Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть философии




Наряду с властью интеллектуалов и идеологий существует и власть философии, которая не сводится к идеологии только. Фило­софия обладает властью влияния, что достигается либо при помощи убеждения, либо при помощи рациональной силы. Оружием фило­софии является и риторика, что признавал еще Платон. И потому философия уделяет должное внимание искусству речи, приданию привлекательной формы своим идеям. Будучи не только разумом, логосом, или абсолютной идеей, философия является средством убеждения и аргументации, используемым для обольщения людей. И потому она, философия, представляет собой власть влияния.

История полна примеров силы философии, без которой куль­тура не была бы тем, чем она является в наше время. Революция духа нашего времени, как известно, связана с незаменимым вкла­дом в «новую философию» французского философа Рене Декарта (1596-1650). С конца XVII в. «картезианцы» обладают несомнен­ным авторитетом. И в этом находит выражение власть филосо­фии. Трудно не согласиться с утверждением французского поли­толога Пьера Колена: «Сегодня трудно перечислить то, что гово­рилось бы без обращения к наследию Декарта: философская современность, или, проще говоря, современность, рационализм

 

6111 Агоп К. Ь Оршт дез т1е11есШе18. Р., 1955. Р. 288.

 

8аг1ге].-Р. ЗкиаНоп рЬПозорЫяие. Р., 1966. Р. 242.

 

 

 

и эмпиризм, дух расчетливости буржуазии, а также интеллекту­альная отвага, современный технический проект... и, конечно, знаменитый картезианский дух французов... Картезианская фи­лософия обеспечила все элиты своего времени (XVII век) общей «культурой», внутри которой буржуазия смогла присвоить себе особым образом элементы, которые отвечали ее собственным идеологическим потребностям»612.

Подобную высокую оценку можно дать вкладу философов-просветителей в XVIII в., ставших предвестниками Французс­кой революции 1789 г. во имя утверждения идеалов свободы и борьбы против угнетения, в том числе и со стороны политичес­кой, моральной и религиозной властей. Наше время со всеми его достоинствами и трудностями стало в значительной мере результатом реализации идей выдающихся мыслителей, таких как К. Маркс, Г. Гегель, Ф. Ницше. И последние годы философия вносит свой достойный вклад в утверждение самых передовых и прогрессивных идеалов и идей. И это одно из существенных проявлений ее власти.

9.5. ВЛАСТЬ РЕЛИГИИ

Религия, как известно, играла и играет весьма значительную роль в жизни общества. Она вносит свой вклад в реализацию по­литической власти. При этом совокупность так называемых риту­альных действий, связанных с тем, что мы называем священным, порождает и формы мирского господства.

Никто не оспаривает тот факт, что религиозные ритуалы иг­рают в жизни людей спасительную роль, освобождая их от страха и компенсируя их слабость. Бог дает успокоение людям. Он по­кровительствует им, вселяя к тому же перспективу бессмертия. Власть религии, ее престиж, особенно в глазах верующих, связа­ны с бессмертием души, с воскресением умерших. Кажется, Лук­рецию, римскому поэту и философу, принадлежит мысль о том, что страх создал богов. И вера изгоняет этот страх, создавая тем самым жизненное пространство.

 

Но помимо смерти, в контроле нуждаются такие человечес­кие качества, как агрессивность и необузданные желания. Рели­гиозный контроль в борьбе с ними весьма эффективен. Правда, в наше время организованное на основах социального контракта общество рационально управляется при помощи закона. Именно закон подчиняет человека и определяет власть, приносящую по­рядок в общество. Религия, в свою очередь, гармонизирует обще­ство при помощи ритуальной манипуляции. И потому власть вли­яния приобретает политико-социальную форму.

Религия и религиозные институты регулируют те виды наси­лия, которые порождаются желаниями людей. Они вносят свой вклад в утверждение мира в обществе, состоящем и из людей, на­деленных ненавистью и агрессивностью, присущими человечес­кому виду вообще. Умиротворяющая и регулирующая функция религии является проявлением ее власти. Жертвоприношение ис­пользуется в религиях как символ отвержения насилия, средство регулирования, а значит, и выживания общества. Религиозный обряд вообще, ограничивая проявление, а тем более эскалацию насилия, является также выражением власти и силы. Ж. Рюсс приводит следующее размышление французского политического мыслителя Жан-Жака Вюненбюргера: «Насилие оказывается... перехваченным священным... Ритуальная манипуляция священ­ным может поглотить значительную часть его энергии, которая без него оказалась бы непредсказуемой и неконтролируемой. Не­которые культуры, или, по крайней мере, ритуалы, артикулиру­ются, в основном, вокруг контролируемой чувствительности и аполлоновской силы тяжести. Выживают только те ритуалы, ко­торые основаны на приручении этого насилия и на его символи­ческом сохранении... Празднества представляют собой, вероятно, самый сильный ритуал концентрации реального и символическо­го насилия. Агонистические игры, сексуальные вольности, продо­вольственные излишества, интенсификация эмоциональной жиз­ни в танце — все это каналы для циркуляции насилия, но наси­лия, удерживаемого под контролем мифической традиции»613.

Религия, господствуя над страхом смерти и насилием, облада­ет очистительной для общества властью, избавляя его от беспо­рядков и эксцессов, несущих ему угрозу разрушения.

 

512

 

612 СГ. Лии/. Ор. ск. Р. 235-236.

 

613 Ким /. Ор. ск. Р. 237-238.

33 Заказ 125

 

 

и эмпиризм, дух расчетливости буржуазии, а также интеллекту­альная отвага, современный технический проект... и, конечно, знаменитый картезианский дух французов... Картезианская фи­лософия обеспечила все элиты своего времени (XVII век) общей «культурой», внутри которой буржуазия смогла присвоить себе особым образом элементы, которые отвечали ее собственным идеологическим потребностям»612.

Подобную высокую оценку можно дать вкладу философов-просветителей в XVIII в., ставших предвестниками Французс­кой революции 1789 г. во имя утверждения идеалов свободы и борьбы против угнетения, в том числе и со стороны политичес­кой, моральной и религиозной властей. Наше время со всеми его достоинствами и трудностями стало в значительной мере результатом реализации идей выдающихся мыслителей, таких как К. Маркс, Г. Гегель, Ф. Ницше. И последние годы философия вносит свой достойный вклад в утверждение самых передовых и прогрессивных идеалов и идей. И это одно из существенных проявлений ее власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.