Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса по доходу




Перекрестная эластичность спроса

Факторы ценовой эластичности спроса

Наличие заменителей. Чем больше у данного товара су­ществует хороших заменителей, тем эластичнее спрос на него.

Удельный вес расходов на товар в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя (при прочих равных условиях), тем выше эластичность спроса на него (например, автомобиль, дом), поскольку даже неболь­шое в процентном отношении изменение цены может оказать­ся для потребителя существенным и ему придется отложить приобретение данного товара. Если же значительно растет цена, например, на шоколадку, то большинство покупателей не откажутся от ее приобретения, поскольку по отношению к их доходу это повышение не является столь уж существен­ным. Поэтому, если удельный вес расходов на товар в дохо­де потребителя незначителен, то спрос на него, скорее все­го, окажется неэластичным.

Степень необходимости блага для потребителя, или принадлежность к товарной группе: предметы, роскоши и предметы потребления первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости является неэластичным. Спрос на предметы рос­коши для основной массы потребителей эластичен (обед в ре­сторане, модная одежда, драгоценности и др.).

Фактор времени. Спрос на продукт, как правило, тем эластичнее, чем больше период времени для принятия реше­ний. Здесь играет роль и сила привычки, и долговечность продукта, и возможность в будущем принять другое реше­ние, и т.д.

Перекрестная эластичность спроса показывает, насколь­ко чувствителен потребительский спрос на один продукт (Qy) к изменению цены другого продукта (Рх), и должна учиты­ваться фирмами при назначении цен на свою продукцию.

Эластичность спроса по доходу имеет весьма существен­ное практическое значение, поскольку важна для прогнозирования развития производства тех или иных товаров. С ро­стом доходов спрос на одни товары растет (товары высшей категории качества), а на другие (товары низкой категории качества) — падает.

 

3. Эластичность предложения: понятие, факторы. Предложения в трех временных периодах.

Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого-либо фактора. Ценовая эластичность предложения (Es) характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены.

Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика, то предложение эластично, и наоборот.

Данный коэффициент при расчете всегда принимает положительное значение в силу действия закона предложения.

Если Е >1, то говорят, что предложение эластично

Если Е<1, то говорят, что предложение неэластично.

Особые случаи: Е =0 или Е = ∞ (нежизнеспособно из-за ограниченности ресурсов)

 

Факторы, влияющие на эластичность предложения: фактор времени, степень сохранности товара, стоимость его хранения, возможности (гибкость) технологического процесса.

 

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность.

а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (Es = 0).

б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и соответственно цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно (l>Es>0);

в) в длительном (долгом) периоде, когда возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, так как все факторы производства являются переменными (в том числе производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.), коэффициент эластичности: Es>l.

 

В зависимости от фактора времени принято различать предложение в 3 временных периодах:

А) мгновенном (коротком) - период времени, в течение которого производитель не может изменить производство и предложение благ на рынке. Ситуацию в большей степени будет определять спрос. Е =0.

Б) краткосрочном– период времени, в течение которого хотя бы один фактор производства не может быть изменен (как правило, это капитал). Производитель может увеличить предложение благ на рынке за счет более интенсивного использования капитала как постоянного фактора производства 0<Е <1

В) долгосрочном– период времени, в течение которого все факторы производства являются переменными. Следов-но фирма может существенно изменять предложение своей продукции на рынке. Е >1.

 

Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара, а также стоимость и условия его хранения. Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения.

 

Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности. Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установлении минимума заработной платы, и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.