КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства сервисной деятельностиПонимание сервисной деятельности с учетом многогранной природы сервиса.
Теоретическое понимание сервисной деятельности – отображает многогранную природу сервиса, **** практика сервисной деятельности – обширное пространство хозяйственной активности, в которую вовлечены две основные стороны: 1.специализированные структуры, производящие услуги и предлагающие воспользоваться ими на основе рыночного обмена (для них сервисная деятельность – разновидность профессионального труда, бизнеса, управления в сфере хозяйствования); 2. потребители, которые сообщают сервисной деятельности неэкономические характеристики, порождаемые их интересами, эмоциями, ценностными ориентациями (они предъявляют к сервисной деятельности широкий диапазон специфических требований и через рыночный обмен желают получить конкретные блага с учетом своих потребностей). Такое понимание сервисной деятельности дает возможность определить её как многоплановый экономический, социальный и культурный феномен. Сервисная деятельность выступает одновременно: а) хозяйственным механизмом удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, важным звеном общественного воспроизводства, распределения и потребления товаров, социальным инструментом повышения благосостояния людей; б) (со второй половины XX в.) источником социокультурных инноваций, способа динамизации всего общественного развития – через информационное обслуживание, расширение услуг познавательного плана и т.п. Таким образом, сервисная деятельность является сложным объектом междисциплинарного научного анализа.
1. исторические корни сервисной деятельности – в процессах самообеспечения и родственной взаимопомощи; 2. сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена: **это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предпринимательскую активность на рынке услуг; 3. сервисная деятельность имеет определённые внеэкономические характеристики, которые усиливают ее социальную и эмоционально-психологическую определенность; 4. сервисная деятельность имеет сложную структуру;
сервисология – наука о сервисной деятельности, которая формируется ныне в мировой аналитике как междисциплинарная, теоретическая и прикладная область исследований. 5. труд в сфере сервиса во многом отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве, имеет многоплановый характер, а также место и роль не только в промышленном производстве, но и в воспроизводстве общественных связей, в культурной жизни людей.
Прямая связь с конечным этапом потребления – отличительная черта сервисной деятельности от материального производства, которому эта связь присуща в незначительной степени. Сам процесс обслуживания потребителей содержит в себе значительный потенциал неэкономического (социального, психологического, духовного) начала, что позволяет охарактеризовать сервисную деятельность как «отход от вещей»: *производство и потребление услуг в большинстве случаев происходит путем непосредственных контактов между обслуживающим персоналом и клиентами (заказчиками, покупателями); *даже если контакты между ними опосредованы временем и пространством, услуги являются таковыми лишь в том случае, если их результат принимается, а не отвергается потребителями.
4. Признаки услуг, которые сообщают сервисной деятельности как экономическому явлению специфический характер: 1) процесс оказания услуг представляет собой особого рода деятельность, для которой характерно партнерское взаимодействие производителя и потребителя: **результат деятельности по оказанию услуг – польза, блага, особо значимые для потребителя услуг, в силу чего он оплачивает труд производителя услуг по рыночной цене; 2) оказываемые услуги носят неосязаемый, невещный характер, хотя для производства услуг, как правило, необходимы материальные ресурсы, вещества, техника, специальное оборудование; 3) услуги не существуют до начала их предоставления; их нельзя хранить и складировать: **процесс производства услуг происходит одновременно с процессом их потребления; 4) потребитель нередко принимает прямое участие в процессе оказания услуги: **генерация целого ряда услуг возможна без присутствия потребителя; потребитель может появиться на определенном этапе оказания услуги, но он обязательно должен появиться, так как без него услуга не приобретет своего завершающего характера; 5) потребитель услуг не может становиться их собственником: **это не относится к вещам, относительно которых оказывается услуга (например, отремонтированный утюг, сшитый костюм); 6) оказание услуг – это деятельность, поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит; 7) конкретная услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на данном направлении, что резко ограничивает возможности ее замещения на рынке: **спрос на услуги характеризуется значительными колебаниями. 5. Признаки сервисной деятельности: *функционирует в рамках рыночных отношений обмена, *регулируется отношениями между субъектами сервисной деятельности и потребителями услуг, *формируется в соответствии с требованиями рыночных отношений обмена и отношениями между субъектами сервисной деятельности и потребителями услуг.
Признаки труда в сфере услуг: *труд отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве *работник имеет дело, прежде всего, с человеком, его потребностями и желаниями; *услуга также осуществляет конструктивные изменения в окружающем мире, в облике человека или в его сознании, но эти изменения не приобретают столь ярко выраженного предметно-вещного характера; *работник имеет дело с весьма тонкими свойствами конкретных вещей, а также с социальными связями, психологией и сознанием людей; *труд насыщен целым рядом внерыночных элементов; *труд работника непросто вычленить и оценить с точки зрения того, какие трансформации происходят под его воздействием в окружающей действительности и как меняется в результате этого сама хозяйственная практика; *труд имеет свою рыночную цену (т.е. выступает полноправным объектом купли-продажи, в том числе через механизмы государственного перераспределения), которая определяется вкладом в приумножение национального богатства страны.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |