Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства сервисной деятельности




Понимание сервисной деятельности с учетом многогранной природы сервиса.

 

Теоретическое понимание сервисной деятельности – отображает многогранную природу сервиса,

**** практика сервисной деятельностиобширное пространство хозяйственной активности, в которую вовлечены две основные стороны:

1.специализированные структуры, производящие услуги и предлагающие воспользоваться ими на основе рыночного обмена (для них сервисная деятельность – разновидность профессионального труда, бизнеса, управления в сфере хозяйствования);

2. потребители, которые сообщают сервисной деятельности неэкономические характеристики, порождаемые их интересами, эмоциями, ценностными ориентациями (они предъявляют к сервисной деятельности широкий диапазон специфических требований и через рыночный обмен желают получить конкретные блага с учетом своих потребностей).

Такое понимание сервисной деятельности дает возможность определить её как многоплановый экономический, социальный и культурный феномен.

Сервисная деятельность выступает одновременно:

а) хозяйственным механизмом удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, важным звеном общественного воспроизводства, распределения и потребления товаров, социальным инструментом повышения благосостояния людей;

б) (со второй половины XX в.) источником социокультурных инноваций, способа динамизации всего общественного развития – через информационное обслуживание, расширение услуг познавательного плана и т.п.

Таким образом, сервисная деятельность является сложным объектом междисциплинарного научного анализа.

 

 

1. исторические корни сервисной деятельности – в процессах самообеспечения и родственной взаимопомощи;

2. сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена:

**это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предпринимательскую активность на рынке услуг;

3. сервисная деятельность имеет определённые внеэкономические характеристики, которые усиливают ее социальную и эмоционально-психологическую определенность;

4. сервисная деятельность имеет сложную структуру;

 

сервисология – наука о сервисной деятельности, которая формируется ныне в мировой аналитике как междисциплинарная, теоретическая и прикладная область исследований.

5. труд в сфере сервиса во многом отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве, имеет многоплановый характер, а также место и роль не только в промышленном производстве, но и в воспроизводстве общественных связей, в культурной жизни людей.

 

Прямая связь с конечным этапом потребления – отличительная черта сервисной деятельности от материального производства, которому эта связь присуща в незначительной степени.

Сам процесс обслуживания потребителей содержит в себе значительный потенциал неэкономического (социального, психологического, духовного) начала, что позволяет охарактеризовать сервисную деятельность как «отход от вещей»:

*производство и потребление услуг в большинстве случаев происходит путем непосредственных контактов между обслуживающим персоналом и клиентами (заказчиками, покупателями);

*даже если контакты между ними опосредованы временем и пространством, услуги являются таковыми лишь в том случае, если их результат принимается, а не отвергается потребителями.

 

4. Признаки услуг, которые сообщают сервисной деятельности как экономическому явлению специфический характер:

1) процесс оказания услуг представляет собой особого рода деятельность, для которой характерно партнерское взаимодействие производителя и потребителя:

**результат деятельности по оказанию услуг – польза, блага, особо значимые для потребителя услуг, в силу чего он оплачивает труд производителя услуг по рыночной цене;

2) оказываемые услуги носят неосязаемый, невещный характер, хотя для производства услуг, как правило, необходимы материальные ресурсы, вещества, техника, специальное оборудование;

3) услуги не существуют до начала их предоставления; их нельзя хранить и складировать:

**процесс производства услуг происходит одновременно с процессом их потребления;

4) потребитель нередко принимает прямое участие в процессе оказания услуги:

**генерация целого ряда услуг возможна без присутствия потребителя; потребитель может появиться на определенном этапе оказания услуги, но он обязательно должен появиться, так как без него услуга не приобретет своего завершающего характера;

5) потребитель услуг не может становиться их собственником:

**это не относится к вещам, относительно которых оказывается услуга (например, отремонтированный утюг, сшитый костюм);

6) оказание услуг – это деятельность, поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит;

7) конкретная услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на данном направлении, что резко ограничивает возможности ее замещения на рынке:

**спрос на услуги характеризуется значительными колебаниями.

5. Признаки сервисной деятельности:

*функционирует в рамках рыночных отношений обмена,

*регулируется отношениями между субъектами сервисной деятельности и потребителями услуг,

*формируется в соответствии с требованиями рыночных отношений обмена и отношениями между субъектами сервисной деятельности и потребителями услуг.

 

Признаки труда в сфере услуг:

*труд отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве

*работник имеет дело, прежде всего, с человеком, его потребностями и желаниями;

*услуга также осуществляет конструктивные изменения в окружающем мире, в облике человека или в его сознании, но эти изменения не приобретают столь ярко выраженного предметно-вещного характера;

*работник имеет дело с весьма тонкими свойствами конкретных вещей, а также с социальными связями, психологией и сознанием людей;

*труд насыщен целым рядом внерыночных элементов;

*труд работника непросто вычленить и оценить с точки зрения того, какие трансформации происходят под его воздействием в окружающей действительности и как меняется в результате этого сама хозяйственная практика;

*труд имеет свою рыночную цену (т.е. выступает полноправным объектом купли-продажи, в том числе через механизмы государственного перераспределения), которая определяется вкладом в приумножение национального богатства страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.