Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть интеллектуалов




ВЛАСТЬ РЕКЛАМЫ И ОПРОСОВ

Наряду со средствами информации в обществе действуют и другие власти влияния, к числу которых относятся реклама и оп­росы общественного мнения, являющиеся новым оружием соци­ального контроля.

1 ВаПе Р. МёсНаз е! Зоа&ёз. Р., 1992. Р. 666.

 

I

 

Реклама представляет собой искусство психологического воз­действия на общество. Она широко используется в коммерции, но в последние годы широко используется и в политической жизни, особенно в период избирательных кампаний.

Опросы общественного мнения являются также средством мягкого влияния на население. Они обеспечивают сведениями и дополнительными аргументами о самых разнообразных мнениях и потребностях граждан. С их помощью определяется профиль среднего потребителя-избирателя, а также формируется обще­ственное мнение. Власть опросов общественного мнения опреде­ляется тем, что она подталкивает каждого гражданина следовать за большинством граждан, которое занимает выявленную этими опросами позицию. Своеобразным принципом их действия явля­ется опасение свободы.

Кто же такой интеллектуал? В некотором смысле интеллекту­ал «самоидентифицируется» тем, что принимает участие в деба­тах, борьбе идей. Этим понятием обозначается посредник, уча­ствующий в определенном поле отношений, отношений между культурой и политикой, между разумом и социальным полем, между мыслью и действием. Так, скажем, математик, решающий уравнения, не является интеллектуалом. Он им становится факти­чески только в случае осуществления политических действий, на­пример, занимая вполне определенную позицию в вопросах про­изводства и запрещения ядерного оружия, в вопросах защиты ок­ружающей среды и т.п. Интеллектуал действует. Он «обязуется», являясь в определенном смысле профессионалом обязательства.

Интеллектуал возникает из соединения мысли и политики. Как отмечают французские социологи Паскаль Ори и Жан-Фран­суа Сиринелли в работе, посвященной интеллектуалам, эта кате­гория включает в себя вовсе не тех, кто думает, а тех, кто сообщает мысль в виде эссе, трактата, в ходе выступлений и т.п. Указанные социологи определяют интеллектуалов как людей сферы культу­ры, «являющихся создателями или посредниками, поставленны­ми в ситуацию человека политики как производителя или потре-

 

бителя идеологии». Это не просто социопрофессиональная кате­гория, или неизменный персонаж. Это статус, приобретенный «индивидуальной волей... и обращенный к коллективному ис­пользованию». Авторы полагают, что «существует «интеллектуаль­ное общество», которое вырабатывает свои собственные средства, свои собственные сети»609.

В такой интерпретации понятия есть своя история. 13 января 1898 г. Э. Золя публикует свое знаменитое письмо: «Я обвиняю!», беря под свою защиту капитана Дрейфуса. 23 января Ж. Клемансо написал: «Не является ли это знаком того, что прибывшие ото­всюду интеллектуалы объединяются вокруг идеи?».

Такова история рождения этого неологизма, вошедшего в XX в. Дело Дрейфуса стало своеобразным крещением интеллектуалов. Правда, это понятие использовалось еще в XII в., однако оно формируется в его современном понимании лишь в XVIII в. А в XX в. интеллектуал — это защитник идей, которые обольщают толпу, вводя их в поле действия и человеческого прогресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.