивать — хоть женщину, хоть ребенка», — с теми же доверительными интонациями сообщали сепаратисты.

Горбатов по этому поводу пишет: «Мощным средством объединения индивидов является образ врага. Не случайно так называемые слухи о злодеяниях сопровождают те или иные социальные и даже природные катаклизмы, усиливая «мы-чувство», возникшее перед лицом общей угрозы. Группа “чужаков”, наделяемая самыми негативными характеристиками, не может не способствовать сплочению тех, кто столь “контрастно” отличается от них».

Фильм-спектакль «Соло для часов с боем» был поставлен в Художественном театре Москвы в 1974 году режиссером Олегом Ефремовым. В главных ролях этой постановки, ставшей впоследствие культовой и сохраняющей актуальность вплоть до настоящего времени, сыграли такие актеры, как Михаил Яншин, Алексей Грибов, Ольга Андровская, Михаил Прудкин, Виктор Станицын, Всеволод Абдулов, Ирина Мирошниченко. Стоит отметить, что безусловное первенство в этой картине принадлежит Ольге Андровской. К сожалению, это была ее последняя роль. На репетиции ее привозили прямо из больницы. Действие спектакля происходит в квартире отставного лифтера, где он живет вместе со своим молодым внуком. Каждую пятницу обитатели дома престарелых собираются у них дома и ведут беседы об их нелегкой жизни. Декорации данной постановки представляют себе небольшую, но уютную квартирку Посреди сцены находится колона, которая визуально делит пространство на две части. Режиссер акцентирует внимание зрителей на небольших по размеру декорациях, как бы заставляя приглядываться к деталям. Среди таких декораций особенно следует отметить часы хозяина квартиры, которыми он, безусловно, всегда гордился. Главная сюжетная линия сосредотачивает свое внимание на проблемах старшего поколения. Их волнуют, прежде всего, такие повседневные вещи, как исчезновение цейлонского чая и мандаринов, которые так легко было достать во времена их молодости. Для того, чтобы подчеркнуть эти проблемы, на контрасте с ними существует молодая пара (И. Мирошниченко и В. Абдулов). Яркие мечтатели, с бесконечно широкими амбициями, строят замки из песка и придумают разнообразные сценарии их счастливой жизни. Молодые, горячие, они желают получить все здесь и сейчас, не желая прикладывать к этому особых усилий. Им свойствен эгоизм и подростковая резкость, прямолинейность взглядов. Без колебаний они были готовы выгнать Абеля либо на холодную кухню, либо в дом престарелых. Старшее поколение также представлено интересно. Несмотря ни на что, в этом спектакле нет плачущихся стариков. Все они представлены как полноценные личности. Хозяин квартиры, отставной лифтер Абель, в душе предстает великим мыслителем. Часовщик Райнер, мастер своего дела, по совместительству является философом. В его рассуждениях центральное место занимает тема часов. Отсчитывая время, часы сокращают жизнь людей, однако, вместе с тем, если выставить их все ровно вплоть до секунды, можно навести в своей жизни порядок, которого всем героям так не хватает. Герой приводил яркий пример императора, который очень долго пытался сверить ровно все часы в своем дворце. Когда это не вышло, он сошел с ума, потому что никак не мог понять, как он может управлять тысячами людей, если он не может справиться даже с парой дюжин часов. Удивляет начало спектакля, где часовщика приводит отставной полицейский. Здесь часы в городской башне олицетворяют жизнь, ведь если их починить, то, по мнению одного из главных героев, наступит так долгожданное будущее с его прогрессом, как техническим, так и мысленным. Он так желает будущего, что пытается отремонтировать эти часы даже несмотря на то, что лестница, ведущая на верх башни с часами, сломана. И тогда он лезет к ним по стене. Удивительное упорство в верности своему делу. Образ отставного полицейского также представлен как образ человека, который фанатично предан своему делу. Несмотря на то, что сейчас герой является жителем дома престарелых и находится в отставке, он все равно пытается выполнять свою работу, соблюдать регламенты и вполне себе походит на настоящего полицейского. Пани Конти представлена нам как неунывающая причудливая женщина. В ее прошлом имеется много тайн, возможно, и грустных, но в глазах присутствует лишь неиссякаемый оптимизм, а лицо всегда светится улыбкой. За ней тенью следует влюбленный в нее бывший рассыльный пан Хмелик. Стоит отметить одну из наиболее крупных интриг спектакля – это чемодан Пани Конти, который за ней всюду носит он. И когда ей все же задают вопросы, что это за загадочный чемодан и зачем он ей, она предпочитает отшучиваться. Это остается тайной до самого конца спектакля, и после того, как чемодан будет открыт, зрителям представится возможность буквально заглянуть за кулисы ее души. Рассыльный представлен как истинный джентльмен и способен во всем угодить своей даме. Его даже называют слугой, настолько проявляется его вежливость и угодливость к Пани Конти и окружающим. Хозяин квартиры является неумолимым мыслителем. Несмотря на возраст, он обладает чувством собственного достоинства. Его квартира заполнена различными ненужными с виду вещами. И когда внук называет это все хламом, Абель возражает «Это моя жизнь!». Очевидно, что он предает большое значение этим вещам. Каждой из них, а особенно часы, являются для него не просто часами, а воспоминаниями, которые связанны с ними и очень дороги ему. Почти как Плюшкин (герой Н.В. Гоголя), он складирует эти вещи в доме, и окружает себя уютной атмосферой воспоминаний, которые согревают его все это время. В целом «Соло для часов с боем» создают удивительно тонкое метафорическое описание человеческой жизни. Соло представляет собой человека, его эмоции, поступки и стремления, часы отмеряют отпущенное человеку время, а бой – конец его жизни Актерская игра впечатляет. Спектакль специально был поставлен Ефремовым для МХАТовских стариков. Минимум жестов и максимум мимики заставляют концентрировать внимание на лицах актеров, в которых столько жизни, сколько не всегда бывает у молодых людей. Отдельно стоит отметить игру Ольги Андровской. Хотя эта роль и стала для нее последней, в спектакле этого совершенно незаметно: задор, грация и необычайная женственность способны покорить любого зрителя. Реакция зрителей на спектакль однозначна: бурные овации и смех раздаются на протяжении всего спектакля. После просмотра этого спектакля остаются совершенно неоднозначные эмоции. Это одновременно и грусть и радость, вера в светлое будущее. Эмотивная оценка спектакля с трудом поддается описанию. Эмоции, которые испытывает зритель, чаще всего, зависят от самого зрителя. Спектакль определенно стоит посмотреть зрителям любого возраста и убеждений, ведь идеи, переданные в спектакле, являются актуальными и по сей день. Они могут заставить зрителя задуматься, и возможно, переоценить свою жизнь. Приятного просмотра:)  
Психологи даже выделяют отдельный тип — «слухи, вбивающие клин» или «слухи-разделители». Они не только снижают когнитивный диссонанс, но и усиливают ощущение «мы», принадлежность к группе. И неважно, кто окажется в роли «они»: таджикские гастарбайтеры, евреи, либералы, чиновники, американцы, полицейские. Главное, что есть «мы». Это базовая, еще со времен пещер и саблезубых тигров, потребность нашего сознания.

Жители России рассказывают друг другу о приезжих «кавказцах» и «азиатах», которые насилуют русских девушек. Есть и прямо противоположные «сведения». Социолог Евгений Варшавер вспоминает, как один из мигрантов-мусульман поделился с ним теорией, почему славянские мужчины менее ревнивы, а их девушки более легкомысленны и доступны. Все дело в свинине, которую христиане едят, а мусульмане нет. Оказывается, в мясе свиньи содержится особый гормон, снижающий ревность.

В более конструктивном варианте можно обойтись и без «другого». Тогда группа объединяется перед лицом внешней опасности. «Лица, занятые интерпретацией полученного сообщения, обычно воспринимают проблему как общую, требующую совместных усилий по ее преодолению или одинаковых действий по избеганию. Если же прогнозируемые последствия обсуждаемого события внушают ощутимую тревогу, то предпосылки к переживанию единства и взаимоподдержки еще более усиливаются», — пишет Горбатов.

4) Модифицировать информацию

Живые существа эволюционируют. От простеньких микробов до сложных организмов с руками, ногами и бородой. То же самое и со слухами. Они изменяются, чтобы лучше приспособиться к окружающей среде. Самые характерные изменения — сглаживание каких-то малоубедительных подробностей или, наоборот, заострение внимания на деталях, которые, очевидно, привлекают внимание и внушают доверие. Последнее время домыслы все чаще обрастают подробностями, которые усиливает эффект или делают картину более законченной и логичной.

— Я выделил и обосновал три тенденции: первая, драматизация, — это когда содержание слухов приводится в соответствие с текущим состоянием аудитории. Люди что-то обсуждали — рассердились, переволновались, испугались… И когда в дальнейшем они будут говорить на эту тему, слухи станут агрессивнее, страшнее, катастрофичнее, — объясняет Горбатов. — Второй механизм — кредитация (от латинского — «верить»). Люди, как правило, делятся на сторонников и противников слухов: сторонники как-то дополняют «информацию», изменяют, чтобы она стала правдоподобней. А противники сразу ищут сомнительные моменты. Третий — импликация, от слова implico — «тесно связываю, сплетаю». Тут люди заполняют смысловые лакуны: сами объясняют причины и определяют следствия, чтобы лучше понять информацию, конструируют какие-то рациональные или нелепые доводы. Действуют по схеме: «если так, значит, логично будет так».

5) Напугать, порадовать, удивить

Любой объект можно классифицировать сотней разных способов: «Животные пушистые, животные хищные, животные, принадлежащие императору…» Слухи не исключение. Их можно раскладывать по полочкам и в зависимости от источника, и по степени достоверности, и по силе воздействия на аудиторию. Наиболее популярна классификация на основе тех человеческих эмоций, к которым слухи обращаются.

Нашу потребность удивляться удовлетворяют сенсации. На самом деле Гагарин не летал в космос, Путин собирается жениться на Ксюше Собчак, а Аршавин будет играть в клубе «Терек»… Мы говорим: «Ого!» и с уважением смотрим на собеседника, сообщившего нам эту новость.

Второй тип — слух-мечта. Мы ценим информацию, которая доказывает, что ситуация меняется в лучшую сторону. Вот, например, нам тут сообщили, что скоро зависимость от сигарет можно будет излечить всего одной таблеткой.

Обратный вариант — слухи-страхи. Это про ужасное. Прошлогодний конец света продемонстрировал все возможные сценарии: гигантский астероид, смертельный

вирус, ядерная война, крысы-убийцы, смена магнитных полюсов, взрыв Солнца и так далее.

Можно найти и промежуточные варианты. В своей книге Горбатов приводит исследование ученого из Нигерии (слухи исследуют даже там!) по имени Нвокоча Нкпа. Этот Нвокоча предложил ввести в научный обиход понятие «неосуществления мечты» — своеобразная смесь из желаний и страшилок.

В качестве примера рассказывается сугубо нигерийская история. Якобы десять батальонов хорошо вооруженных белых наемников пытались пробраться по огромным трубам нефтепровода и соединиться с правительственными войсками — это страх. А мечта: батальоны были отравлены газом, созданным учеными, выступающими на стороне повстанцев.

6) Разобраться в происходящем

Довольно банальный тезис: домыслы возникают там, где людям не хватает информации. Правда, они могут возникать и там, где информации слишком много, но она не складывается в единую картину, да и понять степень ее достоверности нелегко. Поэтому в эпоху интернета слухи никуда не делись, наоборот — распространяются с бешеной скоростью.

Информация о происходящем нужна не только для того, чтобы принимать решения. Законченный образ события — это потребность человеческого мозга, сформировавшаяся все в те же времена пещер и мамонтов. Ты понял, что происходит, и твоя тревога пошла на убыль.

— Более полувека назад один из ведущих американских исследователей слухов Тамотсу Шибутани писал, что перед жителями Хиросимы, которые выжили после бомбардировки, встало множество вопросов. И ответы на них могли дать в тот момент только домыслы. Что это было? Это был гигантский коктейль Молотова? Или это американцы порошок магния сбросили с самолетов, или это новое, невиданное ранее оружие, которое смертоносные лучи вокруг себя распространяет? — рассказывает Дмитрий Горбатов. — Слухи обычно распространяются в ситуации, когда других сообщений нет или им не доверяют, когда нет времени на поиск новой информации или есть какое-то социальное напряжение.

От ощущения неопределенности не спасает даже наличие информации от государственных органов. Есть даже пословица: «Слух не является правдой до тех пор, пока его официально не опровергли».

— Тут важен менталитет как характерная мировоззренческая матрица, присущая носителям определенной культуры, представителям определенной социальной среды. Это та призма, через которую они оценивают происходящее в социальной среде, — говорит Горбатов. — В нашем менталитете тезис о том, что компетентные органы дают правдивую и исчерпывающую информацию, не распространен.

Иногда, впрочем, ложный слух может превратиться в правду. У психологов и социологов есть на этот счет еще один термин — самосбывающееся пророчество. Допустим, пошел слушок, что некий банк вот-вот рухнет. Люди начинают забирать из него свои вклады, и банк действительно разоряется. Или кто-то пускает сплетню, что некая барышня с легкостью вступает в половые контакты. Возможно, девушка до этого была вполне целомудренна, но созданный болтовней окружающих ореол сексуальности в корне меняет ее поведение.

То же самое может произойти и с городской легендой. Например, узнав об измене, жена отрезала ножницами мужу пенис. Этой ситуации в действительности могло и не быть. Но домысел становится сценарием, и в итоге кто-то воплощает его в жизнь. В Таиланде в 1970-х имело место массовое отрезание пенисов мужьям (за исследование этого явления на днях даже дали Игнобелевскую премию).

Собственно, слухам часто верят именно потому, что они оказываются правдой. В этом признается и сам социальный психолог:

Фильм-спектакль «Соло для часов с боем» был поставлен в Художественном театре Москвы в 1974 году режиссером Олегом Ефремовым. В главных ролях этой постановки, ставшей впоследствие культовой и сохраняющей актуальность вплоть до настоящего времени, сыграли такие актеры, как Михаил Яншин, Алексей Грибов, Ольга Андровская, Михаил Прудкин, Виктор Станицын, Всеволод Абдулов, Ирина Мирошниченко. Стоит отметить, что безусловное первенство в этой картине принадлежит Ольге Андровской. К сожалению, это была ее последняя роль. На репетиции ее привозили прямо из больницы. Действие спектакля происходит в квартире отставного лифтера, где он живет вместе со своим молодым внуком. Каждую пятницу обитатели дома престарелых собираются у них дома и ведут беседы об их нелегкой жизни. Декорации данной постановки представляют себе небольшую, но уютную квартирку Посреди сцены находится колона, которая визуально делит пространство на две части. Режиссер акцентирует внимание зрителей на небольших по размеру декорациях, как бы заставляя приглядываться к деталям. Среди таких декораций особенно следует отметить часы хозяина квартиры, которыми он, безусловно, всегда гордился. Главная сюжетная линия сосредотачивает свое внимание на проблемах старшего поколения. Их волнуют, прежде всего, такие повседневные вещи, как исчезновение цейлонского чая и мандаринов, которые так легко было достать во времена их молодости. Для того, чтобы подчеркнуть эти проблемы, на контрасте с ними существует молодая пара (И. Мирошниченко и В. Абдулов). Яркие мечтатели, с бесконечно широкими амбициями, строят замки из песка и придумают разнообразные сценарии их счастливой жизни. Молодые, горячие, они желают получить все здесь и сейчас, не желая прикладывать к этому особых усилий. Им свойствен эгоизм и подростковая резкость, прямолинейность взглядов. Без колебаний они были готовы выгнать Абеля либо на холодную кухню, либо в дом престарелых. Старшее поколение также представлено интересно. Несмотря ни на что, в этом спектакле нет плачущихся стариков. Все они представлены как полноценные личности. Хозяин квартиры, отставной лифтер Абель, в душе предстает великим мыслителем. Часовщик Райнер, мастер своего дела, по совместительству является философом. В его рассуждениях центральное место занимает тема часов. Отсчитывая время, часы сокращают жизнь людей, однако, вместе с тем, если выставить их все ровно вплоть до секунды, можно навести в своей жизни порядок, которого всем героям так не хватает. Герой приводил яркий пример императора, который очень долго пытался сверить ровно все часы в своем дворце. Когда это не вышло, он сошел с ума, потому что никак не мог понять, как он может управлять тысячами людей, если он не может справиться даже с парой дюжин часов. Удивляет начало спектакля, где часовщика приводит отставной полицейский. Здесь часы в городской башне олицетворяют жизнь, ведь если их починить, то, по мнению одного из главных героев, наступит так долгожданное будущее с его прогрессом, как техническим, так и мысленным. Он так желает будущего, что пытается отремонтировать эти часы даже несмотря на то, что лестница, ведущая на верх башни с часами, сломана. И тогда он лезет к ним по стене. Удивительное упорство в верности своему делу. Образ отставного полицейского также представлен как образ человека, который фанатично предан своему делу. Несмотря на то, что сейчас герой является жителем дома престарелых и находится в отставке, он все равно пытается выполнять свою работу, соблюдать регламенты и вполне себе походит на настоящего полицейского. Пани Конти представлена нам как неунывающая причудливая женщина. В ее прошлом имеется много тайн, возможно, и грустных, но в глазах присутствует лишь неиссякаемый оптимизм, а лицо всегда светится улыбкой. За ней тенью следует влюбленный в нее бывший рассыльный пан Хмелик. Стоит отметить одну из наиболее крупных интриг спектакля – это чемодан Пани Конти, который за ней всюду носит он. И когда ей все же задают вопросы, что это за загадочный чемодан и зачем он ей, она предпочитает отшучиваться. Это остается тайной до самого конца спектакля, и после того, как чемодан будет открыт, зрителям представится возможность буквально заглянуть за кулисы ее души. Рассыльный представлен как истинный джентльмен и способен во всем угодить своей даме. Его даже называют слугой, настолько проявляется его вежливость и угодливость к Пани Конти и окружающим. Хозяин квартиры является неумолимым мыслителем. Несмотря на возраст, он обладает чувством собственного достоинства. Его квартира заполнена различными ненужными с виду вещами. И когда внук называет это все хламом, Абель возражает «Это моя жизнь!». Очевидно, что он предает большое значение этим вещам. Каждой из них, а особенно часы, являются для него не просто часами, а воспоминаниями, которые связанны с ними и очень дороги ему. Почти как Плюшкин (герой Н.В. Гоголя), он складирует эти вещи в доме, и окружает себя уютной атмосферой воспоминаний, которые согревают его все это время. В целом «Соло для часов с боем» создают удивительно тонкое метафорическое описание человеческой жизни. Соло представляет собой человека, его эмоции, поступки и стремления, часы отмеряют отпущенное человеку время, а бой – конец его жизни Актерская игра впечатляет. Спектакль специально был поставлен Ефремовым для МХАТовских стариков. Минимум жестов и максимум мимики заставляют концентрировать внимание на лицах актеров, в которых столько жизни, сколько не всегда бывает у молодых людей. Отдельно стоит отметить игру Ольги Андровской. Хотя эта роль и стала для нее последней, в спектакле этого совершенно незаметно: задор, грация и необычайная женственность способны покорить любого зрителя. Реакция зрителей на спектакль однозначна: бурные овации и смех раздаются на протяжении всего спектакля. После просмотра этого спектакля остаются совершенно неоднозначные эмоции. Это одновременно и грусть и радость, вера в светлое будущее. Эмотивная оценка спектакля с трудом поддается описанию. Эмоции, которые испытывает зритель, чаще всего, зависят от самого зрителя. Спектакль определенно стоит посмотреть зрителям любого возраста и убеждений, ведь идеи, переданные в спектакле, являются актуальными и по сей день. Они могут заставить зрителя задуматься, и возможно, переоценить свою жизнь. Приятного просмотра:)  
— Изучая эту проблему, я не раз сталкивался в литературе с тезисом о том, что «слухи рабочего места» всегда точны, и я много раз убеждался, что это именно так. Люди, заинтересованные в достоверной информации, проверяют, уточняют и дополняют полученные от других сведения. Таким образом, подобные слухи постепенно приближаются к правде даже в том случае, если первоначально они представляли собой продукт чей-то на редкость буйной фантазии. Слухи — не то, что пассивно передается, а что дополняется и изменяется в процессе их обсуждения.


 

Глава 2. Анализ слухов как источника информации в интернет среде

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.