Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Магия как власть влияния




Магия (лат. Ма

га) — совокупность обрядов, связанных с ве­рой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. Занимая промежуточное положение между тех­никой и религией, магия представляет собой искусство управле­ния или господства над природными феноменами посредством оккультных приемов, зачастую связанных с силой слова и пред­ставляющих собой власть влияния.

Магия представляет собой процесс, говоря словами известно­го французского социолога Марселя Мосса (1872—1950), похожий на светскую технику по своим практическим целям, а по своим духовным и культовым актам сближающийся с религией, ибо вво­дит в действие магическую энергию, и потому дающий возмож­ность господствовать над вещами и миром.

М. Мосс в работе «Эскиз общей теории магии» понятие влас­ти связывает с магическим актом. Магия, указывает он, включает

 

в себя «многие идеи, которые мы обозначили бы словами: власть колдуна, чудодейственные свойства вещи, магическая вещь, маги­ческое существо, иметь магическую власть... это действовать ма­гически»617.

В чем специфика этой власти? Магия осуществляет воздей­ствие при помощи слов. Она воздействует на людей при помощи Имен. При помощи «обольщения» в самом широком смысле это­го слова. Обольстить — значит победить, получить желаемые ре­зультаты, поставить субъектов в ситуацию неспособности к со­противлению. Волшебство воздействует словами и захватывает души. Слово, помимо обозначения феномена, наделено силой и созиданием. У примитивных народов имя является вещью. А это значит, что познание имени — это процесс навязывания желания. Волшебство имени и языка — это основание магии, это разновид­ность власти влияния.

Магия имени, которая была известна у «примитивных» наро­дов, проявляется во власти влияния, распространяющейся от взы­вающей Силы, которая создает, обольщает, околдовывает, вовле­кает, до удивительной способности добиваться чего-либо с помо­щью санкций и при помощи волшебства, присущего человеку как производителю чуда и волшебника по своей сути.

Силой волшебства является язык. Но звуковые сигналы, ко­торые слышит человек, не совпадают со словом. Восприятие зву­ковых сигналов является индивидуальным актом, при помощи которого язык осуществляет свою функцию.

Говорить — означает делать, означает вовлекать слушателей в линию слов. Джон Остин (1911—1960), английский философ, представитель лингвистической философии, справедливо утверж­дал, что речь представляет собой искусство воздействия на мир, а значит, и власть. Когда я излагаю факт, я втягиваю в действие дру­гих. Говорить — это действовать, а взятие слова сравнимо с завое­ванием власти. В таких феноменах, как пропаганда и демагогия, наглядно проявляется власть речи. Пропаганда представляет со­бой действие, направленное на общественное мнение с таким расчетом, чтобы подвести его к восприятию некоторых полити­ческих или социальных идей, опираясь на волшебство речи. Де-

 

магогия обольщает народ при помощи речи и использует таким образом эмоции людей.

Речь обладает властью влияния. Она не только средство диа­лога, она очаровывает, влияет, оказывает магическое воздействие, что в свое время поняли и использовали софисты. Мы говорим: взять слово - значит взять власть, так как слово обладает колдовс­кой силой. Так, поэтическое слово обладает властью внушения. Слово лечит, что используется и в медицине, и в социальной тера­пии. Даже слово клеветы и лести — это сила и волшебство. Что бы ни говорили, всегда что-то остается.

Все свидетельствует о том, что язык, речь представляют собой власть влияния, способную обольщать умы и сердца, а также их разбивать. Обладая искусством воздействия на людей, язык созда­ет вещи и существа. Без слов ничего не осуществляется.

Таким образом, власть влияния выполняет тонкую соци­альную функцию. Она без всякого физического насилия проника­ет в сердца и разум людей при помощи убеждения, нередко при помощи скрытого манипулирования и используется в социальном управлении. Власть влияния регулирует коммуникацию в обще­стве (СМИ), функционирование универсального (интеллектуалы и идеологи), страхи и беспорядки в обществе (религия). И потому функции власти влияния невозможно минимизировать.

Власть влияния связана с сетью оригинальных и нестабиль­ных отношений, отношений текучих, диффузных и неуловимых. И потому сама она неуловима и диффузна.

 

518

 

617 5осю1ов1е е1 АпШгоро1о

1е. Р., 1968. Р. 101.

 

Глава ю. Основания власти

 

Виды и проявления господства

 

Таблица 3

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.